ПАПОЯН Анна Тиграновна
Краснодарский край, г. Армавир
ЧОУ–СОШ «Новый путь», 10 класс
ИЗОБРАЖЕНИЕ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Т.ДРАЙЗЕРА И Э.М.РЕМАРКА
Научный руководитель: Волошина Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы, ЧОУ–СОШ «Новый путь»
АННОТАЦИЯ
Цель данной исследовательской работы - выявить основные особенности и главные компоненты образа Америки на страницах произведений Т. Драйзера и Э.М. Ремарка.
Задачи исследования: 1)рассмотреть особенности изображения Америки в произведениях Т. Драйзера; 2)рассмотреть особенности изображения Америки в произведениях Э.М.Ремарка; 3)вычленить при сопоставлении двух образов Америки общее и различное; 4)определить главные компоненты, составляющие образ Америки, и отметить особенности их реализации в произведениях исследуемых авторов. Все поставленные задачи в ходе исследования были решены и поставленная цель достигнута.
Практические результаты исследования представлены в виде авторских когнитивных семантических карт «Америка Драйзера» и «Америка Ремарка».
Объектом исследования стали произведения: «Американская трагедия», «Сестра Керри», «Дженни Герхардт» (Т. Драйзера); «Земля обетованная», «Тени в раю» (Э.М.Ремарка).
Предметом исследования стал образ Америки ХХ века в творчестве Т.Драйзера и Э.М.Ремарка.
Данная работа не является всесторонним ответом на все вопросы, возникающие при анализе образа Америки в художественной литературы, но может стать интересной темой для будущих филологических исследований.
Вложение | Размер |
---|---|
papoyan_a_t_titulnyy_list_raboty_i_soderzhanie_.docx | 13.57 КБ |
papoyan_a_t_tekst_raboty_izobrazhenie_ameriki_v_proizvedeniyah_drayzera_i_remarka.docx | 69.55 КБ |
prilozhenie_1.docx | 404 КБ |
prilozhenie_2.docx | 591.29 КБ |
ПАПОЯН Анна Тиграновна
Краснодарский край, г.Армавир
ЧОУ-СОШ «Новый путь»
ИЗОБРАЖЕНИЕ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Т.ДРАЙЗЕРА И Э.М.РЕМАРКА
Научный руководитель: Волошина Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы, ЧОУ–СОШ «Новый путь»
г. Армавир
2013 г.
ПАПОЯН Анна Тиграновна
Краснодарский край, г. Армавир
ЧОУ–СОШ «Новый путь», 10 класс
ИЗОБРАЖЕНИЕ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Т.ДРАЙЗЕРА И Э.М.РЕМАРКА
Научный руководитель: Волошина Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы, ЧОУ–СОШ «Новый путь»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
§1. Изображение Америки в творчестве Т. Драйзера…………………………..6
§ 2. Изображение Америки в творчестве Э. М. Ремарка……………………..10
§ 3. «Америка Драйзера» и «Америка Ремарка»: общее и различное….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………19
СПИСОК лИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАПОЯН Анна Тиграновна
Краснодарский край, г. Армавир
ЧОУ–СОШ «Новый путь», 10 класс
ИЗОБРАЖЕНИЕ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Т.ДРАЙЗЕРА И Э.М.РЕМАРКА
Научный руководитель: Волошина Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы, ЧОУ–СОШ «Новый путь»
Введение
Тема нашей исследовательской работы: «Изображение Америки в произведениях Т.Драйзера и Э.М.Ремарка».
В качестве основных произведений для анализа нами были выбранные следующие романы: «Американская трагедия», «Сестра Керри», «Дженни Герхардт» (Т. Драйзера); «Земля обетованная», «Тени в раю» (Э.М.Ремарка).
Целью исследовательской работы является:
выявить основные особенности и главные компоненты образа Америки на страницах произведений Драйзера и Ремарка.
Для того чтобы достичь поставленной цели, мы при написании работы решали следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности изображения Америки в произведениях Т. Драйзера.
2. Рассмотреть особенности изображения Америки в произведениях Э.М.Ремарка.
3. Вычленить при сопоставлении двух образов Америки общее и различное.
4. Определить главные компоненты, составляющие образ Америки, и отметить особенности их реализации в произведениях исследуемых авторов.
