Выполнила: ученица 11 класса
Лиман Юлия
Проверила: Парасоцкая О.Н.,
учитель английского языка
Куриловской школы
Подольского района
Московской области
Введение
Великая Отечественная война принесла много горя и испытаний нашему народу, она стала олицетворением силы, стойкости и величия русского народа.
Международные отношения в 30-ые годы были сложными и противоречивыми. Политикам и дипломатам всех стран приходилось учитывать те перемены, которые произошли в эти годы: в Европе поднимал голову и укреплялся фашизм.
Пакт о ненападении, заключённый в 1939 году по предложению Германии, не вызывал иллюзий. Было понятно, что рано или поздно фашистская Германия, ринется на Восток. Поэтому Советское правительство предприняло меры по укреплению обороноспособности страны. Был разработан план, который был доложен И.В.Сталину наркомом С.К.Тимошенко и новым начальником Генштаба К.А.Мерецковым. В оперативном плане определялся характер возможной войны, правильно решался вопрос о вероятном противнике и направлении его действий. И.В.Сталин высказал свое мнение, что Германия свои основные усилия направит не на западном направлении, как было записано в плане, а на Юго–Западном, с тем, что бы захватить наиболее богатые промышленные, сельскохозяйственные и сырьевые районы Советского Союза. Но как показали события Великой Отечественной войны, данный прогноз оказался ошибочным. Главный удар Гитлер нанёс всё-таки на западном направлении.
Советско-Финская война 1939-1940 годов показала, что необходимо в срочном порядке перевооружить армию, обеспечить новой техникой. Враг же давно перевёл всю экономику на военные рельсы. Он использовал военно-промышленный потенциал почти всей Западной Европы. Несмотря на, то, что мы готовились к предстоящей войне, нападение было неожиданным, Гитлер напал раньше, чем ожидалось.
Просчёты и упущения в подготовке войск к отражению первого удара немецко- фашистских захватчиков, бесспорно, осложнили наше положение при вступлении в единоборство с колоссальной милитаристской машиной гитлеровской Германии, которая опиралась на экономические и военные ресурсы многих стран Европы. Но при всём том фашистская армия сразу стала нести огромный урон, а через полгода отборные её корпуса и дивизии были разбиты под Москвой. Это была наша первая победа.
В истории Великой Отечественной войне каждое сражение это подвиг миллионов людей, но существуют такие битвы, которые явились поворотным моментом в ходе истории. Подвиги защитников навсегда останутся ярчайшей страницей в истории нашей страны.
Только дух русского солдата и сила русского оружия, непоколебимая вера в свои силы, и величие русского народа помогли одержать победу над фашистской Германией.
Большой подвиг складывался из малых, каждодневных, порой может быть и незаметных подвигов, но от этого не становящихся менее значимыми. История замечательного парня, о которой я хочу рассказать вам, и была таким подвигом.
Великий подвиг Виктора
Виктор Талалихин родился 18 Сентября 1918 года в селе Тепловка, ныне Вольского района Саратовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем фабрично заводское училище в Москве. Работал на мясокомбинате.
Юноше хотелось смелым, широким шагом идти по жизни с её неизведанными пока тропами и непокорёнными вершинами. Он как бы "примеривал" на себя различные социальные роли, профессии и призвания. Когда жадно читал книги, то завидовал и хотел подражать их героям и авторам. Бывая в театре, мечтал стать артистом. И даже предпринял такую попытку.
Тогда он учился в ФЗУ при Московском мясокомбинате. Как - то зашёл в клуб и узнал, что драмкружок готовит новый спектакль по пьесе А. Корнейчука "Платон Кречет". Всё шло у кружковцев хорошо, только вот с ролью старого врача не ладилось. Виктор долго не решался, но желание в конце концов пересилило. Краснея от смущения, он предложил ребятам взять эту роль себе. И 16-летний юноша довольно похоже перевоплотился в старого человека, вызвав всеобщее одобрение зрителей.
Но жизнь брала своё: вскоре Виктор твёрдо решил пойти по стопам своих старших братьев ( Александр служил в авиации бортмехаником, а Николай был морским лётчиком ). Однажды, придя домой, он сообщил родителям, что записался в аэроклуб...
Смелый и беспокойный, Виктор жаждал совершить что - то из ряда вон выходящее. Часто ему приходилось краснеть на комсомольских собраниях после очередных лихачеств. "Юноша прекрасно летает, но с жаром в голове" - так отзывался о нём инструктор аэроклуба. Со временем Виктор стал умнее, он всё увереннее шагал в гору, постигая лётное мастерство. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии и вскоре окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа.
