Данный проект исследовательский, практической, социальной направленности. Цель данной работы: побудить учащихся к бережному отношению к книге и сохранению библиотечного фонда. В работе над проектом были применены следующие методы исследования: сбор материала, отбор, анализ, опрос, интервью, сбор информации из книг, Интернета, других источников. В результате была организована акция в школе по сбору макулатуры «Спаси дерево!», рейды по проверке состояния школьных учебников. Для учащихся составлена памятка «Правила пользования школьными учебниками».
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty.docx | 308.17 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3
«Копейка рубль бережет »
Работу выполнил:
учащийся 8б класса МОУ - сош №3
Карамышев Денис
Руководитель проекта:
учитель математики Боровик Т.Н
Красный Кут
2013 год
Актуальность проекта.
В настоящее время количество требуемой бумаги постоянно растёт, на производство бумаги требуется древесина, то есть вырубаются деревья. Это может привести к плохим последствиям, а может и к катастрофе!!! Но этого может и не случиться, если сдавать уже ненужную бумажную продукцию – макулатуру. Перерабатывать макулатуру выгоднее, чем срубать новые деревья.
Гипотеза.
Если провести акцию «Спаси дерево», рейд по классам по проверке сохранности и состояния учебников, классные часы, то можно изменить отношение учеников к книгам и привлечь их внимание к этой проблеме.
Объект исследования: учащиеся 5-9 классов.
Предмет исследования: книги школьной библиотеки.
Цель: побудить учащихся к бережному отношению к книге и сохранению библиотечного фонда.
Задачи:
1. Выяснить, сколько выдано книг учащимся 5-9 классов в этом учебном году и сколько затрачено на это средств.
2. Провести:
а) разъяснительную работу по классам; б) акцию по сбору макулатуры «Спаси дерево»; в) рейд по классам по проверке состояния учебников
Методы исследования: сбор материала, отбор, анализ, опрос, интервью с библиотекарем, сбор информации из книг, интернета и др. источников.
План работы над проектом (исследования).
1. Изучение литературы, информации из интернета по теме.
2. Сбор данных (у библиотекаря).
3. Опрос учащихся 5-9 класс.
4. Анализ данных, оформление в виде таблиц, диаграмм.
5. Проведение акции, оформление результатов акции.
6. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
7. Составление памятки «Как обращаться с библиотечной книгой».
8. Написание заметки об итогах акции «Спаси дерево!» в школьную газету «Переменка» .
Этапы реализации проекта
11. | Погружение в проект: - определение темы; - поставка целей и задач; - выдвижение гипотезы; | Сентябрь |
22. | 1. Определение источников информации. 2. Календарное планирование. | Сентябрь |
33. | Осуществление деятельности: - интервью с библиотекарем; - сбор данных; -поиск информации; - 1-ый рейд по классам по просмотру состояния учебников; | Октябрь |
44. | 1. Организация акции по сбору макулатуры. 2. 2-ой рейд по классам по проверке состояния учебников. | Ноябрь |
55. | 1. Анализ собранной информации. 2. Оформление результатов в виде таблиц и диаграмм. 3. Формулирование выводов. | Декабрь |
66. | Презентация, отчёт о проделанной работе. | Январь |
I
Содержание.
I. Вступление. Почему я выбрал эту тему. Стр.5
II. Основная часть. Деятельность в рамках проекта.
1. Сбор и анализ информации о количестве книг, выданных 5-9 классам в этом учебном году. Стр. 5- 6
2. Интересное и важное. Стр. 6-7
3. Итоги рейдов по классам с целью проверки состояния учебников. Стр. 7-8
4. Акция «Спаси дерево!» Стр. 8-9
III. Заключение. Итоги работы над проектом. Стр.9
IV. Используемые материалы. Стр.9
V. Приложения.
1. Диаграмма «Количество книг, выданных учащимся 5-9 классов в
2012-2013 учебном году» Стр.10
2. Диаграмма «Стоимость выданных книг» Стр.10
3. Диаграмма «Количество сданной макулатуры во 2 четверти учащимися 5-9 классов» Стр.10