Актуальность работы. В наше время существует такая проблема, как американизация современного общества: многие элементы американской жизни перенимаются бездумно молодым поколением. Мы порой уже не замечаем, как начинаем подражать американскому образу жизни, считая, что такая жизнь – самая лучшая. Современная молодежь, стремясь к роскоши, легкой жизни, высокому положению в обществе, забывает о моральных принципах.
Для молодых людей слово «счастье» стало означать нечто другое, нежели «семья, здоровье». Для них определением стали слова «деньги, влиятельные друзья, успешная карьера». Чтобы достигнуть своих целей, они готовы идти по головам. Как же относится к этому старшее поколение? Конечно, отрицательно! Особенно те, кто не в силах обеспечить всем этим своих детей.
Сегодняшний человек слишком занят строительством своей жизни, погружён в повседневные заботы и проблемы; ему некогда думать о минувшем, ему надо соображать на будущее. Такой человек постепенно забывает о своём духовном развитии, так как задача каждого его дня – обеспечить материальное благополучие. Ему начинает нравиться то, что модно в данную минуту. Современный мир быстро обновляется – нужно успевать обновляться вместе с ним. Поэтому-то во время существования таких нестойких идеалов, необходимо помнить о вечном.
Как бы ни была трудна и парадоксальна наша жизнь, всегда и везде, независимо от места нахождения – великодушие и порядочность, мужество и верность, товарищество и любовь были и будут главными критериями непреходящей ценности человеческих взаимоотношений, непреходящей ценности и самой человеческой жизни.
Именно этому посвящены романы Ремарка и Драйзера.
Состояние научной разработанности проблемы. Изученные нами исследовательские работы по литературе в данном направлении показали следующее: на данный момент существует масса работ, исследующих творчество как Ремарка, так Драйзера. Образу Америки на страницах данных исследований уделяется незначительное место. В основном, исследователей интересуют сюжет романов, герои, стиль того или иного автора, проблематика произведений.
Методы исследования. Поставленная нами цель осуществлялась засчет применения методов структурно-семантического анализа прозаических текстов, метода интертекстуального анализа и сравнительного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут пригодится в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе в части С; могут использоваться в дальнейших исследованиях по художественной литературе, а также как дополнительный материал для самостоятельной работы учащихся и самообразования.
В этом и заключается научная новизна нашего исследования – в рамках исследовательской работы сопоставить образы Америки Драйзера и Ремарка, вычленив тем самым основные компоненты данного феномена.
Тема Америки в литературе возникла практически одновременно с созданием ее как нового государства. Особенно ярка данная тема представлена в американской литературе.
«История американской национальной культуры складывалась таким образом, что на протяжении многих десятилетий главная задача великих американских писателей заключалась в том, чтобы «открывать Америку». Нет ничего удивительного в том, что на ранних этапах своего существования американская литература оказалась вовлеченной в мощный поток «нативизма» – культурного и литературного движения, смысл и пафос которого заключался в художественно-философском освоении Америки, ее природы, истории, общественных и политических институтов, нравов и обычаев. Великими «нативистами» были Ирвинг и Купер, Готорн и Мелвилл, Брет Гарт и Твен и многие другие гении XIX столетия»[1]. Каждый из них открывал «свою» Америку, которая становилась частью, аспектом, элементом национальной жизни, национального сознания.
Если говорить об «открытии новой Америки» в XX веке, то следует упомянуть имена таких известных писателей, как: Фрэнк Норрис, Стивен Крейн, Хемлин Гарланд, Джек Лондон, Эптон Синклер, Линкольном Стеффенс, Эдвард Олби, Норман Мейлер, Фицджеральд.
Америка интересовала и интересует до сих пор не только читателей, но и писателей разных стран. В разное время тема Америки, изображение американского общества появлялась на страницах произведений и русских писателей: И. А. Гончарова, П. Тверского, В. Г. Короленко, В. В. Маяковского, А. М. Горького, С. А. Есенина и др. Европейских писателей тема Америки волновала не меньше.
В представленной работе нас интересовал образ Америки XX века в произведениях Т. Драйзера и Э. М. Ремарка.
Данная исследовательская работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
§1. Изображение Америки в творчестве Т. Драйзера
По мнению критика Ю. Ковалева: «Русский Драйзер» – явление значительное и важное в нашем духовном мире. Книги великого американца читаются у нас по-прежнему с неослабным интересом, помогая нам понять Америку, мир, человека и доставляя высокое художественное наслаждение»[2].