Зимой 1939 - 1940 годов лётчики 3-й эскадрильи полка, под командованием капитана Михаила Ивановича Королёва, участвовали в Советско - Финляндской войне. По словам однополчан, уже тогда Виктор никогда не терял самообладания в бою, принимал всё более смелые и логичные решения.
В один из морозных дней, выбежав с командного пункта, Королёв крикнул:
- По самолётам!
Над аэродромом дымной дугой взлетела сигнальная ракета. В кабинах "Чаек" (так называли лётчики биплан И-153 ) - Королёв, Костенко, Талалихин, Ченский, Кохан.
Механики и мотористы отбросили маскировочные ёлочки. Подъезжает, круто тормозит стартёр. Мгновенно загудели моторы. От винтов в глубь леса стремится вихрь, нарушая покой высоких сосен и елей. Михаил Королёв с ведомыми, Владимиром Ченским и Тимофеем Коханом, вылетели на выполнение боевого задания. Вслед за ними поднялись Сергей Костенко и Виктор Талалихин.
И вот встреча... В воздухе появились вражеские самолёты, летевшие бомбить наши передовые позиции. Их было много. Комэск приказал своим лётчикам набрать высоту для атаки. "Чайки" стали занимать исходные позиции. Противник не сразу заметил советские истребители. Не успел он перестроиться, как сверху, сзади и сбоку на него обрушился мощный огневой удар.
Атака советских истребителей была молниеносной. Вражеские самолёты в панике бросились в разные стороны. Но не тут-то было! Советские "ястребки" преследовали их по пятам. Начались схватки. Сердце Виктора билось учащённо. Ещё бы! Первая встреча с врагом в воздухе!
Машины Талалихина и Костенко искусно настигли вражеский самолёт. Меткие выстрелы. Самолёт врага загорелся, стремительно падает, разваливается на части. Но это один. Другие вражеские самолёты упрямо кружатся над нашими огневыми позициями. Талалихин быстро наметил цель. Снова небо прочерчивается трассами пуль и снарядов. Бурный прилив радости овладел Виктором, когда он увидел второй горящий в воздухе самолёт противника. Это он сразил его из пулемётов.
Первый воздушный бой! Первая победа над противником в бою. Кто из лётчиков не запомнил такое событие на всю жизнь! Навсегда осталось оно в памяти и у Виктора Талалихина.
Последний разворот "Чайки". Как с крутой стеклянной горы, скатилась она на поле аэродрома. Вылез Талалихин из кабины. Техники, мотористы, пилоты увидели на лице Виктора счастливую улыбку. Глубоко вдохнул в себя Виктор бодрящий морозный воздух.
- Весёлый был денёк! - сказал он, но гул мотора заглушал слова.
- Сколько? - спросил техник Константин Андреев. - Один? - И он показал большой палец.
Талалихин показал 3 пальца. Это означало, что лётчики эскадрильи уничтожили 3 вражеских самолёта.
- А свой счёт открыл? - кричал в ухо Виктору Андреев.
- Один! А ещё один на пару с Костенко! - ответил Талалихин, и лицо расплылось в добродушной улыбке.
- Поздравляю! И тебя и всех лётчиков эскадрильи, - тряхнул техник руку Виктора. - Теперь ты обстрелянный пилот. Получил боевое крещение.
Вечером к Талалихину приставали друзья с расспросами, что и как было.
- Первым открыл счёт наш командир. Потом я и Костенко сбили второй вражеский самолёт, - рассказывал Виктор. - Неожиданно я заметил вражескую машину в сторонке. Быстро развернулся и пошёл к нему. Он не принимает бой и пытается удрать от меня, пикирует. Даю полный газ. К земле падаем камнем. Вижу, противник маневрирует, полагая, что я не успею вывести свою машину из пике и врежусь в землю. Но враг просчитался. Я снова оказался у него в хвосте. Дал очередь, другую, и вражеская машина, запылав, рухнула вниз. Вот и всё.
Командир эскадрильи Королёв в тот день был доволен пилотами.
- Славно поработали! - говорил он. - И Талалихин отличился молодцом! Выдержка у него огромная.
Судя по рассказу самого Виктора, можно было подумать, что он переносил всё легко. На самом же деле уставал, изматывался он после каждого полёта так, что едва волочил ноги. Правда, он старался держаться, не показывал вида. После короткого "перекура" Виктор опять спешил к своей машине. Надо её проверить и быть готовым к вылету в любую минуту. Михаил Иванович Королёв глядит на Талалихина и улыбается. "Сколько же в нём энергии!" Был он доволен и другими молодыми соколами.
