Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_moyo_zdorove.doc | 118 КБ |
prezentaciya_k_issledovatelskoy_rabote.pptx | 512.5 КБ |
МОУ Архангельская СОШ
Исследовательская работа
Тема «Сколько весит здоровье ученика».
Подготовили и провели учитель Суслина Е.В. и учащиеся 1 класса.
Содержание.
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
5. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдения; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования
- « А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5- 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из-за коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
1-4 классов – 300г;
5-6 классов – 400г;
10- 11 классов – 600г.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30 % веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20 % давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст . Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.
- Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 8 человек.
План эксперимента:
- Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
- Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, так как вес ученика (в кг ) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицу №1.
Ф. И. О. ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Арефьев А.А. | 2004 | 20, 200 | нарушение осанки | 2,02 | 2, 890 |
Данилкин Н. С. | 2003 | 24, 600 | нарушение осанки | 2,46 | 2, 350 |
Ильющенко Е. Ю. | 2003 | 20,800 | нарушение осанки | 2,08 | 1, 810 |
Манова В.Р. | 2003 | 20,600 | здорова | 2,06 | 2,330 |
Мокушин Е. | 2004 | 25, 500 | здоров | 2,55 | 2,080 |
Молодых М.С. | 2003 | 22,500 | здоров | 2,25 | 2,720 |
Никонова Д.А. | 2003 | 38,500 | ВПС | 3,85 | 1,840 |
Шпильков Д.С. | 2003 | 35,800 | ЦБП | 3,58 | 2,300 |
- Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
- Мы решили выяснить: может ли быть, что причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице №2.
Ф. И. О. ученика | Вес ранца (кг) | Выводы |
Арефьев А.А. | 1, 070 | слишком тяжёлый |
Данилкин Н. С. | 0,840 | слишком тяжёлый |
Ильющенко Е. Ю. | 0,540 | не очень тяжёлый |
Манова В.Р. | 0,460 | норма |
Мокушин Е. | 0,540 | не очень тяжёлый |
Молодых М.С. | 0, 880 | слишком тяжёлый |
Никонова Д.А. | 0,560 | не очень тяжёлый |
Шпильков Д.С. | 0,880 | слишком тяжёлый |
Мы увидели, что у учеников вес ранца не соответствует гигиеническим нормам, то есть превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители – легковесы весом всего 0,460 кг. Однако у 7 человек вес ранца значительно превысил гигиеническую норму.
Ранцы - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах и учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
«Литературное чтение» - 170 г.
«Математика»- 200 г.
«Русский язык» - 260 г.
«Окружающий мир» - 140 г.
Дневник – 170 г.
Тетрадь по русскому языку – 90 г.
Тетрадь по математике – 80 г.
Тетрадь по окружающему миру – 180 г.
Тетрадь простая по русскому языку – 40 г.
Тетрадь простая по математике – 40 г.
Пенал с ручками и карандашами – от 70 г. до 240 г.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г. для учащихся начальной школы. Нашёлся и нарушитель – учебник 2006 г. по окружающему миру - 510 г., по литературному чтению – 300 г. (2006 г.)
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в пятницу: 1,200кг+ вес портфеля. А в данный день он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в среду: 0,950 кг + вес портфеля. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 2,890 кг , причём не учитывая вес сменной обуви и дополнительные вещи.
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
- Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно – сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков так вообще считает, что от учебников давно пора отказаться. «Тяжелый портфель — это неприемлемо. Надо переходить на электронные носители — ноутбуки и ридеры. Весь мир уже это использует как систему в обучении. Это удобно, легко и просто, а главное — всё это возможно. На худой конец, можно в школах устроить камеры хранения, и дети должны там хранить учебники», — говорит он.
Жизнеспособность проекта.
Проект в дальнейшем может быть реализован в следующих направлениях:
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта будет способствовать:
Использованная литература:
Слайд 1
Исследовательская работа Моё здоровьеСлайд 2
Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»
Слайд 3
Таблица №1. 1-4 классов – 300г; 5-6 классов – 400г; 10- 11 классов – 600г .
Слайд 4
Таблица №2. Ф.И. ученика Год рождения Вес тела ( кг) Диагноз Правильный вес ранца (кг) Реальный вес ранца (кг) Арефьев А. 2004 20,200 сколиоз 2, 020 2, 890 Данилкин Н. 2003 24,600 нарушение осанки 2,460 2, 350 Ильющенко Е. 2003 20,800 нарушение осанки 2,080 1, 810 Манова В. 2003 20,600 здорова 2, 060 2, 330 Молодых М. 2003 22,500 здоров 2,250 2, 720 Мокушин Е. 2004 25,500 здоров 2,550 2,080 Никонова Д 2003 38, 500 ВПС 3,850 1, 870 Шпильков Д. 2003 35, 800 ЦБП 3,580 2, 300
Слайд 5
Таблица №3. Ф. И. ученика Вес ранца (кг) Выводы 1. Арефьев А. 1,080 слишком тяжёлый 2. Данилкин Н. 0,840 слишком тяжёлый 3. Ильющенко Е. 0, 540 не очень тяжёлый 4. Манова В. 0, 460 норма 5. Молодых М. 0, 880 слишком тяжёлый 6. Мокушин Е. 0, 540 не очень тяжёлый 7. Никонова Д. 0, 560 не очень тяжёлый 8. Шпильков Д. 0, 880 слишком тяжёлый
Слайд 6
Итоги по номинациям : самый правильный ранец – у Ильющенко Екатерины самый лёгкий портфель - у Мановой Виктории (0,460) самый тяжёлый ранец – у Арефьева Антона (1,080) самый тяжёлый ранец с принадлежностями – у Молодых Максима и Арефьева Антона самый лёгкий ранец с принадлежностями - у Ильющенко Екатерины самый тяжёлый учебник – по русскому языку (260г) самый «тяжёлый» учебный день – пятница (1, 200кг) самый «лёгкий» учебный день - среда (0,950кг)
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Колумбово яйцо
Весенняя гроза
Белый лист
Марши для детей в классической музыке