Проектно-исследовательская деятельность обучающейся была направлена на выявление условий, способствующих равитию благоприятного социально-психологического климата (СПК) в классном коллективе и разработку плана мероприятий по совершенствованию СПК в своем классе. Новизна данной работы в том, что обучающиеся в рамках реализации данного проекта не просто объекты педагогического воздействия, а активные действующие субъекты.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_v_moem_klasse.docx | 42.69 КБ |
Береза Анастасия Андреевна, обучающаяся 8 а класса МБОУ «Большевсегодическая ООШ»
Руководитель проекта - Наумова Валентина Петровна, педагог-психолог МБОУ «Большевсегодическая ООШ»
Тема проекта "Мир в моем классе"
Введение
Актуальность проектно-исследовательской деятельности.
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода "я". При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». У каждого человека есть свое представление о счастье. Но каким бы оно ни было, оно обязательно включает в себя желание быть понятым. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой группы, любого коллектива.
Мы учимся в нашей замечательной школе уже восьмой год, но коллектив у нас в классе очень слабый. Поэтому мы обратилась к теме формирования Благоприятного социально-психологического климата. В связи с этим считаю, что наша тема достаточно актуальна на сегодняшний день. Так как нам довольно скоро покидать стены школы и учиться, предельно конструктивно взаимодействовать в коллективе мы должны сейчас.
Я люблю свой класс и хочу, чтобы школьные годы вспоминались всеми моими одноклассниками с теплом. Поэтому стремлюсь показать ребятам, что мы можем быть настоящим сплоченным коллективом и как это здорово!
Цель проектно-исследовательской деятельности: способствовать улучшению социально-психологического климата (СПК) в классном коллективе, посредством внедрения специально разработанной системы мероприятий по формированию благоприятного СПК.
Задачи:
1. Изучить теоретическую информацию по проблеме, осветить основные понятия и термины. Посредством анализа научной литературы, выделить признаки благоприятного и неблагоприятного СПК, факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе.
2. Выявить особенности развития СПК 8 а и 7 а класса (педагог-психолог).
3. Разработать и внедрить программу "Мир в моем классе" по формированию благоприятного СПК (совместно с классным руководителем и педагогом-психологом).
4. Разработать комплекс наглядных материалов обучающимся, направленных на укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе, разместить их на стенде школы.
Гипотеза исследования: реализация программы "Мир в моем классе" способствует созданию благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе.
Этапы работы над проектом
1. Постановка проблемы.
2. Изучение теоретической информации по вопросу формирования и укрепления благоприятного социально-психологического климата в классе.
3. Сбор материала.
4. Диагностический этап- выявление уровня развития СПК в 8 а и 7 а классе.
5. Разработка и внедрение программы по формированию благоприятного СПК.
6. Выводы, разработка практических рекомендаций обучающимся по укреплению благоприятного социально-психологического климата в классе, выпуск стенгазеты, оформление стенда.
Раздел 1. Изучение теоретической информации по вопросу формирования и укрепления благоприятного социально-психологического климата в классе.
В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Если человек не может изменить климат в природе, то он в силах влиять на «климат», который характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Для того, чтобы влияние было положительным необходимо знать особенности данного явления.
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
Существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в ученическом коллективе.
Формы формирования нравственно-психологического климата
Методы формирования нравственно-психологического климата
Раздел 2. Особенности развития социально-психологического климата 8 а - 7 а класса.
8 а и 7 а класс - объединенный класс малокомплектной сельской школы. В 2012-2013 году произошло объединение двух классов в один. Возраст обучающихся 12-14 лет, класс состоит из 4 мальчиков и 6 девочек.
С целью изучения социально-психологического климата в классном коллективе применялся следующий блок методик (исследование проводилось при помощи педагога-психолога).
1. Метод наблюдения.
Эмпирические референты СПК класса (по А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой)
Благоприятный СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.) | Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы. |
Неблагоприятный СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.. | Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.) | Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению). |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
2. Методика Лутошкина «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»;
3. Определение индекса сплоченности по методике Сишора (как фактора благополучия или неблагополучия психологического климата);
4. “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы.
По данным метода наблюдения можно сделать вывод, что в классе в целом преобладает недостаточно благоприятный СПК:
1. Эмоциональный фон.
- существует словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.
- Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников.
- Доброжелательные улыбки, смех.
2. Способность к сотрудничеству
- Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).
- Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.)
3. Эффективность взаимодействия
- Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.
- Словесное выражение удовлетворения результатом.
- Словесное выражение неудовлетворения результатом.
По результатам проведения Методики А. Н. Лутошкина «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ» можно сделать вывод, что класс находится на уровне развития классного коллектива «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
В результате подсчета индекса групповой сплоченности, можно сделать вывод о том, что в 8 а и 7 а классе уровень групповой сплоченности средний (чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое).
Данные, полученные в результате проведения “Экспресс-методики” по изучению социально-психологического климата в коллективе свидетельствуют о том, что когнитивный и эмоциональный компоненты климата трактуют СПК, как весьма благоприятный. Это проявляется во взаимной привлекательности, симпатии и притяжении одноклассников друг к другу. Симпатия есть эмоциональная положительная установка (отношение) на объект. Притяжение есть следствие возникшей симпатии. Хотя нужно отметить, что поведенческий компонент СПК развит на недостаточном уровне
Раздел 3. Описание программы "Мир в моем классе"
Цель программы: создание условий для развития благоприятного социально-психологического климата 8 а и 7 а класса, сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для обучающихся.
