Известна пословица "Какой народ, такие и пословицы". Мы провели интересную исследовательскую работу, сравнив культуры английскую, японскую и русскую. Есть чему поучиться у других народов.
Районная научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся
«Физкультура, спорт, здоровье – будущее России»
Пословицы как иллюстрация
отношения к здоровью
в различных культурах
Автор:
Васильев Игнатий Владимирович
Ученик 11 класса МОУ Климоуцевская СОШ
С.Климоуцы
Руководитель исследовательской работы:
Гирель Пелагея Максимовна,
Учитель английского языка
Первой категории
МОУ Климоуцевская СОШ, С.Климоуцы
С Климоуцы – 2011
Оглавление
I.Заняться этой, как оказалось, очень интересной и полезной для меня и моих сверстников темой меня натолкнул текст для аудирования, с которым нам предложил поработать на уроке английского языка наш учитель. Этот текст назывался «Как не умереть, прежде чем состаришься». Перевожу суть текста с английского. «Чиако активна и здорова. Каждый день она просыпается в 7 часов утра, предпринимает 30 минутную прогулку на свежем воздухе, 3 раза в неделю играет в мяч с друзьями». И ничего в этом тексте не было бы необычного, если бы не возраст Чиако. Ей 102 года. И она не одинока. Подобный образ жизни на японском острове Окинава ведут сотни здоровых людей, кому перевалило за 100 лет. Жителям Окинавы удается оставаться стройными и активными до старости благодаря низкокалорийной диете, которая на три четверти состоит из растительной пищи и одной четверти пищи животного происхождения. Обязательно - фрукты и овощи ежедневно. Ведут активный образ жизни: танцуют, прогуливаются пешком, занимаются садоводством. Другими словами, занимаются тем, что доставляет им удовольствие. Здесь никто не торопится. Никто не опаздывает. Для жителей Окинавы всегда есть «завтра». Сотни окинавцев, как молодых, так и пожилых ежедневно отправляются на берег любоваться закатом солнца. Выражаясь народным языком, взяла меня кручина: «А нам слабо так жить и радоваться жизни?» У нас с этим проблематично. К сожалению, в нашем ХХI веке поток информации так велик, дел интересных так много, а времени свободного так мало, что возможностей все совместить не хватает. Наши учителя, кажется, хотят научить нас всему, а надо лишь научить нас самостоятельно добывать знания, помочь найти главное, найти внутренний стержень. Не надо нас уподоблять тому книжному шкафу, про который известный физик Лебедев говорил: «Этот шкаф знает больше меня, но я физик, а он нет!» Из беседы с медработником, которая наблюдает учащихся нашей школы, я узнал, что в школе здоровых детей единицы. Основные заболевания: слабое зрение, заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, плохие зубы, недостаточный вес, нарушения давления, ВСД, нервной системы. Печально то, что плохим здоровьем отличаются, как правило, хорошие ученики. Они выполняют добросовестно все домашние задания к 5-6 урокам ежедневно. Они оказываются в большей степени перегруженными, мало бывают на воздухе, им некогда заниматься спортом. Исходя из своего собственного опыта, делаю вывод: необходимо изменить режим жизни школьников таким образом, чтобы мы имели возможность ежедневно заниматься физической культурой, может быть, танцами, играми на свежем воздухе.
Прежде чем прослушать текст об образе жизни на острове Окинава, нам было предложено подумать и ответить на следующие вопросы:
Думать над этими вопросами я не перестал и после урока. Собственно эти вопросы и легли в основу моего исследования. Мне захотелось поработать серьезно над этой проблемой. Я определил цели моей работы:
1.Сравнить различные культуры, отношение к своему здоровью, к своей жизни у разных народов
2. Проанализировать свой образ жизни, свое отношение к здоровью. Все ли я делаю, чтобы сохранить, уберечь его
3. Заставить моих сверстников задуматься о своем образе жизни
4. С помощью народной мудрости пословиц пропагандировать здоровый образ жизни.
5. Развивать у себя навыки исследования, которые, надеюсь, пригодятся мне в будущем.
Для работы мне пришлось работать со справочным материалом, учебной и научно-популярной литературой по теме, использовать ресурсы интернета. Во время исследования данной проблемы я провел анкетирование старшеклассников моей школы, беседы с учителями, медработником Климоуцевской больницы, с родителями моих одноклассников. Справиться с исследованием мне помог метод анализа, метод сравнения, наблюдения, иллюстрации и , наверное можно назвать метод дедукции.
II. Начал я свое исследование с учебника географии, курса «Экономическая и социальная география мира». Мне было интересно сравнить, в каких странах люди живут дольше. Я выбрал 10 стран с наибольшей продолжительностью жизни.
