Работа выполнена на актуальную тему, так как исследование этнического состава населения родного края имеет большое познавательное и воспитательное значение.
В данной работе рассмотрена история города Абая и национальный состав населения Абайского района и школы - лицея № 14. Здесь же сделан вывод, что город Абай строили люди разных национальностей и установлены появления людей разных национальностей на территории Абайского района. Описав традиции гостеприимства отдельно взятых национальностей, был сделан вывод, что каждый народ радушно, с уважением встречает гостя почтительно к нему относится и у каждого этноса есть своя "изюминка" встречи и провода гостей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sravnitelnaya_h-ka_etnicheskogo_sostava_ucha-sya_8-h_kl_shk-l.doc | 101.5 КБ |
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
Сравнительная характеристика этнического состава учащихся 8-х классов школы-лицея №14 города Абая
Исследователи:
Горбатко Любовь
Лузина Анастасия
учащиеся 8 «А» класса
школы-лицея № 14
Абайского района
Карагандинской области
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кравченко И.В.
учитель географии
школы-лицея № 14
Абайского района
Карагандинской области
Караганда 2013 г
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ характеризуют слова, прозвучавшие
в выступлении Президента РК на открытии Ассамблеи народов Казахстана:
«Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт»
ПРОБЛЕМА: Можно ли улучшить межличностные отношения
в коллективе, зная особенности этнического
состава своего класса (на примере 8 «А» касса)
ЦЕЛЬ: выявить особенности этнического состава
населения Абайского района для создания
каталога национальностей учащихся 8 «А» класса
школы-лицея №14 г. Абая
объект: межличностные отношения
предмет: уровень взаимоотношений между людьми
форма: каталог национальностей
гипотеза
исследования: если выявить особенности людей разных
национальностей, то можно значительно
улучшить межличностные отношения
в коллективе, так как это создаст благоприятную
атмосферу для межличностного общения
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие
задачи: 1.Дать теоретическую характеристику этническому
составу населения Абайского района.
2. Изучить особенности национального состава 8 «А»
класса
3. Рассмотреть причины, объясняющие
многонациональный состав школы-лицея № 14
4. Выявить уровень знаний учащихся 8-х классов
школы –лицея №14 о национальных особенностях
своего народа для создания «Каталога
национальностей учащихся 8 «А» класса
школы-лицея № 14
ожидаемые
результаты: Обогатить знания учащихся о традициях
народов разных национальностей.
Создание каталога национальностей
учащихся 8 «А» класса
методы: Анкетирование, интервьюирование, систематизации,
анализа и обобщения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. История заселения народов на территории Абайского района
II. Краткий обзор национального состава Абайского района
2.1. Краткий обзор национального состава учащихся
школы-лицея № 14
III. Традиции гостеприимства народов разных национальностей
3.1. Традиции гостеприимства казахов
3.2. Традиции гостеприимства русских
3.3. Традиции гостеприимства татар
3.4. Традиции гостеприимства азербайджанцев
3.5. Традиции гостеприимства корейцев
IV. Методы и организация исследования
4.1. Методическое основание исследования
4.2. Описание процедуры исследования
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Каждому из нас полезно заглянуть в прошлое, чтобы глубоко понять окружающий мир, узнать, кто мы, откуда родом. Проходят годы, десятилетия, столетия. Одно поколение сменяет другое. Наша жизнь в каждой эпохе отражается в памятниках письменности, традициях и обычаях. Так или иначе, каждое новое поколение усваивает материальные и духовные ценности, оставленные предками.
С годами человек начинает стремиться понять свое наследие. Сколько бы времени ни прошло, где бы мы ни жили, исконные национальные корни будут напоминать о себе. Каких бы высот человеческого познания мы ни достигли, нам не обойтись без наших истоков. Они всегда незримо будут присутствовать рядом, и нельзя уничтожить тягу к ним.
Нам следует знать свои историю и национальную культуру — эти важные составляющие духовного богатства человечества.
В нашем государстве проживают в мире и согласии люди разных национальностей. Единство народов – главное достижение нашей страны. По словам Главы государства, история нашей независимости – это летопись дружбы всех этносов. Сохранение межэтнической толерантности и общественного согласия стали одним из наиболее главных и неоспоримых успехов независимого Казахстана. Укрепление национального единства продолжает оставаться залогом успешного будущего нашей страны и нашего народа.
