Материалы исследовательской работы, которые можно использовать на уроках литературы, истории и МХК
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_protopopa_avvakuma_v_zhitii_i_v_sovremennoy_otechestvennoy_literature.doc | 131.5 КБ |
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» (А.С.Пушкин)
Образ протопопа Аввакума в Житии и в современной отечественной литературе (по произведениям Ю.Нагибина и В.Пикуля).
Мазитова Ирина, Смирнова Наталья
ГБОУ СОШ №879.
Руководитель: Михайловская Елена Владимировна.
Введение.
…. «Любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров, иллюстрировавшими не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились».
… «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё – не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошел, тогда и забыл вся…» «Из темной глуби XVII столетия, словно из пропасти, нам уже давно светят, притягательно и загадочно, пронзительные глаза Протопопа Аввакума – писателя, которого мы высоко чтим». Но почему?
Протопоп Аввакум Петров был самым крупным идеологом того религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под неточным названием «раскола». В то же время это был писатель, обладавший выдающимся литературным талантом.
Валентин Пикуль справедливо заметил: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом».
Когда торжествуют книги, торжествует и автор. Но с Аввакумом дело обстоит не так просто. Все признают за ним выдающийся писательский дар: «В омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума».
Все признают, что он был народный заступник, бесстрашно ратоборствовавший с церковными и светскими властями, с самим царем: «Яко лев рычи, живучи, обличая их многообразную прелесть». Все согласны в том, что Аввакум никогда не кривил душой, что он не согнулся под крестом своей «правды»: «Ей, хвалимся и радуемся в скорбех своих, мучими от вас, никониян, в темницам, и во оковах, и в смертях многажды от вашева жалованья. Двадесять два лета плаваю и так и сяк, иногда наг, иногда гладен, иногда убит, иногда на дожде, иногда на мразе, иногда на чепи, иногда в железах, иногда в темнице, кроме повседневных нападений и разлучений жены и детей».
Однако расхожему мнению и поверхностному взгляду претит некая тень раскола на мученическом венце Аввакума. Он — вождь и символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста. Из этого заключают, что он фанатик и обскурант, враждебный новизне как таковой. Выражают сомнение в его интеллекте — сомнение, восходящее к Симеону Полоцкому. По словам Аввакума, их очный спор этот присяжный западник и блестящий латинист завершил таким отзывом об оппоненте: «Острота, острота телеснаго ума, да лихо упрямство! А се не умеет науки». Мнение Симеона Полоцкого стало хрестоматийным. Это взгляд свысока: да, Аввакум — самородок, стихийный талант, такой же, как Алексей Кольцов и Сергей Есенин; но Аввакуму не хватало правильного образования (конечно, в европоцентристском смысле слова). Поэтому его философия — «обрядоверие», слепая, невежественная приверженность средневековой традиции — даже не духу ее, а букве. И все же Аввакума оставляют в пределах средневековой культуры. Между тем и в его мировоззрении, и в творческой практике отчетливо проступают новаторские черты. Об этом размышляют в своих произведениях русские писатели ХХ века Валентин Пикуль и Юрий Нагибин. Их произведения, посвященные «неистовому протопопу» и стали предметом нашего анализа.
Но сначала поговорим о том, кто такой протопоп Аввакум, как сложилась его жизнь и судьба, как относились к нему его современники и потомки.
Очерк жизни.
Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, Аввакум приобрёл известность довольно рано как сторонник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Когда Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние "харатейные" книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сентябре 1653г. его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять "новые книги", однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе и в 1663 Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре, убедились, что Аввакум Петрович не личный враг Никона, а принципиальный противник Реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум Петрович последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-х конечный крест, исправление символа веры, Трёхперстное сложение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
В 1664г. Аввакум Петрович был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви». В 1666г. Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума Петровича, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума Петровича царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума Петровича уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум Петрович же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667г.). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха, решило участь и его, и его товарищей, и все они были сожжены в срубе в городе Пустозёрск.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик. В 1916г. старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991г. в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
Каковы же взгляды протопопа Аввакума?
Вероучительные взгляды Аввакума достаточно традиционны, его любимая область богословия - нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством.
Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая иноку спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, были гораздо тяжелей.
Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума
В системе общественно-религиозных взглядов протопопа Аввакума, одного из крупных представителей русской демократической литературы второй половины XVII в., значительное место занимает идея равенства всех людей.
