Мы хотим представить вашему вниманию работу посвящённую исследованию сравнений в творчестве Н. В. Гоголя.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_sravneniipechat.doc | 194.5 КБ |
prezentaciya_k_dokladu.ppt | 247.5 КБ |
Введение
… И по ту, и по эту сторону Дьиканьки.
До настоящего времени книга повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» не утратила той свежести, какую почувствовали в ней её первые читатели. Сам Н. В. Гоголь в 1831 году, посылая экземпляр книги матери, писал: «Она понравилась здесь всем, начиная с Государыни…» А. С. Пушкин писал : «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувственность!»
Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой. Добрый юмор оригинальные для российской словесности герой, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника поэта в прозе.
Особое место занимает язык повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Льётся слово Н.В. Гоголя, как тихая украинская песнь, журчит как Днепр в ясную погоду, завораживает нас своей красотой и образностью, покоряет и восхищает читателя.
Мы хотим представить вашему вниманию работу посвящённую исследованию сравнений в творчестве Н. В. Гоголя.
Глава 1. Сравнение, как литературный приём.
Сравнение (от лат. comparatio) - вид тропа, это художественный прием, распространённая форма в поэтической речи, образное словесное выражение, в котором одно событие (явление) сопоставляется с другим, уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства. Сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные.
Сравнение включает в себя три составные части:
субъект сравнения (то, что сравнивается),
объект сравнения (то, с чем сравнивается) и
признак сравнения (общее у сравниваемых реалий). Для художественной речи обычен прием сопоставления двух разных понятий того, чтобы этим сопоставлением подчеркнуть в одном из них ту или другую сторону.
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению (ср. золото листьев - листья желтые, как золото, дремлет камыш - камыш недвижим, как будто он дремлет). В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия). Сравнение может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. "Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов).
Задача сравнения - заставить читателя живее почувствовать написанное. Сравнение помогает внушить читателю авторское отношение к предмету главного повествования путем упоминания сопоставляемого предмета, вызывающего подобное же к себе отношение. Сравнение основывается не столько на сходстве самих сравниваемых предметов, сколько на сходстве авторского отношения к сравниваемым предметам.
Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, что значительно обогащает художественное впечатление.
Сравнения часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры (метафора) - сближаются понятия, не связанные между собой. Сравнение по природе метафорично. На это первым указал Аристотель: "И сравнение... - своего рода метафора; они различаются незначительно. Ведь если кто скажет об Ахилле: "Словно лев выступал" - метафора; поскольку оба храбры, он перенес бы на Ахилла наименование льва... обороты, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишаясь одного только слова "как" - метафорами".( "Риторика" Кн.3).
Так, Б.В. Томашевский пишет, что "метафора существенно отличается от сравнения тем, что в ней слово фигурирует только в своем переносном значении, – и потому его прямое значение осознается весьма неотчетливо. В сравнении слова употребляются в их прямом значении, и внимание обращается на сопоставление двух совершенно отчетливых понятий. Сравнение может быть осмыслено до конца и поэтому выражается законченным предложением, отмечающим отдельный этап мысли, – метафора же есть элемент выражения и в самостоятельную мысль не развивается. Несмотря на это различие метафоры и сравнения, возможны промежуточные формы выражений, где присутствуют и элементы сравнения, и элементы метафоры, возможна градация выражений от метафоры к сравнению, и поэтому в каждом отдельном случае следует анализировать – присутствует ли в данном выражении преимущественно метафора или сравнение. Вопрос этот возникает всегда, когда мы имеем словесное сопоставление метафорического и прямого слова".
Способы выражения сравнений:
1. Сравнительный оборот, присоединяемый с помощью союзов "как" ("Москва, как река, затухает…") "как будто" ("И нужно достойно и точно её оценить, как будто бы первою любовью себя осенить"), "будто", "словно" ("О природа, ты ж одной морковью, словно мать насытить нас смогла!"), "точно". Существуют также и бессоюзные сравнения, которые чаще всего строятся описательно ("Ночь - колодец без дна").
Наличие подобных союзов и отличает сравнение от метафоры.
Цель сравнения - выявление новых свойств в предмете. В этом и проявляется ценность данного тропа.