Обоснование выбора темы:
Мы являемся коренными жителями Карагандинской области. Наши родители с большим почтением относились к этому краю, к его истории, народам, населяющим эту землю, отзывчивости к чужой беде.
В месте, где мы сейчас живем и учимся, проживает большое количество людей разных национальностей. Среди них есть и русские, и татары, и узбеки, и казахи, и белорусы, и корейцы и много других национальностей. Нас заинтересовала история их появления на территории Абайского района.
Город Абай – один из 11 городов Карагандинской области, которую справедливо называют индустриальным сердцем Казахстана.
Предысторией города Абая был населенный пункт Чурубай – Нура. Годом его рождения считается 1949 год. Поселок Чурубай – Нура и первые шахты строились с применением самой дешевой рабочей силой – заключенных Карлага. Их возили ежедневно из лагерей Карабаса и Долинки.
Труд заключенных Карлага на строительстве поселка использовался с 1949 до 1954 гг. Старожилы города, приехавшие в поселок в начале 50-х годов, помнят огороженный колючей проволокой квартал со сторожевыми вышками.[2] Жертвами репрессий стали все народы Казахстана. В списках печального мартиролога представители более восьмидесяти национальностей. .[3]
Если написать, что город Абай возводили одни заключенные, то это будет неправильно. Ибо на сооружении города трудились и вольнонаемные. Приехавшие из разных городов СССР: кто по оргнабору, а кто по комсомольским путевкам – это были люди крепкого племени из рода Корчагиных и Стахановых, жившие не ради денег и золотого тельца, а ради большой идеи строительства самого справедливого общества в мире – коммунизма. Исхудалые, в истрепанных поношенных брюках и телогрейках, они не страшились ни тифа, ни голода. [2]
Абай строили не только украинцы, но и русские казахи, белорусы, немцы, евреи – словом, все граждане СССР – посланцы комсомола и партии из разных городов республик. .[11]
В данной главе нами была рассмотрена численность и национальный состав населения Абайского района, школы-лицея № 14, а также 8-е экспериментальные классы школы.
Численность населения Абайского района на 1 января 2012 года года - 53 тысячи 489человек. [5]
Национальный состав населения Абайского района (на 1 января 2012 года):
состоит из представителей более 70 национальностей, в том числе:
казахи - 18 437;
русские – 23 437;
украинцы - 3 366;
татары - 2 310;
немцы - 1 807;
белорусы – 1 110 и другие национальности.
Национальный состав учащихся школы-лицея № 14 города Абая Абайского района состоит из представителей 12-ти национальностей. Из них:
казахи - 128
русских – 359
украинцы – 51
белорусы –21
башкиры - 10
татары - 56
немцы – 29
узбеки – 15
азербайджанцы – 21
литовцы - 9
корейцы – 4
чеченцы - 9
Всего учащихся – 712 человек.
Национальный состав 8 «А» и 8 «Б»
Всего обучается в 8-х классах 32 учащихся.
Из них:
казахи - 2
русских – 13
украинцы – 2
белорусы – 1
немцы – 4
узбеки – 1
азербайджанцы – 1
татары – 3
корейцы - 1
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
Выступая на втором Гражданском форуме Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев заявил:
«Мы должны совместно оказывать поддержку языкам и культурным традициям всех народов Казахстана. Никто не должен быть ущемлен в правах пользоваться родным языком и культурой.
В основе разработки внешнеполитических задач лежат историческая традиция и экономические возможности и играют определенную и важную роль. Эти задачи были поставлены Главой государства как первостепенные и они нашли отражение во внешнеполитической концепции Казахстана»
В данной главе мы расскажем об обычаях и традициях гостеприимства национальностей, которые есть в нашем классе.
3.1. Традиции гостеприимства казахов
«Хочешь познать мир – имей коня,
хочешь познать народ – будь щедр на угощение»
Казахи всегда славились своим гостеприимством. Каждый казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых – встреть гостя как посланника бога.
