Презентация создана ко дню празднования юбилея М. Ломоносова. В презенрации рассказывается об жизни и деятельности великого ученого, об истории создания отечественной мозаики и о шедеврах мозаичного искусства, созданных при непосредственном участии самого мастера. Ломоносов внес неоценимый вклад в развитие российской науки. Русские люди никогда не забудут великого ученого.
Вложение | Размер |
---|---|
_2lomonosov_1.ppt_2.zip | 2.62 МБ |
2lomonosov2.ppt.zip | 2.97 МБ |
2lomonosov_3.ppt.zip | 2.86 МБ |
2lomonosov_4.ppt.zip | 2.98 МБ |
_2lomonosov5.ppt.zip | 2.39 МБ |
2lomonosov_6.ppt.zip | 2.56 МБ |
_2lomonosov_7.ppt.zip | 2.96 МБ |
2lomonosov_8.ppt.zip | 2.44 МБ |
2lomonosov_9.ppt.zip | 2.75 МБ |
2lomonosov_10.ppt.zip | 2.62 МБ |
_2lomonosov_11.ppt.zip | 2.98 МБ |
Слайд 1
Автор: ТОПАЛ МИХАИЛ – 5 «А» класс Руководитель: КОВТУНОВА Л.А. ЮГО – ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №765 2013 ГОДСлайд 2
Устами движет бог; Я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса отверзу, Свидения ума священного открою. Я дело стану петь, Несведомое прежним! М.В. Ломоносов
Слайд 3
древнегреческая римская византийская древнерусская Мы познакомимся с древнейшем декоративным искусством – составлением из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины – мозаика. Мозаика в переводе с греческого – буквально означает “обиталище, храм муз”.
Слайд 1
Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков).Слайд 2
Римская мозаика Римляне заимствовали его у греков.
Слайд 1
Византийская мозаика Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – специальных стеклянных кубиков и пластинок.Слайд 2
Древнерусская мозаика Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики. Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) был привозной, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века.
Слайд 1
8 (19) ноября 1711 года в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился Михайло Ломоносов. В 19 лет тайком от отца отправляется в Москву, поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников.Слайд 2
России нужны были молодые химики и инженеры. Ломоносов с двумя товарищами отправились в Марбург. В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию, становится профессором химии. Всю оставшуюся жизнь он посвятил занятиям наукой и распространением научных знаний в родной стране. Паспорт Марбургского университета на имя Михаила Ломоносова
Слайд 3
Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М.Ю. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров, мозаичные панно, которые, благодаря богатой палитре смальты, были подобны живописным полотнам. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты.
Слайд 1
В течение трех лет, “оградясь философскою терпеливостью”, шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты.Слайд 2
Он настоял на открытии химической лаборатории, в которой проводились опыты и читались лекции для студентов. Лаборатория Ломоносова
Слайд 3
Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него.
Слайд 4
Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов. На практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.
Слайд 1
Он раскрыл утраченный секрет старинной мозаики, долго работая над секретом изготовления цветного стекла и, тщательно скрываемым итальянскими мастерами.Слайд 2
Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Ему пришлось отыскать лучший рецепт мастики, благодаря которой смальта скреплялась на медном подносе
Слайд 3
В своем мастерстве он превзошел итальянцев, по его просьбе был открыт Мозаичный завод, где собирались огромные мозаичные картины. Мозаичный портрет Петра Первого
Слайд 4
Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению. Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего.
Слайд 1
Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики – ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, который 4 сентября того же года подносит Елизавете Петровне. Образ был принят ею с “оказанием удовольствия”.Слайд 2
Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" (1754 год) не уступала живописи. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: “превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд”, “зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину”, “очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное”.
Слайд 3
Ломоносов вводит монументальное искусство мозаики в государственный обиход, мечтает о широком применении её в памятниках для прославления великих подвигов России. Он считает особенно важным, что “финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц” и “ветхой древности грызения не боятся”. Русский музей. Эрмитаж. Московский исторический музей
Слайд 4
Самая известная мозаичная работа Ломоносова “Полтавская баталия“ составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Мозаика была задумана для внутреннего убранства Петропавловского собора, где находится гробница Петра I . Это грандиозное настенное мозаичное полотно, является одной из частей серии мозаичных картин, прославляющих государственную деятельность царя. "Полтавская баталия» - одна из задуманных двенадцати и выполненная при участии М. В. Ломоносова.
Слайд 1
Набор мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. Работы начались в феврале – мае 1762 года. В середине 1764 года мозаика “Полтавская баталия” была закончена .Слайд 2
Мозаика огромна - 481х644 см. (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг).
Слайд 3
Полтавская баталия фрагмент мозаики мастерской М.В. Ломоносова в здании академии наук РФ в Санкт - Петербурге
Слайд 4
Около ста лет моза и ке не могли найти достойного места. Страдая от плохих условий хранения, она разрушалась. Т олько в 1899-1900 годах мозаику “ Полтавская баталия ” переносят в Музей Общества поощрения художеств для восстановления картины братьями Фроловыми. Они восстанавливают бесценное мозаичное полотно к 200-летию основания Российской Академии наук . В 1925 году мозайку переносят в здание Академии . В годы ВОВ она хранилась в созданной специально кирпичной стене.
Слайд 1
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее. Анна Петровна Мозаика. Усть-Рудицы. 1756-1757 г.Слайд 2
Г.Г. Орлов Мозаика. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.
Слайд 1
Екатерина II Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музейСлайд 2
Императрица Елизавета Петровна Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей
Слайд 3
Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика. Ломоносовская мастерская. Государственный Русский музей
Слайд 1
С о в р е м е н н а я м о з а и к аСлайд 2
Его научные труды были оценены еще при жизни. Пушкин писал: «Он создал первый университет. Он … сам был нашим университетом». Дом музей Ломоносова на его родине
Слайд 3
Умер Ломоносов в 1756 году. Незадолго до смерти он написал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Памятник на могиле Ломоносова в Санкт-Петербурге .
Слайд 4
Ломоносов внес неоценимый вклад в развитие российской науки. Его именем назван Московский Университет и другие российские университеты, школы, гимназии, город, кратеры на Марсе и Луне, улицы во многих городах. Многим научным открытиям присваивается его имя. Русские люди никогда не забудут великого ученого.
Кто грамотней?
Мать-и-мачеха
Госпожа Метелица
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Проказы старухи-зимы