4. Объявление об акции «Спаси дерево!» Стр.11
5. Памятка «Правила пользования школьными учебниками» Стр.12
6. Результаты опроса учеников Стр. 13
I. Вступление. Почему я выбрал эту тему.
В жизни каждого человека есть друг по жизни - это книга. Почему друг?! Потому что книга - это наша подсказка по жизни. В ней собраны знания, накопленные человеком за огромное время и которые нужны человеку каждый день. А чтобы каждый человек мог получить эти знания, создавались библиотеки. В каждой школе есть своя библиотека. Библиотека - особый орган в школе. При помощи государства она выдаёт бесплатные книги и учебники ученикам. Но, к сожалению, не все ученики понимают ответственность, которую несут, когда берут книги из библиотеки. Некоторые ученики небрежно относятся к учебникам, другие рвут их, а некоторые продают. Конечно, всё это неправильно, и мне хотелось бы своей работой не только побудить учеников к бережному отношению к книгам, но и привлечь их внимание к сбору и сдаче макулатуры в библиотеку, чтобы на вырученные деньги школа смогла закупать новые книги. Для начала я решил выяснить обоснованность моих предположений. Я задал вопросы Татьяне Ивановне Широцкой – школьному библиотекарю. Вот такое получилось интервью.
- Какого возраста ученики посещают библиотеку?
- Часто посещают библиотеку дети 9-ых классов, из-за школьной программы и дети 5-ых классов, которые берут книги ради досуга.
- Какой класс в школе самый активный?
- Нельзя сразу сказать какой класс, но немного чаще ходят ученики 9 «а» класса
- Какие книги берут школьники?
- Всё зависит от возраста, старшие классы чаще берут книги по программе, а младшие берут больше энциклопедий и различных справочников.
- Какой класс сдаёт книги в наилучшем состоянии?
- 9 «а» класс. Книги в лучшем состоянии в старших классах.
- Как реагируют ученики на испорченные книги?
- Спокойно, я стараюсь давать книги в лучшем состоянии тем ученикам, которые сдали их в таком же состоянии в прошлом году.
- Как вы думаете, нужна ли школе библиотека?
- Да, без библиотеки ученикам сложнее было бы учиться. Конечно, нужна.
Я также побеседовал с учениками 5-9 классов (приложение 6).
После интервью с библиотекарем и бесед с учениками я понял, что мои предположения верны, что моя работа будет не напрасной.
II. Основная часть. Деятельность в рамках проекта.
1. Сбор и анализ информации о количестве книг, выданных 5-9 классам в этом учебном году.
В этом учебном году учащиеся получили учебники. У библиотекаря Широцкой Т.И. я взял данные на 2012-2013 год. И оказалось, что на этот год 5-9 классам выдано 3658 учебников (это в среднем по 11 учебников на 1 ученика) на сумму равную 389219 рублей. По этим данным ученикам в среднем звене выдают в библиотеке до 60 % учебников, а 5 «б», «в» классы получили в этом учебном году все учебники. Эта хорошая помощь родителям, ведь когда я учился в начальной школе, денег не выделяли и у моих родителей возникали проблемы с покупкой учебников, но теперь такой проблемы нет, так как в начальной школе все учебники выдают бесплатно. Данные можно увидеть в таблице №1 и диаграммах (приложение 1 и 2). Из этой же таблицы видно, что в среднем на ученика выделяют приблизительно 1290 рублей. Этих денег хватит на покупку половины учебников, а это доказывает важность библиотеки в школе. Огромную сумму – 389219 рублей – государство потратило на закупку учебников только для учащихся 5-9 классов. Мы просто обязаны бережно относиться к книгам.
Таблица 1. Список выданных книг на 2012-2013 учебный год и их стоимость.