Данная программа последовательно реализуется в 2012-2013 учебном году.
Психолого-педагогические приемы, для формирования социально-психологического климата в классе, направлены на:
Планируемые мероприятия
№ | Планируемые мероприятия | Ответственный |
1. Создание физического микроклимата, обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения | ||
1 | Установить режим проветривания классного помещения, следить за его соблюдением | Кузовкова Ю. - активист класса |
2 | Установить график генеральных уборок помещения, установив за каждым обучающимся определенную территорию | Горюнова И.В.- классный руководитель |
3 | Озеленение класса | Береза А. |
4 | Оформление классного уголка. Создание уголков настроения и релаксации. | Береза А. Наумова В.П.- педагог-психолог |
2. Организация совместной деятельности | ||
1 | Совместная подготовка к участию в общешкольных мероприятиях. - Смотр строя и песни; - Проектной деятельности "Новый год шагает по планете" - Подготовка к конкурсу презентации, посвященного дню матери "Мамочки нашего класса" - "День всех влюбленных" - Днях здоровья - Спортивном празднике для родителей и обучающихся - Конкурсе композиций ко Дню учителя | Классный руководитель |
2 | Совместная подготовка и проведение акции "Здоровому - все здорово!" для обучающихся 1 - 2 класса. | Классный коллектив |
3 | Развивающее занятие в 8 а и 7 а классе "Планета нашего класса" | Педагог-психолог |
4 | Психологический КВН | Педагог-психолог, Береза А.А. - соведущая, оформитель. Заварцев А. - музыкальное сопровождение |
5 | Игры на сплочения. Игры с веревками. | Педагог-психолог, Береза А.А. |
6 | Участие класса в благотворительной акции, посвященной дню пожилого человека "Согреем сердце теплотой" | Педагог-психолог, Береза А.А. Тимина А.А. |
7 | Выпуск классной газету "Как здорово быть подростком" | Береза А. |
8 | Приобретение опыта совместной работы всем классом, учитель принимает участие не как ведущий, а ведомый учащимися. Игра «Кораблекрушение» | Береза А. Тимина А. |
3. Привлечение всех обучающихся к участию в жизни класса и школы. | ||
1 | Распределение общественных поручений Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания (Береза А.) Сектор «Экология» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни) (Кузовкова Ю.). Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе (Архипова Н., Самойлов А.). Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за периодичностью смены информации на классных стендах (Гриднева Е., Карпов А.). Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья (Заварцев А., Крайнов Д.). Сектор «Труда и заботы»- организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях (Тимина А.). | Классный руководитель, Береза А. |
2 | Участие класса в деятельности школьного детского объединения "Ровесники" и районного детского объединения "Прометей" | Фролова Н.В.- педагого-организатор |
3 | Участие класса в обшешкольных мероприятиях | Классный руководитель |
4. Обучение эффективным стратегиям поведения в конфликтной ситуации | ||
1 | Упражнения с элементами арт-терапии "Дерево класса" | Наумова В.П. Береза А. |
2 | Совместное изготовление "коврика примирения" и коробки дружбы | Береза А. Гриднева Е. |
3 | Классный час "Стратегии поведения в конфликтах" | Наумова В.П. Горюнова И.В. |
4 | Час общения "Общение, без конфликтов" | Наумова В.П. |
5 | Конкурс фотографий "Наши эмоции!" | Горюнова И.В. |
6 | Выпуск буклетов "Негативные эмоции. Что делать?" | Береза А., Наумова В.П. |
7 | Упражнения на установление эмоциональных барьеров между участниками группы (класса), учитель – ученик. | Наумова В.П. |
5. Игры на сплочение классного коллектива | ||
1 | Игра-проект "Символика моего класса" | Наумова В.П. Береза А. |
2 | Создание "Дневника класса" | Береза А. |
3 | Создание коллажа "Мой класс!" | Наумова В.П. Береза А. |
Заключение. Выводы. Результаты реализации программы
В ходе реализации программы "Мир в моем классе" были:
1. Пересмотрены ценностные отношения в группе.
2. В классе появились нормы справедливого и уважительного отношения. Мы поддерживаем слабых и выступаем в их защиту.
3. Члены нашего класса стали более активны, быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.
4. Девушки и юноши — на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему классу дело.
5. Повысилась степень эмоциональной включенности обучающихся, одноклассники свободно выражают собственное мнение при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
6. Повысился уровень коммуникативной культуры обучающихся, стало меньше конфликтных ситуаций.
7. Повысился уровень сплоченности, что положительно сказалось на эффективности совместной деятельности (учебной и досуговой), увеличилось количество призовых мест в общешкольных соревнованиях
В заключение нашей работы хотелось бы сказать, что, создать действительно благоприятный СПК без помощи классного руководителя, педагога-психолога, помощи всех обучающихся класса невозможно.
Для меня было очень интересно помогать разрабатывать и проводить тренинговые занятия, готовить буклеты и памятки. Это новый для меня опыт. Мне очень приятно, что ребята с энтузиазмом приняли участие в тренингах и тем самым помогли мне
Сказки пластилинового ослика
Лиса Лариска и белка Ленка
Сторож
Вокруг света за 80 дней
Зимний лес в вашем доме