Тезис к докладу «Образоны по разделу
«Жизнь на Земле» курса природоведение»
Выполнили ученицы 9 класса Покровской улусной гимназии Алексеева Ира, Кузьмина Айта
Руководитель: Маркова Е.В., учитель биологии ПУМГ
Покровская улусная многопрофильная гимназия проводит экспериментальную работу по ноосферному образованию, автором которого является Маслова Наталья Владимировна, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор. Целью ноосферного образования является формирование целостного мышления личности, т.е. развитие двух полушарий мозга человека. Для формирования целостного мышления личности применяется биоадекватная методика, по форме, которая релаксационно – активная, в которой этапы релаксации (работа правого полушария) чередуются с этапами активности (работа левого полушария). Основа биоадекватной методики заключается в работе ученика с образом (выбор, представление, рисование образа, размещение информации на образе).
Этой темой мы заинтересовались из-за того, что мы не только обучаемся по биоадекватной методике, но и сами хотим составлять образоны по предмету.
Целью нашей работы является составление образонов по разделу « Жизнь на Земле» курса природоведение.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
К каждой теме по разделу «Жизнь на земле» мы составили образоны. Тему «Как развивалась жизнь на земле» мы представили в виде образа – «Путешествие во времени». Изучая эту тему, учащиеся узнают о том, как развивалась жизнь на земле, при этом они мысленно отправляются в прошлое, на миллионы лет назад. Ученики побывают в различных периодах истории земли и знакомятся с некоторыми их представителями.
Тему «Три среды обитания » предложили в виде образа – «Рыбалка», где учащиеся идут на рыбалку и знакомятся с тремя средами обитания.
Тему «Жизнь на разных материках» мы представили в виде образона -«Мозаика». Учащиеся представляют мозаику из разных цветов. Их задача – собрать по цветам, чтобы получились шесть материков. По ходу, как учащиеся мысленно делают мозаику, они знакомятся с основными животными и растениями данных материков.
Тему «Природные зоны Земли» мы предлагаем в виде образона – радуги, которая представляется разными цветами. Каждый цвет радуги означает одну из природных зон. Всего шесть природных зон: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Всего составлено 4 образона по разделу «Жизнь на Земле» курса природоведение.
Используя образоны на уроках, мы пришли к следующим выводам:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tezis_obrazony_po_prirodovedenie.doc | 74 КБ |
V Ксенофонтовские чтения
Покровская улусная многопрофильная гимназия
Образоны по разделу
«Жизнь на Земле»
курса природоведение.
Выполнили: Алексеева Ира, Кузьмина Айта, ученицы
9 класса Покровской гимназии
Руководитель: Маркова Е.В.,
учитель биологии ПУМГ
Покровск, 2006
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1 Биоадекватная методика преподавания
Глава 2 Образоны по разделу « Жизнь на Земле» курса природоведение
2.1. Составление образонов по разделу «Земля» …………………………..9
2.2. Использование образонов на уроках …………………………………..10
Выводы………………………………………………………………………12
Использованная литература ………………………………………………...13
Приложение …………………………………………………………………...14
Введение
Покровская улусная многопрофильная гимназия проводит экспериментальную работу по ноосферному образованию, автором которого является Маслова Наталья Владимировна, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор. Целью ноосферного образования является формирование целостного мышления личности, т.е. развитие двух полушарий мозга человека. Для формирования целостного мышления личности применяется биоадекватная методика, по форме, которая релаксационно – активная, в которой этапы релаксации (работа правого полушария) чередуются с этапами активности (работа левого полушария). Основа биоадекватной методики заключается в работе ученика с образом (выбор, представление, рисование образа, размещение информации на образе).
Этой темой мы заинтересовались из-за того, что мы не только обучаемся по биоадекватной методике, но и сами хотим составлять образоны по предмету.
Целью нашей работы является составление образонов по разделу
« Жизнь на Земле» курса природоведение.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
Наша работа состоит из двух глав. В первой главе мы знакомим с особенностями биоадекватной методики преподавания, раскрываем понятия «образ», «образон». В основной работе мы приводим составленные нами примеры образонов по разделу «Жизнь на Земле» курса природоведение и использование этих образонов на уроках. В заключение нашей работы мы делаем выводы по результатам проделанной работы., об эффективности использования образонов на уроках.
Глава 1 Биоадекватная методика преподавания
Биоадекватная методика преподавания по форме релаксационно–активная, в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Таким образом, для ученика создаются условия, при которых обе половины мозга активизируются и ни одна из них не остается без нагрузки. И в результате взаимодействие обеих полушарий мозга приводит тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии.
Методические приемы работы соответствуют следующим этапам восприятия информации – репрезентация информации, восприятие информации, переработка информации и представление в слове. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже (см. табл. “Этапы восприятия информации в процессе урока”). Согласно взглядам Ж.Пиаже, любая информация в ходе восприятия неизбежно проходит 4 этапа: сенсорно – моторный этап, символьный этап, логический этап, лингвистический этап.