...Новое боевое задание. Талалихин вылетел вместе с командиром эскадрильи на перехват вражеских бомбардировщиков. Неожиданно машина Королёва попала под ожесточённый огонь замаскированной финской зенитной батареи. Снаряды разрывались рядом с самолётом командира. Но Королёв неустанно преследовал вражеский бомбардировщик и, изловчившись, дал по нему длинную очередь. Самолёт задымил и свалился в штопор. Однако сзади на машину командира уже наседал другой самолёт противника. Он успел повредить машину Королёва, которая заколыхалась, словно щепка в реке.
Невзирая на смертельную опасность, Виктор ринулся на помощь. В тот момент им владела только одна мысль: во что бы то ни стало спасти своего командира, отвести от него вражеский огонь, принять атаку противника на себя! Помнил солдатскую мудрость: "Береги командира в бою, как голову свою". Талалихин начал маневрировать. "Только бы с хвоста не подобрался враг! - мелькнула мысль. - Надо быть внимательным".
Обернувшись, Талалихин заметил в хвосте вражеский "Фоккер", который преследовал нашего "ястребка". "Может подбить..." - забеспокоился Талалихин. Секунды решают исход боя. Виктор быстро перевёл истребитель в крутой вираж, приближаясь к "Фоккеру". Молниеносно атаковал врага, сбил его.
"Отведал нашего огонька? - торжествовал Виктор, глядя на падающий "Фоккер", весь объятый пламенем. - Теперь поскорее на свой аэродром".
Талалихин заметил, что мотор стал сбавлять обороты. До аэродрома оставалось 50 километров. Как назло, встречный ветер. Под крыльями самолёта - гранитные сопки, сосны, замёрзшие озера. Между сопками - узкие ущелья. Летел, едва не цепляясь за вершины леса.
"Добраться бы благополучно к своим", - думал Талалихин. Один за другим последовали развороты, и "ястребок" вышел на прямую, а потом заскользил по снежному покрову посадочной дорожки.
К самолету подбежали лётчики Василий Романов, Сергей Костенко, техники Константин Андреев и Александр Чудецкий. Крепкие рукопожатия.
Командир Михаил Иванович Королёв особенно крепко пожал руку Талалихину.
- Спасибо, Виктор Васильевич, за выручку в бою! Никогда не забуду. Смелый ты в воздухе! Туговато мне было, но ты выручил. Потом полушутливым тоном спросил: - А ведь под обстрелом врага страшновато было, а? Не так ли?
- Всякое было, - ответил Виктор и засмеялся. - Всё обошлось по-хорошему.
Через несколько дней с Талалихиным беседовали представители командования авиасоединения. Расспрашивали, как он решился на такой поступок. Талалихин пожал плечами, потом ответил:
- Мне надо было спасти жизнь командира эскадрильи. А уж обо всём другом не приходилось думать...
13 Марта 1940 года радио разнесло по всему миру весть о том, что военные действия между Советским Союзом и Финляндией прекращены. А назавтра аэродром опустел. Улетели соколы...
Летом 1940 года командование предоставило Талалихину отпуск для отдыха. Он приехал в Москву к родителям, не видевшим его 1,5 года. Он прожил у них около месяца. К концу его отпуска приехал брат Николай. Вместе они побывали на мясокомбинате, в цехах, где раньше работали. Виктор рассказывал рабочим о боевых действиях лётчиков на фронте, призывал к упорной работе.
Весной 1941 года Талалихин с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и получил назначение во вновь формируемый 177-й истребительный авиаполк. Аттестация, выданная курсами усовершенствования лётного состава, гласила:
"В. В. Талалихин летать любит... Летает смело... В воздухе энергичен, сообразителен. Хорошо летает на истребителях И-153 и И-16. Может быть допущен к инструкторским полётам... Достоин продвижения по службе на должность командира звена..."
Прибыв в полк, Виктор встретил там старого фронтового друга и бывшего командира эскадрильи 27-го ИАП - Майора М. И. Королёва, который теперь командовал 177-м авиаполком.
Талалихин попал в 1-ю эскадрилью. Комэск В. В. Гугашин был опытным лётчиком. Он участвовал в воздушных боях против японских захватчиков в районе реки Халкин - Гол летом 1939 года. Товарищи, знавшие его по службе, говорили: "Рождён для авиации. Врождённый талант!"
С началом Великой Отечественной войны лётчики 177-го истребительного авиационного полка защищали небо Москвы с юго - западного направления. Талалихин был командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи.
