Данная работа носит исследовательский характе, так учащаяся пытается проследить истоки подвига летчика Голячкова Леонида Дмитриевича, ставшего Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Были поставлены следующие задачи: 1)познакомиться с жизнью в детстве и юности, выявить те черты, которые сформировали героический характер; 2)определить увлечения и интересы, повлиявшие на выбор жизненного пути; 3)найти примеры мужества, проявленного в годы войны; 4)доказать, что героями не рождаются, а становятся.
Вложение | Размер |
---|---|
karityuk_m.v.doc | 76 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Собинского района Черкутинская основная общеобразовательная школа имени В.А.Солоухина
Исследовательская работа
«Герой из сельской глубинки»
Автор работы Каритюк Мария, ученица 6 класса,
Научный руководитель Козлова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
Черкутино 2013
Оглавление
1.Введение. Знаменитые черкутяне.
1.1.Известные жители села Черкутино.
1.2.Цели и задачи работы.
1.3.Анализ источников и использованной литературы.
2.Основная часть. Голячков Леонид Дмитриевич – Герой Советского Союза.
2.1.Детские и юношеские годы.
2.2.Увлечение авиацией.
2.3.Боевое крещение.
2.4.На фронтах Великой Отечественной войны.
2.5.Памятный бой под Курском.
2.6.Награды героя.
3.Заключение. Мой земляк.
4.Библиографический список.
4.1.Источники.
4.2.Литература.
1.1.Известные жители села Черкутино.
В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Черкутино – с. Владимирской губернии и уезда, родина знаменитого государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского, который был сыном здешнего священника. 4 церкви, 1500 жителей, земская больница, довольно значительный еженедельный базар».[1] Да, село знаменито тем, что здесь родился М.М.Сперанский, « государственный деятель, выдающийся реформатор и законотворец».[2] Его родители не знали, «что их сын–попович когда-нибудь станет известным и знаменитым человеком».[3] Но ещё здесь жил и Никита Никитин - сын крепостного крестьянина, ставший основателем Владимирской купеческой династии». Надо назвать и Дмитрия Ивановича Зотова, знаменитого мецената. Он «на свои средства построил ограду вокруг кладбища …. больницу с роскошным садам, постоянного выделял средства для ее содержания и содержания Черкутинской школы».[4] Следует сказать и о Пелагее Васильевне Зотовой , « принявшей постриг и несшей свой монашеский подвиг во владимирском Успенском Княгинином женском монастыре», «посвятила себя помощи мученикам за Церковь Христову».[5]
С селом связаны имена Николая Ивановича Салтыкова, «военного и государственного деятеля, генерала – фельдмаршала», « влиятельного сановника», «воспитателей цесаревичей Александра и Константина»[6]; Владимира Алексеевича Солоухина, писателя и поэта, размышляющего о судьбах Родины, красоте её природы, пишущего о любви, философски осмысляющего жизнь.
К людям, прославившим село Черкутино, относится и Леонид Дмитриевич Голячков, удостоенный звания Героя Советского Союза за подвиги и героизм на фронтах Великой Отечественной войны, как и 11528 других советских воинов (Приложение №1).
На Черкутинской земле постоянно появляются знаменитые люди, причём, в разных областях: на государственной службе, в экономике, в религии, в политике, в искусстве, на войне… Значит, она богата талантами. И как сказал М.В.Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
1.2.Цели и задачи работы.
Однажды мне попала в руки книга Н.Д. Лалакина «На собинских берегах Клязьмы», и в главе «Соль земли», посвящённой Героям Советского Союза Собинского района, натолкнулась на фамилию Голячков Леонид Дмитриевич. Она мне показалась знакомой, так как в моём селе живут люди с такой фамилией. Познакомилась поближе с информацией об этом человеке. Появился интерес и желание узнать больше. А главное - родилось чувство гордости за родное село, где жил Леонид Дмитриевич, за школу, в которой он учился, за своих односельчан, которые тоже, оказывается, могут получить это высокое звание. Решила изучить все материалы о герое и написать работу.