Таблица Этапы работы с информацией в ходе урока
Релаксация | Активность | Релаксация | Активность |
Метод Слушание +визуализация Цель Введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося | Метод Рисование символа, образа, обсуждение информации Цель Вовлечение в работу разнообразных центров мозга | Метод Слушание текста (задания) Цель понимание информации через логическое осмысление | Метод чтение текста, (задания) и его анализ, перевод и др. Цель Владение материалом |
Сенсорно – моторный этап | Символьный этап | Логический этап | Лингвистический этап |
Уроки с использованием биоадекватной технологии состоят из 5 основных частей: 1. Зарядка -5 минут (активность); 2. Введение материала урока –10 мин (релаксация); 3. Обсуждение, рисование - 15 минут (активность); 4. Слушание текста (новый текст) – 5 минут (релаксация); 5. Упражнения –10 минут (активность).
В первой части – зарядка - проводятся активные физические упражнения. Во второй части – введение материала урока – включается спокойная музыка, учащиеся закрывают глаза, и учитель дает им новую информацию. В третьей части – обсуждение, рисование – учащиеся открывают глаза, начинают обсуждать увиденный образ и рисуют его. В четвертой части - слушание текста – учитель показывает учащимся свой образ, и они сравнивают его со своими образами, дополняют информацией. В пятой части – упражнения – учащиеся выполняют упражнения, приводят свои примеры. Во время урока у учеников работают все пять каналов восприятия: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Спокойная атмосфера приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы.
Основа биоадекватной методики заключается в работе ученика с образом (выбор, представление, рисование образа, размещение информации на образе). В процессе учения активизируется работа каналов человеческого восприятия, в том числе слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса. Воспринятые органами чувств различные аспекты предмета (явления) создают в сознании целостный образ предмета (явления). По Масловой Н. В., мыслеобраз – это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный предмет образа.
Биоадекватная методика преподавания добивается у обучаемых мотивации и активизации образов по учебному предмету и навыков работы с ними. При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит индивидуальное переживание знания. Акцентирование внимания на переживании знания обеспечивают развитие мысли.
Образ – это результат и идеальная форма отражения материального или идеального объекта в сознании человека, возникающая в условиях практики и познания, на основе и в форме знаков.
Образон – опорный образ, наполненный исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Отличия образона от образа очевидны:
- голографический образ создается мозгом и является индивидуальной единицей мышления;
- образон создается учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;
- образон, благодаря своей доступности делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации опосредованное им;
- образон играет роль знака. В знаке «схвачена» сущность иного, (т. е. учебного материала). «Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познания)».
Образ и образон имеют много общего:
- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;
- это своеобразный полет мысли – поиск истины через подбор аналогии для новой информации. В этом смысле – это метафорический полет (поиск) с целью овеществления мысли.
Глава 2 Образоны по разделу «Жизнь на Земле» курса природоведение
2.1. Составление образонов по разделу «Земля»
По учебному плану курса природоведение раздел «Жизнь на Земле» состоит из семи тем:
К некоторым темам мы составили образоны. Тему «Как развивалась жизнь на земле» мы представили в виде образа – «Путешествие во времени». Изучая эту тему, учащиеся узнают о том, как развивалась жизнь на земле, при этом они мысленно отправляются в прошлое, на миллионы лет назад. Ученики побывают в различных периодах истории земли и знакомятся с некоторыми их представителями.
Тему «Три среды обитания » предложили в виде образа – «Рыбалка», где учащиеся идут на рыбалку и знакомятся с тремя средами обитания. Первая среда обитания – почвенная. Дети знакомятся с ней, когда ищут наживку для рыб – дождевых червей. Со второй средой обитания - наземно-воздушной – они знакомятся, когда идут к месту рыбалки. С третьей средой обитания – водной – знакомятся, когда пришли к месту обитания и поймали рыбку.
Тему «Жизнь на разных материках» мы представили в виде образона -«Мозаика». Учащиеся представляют мозаику из разных цветов. Их задача – собрать по цветам, чтобы получились шесть материков. Самый большой материк Евразия – зеленого цвета, Антарктида – белого цвета, Северная Америка – синего цвета, Южная Америка – красного цвета, Африка – желтого цвета, Австралия – оранжевого цвета. По ходу, как учащиеся мысленно делают мозаику, они знакомятся с основными животными и растениями данных материков.
Тему «Природные зоны Земли» мы предлагаем в виде образона – радуги, которая представляется разными цветами. Каждый цвет радуги означает одну из природных зон. Всего шесть природных зон: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
2.2. Использование образонов на уроках природоведения
При прохождении темы «Три среды обитания» по природоведению был использован образон «Рыбалка». Всего на уроке было 18 учащихся пятого класса.