Он писал о том, что полагалось запретным для искусства, писал с откровенностью, приводившей в содрогание благопристойных критиков, позволял себе вскрывать истинное содержание нравственных ценностей, аксиоматически принятых в буржуазном обществе. Драйзер высказывал суждения и оценки, повергавшие почтенную публику в состояние шока. Драйзер не щадил никого и ничего. «Он утверждал принципиальную трагичность судьбы каждого рядового американца и обвинял в этом социальную систему»[3].
Мы полностью согласны с данным критиком, ведь известно, что Драйзер писал некоторые романы на основе реальных событий. Рассматривая Америку Драйзера в своей работе, мы прежде всего опирались на произведение «Американская трагедия», где ярче всего представлена американская жизнь и общество того времени.
Говоря об Америке, американском обществе, стоит обратить внимание сначала на понятие «американская мечта».
Американская мечта (англ. American Dream) – выражение, обозначающее идеал жизни «среднего жителя» США. В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safire’s New Political Dictionary. Random House, New York, 1993) сказано: «Американская мечта – идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система – это скелет американской политики, то американская мечта – её душа»[4]. Источником словосочетания «американская мечта» считается написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса, озаглавленный «Эпос Америки» (англ. The Epic of America, 1931): «…Американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает»[5].
Многие авторы обращались так или иначе к социально-философскому феномену американской мечты. Драйзер не стал исключением. Для него характерно развенчание «американской мечты». На примере своих произведений: «Американская трагедия», «Сестра Керри», «Дженни Герхардт» – показал, что молодое поколение, стремясь к лучшей жизни, переступает через мораль. Ведь ключевым моментом в понятии «американская мечта» является честный труд, талант, а герои Драйзера руководствуются принципом «все и сразу». «Американская трагедия» – «это правдивая история того, как наша действительность обходится с человеком и насколько бессилен оказывается человек против подобных сил». Как всегда, Драйзер увлекся идеей разоблачить моральные ценности Америки, продемонстрировать фальшь и примитивность «великой американской мечты»[6]. В центр романа он поставил «очень чувствительного и в то же время не слишком развитого молодого человека, который в самом начале своего жизненного пути обнаруживает, что его жизнь зажата тисками бедности и низкого социального положения, из которых он стремится вырваться, подталкиваемый своими врожденными и приобретенными страстями».
По этим признаниям чувствуется, что писатель склонен скорее оправдывать своего героя, возлагая львиную долю вины на нехорошее капиталистическое общество: зачем оно преследовало «чувствительного и не очень умного молодого человека» своими соблазнами, да еще и наказало его «бедностью и низким социальным положением»?
Роскошь сильно привлекала героев Драйзера к себе: «Поистине, этот несложный, но образцовый набор банальностей сиял, как чудо духовного перерождения! Это был мираж, возникший перед жаждущим путником – жертвой пустыни»[7]. Молодежь стремилась к легкой и красивой жизни, все мечты были о материальных благах: «Мысли и чувства Эсты, как и ее брата Клайда, постоянно вертелись вокруг любви, приятной и легкой жизни – вещей, вряд ли совместимых с религиозными идеями самоотречения и самопожертвования. Весь ее внутренний мир и все ее мечты противоречили этим требованиям религии»[8].
Таким образом, мы видим, что духовные ценности были для героев романа на втором плане.
Для образа Америки Драйзера присуща антитеза «свой – чужой», которая реализуется в отношениях между высшими слоями населения и низшими. Представители элиты общества, по крайней мере, многие из них, относились к людям не их круга весьма высокомерно и презрительно. Постоянно указывая на их место в общество.
Представители низших классов всячески старались быть принятыми людьми элиты, подстраивались под них, стыдились своего происхождения, и как следствие, своей семьи, работы, родного города и т.д.
Мечты простого человека чаще всего сводились к получению хорошей работы, которая бы помогла ему не просто встать на ноги, а разбогатеть, стать своим, влиться в круг избранных, перестать быть непринимаемым, то есть чужим.