Цель моего исследования – проследить истоки подвига летчика Голячкова Леонида Дмитриевича, ставшего Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Были поставлены следующие задачи: 1)познакомиться с жизнью в детстве и юности, выявить те черты, которые сформировали героический характер; 2)определить увлечения и интересы, повлиявшие на выбор жизненного пути; 3)найти примеры мужества, проявленного в годы войны; 4)доказать, что героями не рождаются, а становятся.
1.3.Анализ источников и использованной литературы.
С чего начала работу? Прежде всего обратилась в школьную краеведческую комнату, где познакомилась с материалами, посвящёнными этому человеку на стенде «Голячков Леонид Дмитриевич – Герой Советского Союза» (Приложение №1), и прочитала поэму Пашиной Анны, нашей ученицы, «Памяти моего земляка» (Приложение №2) Во - вторых, посетила местный музей при Доме культуры села Черкутино. Там нашла автобиографию героя (Приложение №3). В-третьих, в сельской библиотеке во Владимирской энциклопедии нашла материал о земляке. В-четвёртых, кое-что встретила в книге Михаила Андреевича Колобашкина «Село Черкутино: прошлое и настоящее». И конечно, зашла в Интернет, где получила информацию о военной жизни Гвардии полковника Голячкова Л.Д.
А ещё совершила заочную экскурсию на Поклонную гору в Зал Славы, где в списке 11 528 героев есть и имя Леонида Дмитриевича (Приложение №4). Набралось достаточно материала. Но он оказался разрозненным. В нём не содержалось целостного ответа на вопрос: как становятся Героями? В книге Н.Д. Лалакина «На собинских берегах Клязьмы» - только скудные сведения. У М.А. Колобашкина – практически очень мало о герое. В автобиографии – недостаточно рассказано о боевых действиях. В данных Интернета – подробно о войне и ничего нет о том, что было в жизни этого человека до Великой Отечественной. На стенде в школе и в музее ДК – материалы краткие и разрозненные. И тогда появилось огромное желание написать работу о том, как же становятся Героями Советского Союза. Меня особенно поразил тот факт, что обыкновенный сельский мальчишка не просто встал на защиту Родину в тяжёлую годину, но смог получить самую высокую награду нашей страны – «Золотую Звезду» Героя.
2.Основная часть. Голячков Леонид Дмитриевич – Герой Советского Союза.
Во Владимирской энциклопедии, библиографическом словаре, находим информацию о герое: « Голячков Леонид Дмитриевич –гвардии майор, штурман 181-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-й Украинский фронт), Герой Советского Союза (15.05.1946). Окончил ФЗУ в Москве, работал токарем, учился в аэроклубе. На военной службе с декабря 1938. Окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков (1940). В [7]
2.1.Детские и юношеские годы.
Голячков Л.Д. родился 8 августа 1919 года в деревне Юрино, что в 3 км от села Черкутино. Семья состояла из 7 человек, он был самым старшим. Жили они в основном с матерью в деревне. Отец работал плотником в Москве, приезжал только на праздники и иногда на уборку урожая. Вся тяжесть деревенской жизни легла на плечи матери. Леонид рос крепким, благодаря природным данным и деревенским условиям.
Учился герой в Лутинской школе и окончил там 4 класса. Его учителями были Анна Петровна и Виктор Аркадьевич Побединские, которые воспитали в нём честность, справедливость и трудолюбие. Постоянно вспоминал этих людей и был бесконечно благодарен за их огромный труд и хорошее воспитание. Леонид и его друзья очень любили и уважали своих учителей и часто помогали им: кололи дрова, убирали двор для скота и работали на пришкольном участке. Всё выполняли добровольно, исключительно из уважения и любви к своим воспитателям. Л.Д. Голячков вспоминал: «Помню, как-то 1 сентября мы несколько ребят собрались в деревне и решили перед началом учёбы сходить в школу. Пришли и видим: наши учителя со своими детьми роют картошку. Мы, не задумываясь, стали им помогать, а Анну Петровну просто отослали домой, ведь ей было и так тяжело вести хозяйство, имея на руках троих детей, да ещё и нас добрую сотню учить и воспитывать. Мы не ушли домой, пока не выкопали и перетаскали всю картошку. Пришёл домой поздно, ну, конечно, влетело от матери, потому что не выполнил порученного по своему хозяйству».[8]
Затем Леонид перешёл учиться в село Черкутино в семилетнюю школу, где закончил 6 классов. Его любимыми учителями были Лебедев Николай Васильевич по немецкому языку, который совмещал педагогическую деятельность с профессией врача; Леонид Васильевич Талантов по русскому языку, умевший увлечь ребят на уроке и после него; ряд других педагогов, дававших не только прочные знания, но и учивших любить Родину, бороться с трудностями, преодолевать слабости. В зимние месяцы школьники жили в общежитии в Черкутине, так как ходить ежедневно в свою деревню по бездорожью трудно, за ними приезжали только в субботу на выходной день.
