Тема исследования: «Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни»
Объект исследования – формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования – рациональное питание учащихся и его влияние на состояние здоровья.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны тенденция резкого увеличения доли патологии органов пищеварения и увеличение числа школьников, имеющих несколько хронических диагнозов – у 20 %
Сегодня в жизни школьников изменилось многое: продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки. Свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. Окончательно нарушен режим приема пищи.
Сама городская среда является открытой опасностью в жизни любого ребенка.
Мы поставили перед собой проблему исследовать снижение показателей здоровья учащихся среднего звена.
Выдвинутая нами гипотеза - является ли повышение культуры питания путём к рациональному и сбалансированному приему пищи, повышению работоспособности, снижению утомляемости и улучшению здоровья учащихся.
Целью данной работы является определение возможностей современной школы как одного из важных факторов по формированию здорового образа жизни школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить актуальность поднимаемой проблемы по аналитическим данным школы;
- выделить компоненты здорового питания учащихся школьного возраста,
- показать результативность и перспективы работы школы по формированию культуры питания и здорового образа жизни школьников.
Методы исследования Опросы, анкетирование, изучение литературы по теме здорового питания школьников.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
В настоящее время в структуре заболеваемости городского населения на первом месте стоят хронические неэпидемические заболевания. Причиной их возникновения часто является нездоровый стиль жизни горожан.
Особое место в городской среде занимают дети. Стоит отметить, что для ребенка от 6 до 17 лет наиболее влияющей на него является школьная среда, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.
Особенности и успешность построения ЗОС в школах мегаполиса зависят от места её расположения.
Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания, огромное значение придается взаимосвязи питания и здоровья, дети страдают от болезней, приобретенных в результате неправильного питания, одной из разновидностей которого является переедание и связанный с ним излишний вес. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Исследователями установлены три функции питания:
· снабжение организма энергией;
· снабжение организма пластическими веществами,
· снабжение организма биологически активными веществами
Еще одна функция питания заключается в выработке иммунитета. При недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма различным инфекциям.
Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием.
В рамках нашего исследования мы использовали данные ОУ – участников мониторинга ЗОС 2011-2012 учебного года. Для выявления особенностей построения ЗОС в ОУ, имеющих разное расположение в мегаполисе, анализировались данные окраинных школ, к которым мы отнесли и свою школу №391 Красносельского района и центральных районов.
Полученные выборки имеют сходные характеристики
Показатели регулярности питания ниже в центральных школах: больше детей не завтракает (5,1% и 2,2 в окраинных школах соответственно), не ужинает (2,1 и 1,6). Отсутствует график приема пищи, данные показателя «ест, когда захочет» составляет 34,6 в центральных школах и 25,1 – в окраинных). Для всех школ мониторинг показал явное нежелание детей принимать пищу в школах (данные мониторинга одинаково колеблются от 57,6 до 63,1)
Таким образом, сопоставление данных мониторинга ЗОС позволяет сделать следующие выводы:
· построение ЗОС в окраинных школах более актуально
· ЗОС окраинных школ позволяет более эффективно решать проблемы образа жизни учащихся: регулировать структуру досуга, их режим, в том числе режим питания и т.п.
Исследования ЗОС начинались с 2000 года совместно со специалистами СПб АППО, исследовался потенциал школьной среды, учебной и внеучебной нагрузки учащихся и их досуга, а также выявлялось состояние здоровья и степень напряженности функционального состояния учащихся. Как и в любой другой петербургской школе, мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья детей по разным причинам, поэтому школа старается внести здоровьесберегающий потенциал в свою деятельность.
Такой подход позволяет определить болевые точки и приоритетные проблемы школы для того, чтобы выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Школа расположена в зелёной зоне «спального» района и является единственным образовательным учреждением в микрорайоне.
В этом году мы предложили учащимся 5– 9-х классов проранжировать определенный перечень ценностей (знания, справедливость, здоровье и т.д.) по степени значимости. Результаты показали, что учащиеся 5-7-х классов здоровье поставили на третье место, 8-е классы – на второе, а 9-е – на первое.
Опросы, личные беседы с учащимися показывают, что в настоящее время они достаточно информированы о разрушительном воздействии на здоровье тех или иных вредных привычек, но значение потребляемой пищи остаётся без внимания.
Наши исследования проводились в форме анкетирования по следующим вопросам: характер и режим питания, сбалансированность питания, потребление сладостей и газированных напитков. Опрос проводился на базе 5-7 классов. Тестирование прошли 161 человек. 80% респондентов осознают важность рационального питания, однако полученные данные исследования показывают, что более 50% злоупотребляют газированными напитками, принимая их до 3-х раз в день; нет нормирования употребления сладостей. Питание не сбалансировано, не полностью обеспечивает энергетическую потребность организма. В рационе питания практически отсутствует рыба. 30% опрошенных прием пищи осуществляет на ходу. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие, но только 20% респондентов соблюдают 4-х разовый режим питания. Результатом нарушения питания оказывается избыточная масса тела у более чем 60% опрошенных.
Выводы
Сбалансированное питание, режим дня, рациональное чередование умственной и физической деятельности, благоприятные природные и социальные факторы – это биологические факторы развития ребенка.
В народе говорят, что болезнь легче предупредить, чем вылечить; а выстраивать стратегию действий по формированию здорового образа жизни детей необходимо «всем миром», всем участникам образовательного процесса, всем тем, кому небезразлично будущее страны, особенно семьям.
Некоторые результаты проведенного исследования показывают, что школа должна искать новые возможности для формирования здорового образа жизни учащихся.
Применительно к питанию детей школьного возраста принципы режима питания должны быть реализованы следующим образом:
Во-первых, желательно принимать пищу в одно и то же время суток:
Во-вторых, для школьников рекомендуется четырехразовое питание.
В-третьих, желательно обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи.
Мы убеждены, что просветительская деятельность взрослых способна изменить ситуацию и улучшить состояние здоровья школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
racionalnoe_pitanie_uchashchihsya_kak_faktor_formirovaniya_zdorovogo_obraza.pptx | 1.83 МБ |
Слайд 1
Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни Баянов Дмитрий , ученик 10 а класса, ГБОУ СОШ №391 Красносельского района Санкт-Петербурга руководитель: Диб Н.В.Слайд 3
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. У современных школьников возрастают учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность, нарушен режим приема пищи. Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания, огромное значение придается взаимосвязи питания и здоровья.
Слайд 6
Немаловажным фактором построения ЗОС школы является организация мониторинга szou.webmerit.ru , а также распространения информации о здоровье и здоровом образе жизни.
Слайд 7
В последние годы значительные усилия общеобразовательных учреждений (ОУ) в Санкт-Петербурге направлены на создание здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Особенности и успешность построения ЗОС в школах мегаполиса зависят от места её расположения.
Слайд 9
Принципом рационального питания должен стать оптимальный режим питания. Мы убеждены, что просветительская деятельность способна изменить ситуацию и улучшить состояние здоровья школьников.
Знакомые следы
Калитка в сад
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Кактусы из сада камней
Никто меня не любит