место | страна | Продолжительность жизни |
1 | Япония | 83 |
2 | Австралия | 80 |
3 | Швейцария | 79,6 |
4 | Швеция | 79,6 |
5 | Канада | 79,4 |
6 | Исландия | 79,4 |
7 | Италия | 79 |
8 | Франция | 78,8 |
9 | Испания | 78,8 |
10 | Норвегия | 78,7 |
Япония, как я и ожидал, возглавляет таблицу. России в этом списке, к сожалению, не оказалось. Полистав справочный материал, я нашел и незавидное место России. Средняя продолжительность жизни в нашей стране снизилась под влиянием социально-экономического кризиса. Сегодня в России женщины живут 62 года, мужчины 58. На целых 20 лет мы отстаем по продолжительности жизни от развитых стран. Обидно. В чем причина? Что я могу сделать, что могут сделать мои сверстники, чтобы исправить ситуацию? Продолжительность жизни, мы знаем, зависит как от биологических, наследственных особенностей так и от условий питания, труда, быта, уровня здравоохранения. И, как я понял, от философии жизни, которая есть в культуре каждого народа. Состояние здоровья выдвигается на первое место в мировой практике при оценке качества жизни людей. И это не случайно: ведь именно оно служит основой полноценной жизни и деятельности каждого человека, и общества в целом. А это значит, что без здоровых людей, у нас не будет и здорового общества. Из этого же учебника географии мы знаем, что при оценке здоровья человека нельзя ограничиваться только его физиологическим здоровьем. Это понятие включает в себя также психическое здоровье и, что наиболее важно, здоровье нравственное или духовное. Экономический уровень жизни человека, конечно, зависит от нас. Но в большей степени, я думаю, он зависит от экономической политики государства, от уровня жизни в стране. А вот духовное в человеке зависит лично от него. Духовное здоровье не менее, если не более важно для продолжительности жизни человека. Именно поэтому я и решил сравнить три философии три разные культуры отношения к своему здоровью. Хотелось взять лучшее из чужих культур, научиться уважать себя, научиться бережному отношению к своему здоровью. Конечно же, я обязательно хотел ближе познакомиться с японской культурой. Поэтому из стран, где люди живут дольше всех, я взял для сравнения Японию, как страну, заинтересовавшую меня своим долголетием, Канаду, как страну с англо говорящей культурой и нашу родную Россию. Ну а где философия жизни прослеживается наиболее наглядно? Я думаю, со мной никто не будет спорить, это пословицы и поговорки. В них отражается мудрость, опыт, юмор, самоирония любого народа. Я попросил моих сверстников, учащихся 8 – 11 классов помочь мне, написать пословицы, которые они знают о здоровье, об отношении к жизни. И еще попросил ответить на вопрос: «Что я делаю, чтобы быть здоровым и жить долго», а также отметить положительные и негативные моменты в своем образе жизни. Оказалось, что мои сверстники знают пословицы очень плохо. Тридцать пять наших респондентов назвали всего 23 пословицы. Тогда пришлось попросить их обратиться за помощью к родителям, бабушкам, родственникам, друзьям. Все вместе с этой задачей мы справились. Лучшими знатоками пословиц у нас оказались, конечно, бабушки. Благодаря им мы смогли через пословицы дать для сравнения русскую философию здоровья. И сравнили ее с японской и англиканской культурой, понимая под философией мудрость жизни. Английские пословицы о здоровье мы выписали из словаря пословиц. Пришлось потрудиться, но работа оказалась захватывающей. А вот, чтобы найти японские пословицы о здоровье, нам пришлось воспользоваться ресурсами Интернета. Выписав пословицы, я сгруппировал их по темам: об отношении к алкоголю, об отношении к еде, об образе жизни, о духовной силе, умеренности во всем, о ценности здоровья, о влиянии межличностных отношений на здоровье, о том, что здоровье и красота взаимосвязаны, о гигиене. Пословицы любого народа – это жемчужины. Слов мало, а смысла много. Они доступны для понимания. Хочу привести хотя бы по одной из каждой темы.
Приложение
По каждой из этих пословиц можно провести отдельное исследование и примерами из жизни и литературы подтвердить правоту каждой. Философия жизни, как мы видим, совпадает у разных народов, в разных культурах. Но есть и своя закономерность или отражение реальности. Среди русских пословиц их больше о болезнях, о пьянстве. В английской культуре нам можно поучиться чувству меры, у них об этом много умного: «Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто слишком много желает», «Любопытство сгубило кота», «В избытке и лекарство – яд», «Люби меня не сильно, но долго». У японцев много хорошего о важности отношений между людьми: «Кто любит людей, тот долго живет», «Где люди горюют, горюй и ты», «Раны от меча заживают, раны от языка остаются». Есть в японских пословицах и достаточно юмора: «Знакомство может начаться и с пинка», «Цветы соседа красивее», «Плевок обратно не вернешь».