Лётчики 177-го ИАП, в котором служил Талалихин, открыли боевой счёт по уничтожению вражеских самолётов ночью 25 Июля. Перистые облака плавали на большой высоте. Луна, как бы купаясь в них, то скрывалась, то снова появлялась. Ночники - пилоты дежурили в кабинах своих "ястребков".
В это время на командном пункте раздался телефонный звонок. Королёв взял трубку. Разговор был краток. С запада приближались фашистские бомбардировщики, значит, будь готов к встрече. Аэродром мгновенно ожил. Но только в последних числах июля 1941 года для Талалихина началась новая боевая жизнь на фронте. Его назначили заместителем командира 1-й эскадрильи. Вскоре командир эскадрильи Капитан В. В. Гугашин вышел из строя. Виктору пришлось продолжительное время исполнять его обязанности. Увеличился объём работы и забот. Раньше он отвечал за боевую и политическую подготовку людей звена, а теперь в его подчинении стало 4 таких единицы.
В эскадрилье знали Талалихина как требовательного, волевого командира и в то же время чуткого, внимательного товарища, умеющего найти пути к сердцу лётчика. Прежде чем распорядиться, принять решение, сделать вывод, он всегда старался вникнуть в суть дела. Подчинённые выполняли его приказы, понимая смысл того, что им поручено.
Однажды ранним Августовским утром Талалихин получил приказ звеном вылететь в район Малоярославца, где расположились автоколонны противника. Истребители, оторвавшись от земли, взяли курс в заданный район. Бреющий полёт. Быстро мелькают овраги, перелески, деревни. Вдалеке, за синеватой дымкой показались очертания крупного населённого пункта, раскинувшегося по обеим сторонам Варшавского шоссе.
День сулил быть ненастным, с низкой облачностью. Первые лучи восходящего солнца вскоре исчезли. Найти автоколонну противника в такую погоду трудно. Но боевой приказ надо выполнить во что бы то ни стало. Талалихин зорко всматривался на землю. Сквозь туман под крылом самолёта продолжали мелькать деревни, реки, озёра, колхозные поля. Вот и пункт, указанный разведкой. Машины Талалихина пронеслись над ним раз, два, но вражеской колонны не обнаружили. Очевидно, она замаскировалась в деревне или продвинулась дальше.
Истребители кружили над селом, расположенным между двумя холмами. И лётчикам удалось заметить замаскировавшуюся на краю деревни вражескую автоколонну. Спикировав, лётчики обстреляли пулемётным огнём автоколонну от головы до хвоста. Несколько вражеских машин запылало. По "ястребкам" ударили зенитки. Маневрируя, Талалихин и его боевые друзья продолжали уничтожать врага, а потом быстро скрылись.
На другой день Талалихин вылетел в паре с Петром Фунтовым на "свободную охоту". На этот раз небо было безоблачно, и солнечные лучи тысячами искр дробились на плоскостях самолётов. Вдруг Виктор замечает вражеский Ме-109. Сманеврировав, Талалихин внезапно обрушил огонь на врага. Фашистский лётчик резким разворотом пытался уйти из-под огня. Используя своё преимущество, Виктор упорно преследовал врага, бил по нему короткими очередями из пулемётов. Фашистский стервятник в бессильной ярости метался из стороны в сторону, затем спикировал. Но и Талалихин пошёл в пике. Через какую-то долю минуты, когда вражеский самолёт стал выходить из пике, чтобы перейти на бреющий полёт, Виктор дал меткую очередь. Вражеский самолёт задымил и рухнул на землю. "Текущий счёт" полка пополнился ещё одной сбитой машиной врага.
На "охоту" вылетали и другие авиаторы. За неделю лётчики 1-й эскадрильи сбили в воздушных боях 5 вражеских самолётов.
В ночь с 5 на 6 Августа Талалихин опять вылетел в зону патрулирования. Луч прожектора нащупал вражеский бомбардировщик. Ослеплённый противник заметался по небу, пытаясь скрыться в темноту. Не заметил он приближения советского "ястребка". Почти вплотную подлетел Талалихин, нажал гашетки пулемётов. От плотного огня "Юнкерс" вспыхнул и камнем свалился вниз...
В ночь на 7 Августа 1941 года Младший лейтенант В. В. Талалихин в воздушном бою под Москвой ( недалеко от деревни Кузнечики, район Подольска ), в 23 часа 28 минут таранил вражеский дальний бомбардировщик "Хейнкель-111". ( Долгое время считалось, что это был первый ночной таран в небе Москвы, однако это не совсем так - ещё 29 Июля лётчик 27-го авиаполка П. В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П. В. Еремееву посмертно присвоено звание Героя России ).