Класс | Количество книг На 1 уч. На класс | Стоимость (руб.) ( на На 1 уч. На класс | ||
5 а (20 уч.) | 8 | 160 | 909 | 18180 |
5 б (26 уч.) | 13 | 598 | 2579 | 67054 |
5 в (20 уч.) | 13 | 260 | 2579 | 51580 |
6 а (25 уч.) | 10 | 250 | 1178 | 29450 |
6 б (25 уч.) | 11 | 275 | 1412 | 35300 |
7 а (24 уч.) | 11 | 264 | 1154 | 27696 |
7 б (23 уч.) | 11 | 253 | 1154 | 26542 |
7 в (20 уч.) | 11 | 220 | 1154 | 23080 |
8 а (24 уч.) | 12 | 288 | 1023 | 24552 |
8 б (23 уч.) | 12 | 276 | 1023 | 23529 |
8 в (22 уч.) | 12 | 264 | 1023 | 22506 |
9 а (25 уч.) | 11 | 275 | 795 | 19875 |
9 б (25 уч.) | 11 | 275 | 795 | 19875 |
Всего: 3658 | Всего: 389219 |
2. Интересное и важное.
Во время работы над проектом я узнал много интересных фактов, которые, думаю, будут интересны и другим.
1. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить: макулатура; тряпичная полумасса; полуцеллюлоза. Технологии с использованием бумажных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников. Бумаги такого типа широко используются для производства газет, упаковки и т.д. Таким образом, уничтожается меньше деревьев и других ресурсов.
2. Для производства бумаги используются многие виды деревьев. Рост этих деревьев в среднем составляет:
Интересный факт: все эти деревья в городской среде растут в 2 раза меньше, чем на природе. Если вычислить среднее арифметическое, то мы выясним, сколько нужно расти в среднем одному «Бумажному» дереву – 215 лет.
Значит производить бумагу из макулатуры гораздо дальновидней и экологичней, ведь растить дерево 215 лет невозможно 1 человеку (даже если взять минимальный рост берёзы 100 лет- это не под силам 1 человеку), а значит, что производитель бумаги будет рубить уже старые деревья, но не факт, то что он будет сажать новые (ему не выгодно тратить личные деньги). Всё это может провести к катастрофе!!!
3. Сдача 1 тоны макулатуры это:
(1 кг макулатуры = от 70 копеек до 1,5 рубля)
Таким образом, уничтожается меньше деревьев и других ресурсов планеты.
3. Итоги рейдов в 5-9 классах по проверке состояния учебников.
К сожалению, к концу учебного года не все выданные учебники возвращаются в библиотеку в хорошем состоянии. В основном это связанно с безответственностью учеников. Они не задумываются, что на следующий год по учебникам будут учиться другие дети, что им тоже хочется получить книги в хорошем состоянии. Учебники рассчитаны на пользование ими в течение 5 лет. Каждый год часть книг возвращается в библиотеку не в очень хорошем состоянии. Каждый год библиотекарь делает рейды по классам, объясняет, как обращаться с библиотечными книгами, проверяет, обернуты ли книги. Я решил вместе с библиотекарем принять участие в рейде по проверке состояния учебников в 5 - 9 классах. Перед этим я провел опрос среди учеников (приложение 6), как часто они пользуются библиотекой.
Первый рейд по проверке состояния учебников мы провели 1 - 6 октября. И оказалось, что лучшее состояние учебников у 5-х классов. Возможно, это связано с тем, что родители младших школьников больше интересуются делами детей. В среднем не обернутыми оказались учебники примерно у трети учеников. Во время рейда мы с библиотекарем объясняли ученикам важность сохранности книг. Также всем ученикам было объявлено о проведении второго рейда.
После первого рейда у меня возникла идея предложить активу классов поместить в классные уголки памятки «Правила пользования школьными учебниками», которые мы составили совместно с библиотекарем Татьяной Ивановной. Эта инициатива нашла поддержку в классах. Почти во всех классных уголках были помещены памятки (приложение 5).
Через месяц после первого рейда в ноябре мы провели второй рейд. Результаты нас порадовали. Почти все классы ответственно отнеслись к нашему призыву. Только у нескольких учеников не соответствовали хорошему состоянию учебники. У большинства книги были обернуты. Это уже хорошо.
4. Акция по сбору макулатуры «Спаси дерево».