Учиться мальчику мне было нелегко. Приходилось одному полностью выполнять полевые работы на лошади: пахать, бороновать, возить навоз на поля… Зимой даже пропускал занятия, так как возил дрова для школы, сельсовета, больницы. Но очень старался и не отставал в учёбе.
Когда в 1931-32 годы образовался колхоз, мать, как старшего, его спрашивала, что делать: вступать или не вступать. И Леонид, принял единоличное решение: никаких советов с отцом, немедленно вступать, он им не помогает, а ему, тринадцатилетнему мальчишке, тяжело работать в одиночку. Уже достаточно хлебнул горя. Когда стали сносить упряжь в колхозе, Леонид всё перетаскал, даже лакированные санки. Лёня с детства любил лошадей и так прикипел к ним душой, что ему дали лучшую колхозную лошадь по кличке Графчик (Приложение №6). И парнишка не подкачал: выполнял все работы наравне со взрослыми мужчинами, выработав 350 трудодней.
2.2.Увлечение авиацией.
Осенью 1933 года после уборки урожая Леонид уехал в Москву к отцу и поступил учиться в школу ФЗУ. В марте 1934года отец умер, и он остался один в чужом городе. Мать звала обратно в деревню, но юноша твёрдо решил окончить училище и получить рабочую специальность токаря по металлу. Всё так и вышло. Поработав машиностроительном заводе им. И.И. Калинина, показал очень хорошие способности, поэтому его направили на учёбу для повышения квалификации в Центральный Институт Труда, где он работал и учился.
В 1938 году он поступил в Аэроклуб, где пришлось учиться без отрыва от производства. К тому же появилось ещё одно увлечение – Аэроклуб, который Леонид закончил с отличными показателями. Началось увлечение авиацией.
Осенью 1938 года по путёвке ВЛКСМ направили в военное авиационное училище г. Борисоглебск. Вот как пишет об этом времени Леонид Дмитриевич: «Здоровье моё было отличное, благодаря деревенской закалке, я был физически подготовлен. Отлично играл в волейбол, футбол, прекрасно плавал и прыгал в воду с 10 м вышки. Да и знания за эти годы как технические, так и общеобразовательные пополнились основательно. Поэтому я в авиационном училище выдержал экзамены и учился отлично, был дисциплинирован и безотказен, не имел ни одного замечания, не говоря уже о высказываниях».[9] В зимний период успешно усвоил теоретическую подготовку, а летом прошёл лётную практику. Всего за 1 год окончил по первому разряду Военное авиационное училище и получил специальность военного лётчика- истребителя. Ему присвоили военное звание младшего лейтенанта.
