Тезис к докладу Антинаркотическая профилактика учащихся
через обучение литературы»
Работа ученицы 8 класса Покровской улусной гимназии Уваровой Вероники
Руководитель: Маркова Е.В., учитель биологии, психолог
Покровской улусной гимназии
Актуальность: В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц-больных наркоманией и токсикоманией Наркотики вошли в арсенал молодёжной наркотической субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, ТV (видео), через совместное время провождения со сверстниками, употребляющими наркотики.
Гипотеза: Если на уроках ввести анализ литературных произведений с точки зрения профилактики употребления ПАВ, то учащиеся будут более сознательно подходить к ведению здорового образа жизни.
Под психоактивными веществами (ПАВ) понимаются средства, способные изменить психическое состояние человека и вызвать эйфорию. Таким образом, к ПАВ относятся табак, алкоголь, наркотические и иные вещества, вызывающие указанные эффекты. В настоящее время часто меры ранней профилактики не дают достаточно должного эффекта, поскольку слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная информация об употреблении алкоголя и наркотиков. В противовес этому предлагается метод «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через предмет, когда информация «разнесена» по различным учебным дисциплинам и логично вкрапливается в содержании урока. По последним научным данным (Баушева И.Л. и др., 1998 год) учащиеся хотят получать информацию о здоровом образе жизни в первую очередь на школьных уроках.
Мы предлагаем антиалкогольную и антинаркотическую профилактику учащихся через обучение литературы. Вначале мы изучили литературные произведения, которые проходят учащиеся 7 класса по учебному плану. Из них выбрали произведения, где отмечается употребление психоактивных веществ. Например,
В этой повести можно обращать внимание на сцены пьяного разгула казаков. Они не способны принимать сознательные решения под влиянием алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и мир. Во время похода употребление вина категорически запрещалось, виновных жестоко наказывали. Нарушение этого запрета приводило к тяжелым последствиям: в пьяном виде были персонажи повести-кабатчик, о котором автор говорит, что его появления вся округа стала разоряться из-за повального пьянства: «все валилось и дряхлело, все распивалось, и оставалась только бедность да лохмотья…»
Вопросы для обсуждения:
В чем причина пьянства казаков?
Каковы его последствия?
Н. С. Лесков Рассказ «Левша»-7 класс.
Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но и его темные стороны.
Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с полшкипером-о том кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалось разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в простонародной больнице.
Вопросы:
Какие чувства у Вас вызывает рассказ?
Актуальна ли эта тема для нашего времени?
Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями?
Изучив литературные произведения по учебному плану 7 класса мы выбрали два произведения: «Тарас Бульба» и «Левша». И подготовили вопросы для обсуждения учащихся по этим произведениям. Мы считаем, что эти вопросы помогут проанализировать учащимся ситуации, связанные с употреблением ПАВ с профилактической точки зрения.
В дальнейшем мы собираемся продолжить работу – анализировать литературные произведения других классов с профилактической точки зрения. И в конечном итоге, возможно, составить методический материал учителю русской литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 49.5 КБ |
Покровская улусная многопрофильная гимназия
Антиалкогольная профилактика
учащихся через обучение литературы.
Выполнила: Семенова Настя ученица 11 класса Покровской гимназии
Руководитель: Маркова Е. В. учитель экологии Покровской гимназии
Покровск, 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. О вредных привычках…………………………………………………..5
Глава 2. Анализ литературных произведений………………………………….6
Заключение………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………………11
Введение
Здоровый образ жизни в широком понимании – это, прежде всего, народная философия выживания и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности.
Вашему вниманию я предлагаю в обобщенном виде республиканскую доктрину здорового образа жизни, приспособленную к нашим условиям, к нашему менталитету и к тем большим задачам, которые нам предстоит решить при формировании нового облика Якутии.
Анализ наркологической ситуации свидетельствует о системном характере проблем, связанных с распространением и злоупотреблением психоактивными веществами. По данным Министерства образования РФ, в группе несовершеннолетних и молодежи в возврате 12-22 лет около 22.6% человек (примерно 2.5 млн.) пробовали наркотик эпизодически 1 – 3 раза; 14, 3% человек (примерно 1,6 млн.) потребляют наркотик не чаще 1 раза в неделю и не реже 1 раза в две недели, т.е. входят в группу «риска» по формированию зависимости; 7,9% человек (примерно 0,9 млн.) требуют лечение в связи с развитием состояния зависимости. Психоактивные вещества (ПАВ) вошли в арсенал молодежной субкультуры, которая распространяется через совместный досуг со сверстниками, употребляющими наркотиками.
Здоровая живая природа – здоровый генофонд – здоровое общество – вот та неразрывная цепочка, обеспечивающая выживание и процветание народов республики.
Цель:
Демонстрировать губительные действия наркотиков и алкоголя через обучение литературы
Задачи:
Гипотеза: Если на уроках ввести анализ литературных произведений с точки зрения профилактики употребления ПАВ, то учащиеся будут более сознательно подходить к ведению здорового образа жизни.