Функции сравнения
изобразительная ("И кудри их белы, как утренний снег/Над славною главою Кургана...", А.С. Пушкин).
выразительная("Прекрасна как ангел небесный...", М.Ю. Лермонтов). Приём сравнения очень распространён в литературе, авторы прибегают к нему для того, чтобы создать художественный образ наиболее чётко и красочно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественный прием (троп) Сравнение занимает важное место среди литературоведческих понятий и играет значимую роль в создании художественных текстов.
Глава 2. Классификация сравнений Н. В. Гоголя на примере произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Человек | Природа | Прочее |
языком, будто есть не давали | Ветви убрались инеем, будто заячьим мехом | дно было гладко, как панский помост |
такой взгляд, унес бы ноги бог знает куда | снегирь, словно щеголеватый польский шляхтич | пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев |
щеки, как мак | Дубы, гуляющие будто без цели | синий, как мертвец |
Брови, словно черные шнурочки | тень, как ночь | |
волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен | дуб погнется в воду, как верба | Всё горит на них, как жар |
старуха, как бельмо в глазу | колышется вода, будто дитя в люльке | шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин |
очи – как у вола | мелькнула и речка, черная, словно вороненая сталь. | Красные , как жар шаровары |
с лицом, как печеное яблоко | конь, как огонь | пропадет, как в воду |
нос с подбородком словно щипцы | пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц | сон схватил его так, что он повалился словно убитый |
вперяет во что-то глаза свои, как будто хочет уловить его | неба ночью, словно черным рядном | беги, как стрела из лука |
губы шевелятся, будто хотят произнесть | и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом | ералаш поднялся, как на ярмарке |
Он,как полоумный | будто шапкою, серою тучею | По кофте, будто нашиты были хвостики |
стояли козаки, будто вкопанные в землю | Струя вспыхивает, будто полоса дамасской сабли (Днепр) | плахте, как шахматная доска |
Сердце забилось так, как еще никогда | чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, | Темно и глухо, как в винном подвале |
Я готов болтаться ,как колбаса | волны будто на мраморе. | черти с собачьими мордами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; |
Черевика стояла будто, привидение | Гора, как царь подымается | цвет горит, как огонь |
Глаза выпялились, как будто выходец с того света. | Днепр глотает, как мух, людей | так тяжело, как будто кто взвалил на тебя дохлую корову |
глаза выпучились, как будто хотели выстрелить | Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи | сделалось весело, как будто мою старуху москали увезли. |
Черевик, как будто облитый горячим кипятком | курить не дровами, как все честные християне | |
Сердце колотилось, как мельничная ступа | в палаты, такие высокие, что если бы хат десять поставить одну на другую, | |
Он, как страшный жилец | Дом новехонькой; краски живы, как будто сегодня он выкрашен. | |
Пусть их живут, как венки вьют! | шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал | |
панночка белая, как снег | искрами, будто пылью | |
Горели будто звездочки, ясные очи | свист, как будто тысяча мельниц шумит колесами на воде. | |
человек добро бы еще хлопец какой, а то старый кабан | клещи... горят, как огонь! | |
зашумели все, будто приречный тростник | в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках | |
Харя вся в морщинах, будто выпорожненный кошелек | ||
гость упрятывает галушки, как корова сено | ||
рожа замазана сажею, как у чёрта | ||
Голова стал бледен, как полотно; | ||
Она заставляла работать, как простую мужичку. | ||
Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. | ||
Я тону и падаю на дно, как ключ | ||
тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. | ||
Он задрожал, как на плахе | ||
гуляка-парубок , как снегирь носом | ||
другой развернувшись, храпели как коты | ||
что ты козак — не баба | ||
краснеет, как горячий уголь | ||
бедняга, что дитя неразумное | ||
и дед, что птица, вынесся наверх | ||
Ноги, словно веретено в бабьих руках | ||
а музыканты, словно в бубны, и свистали носами, как в волторны. | ||
Видел её высохшую, как скелет | ||