В научной литературе последнего времени, посвященной Аввакуму, убеждения его характеризуются как крайне консервативные, считается, что «Аввакум всецело был выразителем отжившей традиции». В ряде же исторических исследований о движении старообрядчества XVII в. идеология этого движения (в том числе и взгляды Аввакума) признается реакционной, «потому что она не обостряла классового сознания трудящихся масс, а, наоборот, затемняла его и уводила в область религии».
Изучение только одного момента миропонимания Аввакума — его учения о равенстве — убеждает в сложности и противоречивости его взглядов, позволяет установить демократические моменты в мировоззрении этого яркого и самобытного писателя, «бунтаря-протопопа», по выражению А. М. Горького.
Обратимся к высказываниям Аввакума о равенстве и прежде всего к вопросу о том, какова была его аргументация.
Все люди — «рабы божии», считал он.
«Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, — отрицайся мысли сея и оплюй ея... мы вси есмы раби небеснаго царя», — строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения — Анисье. С такими словами Аввакум обращался не только к своим последователям, но и к царским воеводам и даже к самому царю. «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий», — дерзко, но «истинно» утверждал Аввакум в челобитной к Алексею Михайловичу.
Все люди одинаково грешны, «шелудивы все». «Я оглашенной, ты оглашенная, — друг на друга не дивим, оба мы равны», — заключает Аввакум свои наставления старице Елене.
Для Аввакума все православные — братия «по духу». Он велел помнить своей пастве, что «един-де дух святый действуяй во всех, и в первых и в последних», он «назнаменует милосердие свое ко всем равно». Все — «богатии и убозии, мали и велици, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы» — для Аввакума «братия и чада моя о господе».
Эти рассуждения Аввакума находятся в рамках чисто христианской аргументации равенства «перед богом всех людей как грешников и... детей божиих». Но Аввакум не ограничился лишь признанием равенства всех людей перед богом. Мысль его шла дальше: люди равны по самой своей природе.
Эти взгляды нашли отражение в главном произведении всей жизни протопопа - Житии.
Житие многими своими элементами представляет собой яркое выражение эволюции русской средневековой религиозно-дидактической эпической литературы в жанр нравоучительного бытового романа. Характерными признаками Жития как произведения нового, нарождающегося жанра нам представляются следующие его особенности: развернутость повествования, многофигурность, полнота жизнеописания главного героя, индивидуализация образа, стремление к изображению разносторонности характера, внимание к острым, драматическим моментам частной жизни, обусловленным социальными обстоятельствами, многоэпизодность и в то же время однолинейная, цепочная композиция с довольно свободным соединением различных эпизодов. Многими своими особенностями Житие не столько связано с традиционными жанрами древней русской письменности, сколько предвещает появление более развитых форм новой русской литературы, что, как нам кажется, выдвигает перед исследователем задачу не ретроспективного изучения Жития, а осмысления его места в перспективе последующего развития русского литературного процесса. Не случайно именно Житие Аввакума привлекло такое пристальное внимание выдающихся русских прозаиков — Льва Толстого, Тургенева, Лескова, Мельникова-Печерского, Мамина-Сибиряка, М. Горького, А. Н. Толстого, Леонида Леонова. Из произведений о протопопе Аввакуме, созданных во второй половине ХХ, наиболее интересными нам показались рассказ Ю.Нагибина «Огненный протопоп» и историческая миниатюра В.Пикуля «Аввакум в пещи огненной».
Юрий Нагибин «Огненный протопоп».
Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 в Москве. Авторская известность пришла к Нагибину в начале 1950-х. В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале, писатель освещает свое видение этой темы в цикле «Вечные спутники».
Как признавался сам писатель, полное знание материала не приближало, а отталкивало его от намеченной задачи. Творческий полет возникал, лишь когда память отряхивала груз сковывающих воображение фактов. Среди исторических лиц, ставших героями цикла, протопоп Аввакум занимает особое место как символ несгибаемой веры, преданности идеалам, последовательности, самоотречения и любви к людям, а также непримиримости к стяжателям, деспотам, лживым и коварным.
В рассказе описывается последний день земного существования протопопа Аввакума, который в этот день вспоминает всю свою жизнь. И рядом с ним соратники протопопа – люди, которые ни на что не променяют свою веру и никогда не откажутся от нее. Даже после пыток они продолжали молиться.
Противники протопопа показаны безжалостными и суровыми. Главными противниками были Никон и царь Алексей. Никон – «властолюбивый, хитрющий, мозговитый толстогуб», который сам над властью подняться возжелал. «Повел православную церковь под греко-римское ярмо, безжалостно расправляясь с супротивниками». Царь Алексей, прозванный Тишайшим, крови больше самого Грозного пролил. «Любил он в тайности чувств своих Аввакума, хотел мира с ним». Вот только признался в этом только царице.
