Презентация "Православная церковь в блокадном Ленинграде" является наглядным дополнением к исследовательской работе по истории ,раскрывающей основные аспекты героизма и патриотизма РПЦ в блокаду.Презентация содержит исследовательский материал и архивныефото- кадры.С данной работой ученики Верёвка А. и Умарова А. выступали на районной конференции,посвящённой станицам жизни блокадного Ленинграда.
Вложение | Размер |
---|---|
Православная церковь в блокадном Ленинграде | 2.48 МБ |
Слайд 1
Презентация к исследовательской работе. Школа № 489,учитель Бойкова В.Ю.,ученик 8 «б»Кузьмичёв С.Слайд 2
Когда нацистская Германия и её союзники вторглись на территориюСССР,Ленинградская епархия одной из первых откликнулась на призыв митрополита Сергия-всеми силами выступить на защиту Отечества. 22 . 06.1941 г. митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) в Никольском кафедральном соборе на проповеди говорил, что переживает чувство глубокой скорби за любимый Ленинград. 26 июля 1941 г. Он обратился к верующим с посланием «Церковь зовёт к защите Родины», где отмечал, что среди ленинградцев активно проходит сбор средств на нужды фронта, резко осудил гитлеризм и предсказал его поражение. Призывая с оружием в руках отстоять независимость страны, сказал: «Война — священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды... Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества»
Слайд 3
К началу Великой Отечественной войны отношения между властью и церковью в ССС Р были сложными..В Ленинградской епархии к лету 1941 г . уцелел 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения. , С первого дня войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию. Это повлияло на советское руководство. В начале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность
Слайд 4
Под руководством митрополита Алексия начался сбор средств. Сначала Ленинградская епархия внесла в фонд обороны страны 3182 тыс. руб., а также пожертвования ценными вещами и на постройку колонны танков им. Св.Димитрия Донского еще 500 тыс. руб. ,затем были собраны ещё 1770 тыс. руб. В целом Русская Православная Церковь для этой цели смогла собрать около 8 млн рублей . .
Слайд 5
На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных . Митрополит Алексий в своем докладе 8 сентября 1943 г. на Соборе епископов РПЦ отмечал: "… в местах, близких к военным действиям, в Ленинграде в особенности…усилилась молитва…умножились жертвы народа через храмы Божии…возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно. Самые жертвы этой войны постоянно у нас перед глазами..."
Слайд 6
Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый молебен "в нашествие супостатов, как и в Отечественную войну 1812 года". Позднее, в 1943 г., на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым. Икону "Знамение" ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде сам митрополит
Слайд 7
Свой вклад в оборону внесли и чтимые святыни северной столицы.Верующие черпали у них душевные силы для продолжения жизни и борьбы в условиях блокады. Молитвы перед чудотворными иконами в Ленинграде были, как и крестные ходы в ограде храмов. Распространено предание о шествии с Казанским образом Божией Матери вокруг города или облете его с иконой на самолете митрополитом Алексием вдоль окропленной святой водой линии.
Слайд 8
Существует церковное предание и о помощи небесных сил при обороне города Колпина. С 18века жителями этого города особенно почитался чудотворный образ святителя Николая , хранившийся в местном Свято-Троицком соборе.Во время войны многие старушки говорили, что, «пока Никола в городе, фашист в Колпино не войдет». Историк-краевед М.Ю. Мещанинов отмечает: «Несмотря на свою мощь и силу, германская армия, практически молниеносно дошедшая до Колпина, была остановлена, и, несмотря на отчаянные попытки, не смогла прорвать оборону. Воистину угодник Божий любит сие место».
Слайд 9
Священники РПЦ произносили патриотические проповеди, распространяли в храмах послания митрополита Ленинградского Алексия и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, советские газеты и листовки. Другие отказывались служить молебны в честь германской армии, призывали население сопротивляться насильственной эвакуации немцам . Значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери Особую роль в патриотической агитации играла Александро-Невская Лавра. В конце 1941 г. в части лаврских зданий разместился госпиталь № 1. Присутствие здесь большого количества военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города. .
Слайд 10
Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло важную роль в обороне Ленинграда. С городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых русских полководцев - А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова, св. кн. Александра Невского, в честь которых учредили ордена в советских вооруженных силах. В Благовещенской церкви Лавры находилась могила А.В. Суворова.Сюда приходили воины, отправлявшиеся на защиту родного города. В 1944 г. в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.
Слайд 11
Многие священнослужители активно помогали партизанам. Используя свой сан и определенное доверие со стороны оккупантов, они собирали разведывательную информацию, участвовали в подготовке диверсий и т.п. Значительно больше священнослужителей предоставляли партизанам пищу, одежду, ночлег
Слайд 12
Некоторые священники остались на оккупированной территории по заданию советской разведки . Например, протоиерей Иоанн Ивановский, награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны!», а староста Серафимовской церкви Н.К Раин, воевавший в рядах партизанской бригады им. Кирова награжденн орденом Красного Знамени. В архивах сохранились сведения об отношении советского командования к священникам-партизанам. Так, 16 февраля 1944 г . при взятии г. Луги советскими войсками, генерал Лобанов вызвал в с. Заозерье помогавшего партизанам протоиерея Михаила Образцова и предложил ему в присутствии населения и солдат отслужить благодарственный молебен. После этого генерал публично поблагодарил священника за антифашистскую деятельность.
Слайд 13
В конце 1941 года в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь № 1. Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение. В приемно-распределительном госпитале врачи оказывали первую медицинскую помощь, осуществляли диагностику и сортировку раненых и больных и направляли их затем в соответствующие лечебные учреждения.
Слайд 14
Вклад в оборону Ленинграда внесли и закрытые в 30-е годы церкви. В подвальных помещениях храмов (например, Спасо-Преображенского собора) были устроены бомбоубежища . Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время – отдел штаба Ленинградского фронта . Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей . Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь – архивы, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки и т.д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе.
Слайд 15
Вместе со всем населением блокадного Ленинграда служители Церкви сопротивлялись смерти, не давали ей овладеть живыми. Символично, что Церковь участвовала, хотя и косвенно, в открытии «Дороги Жизни» через Ладогу. Многовековые записи наблюдений за Ладожским озером валаамских монахов позволили в 1942 г. гидрографу Е. Чурову сделать прогноз поведения ладожского льда.
Слайд 16
11 октября 1943 г. группа православных священнослужителей была награждена медалью «За оборону Ленинграда Первым получил награду в Смольном митрополит Ленинградский Алексий Известно, что из 55 священнослужителей, живших в Ленинграде ,20 умерли от голода. 27 января 1944 г. блокада Ленинграда была окончательно снята. В честь этого события в городе прогремел победный салют. В Никольском соборе торжественный молебен служил митрополит Алексий. Вместе с грохотом салютующих орудий раздавался звон колоколов храмов и церквей . За 872 дня блокады ленинградцы потеряли более 800 тыс. жителей и защитников города, но не отдали Ленинграда врагу. Вместе со всеми блокадниками чаша горя и слез была до конца испита ленинградскими священнослужителями, выполнявшими своё христианское и патриотическое служение. И память об этом навсегда останется в истории России.
Соленая снежинка
Неньютоновская жидкость
Юрий Алексеевич Гагарин
Ласточка. Корейская народная сказка
Аэродинамика и воздушный шарик