Зачастую развитие сюжета в произведениях Драйзера разварачивается в городе, что не случайно. Урбанический компонент в изображении Америки того времени – один из важных для понимания, открытия Америки как таковой. Город – это неограниченные возможности. По мнению некоторых философов, всякий город поглощает души своих жителей. Вечная суета и скорость подчиняет себе людей. Они все спешат и спешат в погоне за своей мечтой, за деньгами.
«Большую улицу, по которой они шли, под прямым углом пересекала другая, похожая на ущелье; по ней сновали толпы людей, машины и трамваи, которые непрерывно звонили, прокладывая себе путь в стремительном потоке общего движения. Маленькая группа казалась, однако, равнодушной ко всему и только старалась пробраться между захлестывавшими ее встречными потоками машин и пешеходов...» [9].
Люди, как звери, пытаются выжить в каменных джунглях. Именно на страницах произведений Драйзера отчетливее всего один из главных законов каменных джунглей – «выживает сильнейший».
«Мир испокон веку живет по законам джунглей: кто смел, тот и съел, победитель получает все, а побежденного и слабого доедают волки – санитары леса. Хорошо живется тем, кого с рождения греет солнце финансового благополучия, кому не нужно думать о пути наверх – он уже пройден и утоптан, остается лишь расширить и слегка удлинить колею. А каково обыкновенному человеку, не гению и не супермену, если хочется жить не хуже некоторых, а впереди только вечное безденежье, скучная и непрестижная работа и сознание собственной малости?»[10]
Старшее поколение пытается урезонить молодых, пытаясь учить их жить на основе истинных ценностей, но для подрастающего поколения это всего лишь слова, для них это ценности старого мира, к сожалению, доживающего мира.
§ 2. Изображение Америки в творчестве Э. М. Ремарка
Не менее интересный взгляд на Америку представлен в творчестве немецкого писателя, представителя европейской культуры, Э. М. Ремарка. Для анализа нами были выбраны такие произведения, как: «Тени в раю», «Земля обетованная». Судя только по названиям произведений, можно сделать вывод, что Америка для многих становилась вторым домом, родиной, ковчегом спасения.
Недаром Америку называют Новый свет. Как известно еще из истории, многие люди уезжали в Америку в поисках лучшей жизни, пытались начать жизнь с чистого листа, отсюда и такие символы, связанные с Америкой, – «рай», «земля обетованная».
«Герои Ремарка – эмигранты, по злой воле судьбы вынужденные покинуть свою родину – благородные, прямые, ироничные, честные и необычайно мужественные люди, всегда готовые пожертвовать собой ради других. Для них важны не деньги или некие «неясные» общественные идеалы, а лишь непреходящие ценности – любовь, дружба, товарищество»[11].
Именно эти произведения писателя стали своего рода литературным манифестом целого поколения. Именно герои Ремарка, сохранявшие свое человеческое достоинство, несмотря на экономические и общественные кризисы, на фоне которых, по воле автора, прорисовывались линии их судеб, помогали многим из читателей, вопреки всем жизненным трудностям, оставаться самими собой.
Так, например, в романе «Земля обетованная» два героя шагают по ярким, чистым улицам, среди людей, из которых никого ни разу в жизни не били ногами… Морская живность в ресторанной витрине – и та им родней: потому что обречена.
«Аккуратные шеренги рыб живо поблескивали серебром чешуи, но смотрели тусклыми, мертвыми глазами; разлапистые крабы отливали розовым – уже сварены; зато огромные омары, походившие в своих черных панцирях на средневековых рыцарей, были еще живы. Поначалу это было не заметно, и лишь потом ты замечал слабые подрагивания усов и черных, выпученных глаз пуговицами. Эти глаза смотрели, они смотрели и двигались. Огромные клешни лежали почти неподвижно: в их сочленения были воткнуты деревянные шпеньки, дабы хищники не покалечили друг друга.
– Ну разве это жизнь, – сказал я. – На льду, распятые, и даже пикнуть не смей. Прямо как эмигранты беспаспортные»[12].
Ремарк не закончил свою книгу о «земле обетованной», которая для его героев оказалась чужой, эмоционально стерильной землей. Не случайно и название гостиницы, в которой жили эмигранты, «Мираж». Герои Ремарка испытывают на себе, какова доля евреев, лишенных своей земли, бесконечно давно, еще в незапамятные дни вавилонского пленения: «Они самые древние эмигранты на свете. Но как раз поэтому они и тоскуют по родине. Своей родины у них нет, вот они и ищут ее повсюду на свете, как одержимые»[13]. Но обетованная земля – Америка – при ближайшем рассмотрении оказалось тоже прекрасным миражом и только.