Аввакум на их фоне выглядит благородным и честным человеком, который не боится смерти и готов выстоять любые муки. Написать свое житие Аввакума сподвигнул его соратник и ближайший друг – старец Епифаний. «Это должен быть сказ о бурях житейских, о виденном и претерпленном, а не поучение, не проповедь, не наставительное, утешительное, челобитное или обличительное послание». Епифаний требовал от Аввакума полной обстоятельности: где родился, от каких родителей, когда женился. Аввакум описал все свои радости и мучения, которых у него в жизни было очень много.
Сюжетно «Житие протопопа Аввакума» и рассказ Нагибина похожи. Но автор - наш современник - останавливает внимание на тех эпизодах биографии, которые наиболее ярко показывают личность героя, его мировоззрение и черты характера. В отличие от автора Жития, «всезнающий автор» рассказывает о события многотрудной жизни протопопа не последовательно, а вплетает их в рассказ о предсмертных часах Аввакума, когда, как правило, вспоминается самое важное, дорогое. Еще раз мы убеждаемся в цельности, порядочности, гуманности, удивительной стойкости протопопа, вере, от которой он не хочет и не может отречься даже перед лицом страшных мучений.
Историческая миниатюра Валентина Пикуля «Аввакум в пещи огненной».
… Сам В. Пикуль сравнивал свои зарисовки с портретами-миниатюрами, лежащими в музейных витринах. Так же, как и рассказы, эти портреты характеризовали не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились. И, конечно же, любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров.
В начале миниатюре Пикуль говорит о том, что не будь Аввакума – наша литература не имела бы прочного фундамента, на котором она уже три столетия держится. Заслуга Аввакума так же состоит в том, сообщает нам автор, что именно Аввакум первый на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Точный и беспощадный реализм, убивающий врага наповал, был порожден «Житием протопопа Аввакума». О «Житие Аввакума» Пикуль пишет так: « Это чудовищный вулкан – это русское Везувие, извергающее в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности!» Автор с уверенность говорит о том, что нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума!
Черты характера Аввакума мы можем увидеть в сцене со скоморохами, она также присутствует в «Житие». Поп не пускает скоморохов в село, при этом сказав им: «Неистовство ваше бессовское еси, оставьте пляски антихристовы..» Завязалась драка. Люто и толково бился поп. Аввакум – силищи немеренной. Неспокойный был поп, ни с кем не ладил, но к службе церковной был рачителен.
Царь Алексей Михайлович к Аввакуму благоволил. В патриархи Руси избрали властолюбивого Никона. Церковные дела он на новый лад переиначивал. Патриарх Никон был земляком Аввакума.
Между Никоном и «Тишайшим» были дружеские отношения, постепенно они крепли. Наиболее ярко сыновнее отношение проявилось в том, что Алексей Михайлович разрешил Никону именоваться "Великим Государем". После неудачного шведского похода, который царь предпринял по благословению Патриарха, Алексей Михайлович совсем охладел к своему прежнему любимцу. Вскоре между царем и Патриархом произошел первый серьезный конфликт. Вскоре от былой дружбы царя и Патриарха ничего не осталось. Никон воспринимал охлаждение к себе со стороны Тишайшего очень болезненно и нервно. И хотя о смещении Никона с Патриаршества не было и речи, он воспринимал происходящее как катастрофу. Царь Алексей не стремился устранять Никона с Первосвятительской кафедры, но хотел лишь перестроить свои отношения с ним, вернув их на тот уровень, который существовал прежде, при Патриархе Иосифе. Но сам Никон считал свою карьеру законченной, так как основывал ее всецело на благоволении государя. Кроме того, рушилась главная мечта его жизни – возвышение Патриаршей власти над царской. Того, что эти теократические притязания были совершенно чужды православной традиции, Никон, кажется, так и не понял, даже когда царь отвернулся от него. Патриарх впал в отчаяние, но так и не признал, что крушение, в конечном счете, потерпел не он сам, а его теократическая идея, в оформлении которой его собственные амбиции играли роль генератора.
Историческая миниатюра Пикуля «Аввакум в пещи огненной» - это жизнь Аввакума, описанная автором в кратком содержании. Особенность миниатюры, написанной Пикулем, такова: поверхностно описывая всю жизнь Аввакума, автор выбирает наиболее важные эпизоды из его жития, сохраняя основные моменты. Читая о жизни Аввакума в тексте, написанном Пикулем, мы понимаем, что Аввакуму было очень тяжело, но он всегда делал так, как считал нужным. Даже эта небольшая историческая миниатюра о герое показывает, какие муки испытал Аввакум.
«Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума» - с уверенностью пишет Пикуль. Произведения Аввакума, и особенно его «Житие», отходят от старого, традиционного творчества Средневековья и целиком принадлежат личностному творчеству Нового времени, несмотря на то, что отдельные традиционные элементы в них все же наличествуют. Аввакум пользуется традиционными элементами, но не по традиционному назначению, он огрубляет их насмешкой, иронией, соединяет с грубыми просторечными выражениями, как бы играя, придает им другой смысл или переводит в резко натуралистический план. Поэтому произведения Аввакума поражают какой-то особенной свободой самовыражения, непосредственностью, необычайной искренностью. Сидя в земляной тюрьме, в ужасных условиях и ожидая смерти, он как бы освобождался от всяческой земной суеты, от заботы о внешней форме своих произведений, от различных литературных «приличий» и стремился как можно быстрей приблизиться к цели своих писаний. Для него полностью отсутствует литературная обрядность, занимавшая такое большое место в традиционном средневековом искусстве. Ценность чувства, непосредственности, внутренней, душевной жизни человека была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью. Сочувствие или гнев, брань или ласка — все спешит излиться из-под его пера. «Ударить душу» перед богом — вот единственное, к чему он стремится. Ни композиционной стройности, ни тени «извития словес» в изображении человека, ни привычного в древнерусской учительной литературе «красноглаголания» — в «Житии» Аввакума нет ничего, что стесняло бы его непомерно горячее чувство во всем, что касается человека и его внутренней жизни.
Ни один из писателей русского Средневековья не писал столько о своих чувствах, как Аввакум. Он тужит, печалится, плачет, боится, жалеет, дивится и т. д. Он стремится вызвать к себе сочувствие читателей, жалуется на свои слабости, в том числе и самые будничные. Нельзя думать, что это оправдание человека касается только самого Аввакума. Даже враги, даже его личные мучители изображаются им с симпатией к их человеческим страданиям. Сочувствие к своим мучителям было совершенно несовместимо со средневековыми приемами изображения человека в XI—XVI вв. Это сочувствие стало возможно благодаря проникновению писателя в психологию изображаемых лиц. Каждый человек для Аввакума не абстрактный персонаж, а живой, близко ему знакомый. Аввакум хорошо знает тех, о ком он пишет. Они окружены вполне конкретным бытом. Он знает, что его мучители только выполняют свою стрелецкую службу, а втайне, может быть, тяготятся своими обязанностями, и поэтому не сердится на них. Во всем этом Аввакум неподражаем.
Тогда никто не мог выражать свои чувства, Аввакум же нашел новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистика. Все страдания Аввакума Пикуль отразил в исторической миниатюре. Он сам рассказал о них, а цитаты, лирические отступления просто все подтверждают.
Пикуль начинает повествования с цитаты из Толстого: «Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное «Житие» неистового протопопа Аввакума. Речь его - вся на жесте, а канон разрушен вдребезги!» Пикуль не зря взял эту цитату, так как в нее вложен огромный смысл, авторское восхищение Аввакумом. Аввакум внес в литературу много нового. Он писал по – своему, не так как все, и речь его была неподражаема. Житие Аввакума разошлось по всему миру, и все восхищались его речью, ее своеобразием.
По ходу текста автор так же использует цитаты. Вводит уточнения. Пикуль использует другие цитаты, для того чтобы придать тексту максимум окраса, показать, что им восхищался не только Толстой. Аввакум неподражаем. Тогда никто не мог выражать свои чувства так открыто и ярко, он создал новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистики, для того чтобы «потомки православных» знали «земли родной минувшую судьбу».
… Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
Блистая окрест.
… Сквозь голод и холод,
Сквозь горе и страх
Я к Богу, как голубь,
Поднялся с костра.
Тебе обещаю,
Далекая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь.
Пускай я осмеян
И предан костру,
Пусть прах мой развеян
На горном ветру.
Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.
В. Шаламов
Список использованной литературы.
1. В. Е. Гусев «О жанре жития протопопа Аввакума», «протопоп аввакум – выдающийся русский писатель 17 века».
2. В.Б. Тихонова «Учение протопопа Аввакума и «внешняя мудрость»
3. Г.В.Чудинова «Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе».
4. Степанов С.А. «Неистовый Аввакум».
5. Ю. Нагибин «Огненный протопоп»
6. В.Пикуль «Аввакум в пещи огненной».
Ручей и камень
Юрий Алексеевич Гагарин
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Хрюк на ёлке
Всему свой срок