На уроке во время релаксации учащиеся представляют рыбалку. Во время рыбалки они знакомятся с тремя средами обитания. С первой средой обитания – почвенной – дети знакомятся, когда ищут наживку для рыб – дождевых червей. Представляют почву, копаются в ней, изучают ее особенности, приспособления дождевых червей к этой среде обитания. Со второй средой обитания – с наземно-воздушной – они знакомятся, когда идут к месту рыбалки. По ходу они представляют птиц, насекомых, их приспособления к среде, узнают характерные признаки наземно–воздушной среды. С третьей средой обитания – водной - учащиеся знакомятся когда, подходят к месту обитания и поймали рыбку. Представляют, как они держат рыбку, осматривают ее приспособления к водной среде.
После релаксации учащиеся начинают обсуждать и рисовать образоны, писать на нем информацию о трех средах обитания. Затем слушают учителя, сравнивают свой образон с образоном учителя, дополняют ее. После этого делают упражнения – работу с рисунками, с гербариями и коллекциями насекомых. На домашнее задание дается творческая работа - составить свой образон, или рассказ, или стихотворение по изученной теме.
Критерием эффективности биоадекватной методики является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время. Прочность знаний - это насколько в долговременной памяти у ребенка закрепляется изученная тема. Мы проверили прочность знаний учащихся через неделю при помощи вопросов. Всего было дано 3 вопроса «Перечислите среды обитания», «Укажите характерные особенности сред обитания», «Назовите приспособления животных к этим средам обитания», на которые отвечали учащиеся пятого класса. По результатам ответов видно, что все 18 учащихся перечислили все три среды обитания; на второй вопрос – 14 учащихся указали характерные особенности этих сред, и на третий вопрос -12 учащихся написали по всем трем средам обитания приспособления животных.
Социальное время – это время, затраченное на изучение данной темы. По учебному плану на тему «Три среды обитания» дается три урока. По составленному нами образону эту тему можно изучить за один урок, т.е. сэкономили 2 урока.
Под эмоциональным эффектом подразумевается улучшение самочувствия, поднятие настроения учащихся. Во время урока у учащихся, по словам учителя, чувствовалось приподнятое настроение, повысилась активность учащихся, им было интересно обсуждать, рисовать свои образоны
План урока по теме «Три среды обитания» по биоадекватной методике преподавания дается в приложении.
Выводы
Всего составлено образонов по разделу «Жизнь на Земле» курса природоведение. Используя образоны на уроках, мы пришли к следующим выводам:
Использованная литература
Приложение
Тезис к докладу «Образоны по разделу
«Жизнь на Земле» курса природоведение»
Выполнили ученицы 9 класса Покровской улусной гимназии Алексеева Ира, Кузьмина Айта
Руководитель: Маркова Е.В., учитель биологии ПУМГ
Покровская улусная многопрофильная гимназия проводит экспериментальную работу по ноосферному образованию, автором которого является Маслова Наталья Владимировна, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор. Целью ноосферного образования является формирование целостного мышления личности, т.е. развитие двух полушарий мозга человека. Для формирования целостного мышления личности применяется биоадекватная методика, по форме, которая релаксационно – активная, в которой этапы релаксации (работа правого полушария) чередуются с этапами активности (работа левого полушария). Основа биоадекватной методики заключается в работе ученика с образом (выбор, представление, рисование образа, размещение информации на образе).
Этой темой мы заинтересовались из-за того, что мы не только обучаемся по биоадекватной методике, но и сами хотим составлять образоны по предмету.
Целью нашей работы является составление образонов по разделу « Жизнь на Земле» курса природоведение.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
К каждой теме по разделу «Жизнь на земле» мы составили образоны. Тему «Как развивалась жизнь на земле» мы представили в виде образа – «Путешествие во времени». Изучая эту тему, учащиеся узнают о том, как развивалась жизнь на земле, при этом они мысленно отправляются в прошлое, на миллионы лет назад. Ученики побывают в различных периодах истории земли и знакомятся с некоторыми их представителями.
Тему «Три среды обитания » предложили в виде образа – «Рыбалка», где учащиеся идут на рыбалку и знакомятся с тремя средами обитания.
Тему «Жизнь на разных материках» мы представили в виде образона -«Мозаика». Учащиеся представляют мозаику из разных цветов. Их задача – собрать по цветам, чтобы получились шесть материков. По ходу, как учащиеся мысленно делают мозаику, они знакомятся с основными животными и растениями данных материков.
Тему «Природные зоны Земли» мы предлагаем в виде образона – радуги, которая представляется разными цветами. Каждый цвет радуги означает одну из природных зон. Всего шесть природных зон: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Всего составлено 4 образона по разделу «Жизнь на Земле» курса природоведение.
Используя образоны на уроках, мы пришли к следующим выводам:
Хитрость Дидоны
В Китае испытали "автобус будущего"
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Развешиваем детские рисунки дома
Весенняя гроза