Феномен американской мечты в произведениях Ремарка представлен по-особому: герои в большинстве своем – эмигранты, поэтому для них попасть в Америку, остаться в живых и быть свободными – это и есть самое желаемое, реализация американской мечты.
Многие, столкнувшись с американской реальностью, уже не верят этому «пьянящему дурману свободы» посреди витрин, кричащих о благоденствии, о жизни, что развертывается пышным веером, но для него остается непостижимой и чужой. Это чувство – типичное чувство тех, кто в Америке отнесен к категории «враждебных чужестранцев», Зоммер даже не попытается преодолеть, и название своей гостиницы он, подобно всем в ней живущим, будет воспринимать как необыкновенно точное, если нужно выразить суть эмигрантского существования. «Неужто не все во мне пересохло и вымерло, – думает он, разглядывая игральные автоматы в магазинах и вслушиваясь в гомон беспечной толпы, – неужто от ужасов выживания можно вернуться просто к проживанию и даже к жизни? Разве бывает такое – чтобы все начать с начала? Разве можно проделать это, не совершив предательства и вторично, теперь уже забвением, не убивая тех, кого однажды уже убили?»[14]
Антитеза «свой – чужой» у Ремарка решается по-своему: для американцев все эмигранты были чужими. Америка не стала их второй родиной, отсюда такое страшное разочарование у героев, что они, убежав из «фашистского ада» не попали в рай, но если даже это и рай, то есть появилась возможность спокойно физически жить, но герои – это лишь тени, тени в раю.
«Да, конечно, позади остался «ад», однако «рай», американский рай, встретил «тени» отнюдь не приветливо. «Тени» прозябают на обочине страшноватого американского «рая». Не в трущобах, правда, но в том мире каморок, мансард, третьеразрядных гостиниц, где обитают люди случайных или сомнительных профессий, не уверенные в завтрашнем дне, преимущественно пасынки Америки»[15].
Герои Ремарка всегда стремились быть ближе к представителям американского общества, быть принятыми, стать своими, при этом ничего не требуя взамен. Люди, которые прошли ужасы войны, понимают и ценят больше духовное, нежели материальное. Отсюда и конфликт мировоззрений, ведь Америка, перерождаясь благодаря новым материальным ценностям, ставит духовность на второй план. Америка для героев Ремарка – это одиночество и некоторая безысходность.
Но отдельным героям все-таки удавалась влиться в американский поток жизни, приспосабливались, стремились жить по законам «райской жизни». Так, в романе «Тени в раю» немец, патриархальный и демократичный по манерам банкир Фрислендер, для которого, однако, война, разгром фашизма и вообще все мировые события – это лишь новая возможность для спекуляций. Вся его семья отреклась от прежней жизни, даже поменяли свои имена.
В целом, Ремарк также критичен в изображении страны «неограниченных возможностей» с её духом бизнеса, отравившего все сферы жизни – от политики до искусства. Это страна, где «мировые катастрофы переводят в дебет и кредит».
На страницах произведений Ремарка также присутствует образ города, но который привлекает героев из-за возможности поговорить с людьми, пообщаться, окунуться в людской поток.
«Я инстинктивно искал общества людей, хотел очутиться на широких улицах… Я проходил сквозь эту вечернюю сумятицу жизни, желая слиться с людским потоком, но поток не принимал меня»[16].
Стремясь уйти от одиночества, герои ищут спасение в людях, но не находят его, все оказывается – самообман. Но они рады обманываться даже в таком чужом городе, ибо, когда они остаются совсем одни, это намного хуже и страшнее: к ним возвращаются ужасные воспоминания и страхи и прошлой жизни.
«Я родился во времена газовых ламп, пережил период развития электричества и авиации. Если проживу десять-пятнадцать лет, то дождусь полета на Луну. Наука преодолела все. Только людям не удалось стать друг другу ближе... Во многом мы не сделали ни шага...»[17]
Америка спасла многих, но сделала счастливее героев Ремарка, она приняла их подобно тому, как мачеха принимает пасынка или падчерицу: вроде бы вместе, но духовно не ближе. Хотя для некоторых выжить физически – самое главное, а может, и счастье.