Когда я изучал материал для проекта, я случайно вышел на сайт http://www.spasi-derevo.ru . На нем я узнал об Экологическом проекте «Спаси Дерево». Его главный девиз звучит так «Сдай макулатуру — спаси дерево!» Суть этого проекта заключается в том, чтобы наладить сбор макулатуры и её вывоз во вторичную переработку в как можно большем количестве организаций и тем самым помочь в решении проблемы отходов и чрезмерного потребления ресурсов Планеты. С декабря 2009г. по декабрь 2012г. в проекте приняли участие более 140 организаций. В общей сложности в переработку было сдано более 160 000 кг макулатуры, а это значит, что свыше 1600 деревьев было спасено. Я заинтересовался этим экологическим проектам и решил его также пропагандировать. Поэтому я призываю своих знакомых и незнакомых мне людей присоединяться к этому проекту (сдаётся макулатура в офисных коробках - это 5-7 кг макулатуры). Присоединяйтесь! В плане работы над проектом была намечена акция по сбору макулатуры. Я согласовал проведение акции по сбору макулатуры с завучем по воспитательной работе и библиотекарем. В фойе школы повесил объявление о начале акции и листовку-агитку (смотри приложение 4). Почти все классы сразу подключились к акции. Я сделал таблицу на ватмане и повесил в библиотеке – месте сбора макулатуры (приложение 4). В этой таблице фиксировались данные о сданной макулатуре еженедельно. На школьной ёлке за участие и победы были вручены грамоты. Всего было сдано 1418 кг макулатуры, что спасло от вырубки около 16 деревьев. Сдача макулатуры смогла спасти деревья и избавила городские свалки от бумажного мусора. Количество сданной макулатуры каждого класса во второй четверти можно увидеть в таблице №2.
Класс | Количество |
5 а | 461,5 кг |
5б | 189 кг |
5в | 308 кг |
6а | 62 кг |
7а | 117 кг |
7б | 60 кг |
8б | 150 кг |
9а | 70 кг |
1 кг макулатуры = 1 руб. В третьей и четвертой четвертях акция будет продолжена.
III. Заключение. Итог моей работы над проектом.
Разъяснительная работа (сколько выдано учебников, на какую сумму) во время рейда по проверке состояния учебников, памятка «Правила пользования школьными учебниками» принесли свои плоды: во время второго рейда не обернутых учебников было намного меньше. Я смог организовать акцию «Спаси дерево!» в своей школе, тем самым привлечь внимание учеников к всемирной проблеме экологии. Мы смогли спасти несколько деревьев, а также добыть немного денег для закупки новых книг. Я приготовил презентацию своего проекта к школьной Неделе науки, написал заметку в школьную газету «Переменка», поместил памятку «Правила пользования школьными учебниками» в уголок для родителей и учеников. А это значит, что моя цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
IV. Использованные материалы.
1. http://www.spasi-derevo.ru/ 2. http://letopisi.ru
3. http://www.izdateli.ru/izgotovlenie-knig.php
V. Приложения.
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Листок-агитка акции «Спаси дерево!»
Плакат, на котором фиксировались результаты сданной макулатуры по классам
Приложение 5.
Памятка «Правила пользования школьными учебниками».
Классный уголок 8б класса. Памятка в классном уголке 8б класса
Приложение 6.
Опрос учеников 5-9 классов (некоторые ответы)
1.Нравится ли тебе книги в библиотеке?
- Да нравятся, хорошие книги и есть выбор. - Нет, не очень, бывают порванные. - Да, потому что интересные, но некоторые порваны.
2. Как часто посещаешь школьную библиотеку?
- раза 4 в год. - редко, 2 раза в год, есть собственная. - 2 раза в месяц. – 1 раз в месяц. - 2 раза в месяц.
3.Какие книги ты обычно берёшь?
- фантастику - детективы - книги, которые нужны по программе - по школьной программе .
4. Как ты думаешь, нужна ли школьная библиотека?
- Нужна, т.к. получаем учебники бесплатно. - Нужна, потому что можно брать информацию, а также получаем учебники. - Конечно, чтобы брать книги во время учебы и летом. - Нужна, чтобы можно было быстро брать книги, никуда не ходить
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем ананас акварелью
Глупый мальчишка
Валентин Берестов. Аист и соловей
Загадка старого пирата или водолазный колокол