Это подтверждается поговоркой: «Один из сорока гостей – Қадыр (имя пророка), один из тысяча – Уәли (имя пророка)». Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными аулами. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения – сарқыт – в его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его с теплом и радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. Приближаясь к аулу, путник обычно давал о себе знать возгласами и прежде чем сойти с коня узнавал, чей это дом, чей аул. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствует строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в): «Придет гость - встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен».[6]
3.2. Традиции гостеприимства русских
«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…
Н.М.Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека.
Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. После снова кланялись и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось, что гость находится под покровительством святых.
Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени.
Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда - супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. На Руси были и традиции питья. Традиции пития спиртных напитков пришли к нам со стародавних времен. Во многих домах и сегодня считается, что если отказаться от еды и напитков, то это означало обидеть гостя. Также дошла до нас такая традиция, как пить водку не мелкими глотками, а залпом. Еще одной традицией питья было обязательное опьянение гостей. Ненапившийся гость должен был хотя бы притвориться им. Хотя не следовало пьянеть, а идти в ногу с остальными. Кроме этого, считалось, что если хозяин во время трапезы подарит кому-нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это было знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом. Кстати, количество всевозможных блюд и угощений на царских и боярских столах доходило порой до ста, а порой и до пятисот.
Причем каждое блюдо подносили по отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра сдержали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также умели принимать гостей. Представители крестьянства считали обязательным собираться за столом по различным поводам, будь то крестины, именины, свадьба, рождение ребенка, встречи, проводы, поминки.
Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.
3.3. Традиции гостеприимства татар
Попав в татарский дом, вам непременно будет приготовлен вкусный ароматный кофе со множеством лакомств: мед, курабье, сухофрукты, пахлава, орехи. Гость в доме татар является очень уважаемой особой. Он занимает самые почетные места за столом. Существует обычай: если подавая кофе, чашечку располагают ручкой к гостю, это означает, что его рады видеть, но если же ручка направлена от гостя, значит его не уважают и его визиту в этом доме не рады. Проявлением неуважения является наполненный до краёв чай. По сложившейся традиции уровень уважения зависит от количества налитого чая: чем меньше чая в вашей кружке, тем лучше к вам относятся. Традиционно в семьях крымских татар первым к пище со словом «Бисмилля» («Во имя Аллаха!») приступает глава семьи, а затем и все остальные участники трапезы. Нарушение этого порядка считается признаком невоспитанности. После окончания трапезы не встают из-за стола до тех пор, пока старший не прочитает короткую молитву.
3.4. Традиции гостеприимства азербайджанцев
У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Еще в памятнике азербайджанской литературы дастане «Деде-Коркуд» говорится, что «дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся».
В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. В честь заезжих купцов и путешественников во дворцах правителей устраивались настоящие пиры с меню в 300 блюд![8]
Для встречи особо важных гостей существовал специальный ритуал. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они делились на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Они несли подарки: хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости, завернутые в красную материю. Вторая группа, состоявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры.
3.5. Традиции гостеприимства корейцев
Корейцы, возможно, это из- за маленькой территории и большой плотности населения на исторической родине, всё делают быстро и организовано. Особенно это видно во время праздничных застолий,- корейцы ставят 10-15 блюд, в основном салаты, сильно наперчённые и без меры сдобренные специями.
На стол ставится всё - от закусок до десерта, хозяйка не будет бегать туда- сюда во время застолья.
Большинство корейских салатов очень трудоёмки в исполнении, - чем мельче порезано, тем считается больше хозяйка уважает своих гостей. Мужчина может выпить, а "выпить" по отношению к корейской женщине, такое даже теоретически не рассматривается!
Трапеза по - корейски может вызвать культурный шок у европейца; во время еды считается хорошим тоном громко хлюпать, шумно втягивать лапшу.
Излюбленная еда корейцев длинная лапша "КУКСИ" или "РАМЁН".
Высшей похвалой и бальзамом для души хозяйки будет если гость сыто отрыгнёт после еды! Мол, спасибо, хорошо поел!
Но это в настоящей Корее так, наши же корейцы вынуждены подавлять в себе эти традиционные проявления приличия и вежливости к хозяевам.
Настоящие корейцы в Корее едят очень мало мяса – оно очень дорогое! основном – морепродукты.
Корейцы, как и почти все жители стран юго-восточной Азии, едят собак, но все шишки, почему-то, только на одних корейцев. Это считается очень полезным от простудных болезней и деликатесом. Таких собак специально выращивают и употребляют обязательно в возрасте до года.