Глава I. О вредных привычках
Водку производят в России с XVI века. За это время она успела стать национальной бедой. Почему же эта прозрачная жидкость так опасна?40% - столько содержится в водке этилового спирта. Он-то и приносит наибольший вред. Спирт обладает способностью быстро всасываться в слизистую оболочку желудка, и уже через 5-10 минут алкоголь поступает в кровь человека. Наша печень может за один час переработать только около 30 г алкоголя. Примерно такое же количество алкоголя содержится в бокале вина или пива. Любой коктейль сразу в несколько раз увеличивает дозу алкоголя, а значит и время опьянения, и связанную с этим опасность!
Никотин - самый известный из алкалоидов в составе табачного дыма. Одурманивающее действие табака было известно давно. Древнегреческий хронист Геродот (5 век до н. э.)Упоминал о привычке вавилонян и халдеев вдыхать и курить травы. О курильщиках сообщают китайские хроники времен Конфуция (550 год до н. э.). Изначально курение табака было привилегией жрецов, использовавших его в различных ритуалах и обрядах. Для Европы табак открыл Колумб, привезший его в числе своих многочисленных трофеев с американского континента. Очень скоро стало понятно, что это «открытие» Колумба таит огромную опасность для человека. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать, какой страшный вред несет курение. Сегодня перечеркнутая сигарета - обычный знак не только в самолете и метро.
1.3.Наркотики
Во всех странах мира закон регулирует распространение наркотических веществ в медицинских целях и строго контролирует все другие возможные пути проникновения их в жизнь общества. При этом под наркотиками понимают вещества растительного и химического происхождения, которые оказывают сложное биохимическое воздействие на организм человека
Наш организм – абсолютно самодостаточная система. Наркотик насильно вторгается в нее и включается в процессы обмена веществ, вызывая его сбой. При этом отравляющие вещества остаются в организме – даже после однократного приема наркотика – от 12 часов до 7 дней.
Глава II. Анализ литературных произведений
с профилактической точки зрения
Под психоактивными веществами (ПАВ) понимаются средства, способные изменить психическое состояние человека и вызвать эйфорию (повышенное эмоциональное состояние), галлюцинации, психическую стимуляцию и другие феномены. Таким образом, к ПАВ можно отнести табак, алкоголь, наркотические и иные вещества, вызывающие указанные эффекты. В настоящее время достаточно часто меры ранней профилактики не дают должного эффекта, поскольку основываются на принципе «лобовой атаки», когда слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная информация о последствиях употребления алкоголя и наркотиков. В противовес этому предлагается метод «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через предмет, когда информация «разнесена» по различным учебным дисциплинам и логично вкрапливается в содержании урока. По последним научным данным (Баушева И.Л. и др., 1998 год) учащиеся хотят получать информацию о здоровом образе жизни в первую очередь на школьных уроках.
Мы предлагаем антиалкогольную и антинаркотическую профилактику учащихся через обучение литературы.
Вначале мы изучили литературные произведения, которые проходят учащиеся 7-8 класса по учебному плану. Из них отобрали произведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. На уроке можно проводить с учащимися анализ этих произведений с точки зрения профилактики
Н. В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба»-7 класс.
В этой повести можно обращать внимание на сцены пьяного разгула казаков. Они не способны принимать сознательные решения под влиянием алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и мир. Во время похода употребление вина категорически запрещалось, виновных жестоко наказывали. Нарушение этого запрета приводило к тяжелым последствиям: в пьяном виде были персонажи повести - кабатчик, о котором автор говорит, что его появления вся округа стала разоряться из-за повального пьянства: «все валилось и дряхлело, все распивалось, и оставалась только бедность да лохмотья…»
Вопросы для обсуждения:
В чем причина пьянства казаков?
Каковы его последствия?
Н. С. Лесков Рассказ «Левша»-7 класс.
Лесков в этом произведении повествует о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но и его темные стороны.
Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с полшкипером -о том кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалось разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в простонародной больнице.
Комментарий психолога. При сравнении отношению к народному пьянству двух современников – Некрасова и Лескова, отчетливо просматривается различие оценок причин этого явления. Точка зрения Некрасова типична для революционных демократов: источником пьянства является социальное неблагополучие, неправильное устройство общества. Лесков обращает внимание в большей степени на индивидуально-психологические свойства пьющих: их оторванность от мира, житейскую неприспособленность, детскость поступков, крайность в проявлении чувств…
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства у Вас вызывает рассказ?
Актуальна ли эта тема для нашего времени?
Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями?
Заключение
Изучив литературные произведения по учебному плану 7 класса мы выбрали два произведения: « Тарас Бульба» и «Левша». И подготовили вопросы для обсуждения учащимся по этим произведениям. Мы считаем, что эти вопросы помогут проанализировать учащимся ситуации, связанные с употреблением ПАВ с профилактической точки зрения.
В дальнейшем эту работу можно продолжить – анализировать произведения других классов с профилактической точки зрения. И в конечном итоге, возможно, составить методический материал учителю русской литературы.
Список использованной литературы:
"Портрет". Н.В. Гоголь
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Финист - Ясный сокол
Упрямый зяблик
На берегу Байкала