§ 3. «Америка Драйзера» и «Америка Ремарка»: общее и различное
Подытожив все вышесказанное в нашем исследовании, можно сделать следующие выводы.
Если говорить о творчестве данных писателей, то оба мастера художественного слова вызывали и по сей день вызывают массу споров, следовательно, интерес к ним, к их произведениям всегда был и будет повышенным. В их сторону было немало критики по поводу такого «жесткого» изображения американского общества, точнее его неприглядной стороны, которую так многие не хотели видеть и признавать.
И Драйзер, и Ремарк весьма реалистично, близко к действительности представили на суд читателей Америку 30-40-х годов. Драйзер подмечал, что американская жизнь продолжала внушать молодым людям антигуманные идеалы и бесчеловечные принципы. Богатство – высшая цель и счастье. Отсюда чудовищное стремление добиться желаемого любой ценой, даже ценой совершения преступлений. Отсюда и появление в творчестве Драйзера мысли, которая проходит через многие произведения, о принципиальной трагичности судьбы рядового американца.
У Ремарка герои, наоборот, радовались возможности просто жить и свободно ходить по улицам; им, которые пережили ужас войны, не понять, что могут быть другие ценности, кроме таких как: любовь, дружба, свобода и др. Хотя Ремарк видит это общество насквозь, прекрасно понимает силу материальных ценностей в американском обществе и их губительное влияние на человека.
Если Драйзера, как американца, волновала данная проблема, в своих романах он пытался найти пути-выходы из складывающейся ситуации, то есть пытался найти ответы на вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».То Ремарк пытался найти ответы для своих героев на вопросы: «Как выжить здесь?», «Что дальше?».
У обоих писателей верно подмечено, что моральные ценности американского общества перерождались, главной ценностью становятся деньги, карьерный рост, а человеческие отношения, любовь, дружба меняют свой изначальный смысл
Т. Драйзер показал всему миру страну банков и монополий, биржевых спекуляций и коррупции, страну капитала, технического прогресса и массовой неграмотности, фантастического богатства и чудовищной нищеты, где богатство было уделом единиц, а нищета – судьбой миллионов.
Если у Драйзера была попытка через описания негативных элементов американского общества найти выход из сложившейся ситуации, его очень волновала судьба всей Америки, то у Ремарка главное и значимое – это судьба отдельного человека.
Оба писатели не обошли стороной такой социальный феномен, как «американская мечта». Драйзер, описывая общество, говорит о том, что Америка – страна больших возможностей, исполнения желаний. Ремарк также об это м говорит. Только для героев Драйзера мечты сводились больше достижению материальных благ без особого прикладывания усилий, таланта, трудолюбия и так далее. Для Ремарка и его героев главным было обретение свободы. У Ремарка Америка стала неким спасательным кругом для эмигрантов из самых разных стран. Они радовались любой возможности увидеть все прелести Америки. Принимали её такой, какая она есть, несмотря ни на что. Драйзер больше подчеркивал фальшь, лицемерие, трагичность бытия в погоне за американской мечтой.
У обоих писателей нами была выделена антитеза «свой – чужой». У Драйзера данное противопоставление складывалось из расслоения американского общества на богатых и бедных, на преуспевающих людей и неудачников. Для Ремарка эта антитеза решается по-другому: это противопоставление всего американского общества небольшой группе чужаков – эмигрантов из других стран.
Не менее интересно решается проблема свободы в творчестве исследуемых нами писателей: у обоих авторов верно подмечено, что данная свобода походит на мираж, она есть и в то же время ее нет.
Человек не может быть до конца свободен от прошлой жизни, от своих страхов, от постоянных своих стремлений, желаний, которые сковывают человека, лишают его истинного человеческого счастья.
Общие и различные черты в изображении Америки двумя писателями: Драйзером и Ремарком – мы решили выразить (для большей наглядности и понимания) в виде авторской семантической когнитивной карты. При создании данной карты мы руководствовались требованиями, которые были разработаны и апробированы ученым и педагогом - практиком А. А. Плигиным:
1) «карта должна представлять собой целостный образ, который объединяет в себе кодирование объемного содержания информации;
2) объединяющий образ должен иметь не только личностный (эмоциональный, содержательный, логический) смысл, но и общий целостный смысл;
3) внутри объединяющей картинки могут быть использованы ключевые слова, а также более мелкие семантические образы;
4) если информация в значительной степени разнородной по своему содержанию, то целостные смысловые фрагменты кодируются отдельными цветами;
5) разнородная информация кодируется отдельным образом или линией, под которой подписывается принцип классификации;
6) количество автономных блоков не должно превышать 7–+2 битов (число Миллера);
7) все использованные коды должны иметь индивидуальный смысл для учащегося»[18].
