МОЯ МАМА ОКТЯБРЁНОК
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pervyy_doklad_popkov_timofey.ppt | 2.87 МБ |
moy_pervyy_doklad.doc | 168.5 КБ |
Слайд 1
Моя мама октябрёнокСлайд 2
Актуальность исследования
Слайд 3
Цель исследования: Узнать об октябрятах. Познакомиться с символами, правилами, девизом, клятвой октябрят.
Слайд 4
Задачи: ознакомиться с историей возникновения октябрят; изучить значок, символ, девиз, правила октябрят; выявить положительное влияние октябрятского движения на детей младшего школьного возраста; провести анкетирование учащихся 4-х классов; научиться строить диаграммы по полученным результатам; провести классный час с целью популяризации октябрятского движения в ученической среде.
Слайд 5
История возникновения октябрят Владимир Ильич Ленин Октябрьская революция
Слайд 6
школьники 7-9 лет
Слайд 7
Значок – отличительный знак младших школьников.
Слайд 8
Правила октябрят Октябрята – будущие пионеры. Октябрята – примерные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
Слайд 9
Правила октябрят Октябрята – честные и правдивые ребята. Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Слайд 11
Торжественное обещание октябрят Быть верными наследниками пионерских традиций. Учиться прилежно, на совесть. Не оставлять в беде товарищей. Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине. Беречь традиции и культуру своего народа. Быть честным и справедливым. Расти настоящим патриотом.
Слайд 12
Положительное влияние октябрятского движения 16 – 22 апреля - неделя октябрят „ Ленинские чтения” Настольный календарь „Звёздочка” Издательство „Малыш”
Слайд 13
Анкетирование учащихся 4 класса Знаете ли вы, кто такие октябрята?
Слайд 14
Анкетирование учащихся 4 класса Чем занимались октябрята?
Слайд 15
Анкетирование учащихся 4 класса Знаете ли вы, как выглядит значок октябрёнка?
Слайд 16
Анкетирование учащихся 4 класса Хотели бы вы стать октябрёнком?
Слайд 17
В результате работы сделаны следующие выводы: детство моей мамы было по-настоящему счастливым, деятельным, интересным, весёлым. Моя мама была октябрёнком! Но и сегодня неизменными остались правила: быть честным, трудолюбивым, дружным, помогать людям, любить свою Родину. Вывод
VIII городской конкурс реферативно-исследовательских работ НОУ
для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXI века»
МОЯ МАМА ОКТЯБРЁНОК
(Общественно-исторические науки)
Автор:
Тимофей Дмитриевич Попков,
ученик 4а класса
МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска
Научный руководитель:
Ольга Михайловна Попкова,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска
Челябинск, 2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………….. | 3 | |
1 | История возникновения октябрят………………………………. | 4 |
2 | Значок, символ, девиз, правила октябрят……………………... | 5 |
3 | Положительное влияние октябрятского движения на детей младшего школьного возраста…………………………………. | 7 |
4 | Анкетирование учеников четвёртых классов…………………. | 8 |
Вывод……………………………………………………………. | 10 | |
Литература………………………………………………………. | 11 |
Введение
Мама мне часто рассказывает о своём детстве, мы смотрим вместе фотографии и фильмы тех времён. Моя мама, Попкова Ольга Михайловна, любит рассказывать о своём детстве. Она пошла в школу в городе Челябинске в 1989 году. Всю свою школьную жизнь она вспоминает с большим удовольствием, особенно тогда, когда она была октябрёнком. Мама говорит, что в ряды октябрят принимали мальчиков или девочек, которые поступили в первый класс. Октябрёнок носил значок в виде маленькой звёздочки и должен был хорошо учиться и выполнять октябрятские правила. Когда мама видит на улице подростков, которые не знают, куда деть своё свободное время, то она говорит, что у октябрят не было времени на безделье. Каждая минута была расписана по часам.
Цель исследования
Узнать об октябрятах. Познакомиться с символами, правилами, девизом, клятвой октябрят.
В соответствии с поставленной целью были поставлены задачи:
Объект исследования – человек.
Предмет исследования – октябрята, октябрятское движение.
Актуальность исследования заключается в том, что большое число ребят школьного возраста не знают, куда деть своё свободное время. Возникновение подобных движений могло бы избавить от безделья учеников начальных классов, научить выполнять правила и поручения.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что многие учащиеся не слышали и не знают об октябрятах, но хотели бы вступить в подобную организацию.