в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, | ||
Орлиный глаз деда , как вечереющее солнце | ||
они жили вместе с Данилом, будто брат с братом | ||
ляхи, будто упавший осенью с дерева на землю лист, | ||
волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман | ||
губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; | ||
Голос его, будто нож | ||
Ты бы ел , как бешеный, землю | ||
пальцы, летали как муха по струнам | ||
Как гром, дикий смех | ||
как безумный, грешник. | ||
дрожал он, как осиновый лист | ||
дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; | ||
Колдун весь побелел как полотно | ||
глаза были как в огне. | ||
Ты посинел, как Черное море. | ||
сам говоришь, как слабая жена. | ||
повалилась, как сноп | ||
Как птица, мелькает он | ||
есаулы грызутся, как собаки | ||
Она как голубка | ||
подбородок задрожал и заострился, как копье | ||
Он ,зашипев и щелкнув, как волк, зубами | ||
делал всё, как православный. | ||
Злая мачеха научилась держать его в руках, как вожжи | ||
волосы белы, как снег
| ||
Начали жить они , словно пан с панею | ||
Ибо пропал, как в воду | ||
Сидит он, как будто прикованный | ||
не упадет, будто в забытьи |
На основании проведённого нами исследования мы пришли к выводу, что основным субъектом сравнения у Гоголя является человек (с лицом, как печеное яблоко; есаулы грызутся, как собаки; как будто тени, девушки; стояли казаки, будто вкопанные в землю; он, как страшный жилец; она, как голубка; как птица, мелькает он; ты посинел, как Черное море; ляхи, будто упавший осенью с дерева на землю лист; голова стал бледен, как полотно; и дед, что птица, вынесся наверх; панночка белая, как снег).
Субъектами сравнения становятся не только сам человек, но и его
глаза (глаза были как в огне; орлиный глаз его, как вечереющее солнце; горели будто звездочки, ясные очи; глаза выпялились, как будто выходец; глаза выпучились, как будто хотели выстрелить;
очи – как у вола;),
нос (свистали носами, как в волторны; как снегирь, носом; нос с подбородком словно щипцы),
губы (губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари;),
волосы (волосы белы, как снег; волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман; волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен).
Гоголь изучает, исследует человека в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Ещё одним субъектом сравнения становится природа. Наибольшее количество сравнений посвящено Днепру (колышется вода, будто дитя в люльке; струя вспыхивает, будто полоса дамасской сабли (Днепр); чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога; волны будто на мраморе; Днепр глотает, как мух, людей; Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи; мелькнула и речка, черная, словно вороненая сталь.)
Пропавшая грамота.
Человек | Животные | природа | Предметы быта |
пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев | конь, как огонь | мелькнула и речка, черная, словно вороненая сталь. | |
что ты козак — не баба | Темно и глухо, как в винном подвале | ||
бедняга, что дитя неразумное шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. |
Майская ночь или утопленница.
Человек | Животные | природа | Предметы быта |
курить не дровами, как все честные християне | плавать легко и вольно, как рыба. | панночка, белая как снег, | Харя вся в морщинах, будто выпорожненный кошелек |
человек добро бы еще хлопец какой, а то старый кабан | Горели будто звездочки, | да рожа замазана сажею, как у чорта | |
девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках | Голова стал бледен, как полотно; | ||
Орлиный глаз его, как вечереющее солнце | Я тону и падаю на дно, как ключ |
Вечер на кануне Ивана Купала .
Человек | Животные | природа | Предметы быта |
красногрудый снегирь, словно щеголеватый польский шляхтич | ветви дерев убрались инеем, будто заячьим мехом. | полненькие щеки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета | с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко |
Волосы как крылья ворона | |||
Ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк |
Сорочинская ярмарка .
Человек | Животное | природа | Предметы быта |
темную, как ночь, тень | |||
и дуб погнется в воду, как верба | |||
а красный цвет горит, как огонь |
Страшная месть .