III. Все народы, мы видим по пословицам, понимают ценность жизни и здоровья, необходимость беречь здоровье смолоду. Почему же наше понимание не превращается в действие? Или мы не хотим жить долго? Да, конечно, уровень жизни у нас ниже, качество жизни отстает от качества в развитых странах. А японская пословица утверждает: «Сыт, одет – тогда и вежлив». Но, думается мне, что даже, если всех россиян переселить в Японию или Канаду, мы и там будем «жить широко, но не долго», как гласит русская пословица. Значит, причина кроется в каждом из нас, в нашем личном отношении к себе, к своему здоровью. Мы его действительно «имеем, не бережем, потерявши плачем». Каждый из нас должен решить для себя: «Я хочу, и буду жить долго. Я сделаю для этого все, что смогу». Судя по ответам старшеклассников нашей школы на мою просьбу назвать положительные и негативные факторы их образа жизни, могу сказать, что надежда есть.
Положительное в образе жизни | Негативное в образе жизни |
Завтракаю | Неограниченно смотрю телевизор |
Занимаюсь спортом | Часами играю в компьютерные игры |
Люблю ходить в лес | Не всегда завтракаю |
Не пью, не курю | Не всегда учу уроки – нервничаю |
Летом купаюсь в речке | Злюсь, меня все раздражает |
Занимаюсь физической работой (дрова, сено и т.д.) | Не делаю зарядку |
Слушаю музыку | Болтаю по телефону |
Кормлю птиц зимой | Ем два раза в день |
Хожу на рыбалку | Много сплю |
Ем овощи, пью молоко | Ем жирное, переедаю |
Не ем всякую гадость, а только натуральное | Мама не готовит ужин |
Часто убираю в квартире, протираю пыль | Папа пьет, курит |
Люблю ухаживать за животными | Едим когда попало, по одному |
Люблю копаться в грядках, выращивать цветы | Родители часто кричат |
Каждый день помогаю родителям по хозяйству | Хотелось бы больше есть фруктов |
Всегда делаю нужные прививки | |
Общаюсь с друзьями |
Проанализировав результаты опроса, я вижу, что, не смотря на многочисленные отклонения от здорового, в образе жизни моих сверстников не селе есть здоровое начало. Нам, сельским детям не надо искать, чем себя развлечь или занять. Кроме учебы, спорта еще есть много важных дел. Например, чтобы в моем сельском доме было тепло, надо протопить печь, а сначала нарубить дрова. Все мои одноклассники заняты этим зимой. Щепки пахнут смолой, печь дает настоящее тепло. Летом много работы в огороде. Ритм жизни задает природа. У нас рядом лес. Мы знаем когда распустятся почки и пойдет березовый сок, знаем когда цветы отцветут и можно косить сено. В деревне каждый момент жизни насыщен смыслом. А это, я уверен, идет на пользу нашему здоровью. Исходя из сказанного, очень хочется сделать вывод о ценности активного осмысленного образа жизни. Считаю пользой своей работы уже то, что пока мои сверстники отвечали на вопросы моей анкеты о своем здоровье, собирали пословицы о здоровье, они, по крайней мере, задумались о нем, проанализировали свое отношение к здоровью. Ведь никаких волшебных таблеток нет у жителей о.Окинава. Они рассуждают так, если у тебя есть хорошие друзья, здоровая диета и жизнь без стресса, ты будешь жить долго. Я постараюсь донести эти мысли до своих друзей. А поможет мне в этом Давид Тухманов
Мы рождены, чтоб жить на свете долго.
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так здоровье сохранить.
(Д. Тухманов)
Для себя лично в качестве жизненного стимула, в качестве мотивации, в качестве лозунга я выбрал три пословицы. «Лотос из грязи растет, а сам остается чист» - японская, «Усердие – мать успеха» - английская, «Занятого болезни не берут» - русская.
Приложения:
Текст на английском языке с переводом
Вопросы анкеты
Таблица пословиц
Анкета для учащихся 8-11 классов
Список литературы
в иллюстрациях. - М.:Просвещение,1993, - 349с.
Ласточка. Корейская народная сказка
Император Акбар и Бирбал
Юрий Алексеевич Гагарин
Как Снегурочке раскатать тесто?
Мост из бумаги для Киры и Вики
Комментарии
В пословице мало слов-много смысла.
Работа так увлекла мальчика, что начав на школьном уровне, он дошел до областного и занял в конкурсе исследовательских работ первое место.