Методы исследования
История возникновения октябрят
Октябрята в СССР – это школьники 7-9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Октябрятские группы готовили детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И.Ленина. Первые группы октябрят возникли в 1923-1924гг. в Москве при отрядах пионеров. В них принимались дети – ровесники Октябрьской революции 1917 года. Отсюда и название – ОКТЯБРЯТА. Группы октябрят создавались в 1 классе и существовали до образования пионерского отряда. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная звёздочка рубинового цвета с портретом В.И.Ленина в детстве. Группе октябрят вручался красный флажок. Группа октябрят состояла из нескольких звёздочек, в каждой по пять октябрят - символ пятиконечной красной звезды. В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю.
Значок, символ, девиз, правила октябрят
ЗНАЧОК – отличительный знак младших школьников. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. На левой стороне груди ребята носили октябрятскую звездочку. Из воспоминаний моей мамы: «Ох, какая же это была радость и гордость получить вот такой значок, эту маленькую звёздочку! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и, самое главное – теперь у тебя на груди значок октябренка!» Значок октябренка, был первый законный знак отличия, знак принадлежности к особой группе. Каждая группа октябрят имела символ. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят имела нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала примерно 5 человек — символ пятиконечной звезды. В звездочке был свой командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник.
У октябрят было пять своих правил:
Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски.
Смысл этих слов стал мне понятен, когда мы с одноклассниками на уроке внеклассного чтения прочитал книгу «Звёздочка» М.С. Васильевой, В.М Федосенко. Вот небольшой отрывок из этой книги:
«-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. – Я теперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.
-Как это по-октябрятски жить?
-Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.
-А ещё что?
-…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.
-А мне можно по-октябрятски жить?
-Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать…… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.
-Конечно, могу.
-Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.
Я завидовал Вовке Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»
Таким образом, быть октябрёнком, в первую очередь, означало быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас!
У юных октябрят есть свой девиз:
Посмотри, как он пригож, край родной, где ты живёшь!
Торжественное обещание октябрят:
Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем...
«Быть верными наследниками пионерских традиций..,
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Учиться прилежно, на совесть...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Не оставлять в беде товарищей...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Беречь традиции и культуру своего народа...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Быть честным и справедливым...
(Дети отвечают: «Обещаем!»)
…Расти настоящим патриотом!»
(Дети отвечают: «Обещаем! Обещаем! Обещаем!»)
Положительное влияние октябрятского движения
на детей младшего школьного возраста
У октябрят была и внеурочная жизнь, очень похожая на современную. Проводились праздники, классные часы, спортивные соревнования. Ежегодно 16 – 22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят организовались «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В.И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.).
Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка».
К участию в работе с октябрятами широко привлекались родители. Октябрятам очень нравилось, когда родители участвуют в их сборах, знакомили с различными профессиями, организовывали экскурсии, прогулки, игры, праздники.
Вот что вспоминает моя мама, Ольга Михайловна: «Я стала октябрёнком в ноябре 1989 года. Воспоминания самые теплые. Я очень волновалась, когда в октябрята принимали, ночь не спала. У каждого из нас был маленький значок, была клятва, правила. И ты сразу становишься таким большим и взрослым. Я считала, что действительно нужно слушать пионеров и выполнять разные октябрятские задания».
Как видно из воспоминаний, стать октябрёнком - было значительным событием для детей того времени.
Организация октябрят способствовала сплочению классного коллектива.
Анкетирование учащихся 4-х классов
Поставив перед собой вопросы и изучив литературу, я составил бланки- анкеты с вопросами, чтобы узнать мнения учащихся 4-х классов на интересующую меня тему. Им задавались следующие вопросы:
Меня интересовало мнение моих сверстников, ребят 10-11 лет. Было опрошено 20 человек. Из них 70% знают, кто такие октябрята и почему их так называли, 30% не знают, кто это (диаграмма №1).
Диаграмма №1
Из 70% только 25% знают о содержании октябрятского движения, его роли в истории страны (Диаграмма №2).
Диаграмма №2
Из 70% только 35% знают, как выглядит значок октябрёнка (Диаграмма №3).
Диаграмма №3
Однако на вопрос хотели ли бы вы стать октябрёнком, все учащиеся моего класса ответили положительно (Диаграмма №4).
Диаграмма №4
Эти данные ещё раз доказывают актуальность поставленного мной вопроса.
Вывод
В результате работы сделаны следующие выводы: изучив литературу, выслушав маму, я думаю о том, сколько увлекательных и полезных дел было в её детстве, как много она и её одноклассники успевали сделать, узнать, понять, сколькому смогли научиться благодаря октябрятской организации. Я верю, что детство моей мамы было по-настоящему счастливым, деятельным, интересным, весёлым. Моя мама была октябрёнком!
Жалко, что мне не довелось быть октябрёнком, но и сегодня неизменными остались правила: быть честным, трудолюбивым, дружным, помогать людям, любить свою Родину.
Литература
На берегу Байкала
Учимся ткать миленький коврик
Весенняя гроза
Под парусами
Рисуем акварельное мороженое