Человек | Животное | природа | Предметы быта |
дребезжал оттуда резким голосом, как городничий | как вихорь будешь ты летать | будто шапкою, серою тучею | |
Солоха, как добрая хозяйка | Днепр серебрился, как волчья шерсть | взявшись за руки, полетели, как вихорь | Струя вспыхивает, будто полоса дамасской сабли (Днепр) |
стоит, как царица | Я вся стала легка, как птица. | и искрами, будто пылью | свист, как будто тысяча мельниц шумит колесами на воде. |
и, как честные християне | Днепр глотает, как мух, людей | Будто дамасскою дорогою и белою, как снег | чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, |
потягиваясь, как человек | Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи | что-то белое, как будто облако, | волны будто на мраморе. |
они жили вместе с Данилом, будто брат с братом | пальцы, летали как муха по струнам | ляхи, будто упавший осенью с дерева на землю лист, | Голос его, будто нож |
Гора, как царь подымается | Как птица, мелькает он | шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал | дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; |
делал всё, как православный. | есаулы грызутся, как собаки | волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман | Колдун весь побелел как полотно |
как безумный, грешник. | Она как голубка | губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; | повалилась, как сноп |
сам говоришь, как слабая жена. | зашипев и щелкнув, как волк, зубами | клещи... горят, как огонь! | подбородок задрожал и заострился, как копье |
ел бы, как бешеный, землю | волосы белы, как снег | ||
глаза были как в огне. | |||
Как гром, дикий смех | |||
дрожал он, как осиновый лист | |||
Ты посинел, как Черное море. |
Ночь перед рождеством .
Человек | Животное | природа | Предметы быта |
Оксана, и была капризна, как красавица. | и черт сделался так тих, как ягненок, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней | что-то белое, как будто облако, | в руке пятаки и подковы, как гречневые блины |
дребезжал резким голосом, как городничий | |||
Солоха, как добрая хозяйка стоит, как царица | |||
бедный черт припустил бежать, как мужик, | |||
будто в самом деле кухмистр, поджаривал он | |||
он и делал всё, как православный. |
Сравнения Гоголя с точки зрения объектов мы разделили на следующие группы:
человек,
природа,
предметы и явления быта, животные.
В произведениях Н. Гоголя встречаются больше всего объектов сравнений связанных с природой.
«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», - писал Н. В. Гоголь. Это пожелание автора отнюдь не случайная обмолвка. С самого первого художественного цикла Н. В. Гоголь вступает в литературу не только как весёлый оригинальный рассказчик, но и как глубокий, связанный с православной отечественной традицией мыслитель. Отсюда те христианские и фантастические образы, которые встречаются в его произведениях, и, конечно же, в сравнениях.
Вот примеры сравнений, посвящённых христианской тематике.
Он и делал всё, как православный; бедный черт припустил бежать, как мужик; и черт сделался так тих, как ягненок; как безумный, грешник;
делал всё, как православный; и, как честные християне; дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк; да рожа замазана сажею, как у чёрта; курить не дровами, как все честные християне;
словно баба на пути с веселых крестин; рожа замазана сажею, как у чёрта.
Вывод.
Мы исследовали сравнения на примере произведений Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть».
В результате работы мы выявили приблизительно 115 сравнений. На основе выявленных нами закономерностей удалось классифицировать сравнения с точки зрения субъектов и объектов.
Мы пришли к выводу, что более всего Н. В. Гоголя интересует человек. Автор исследует суть человеческой натуры, это ярко проявляется в сравнениях. Кроме этого исследование показало, что Н. В. Гоголь восторгается и восхищается природой, самые яркие и красочные сравнения связаны именно с ней.
Данная работа позволяет лучше понять особенности творчества писателя, проследить на более узком уровне, как автор исследует природу человека.
Литература
Словарь литературных терминов. М, 1974.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспер- Пресс, 1999. - 334 с.
Петровский М. Сравнение // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. М., 1925.
Чернец Л.В. Введение в литературоведение / Л.В. Чернец. - М., 2000 /
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001
Н. В. Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки, -М. : Детская литература, 2012
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей Физико-техническая школа»
Исследование сравнений на примере произведения Н. В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Подготовили: учащиеся 5 – го класса
Ковалёва Е., Плотник Е., Руденко М..
Руководитель: Володенкова В.В.
Обнинск 2012г.
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Голубая лягушка
Лепесток и цветок
Кто чем богат, тот тем и делится!
Как Снегурочке раскатать тесто?