С осени 1938 года по ноябрь 1939 года Леонид провёл свою жизнь в Борисоглебском военном авиационном училище, которое дало герою новую путёвку в жизнь, предоставило возможность быть военным специалистом, отважным воздушным бойцом и приложить все силы для защиты нашей великой родины: «Кем я и стал и посвятил себя этому благородному делу, пока хватило моих сил и здоровья».[10]
2.3.Боевое крещение
В 1940 году Леонида Дмитриевича Голячкова направили в строевые авиационные части, находившиеся в Монгольской народной республике, где только что закончилась война с Японией на Хан-Хинголе. И он понял в лётную среду, которая только что закончила боевые действия. Коллектив обстрелян, почти все летчики имели у себя на груди боевые ордена. После первой же проверки молодого лейтенанта признали своим, сказав такие слова: «Мы знали, что нам не пришлют пополнение какого-нибудь «замухрышку». И по–чапаевски, одним словом, молодец!»[11] Это для героя была самая лучшая оценка. И так он стал в боевом полку тренироваться на боевых самолётах разного типа, отрабатывать технику пилотирования, условные воздушные бои, стрельбы в воздухе и по наземным целям. Командование, видя способности и хорошие умения лётчика, отлично владевшего самолётом, вскоре направило на курсы командиров эскадрилий в г. Конотоп на Украине, где и захватила Л.Д. Голячкова Великая Отечественная война.
2.4.На фронтах Великой Отечественной войны.
Леонид Дмитриевич Голячков участвовал в войне 1941-1945 гг. с первых дней и до конца. Пришлось пройти по всем фронтам, потому что он воевал в полку, а затем в дивизии, которая входила в резерв главного командования. Такие части создавались из отборных лётчиков, которые могли бы в любую минуту оказаться на любом фронте, где необходимо было завоевать господство в воздухе или противопоставить равные, а, может быть, даже и лучшие силы против немецких авиационных «ассов». Голячков Л.Д. сражался на Брянском фронте. Участвовал в боях под Сталинградом. Воевал на Южном и Северо - Кавказском фронтах. Был участником боёв на Кубани.
Фронтовые дороги вели 181-й Гвардейский полк всё дальше на запад. С каждым днём усиливались удары по врагу. Леонид Дмитриевич воевал в Закарпатье, освобождал Польшу, сражался в небе Германии. В конце войны полк находился в Чехословакии, продолжая вести активные боевые действия. В день победы, когда враг был уже повержен, шестёрка истребителей под командованием штурмана полка Гвардии майора Леонида Голячкова получила сложное задание. Она должна была сопровождать группу штурмовиков Ил-10, наносивших удар по немецким войскам, продолжавшим сопротивление под Прагой. Действия нашей авиации и на этот раз были успешными. Враги понесли большие потери в живой силе и технике.
2.5.Памятный бой под Курском.
Особо памятным был бой в июне 1942 года под Курском. Именно там немецкая истребительная авиация блокировала все русские аэродромы, не давала взлетать, готовилась взять Воронеж. Тогда командование перебросило полк, в котором служил Л.Д. Голячков, на данный рубеж. Из воспоминаний героя: «Мы в 3.00 вылетаем, садимся под Москвой, заряжаемся. Нам докладывают обстановку на данном фронте, и мы небольшими группам в 6 самолётов с интервалом в 30 минут садимся в 7.00 часов на аэродром между Воронежем и Курском. Заряжаемся горючим и поднимаемся в воздух для прикрытия остальных самолётов, и так весь полк к 9.00 этого дня уже на другом фронте. Нам говорят: на мосту немцы всех нас побили и ежедневно ровно по расписанию приходят и гуляют над аэродромом как дома. Приходят в 11.00, 14.00, 18.00. Ну, что же, посмотрим!»[12] И «посмотрели». Самолёты разбились на три группы по 6 штук и решили дать фашистам урок. Первую группу возглавил Леонид Голячков. Немцы летали 4 самолётам с интервалом в 5-6 минут. Без 20 минут 11 часов герои взлетели двумя парами, и с набором высоты лётчик ушёл в сторону солнца, где и стал ожидать врага, который появился без 2 минут 11 (Приложение №7). Голячков Л.Д. , как только заметил противника, так с большой скоростью с высоты обрушился на немцев. Те совсем не ожидали, поэтому после первой же атаки два вражеских самолёта загорелись. Фашисты в панике, завязался бой. А в это время с аэродрома, поднимая пыль, идёт последняя пара самолётов на подкрепление и, зная, что сейчас прилетят ещё четверо, набирают высоту и также поднимаются к самому солнцу. Как только появляется четвёрка, на них буквально сваливается сверху советская техника и сбивает ещё одного фашиста. Неразбериха усиливается. Немецкий парашютист висит в воздухе. Решают бежать. Но бой продолжается. Подбит ещё один неприятельский самолёт: «И так первый урок «шакалам», счёт 4:0. У лётного состава потрясающее настроение».[13] В этот же день дали ещё один бой: 12 немецких самолётов и 14советских. Битва была страшная. Фашисты потеряли три самолёта и лётчика. Потери были и у русских истребителей. Но врага проучили так, что он больше не смел «гулять» по небесным просторам России.