В ходе работы были составлены две когнитивные семантические карты: «Америка Драйзера» и «Америка Ремарка» (Приложение 1, 2). Каждая карта представляет свой набор символичных рисунков – картинок.
Рассмотрим когнитивную семантическую карту «Америка Драйзера» (Приложение 1). Рисунок № 1 представляет собой символ некого успеха, карьерного роста, о котором так мечтало американское общество. Чем успешнее человек, чем лучше работа, тем больше он может себе позволить, тем престижнее его место в обществе. Уважение к тебе прямо пропорционально твоему статусу.
Рисунок № 2 представляет собой антитезу «свой – чужой», где ты можешь стать своим только благодаря деньгам, карьерному росту, деньгам. Все взаимосвязано в этом обществе, поэтому не случайно мы поместили в данную семантическую карту и картинку № 3, являющую собой образ богатства. Получение денег, статуса, особого положения в обществе стало реализацией американской мечты, которая отражена в рисунке № 4.
Развенчивая американскую мечту в произведениях, Драйзер постоянно показывает, что настоящим, искренним отношениям практически нет места: всюду фальшь, лицемерие. За дежурной улыбкой скрывается что-то другое, поэтому в нашей карте появился образ маски (рисунок № 5), которую человек постоянно меняет в зависимости от обстоятельств, людей, ситуации и т.д.
Образ города (рисунок № 6) у Драйзера превращается, по нашему мнению, в образ каменных джунглей, где действуют законы природы: выживает сильнейший, если не ты, то тебя и т.д.
Автора «Американкой трагедии» волнует, что его герои в погоне за мечтой забывают об настоящих ценностях жизни, они отворачиваются от них, говоря, что их время прошло. Рисунок № 7 – символ отказа от истинных ценностей. Они легко рвут связи с родными, ибо они не соответствуют их планке, с воспоминаниями и прошлой жизнью. Герои Драйзера считают, что в этом и кроется настоящее счастье свободы (рисунок № 8).
Рассмотрим когнитивную семантическую карту «Америка Ремарка» (Приложение 2).
Рисунок № 1 является символом обетованной земли, к которой так стремились многие иностранцы, считая, что Америка и есть рай на земле. Но рядом с рисунком рая мы поместили еще одну картинку – изображение миража. Ведь все лучшее, что представляло из себя когда-то Америка стала лишь неким обманом для героев. Счастья мало кто здесь нашел. Рисунок № 2 представлен в данной карте не случайно – это выражение антитезы «свой – чужой». Ведь герои Ремарка, подобно гадкому утенку, не принимались американским обществом. Следующий символ (деньги) выражен в рисунке № 3. Главной ценностью в Америке являются деньги, а герои Ремарка (в большей своей части) пытаются противопоставить этим новым ценностям мира материалистов – свои ценности: любовь, дружба, жизнь, свобода и др. Спасая свои жизни и свободу, они стремились в Америку за своей американской мечтой, что выражено в рисунке № 4. Но герои романов Ремарка, хотя и находились среди людей, но ощущали чудовищное одиночество и страх. (рисунок № 5).
Одним из излюбленных способов ухода от реальности одиночества и страха для многих стал город, человеческий поток. Именно сливаясь с людьми, герои чувствовали себя частью американского общества, хотя это было самообманом. Рисунок № 6 – это изображение американского города, большого, шумного. Но люди не сдавались, ведь они приехали в Америку в поисках лучшей жизни, новой жизни, поэтому пытаются найти себе применение и начать все с чистого листа. Отсюда и символизм рисунка № 7 – лист белой бумаги и чернила. В новой жизни у них появилась свобода, которую так ждала душа иммигранта, а первое, что видели люди, приезжавшие в Америку – это была Статуя Свободы. И пусть это была физическая свобода, но для некоторых этого было достаточно; что касается свободы души, то и она была искусственной: прошлая жизнь не отпускала, тяжелые воспоминания и страхи отравляли существование в сытой, нетронутой войной Америке.