...Та ночь была светлая, лунная, тихая. На небе ни облачка, а от нагретой солнцем земли пахло поспевающими яблоками и свежескошенной травой. На окраине Москвы лётчики противовоздушной обороны несли ночное дежурство, готовые в любую минуту подняться по приказу в небо, И такой приказ поступил. На подступах к столице замечена эскадрилья вражеских бомбардировщиков с тоннами смертоносного груза. Наши истребители взмыли в небо. Заместитель командира эскадрильи 177-го авиаполка Виктор Талалихин, получивший ласковое прозвище "Малыш" за невысокий рост и мальчишеский задор, обнаружил врага на высоте 4800 метров и ринулся наперерез.
Двухмоторный немецкий "Хейнкель-111" уклонился от лобового столкновения и, видно дрогнув от неожиданного напора, тут же повернул "оглобли" назад. Талалихин на своём "ястребке" продолжил преследование. Немец искусно маневрировал, не решаясь принять бой. "Малыш" атаковал врага 6 раз. Один мотор удалось вывести из строя. Когда кончились боеприпасы, Талалихин принял решение: "Иду на таран !" Понимал ли он, что это смертельный номер ? Конечно понимал ! А о чём он тогда думал ? О том, что "...если погибну, так один, а фашистов в бомбардировщике - четверо". Один против четверых... Так мы воевали в первые месяцы войны.
...Виктор подобрался сзади к бронированному "Хейнкелю", чтобы ударить винтом по хвосту и... правую руку обожгло огнём: немец ударил из пулемёта по нашему "ястребку". Ранение не остановило молодого лётчика: всю тяжесть своей боевой машины он обрушил на вражеского бомбардировщика. Раздался страшный треск. "Ястребок" перевернулся вверх колесами, но это не помешало раненому Талалихину отыскать парашют, отстегнуть ремень и выброситься из падающего самолёта. Пока длился затяжной прыжок, он успел заметить, как разрасталось пламя вокруг протараненного им "Хейнкеля", как он взорвался в воздухе и рухнул вниз.
Талалихин приземлился на болото, возле деревни Мансурово ( район нынешнего аэропорта "Домодедово" ). Местные колхозники, наблюдавшие за ночным боем, помогли лётчику выбраться из воды, обогрели, накормили, перевязали раненую руку и снарядили колхозную подводу, чтобы отправить лётчика в часть. По прибытии он тут же пересел на мотоцикл и помчался отыскивать место падения сбитого им бомбардировщика. Возле берёзовой рощи догорали обломки "Хейнкеля". Тела его экипажа были разбросаны в 100 метрах от самолёта... Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Уже на следующий день, 8 Августа 1941 года, Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР Союза.
Ему было всего 22 года.
27 Октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары (85 км западнее Москвы). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "Мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...
Земля помнит своих героев
Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.
Именем Талалихина были названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области. Одно из судов Министерства Морского Флота России носит имя Героя.
На 43-м километре Варшавского шоссе недалеко от Подольска, у пос. Кузнечики, где располагается аэродром, с которого в последний раз взлетел герой, 18 августа 1969 года был открыт памятник: на гранитном постаменте во весь рост поднялась бронзовая фигура прославленного летчика. Высота памятника 10 метров.
Вывод
Я задумываюсь: а смогли бы мы выдержать такие испытания, как бы повели себя перед лицом опасности…
Участникам Великой Отечественной Войны
Земля сырая кровью пропиталась,
Вобрав в себя все ужасы войны.
О подвигах тогда вам не мечталось, –
Вы защищали честь своей страны.
Вы бились в небе, на море, на суше,
Страх притуплялся горечью утрат.
Враг был силен, но не был всемогущ он.
Однако вы не видели преград.
Вы шли в атаку с криками победы,
В бою рвались без устали вперед.
Вы не теряли веру и надежду,
Что отобьете вражеский налёт.
Вы шли сквозь дым артиллерийских пушек,
Не отступая ни на шаг назад.
К смертям врагов ваш взгляд был равнодушен,
Вы бились много, много дней подряд.
...И вот минуло больше полувека
С той самой страшной, памятной войны.
Спасибо Вам, что званью Человека
Вы были и по-прежнему верны.
Спасибо Вам за долгое терпенье,
За боль, за страх, что вы превозмогли.
И пусть сердца грядущих поколений
Ваш ПОДВИГ не сотрут с лица Земли!
19.03.2005
Список использованной литературы
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.talalihin_-_russkiy_yazyk.docx | 1 МБ |
Карандаши в пакете
Что такое музыка?
10 осенних мастер-классов для детей
Вокруг света за 80 дней
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году