2.6.Награды героя.
К концу войны штурман 181-го Гвардейского истребительного авиационного полка (15-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Гвардии майор Леонид Дмитриевич Голячков «произвёл около 300 боевых вылетов, включая штурмовку войск противника и аэродромов, воздушную разведку, прикрытие своих наземных войск и ж/д станций и узлов, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков; провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 17 самолётов противника и 6 в группе, своих потерь не имел. Командовал звеном, эскадрильей и закончил войну заместителем командира авиаполка. Воспитал и научил правильно вести боевые действия не один десяток классических лётчиков».[14] 15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в бою с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Также имеет и другие награды: орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красная Звезда, 8 медалей. А ещё награждён золотыми именными часами.
После Великой Отечественной войны одним из первых освоил новую реактивную технику и обучил не один десяток лётного состава в совершенстве владеть этой техникой днём и ночью в сложных метеоусловиях. Последние годы работал старшим инспектором военно-воздушных сил Советской армии, преподавателем в средней школе политехнического обучения, читал лекции по авиации и космонавтике.
3.Заключение. Мой земляк.
Вот такой он, Леонид Дмитриевич Голячков - герой из сельской глубинки. Деревенский мальчишка, старший сын, трудолюбивый колхозник, упорный ученик, увлечённый человек, преданный друг, смелый лётчик, истинный патриот и защитник родной страны – вот путь человека, ставшего настоящим Героем.
4.Библиографический список.
4.1. Источники.
-Автобиография Л.Д. Голячкова.
-Поэма «Памяти моего земляка». Пашина А.
-Голячков Леонид Дмитриевич.
-Стенд «Голячков Леонид Дмитриевич – Герой Советского Союза».
4.2.Литература.
- Словарь Брокгауза и Ефрона. 1890. Т.76.
-И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир. Атлас. 2011.
-Лалакин Н.Д. На собинских берегах Клязьмы. Владимир. СОБОР. 2005.
-Колобашкин М.А. Село Черкутино: прошлое и настоящее (до 1978 г.) Владимир. Транзит-ИКС. 2008.
-История Владимирского края в 20 столетии. Владимир. Владимирская школа. 1999.
-Сыны Земли Владимирской. Ярославль. Верхне-Волжское издательство. 1981.
-Хроника чувств: 1941-1945 гг. Ярославль. Верхне-Волжское издательство. 1990.
-Владимирская энциклопедия. Библиографический словарь. Владимир. 2002.
[1] Словарь Брокгауза и Эфрона. 1890. Т.76, стр.582.
[2] И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир: Атлас. 2011, стр.134.
[3] И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир: Атлас. 2011, стр.135.
[4] И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир: Атлас. 2011, стр.137
[5] И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир: Атлас. 2011, стр.137.
[6] И потомство отдаст ему справедливость… М.М.Сперанский: взгляд из 21 века. Владимир: Атлас. 2011, стр.134.
[7] Владимирская энциклопедия. Библиографический словарь. Владимир. 2002, стр.
[8] Автобиография Л.Д. Голячкова, стр.2.
[9] Автобиография Л.Д. Голячкова, стр.4.
[10] Автобиография Л.Д. Голячкова, стр.5.
[11] Автобиография Л.Д. Голячкова, стр.5.
[12]12 Автобиография Л.Д. Голячкова., стр.7.
[13] Автобиография Л.Д. Голячкова., стр.7.
[14] Автобиография Голячкова Л.Д., стр.8.
Заяц, косач, медведь и весна
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Есть ли лёд на других планетах?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Лупленый бочок