Заключение
В результате проделанного исследования мы пришли к следующим выводам:
Тема изображения Америки для художественной литературы не нова, интересна и актуальна по сей день. Каждый писатель по-своему «открывает Америку», преследуя определенные цели: описание природы, жизнь и быт американцев, освоение Нового света, особенности американского менталитета и мировоззрения и т.д.
Одним из самых интересных изображений Америки является тот образ, который появляется на страницах произведений писателей ХХ века. При этом данная страна интересует не только представителей американской литературы, но и европейской.
Образ Америки ХХ века реалистичнее всего был представлен в творчестве таких писателей, как: Драйзер и Ремарк. Споры по поводу изображенного ими общества того времени до сих пор не умолкают и вызывают живой интерес.
Основными компонентами образа Америки в произведениях Ремарка и Драйзера стали следующие понятия и параллели: антитеза «свой - чужой», «американская мечта», «страна возможностей», «свобода», «истинные и псевдоморальные ценности», «образ каменных джунглей», «образ города», «обетованная земля», «новая жизнь» и т.д.
Образ Америки рисовалася через традиционные представления: «обетованная земля», «рай», «спасательный круг», «страна больших возможностей», «Новый свет».
Каждого писателя волновало преломление истинных ценностей жизни в новом мире гоподства материализма. Оба автора указывали на миражность феномена американской мечты, свободы и новой жизни.
Драйзер и Ремарк стремились донести одну и ту же мысль: самое главное в жизни человека – оставаться человеком в любой ситуации, думать о вечном, а не о преходящем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Т. Драйзер. Стоик. Оплот. – Л.: Лениздат, 1989.
2.Американская мечта // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org
3.Татаринов В. Апология слабости, или Волки и овцы // Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо-пресс, 2001.
4. Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо - пресс, 2001.
5. Э. М. Ремарк – совесть своего времени [электронный ресурс]. – URL: http://remarque2007.narod.ru
6.Ремарк Э. М. Земля обетованная. – М.: ЭКСМО, 2002.
7.Зверев А. Книжные новинки: гостиница «Мираж» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство. – 2002. – № 6 (122) [электронный ресурс]. – URL: http://www.lechaim.ru
8.Ремарк Э. М. Тени в раю. – М.: Прогресс, 1972.
9.Ремарк Э. М. Избранное. – СПб.: Питер, 2003.
10.Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. – М.: Профит Стайл, 2007.
[1] Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Т. Драйзер. Стоик. Оплот. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 655.
[2] Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Т. Драйзер. Стоик. Оплот. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 652.
[3] Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Т. Драйзер. Стоик. Оплот. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 657.
[4] Американская мечта // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org
[5] Американская мечта // Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org
[6] Татаринов В. Апология слабости, или Волки и овцы // Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – С. 8.
[7] Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо - пресс, 2001. – С. 31.
[8] Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо- пресс, 2001. – С. 22.
[9] Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо- пресс, 2001. – С. 10.
[10] Татаринов В. Апология слабости, или Волки и овцы // Драйзер Т. Американская трагедия. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – С. 5.
[11] Э. М. Ремарк – совесть своего времени [электронный ресурс]. – URL: http://remarque2007.narod.ru
[12] Ремарк Э. М. Земля обетованная. – М.: ЭКСМО, 2002. – С. 134.
[13] Зверев А. Книжные новинки: гостиница «Мираж» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство. – 2002. – № 6 (122) [электронный ресурс]. – URL: http://www.lechaim.ru
[14] Зверев А. Книжные новинки: гостиница «Мираж» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство. – 2002. – № 6 (122) [электронный ресурс]. – URL: http://www.lechaim.ru
[15] Э. М. Ремарк – совесть своего времени [электронный ресурс]. – URL: http://remarque2007.narod.ru
[16] Ремарк Э. М. Тени в раю. – М: Прогресс, 1972. – С. 62–63
[17] Ремарк Э. М. Избранное. – СПб.: Питер, 2003. – С. 31.
[18] Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. – М.: Профит Стайл, 2007. – С. 178.
Три орешка для Золушки
Смекалка против Змея-Горыныча
Этот древний-древний-древний мир!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Астрономы получили первое изображение черной дыры