4.1. Для организации методов исследования были выбраны: метод анализа, анкетирования и интервьюирования.
Проведя литературный обзор[9],[12], мы ознакомились с этническим многообразием населения нашей республики, используя статистические данные, изучили национальный состав учащихся школы- лицея №14. Результаты отразили в диаграммах: «Национальный состав учащихся школы-лицея № 14» и «Национальный состав учащихся 8-х классов школы – лицея № 14» (Приложение № 1, № 2)
На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование среди учащихся 8-х классов школы – лицея № 14 Абайского района. Учащимся предлагался вопросник, который позволил выявить уровень знаний о культуре народов разных национальностей, а также определить актуальность выбранной темы. Обработка проводилась путем количественного подсчета, что позволило получить следующие результаты. (Приложение № 3 + вопросник)
Таким образом, все учащиеся знают, что такое этнос, число этносов в республике и самый крупнейший этнос, который проживает в Казахстане, национальности своего класса, наиболее популярные национальные блюда и традиции своего народа, а также предметы одежды. Отвечая на вопрос: «Каких сказочных персонажей разных народов вы знаете?», 80% учащихся называют наиболее популярных героев из русских сказок Ивана-дурака, из казахских – Алдара Косе.
60% затруднились ответить на вопрос: «Какие вы знаете народные игры разных национальностей».
Только 50% учащихся привели примеры известных представителей культуры (русские, казахские, украинские писатели)
Тему проекта считают актуальной 85% учащихся, аргументируя это следующим:
- знать обычаи и традиции разных народов интересно;
- обогащение своего внутреннего мира, познанием культуры других народов;
- изучение языков других народов ведет не только к обогащению знаниями, но и установлению благоприятных межличностных отношений между людьми разных национальностей.
С целью обоснования причин многонационального состава школы, нами было проведено интервьюирование среди учителей школы и родителей учащихся 8-х классов, которое позволило выявить причины появления народов разных национальностей на территории нашего района.
.(Приложение № 4)
Заключение
В своей работе мы попытались рассмотреть национальный состав населения города, в котором мы живем и школы, в которой учимся. Нами рассмотрены отдельно взятые традиции разных народов, которые несут в себе уважение к старшим, доброту, культуру, взаимоотношение между людьми. Мы все разные, непохожие друг на друга, у каждого свои интересы, взгляды на жизнь, но всех нас объединяет Родина, дружба, история, стремление утвердить себя в будущем и, конечно, мир и согласие между людьми разных национальностей и религий.
Благодаря тому, что заключается много смешенных браков, известны случаи, когда в одной семье живут и немцы, и русские, и казахи. При этом в таких семьях люди живут, почитая традиции и обычаи предков.
Чтобы расширить кругозор учащихся о культуре разных народов нами были предложены следующие мероприятия:
Литература:
1. «История большой дружбы». Казахстанский литературно-художественный и общественно-политический журнал «Нива» № 5, 2006.
2. «Абай, қаласы. Мы в городе славном живем» Н.С.Филипенко , құраст.,2011
3. Автореферат: История Карлага: охрана, режим и условия содержания заключенных. ЕЛЕУХАНОВА С. В.
4 .Интернет ресурсы: http://www.forlove.com.ua/mudrye-vyskazivaniya-o-druzhbe-i-o-luchshih-druzyah-mysli-velikih-ludey
6. http://www.statusltd.kz/obychai-i-tradicii/32-kazahskoe-gostepriimstvo.html
7. http://www.frio.ru/news/3120
8. http://www.advantour.com/rus/azerbaijan/traditions/hospitality.htm
9. Кан Г. В. История Казахстана: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- Алматы: Аркаим, 2002.
10. Могильницкий В. «Абай – город нашей судьбы», художественно-документальная книга. Издательство «Гласир» 2006.
11. Могильницкий В. «Абай строила вся страна». Республиканская газета «Вести Сары - Арки» 18.07.2006.
12. Усиков В.В. и др. «Экономическая и социальная география Казахстана»
Учеб. для 9 кл. общеобразоват. шк.. – Алматы, 2009.
Композитор Алексей Рыбников
Как нарисовать зайчика
Горка
Астрономический календарь. Май, 2019
Есть ли лёд на других планетах?