Целью исследовательской работы "Автомобильный фольклор в маршрутных такси г. Омска как отражение культуры современного общества"является изучиние автомобильного фольклора в маршрутных такси г. Омска. В I главе нами изучен вопрос возникновения и становления маршрутного такси как одного из видов общественного транспорта. Во II главе предпринята попытка дать представление о фольклоре как неотъемлемой части народной культуры России, в частности, и духовной культуры человечества в целом. Нами рассмотрены история возникновения фольклора, основные виды и жанры русского фольклора, охарактеризованы современные проявления городского фольклора и его значение в жизни людей. Также выявлены особенности автомобильного фольклора в маршрутных такси города Омска.
В заключении нами подведены итоги и сделаны выводы о фольклоре, как о многогранном явлении, отражающим жизнь людей, культуру современного общества.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, наблюдения, сравнения, а также практические: сбор фольклорного материала – надписей в маршрутных такси.
В результате анализа существующей ситуации, нами были разработаны собственные варианты надписей для маршрутных такси [см Пр2].
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_zagrebelnyy.docx | 575.99 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Загребельный Алексей Игоревич
студент группы 2112 специальности 190631
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Автомобильный фольклор в маршрутных такси г. Омска
как отражение культуры современного общества
Руководитель: Мелишихина Наталья Петровна
Омск, 2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Маршрутное такси – один из видов общественного транспорта……..5
Глава II. Фольклор – неотъемлемая часть народной культуры России……..12
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...27
Приложение……………………………………………………………………..29
Введение
Каждый день мы проводим в общественном транспорте 1,5 – 2 часа, добираясь до места учёбы или работы. Маршрутная сеть Омска насчитывает 108 городских маршрутов. Действующий подвижной состав омских автобусов составляет около 1100 единиц. Альтернативу автобусам и троллейбусам создают около 3200 маршрутных такси, или как их ласково называют в народе «газельки». Открывая дверь маршрутного такси, мы попадаем в особый мир, который зачастую вызывает улыбку на лице. Узнав о правилах проезда «Это не Билайн. Все входящие платно» или познакомившись с особо опасными местами маршрутки для здоровья пассажиров «Место для удара головой», мы сталкиваемся с современными проявлениями городского фольклора, даже не задумываясь об этом. Окунувшись в атмосферу водительских «приколов», можно сделать вывод о чувстве юмора и уровне воспитанности того или иного водителя данного транспортного средства, который украсил салон своей машины подобными надписями.
Фольклор и его жанры освещены в трудах таких учёных-лингвистов, как В.Я. Пропп, В.П. Аникин, Ю. Кристева, Т.Г. Иванова, С. Ю. Неклюдов. В своей работе мы изучаем современные проявления городского фольклора малых групп, а именно водителей маршрутных такси.
Цель нашей работы - изучить автомобильный фольклор в маршрутных такси г. Омска. Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи: 1) изучить историю возникновения и этапы развития маршрутного такси как общественного транспорта, 2) рассмотреть историю возникновения фольклора, разнообразие его видов и жанров; 3) охарактеризовать современные проявления городского фольклора и обосновать его значение в жизни людей; 4) выявить особенности автомобильного фольклора в маршрутных такси города Омска.
Гипотеза исследования: если фольклор есть многогранное явление, отражающее жизнь людей, значит, автомобильный фольклор является его частью и отражает культуру современного общества.
Объектом в нашей работе является – автомобильный фольклор, а предметом – надписи в маршрутных такси нашего города.
Несколько слов о структуре данной исследовательской работы. В I главе нами изучен вопрос возникновения и становления маршрутного такси как одного из видов общественного транспорта. Во II главе предпринята попытка дать представление о фольклоре как неотъемлемой части народной культуры России, в частности, и духовной культуры человечества в целом. Нами рассмотрены история возникновения фольклора, основные виды и жанры русского фольклора, охарактеризованы современные проявления городского фольклора и его значение в жизни людей. Также выявлены особенности автомобильного фольклора в маршрутных такси города Омска.
В заключении нами подведены итоги и сделаны выводы о фольклоре, как о многогранном явлении, отражающим жизнь людей, культуру современного общества.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, наблюдения, сравнения, а также практические: сбор фольклорного материала – надписей в маршрутных такси.
В результате анализа существующей ситуации, нами были разработаны собственные варианты надписей для маршрутных такси [см Пр2].
Глава I. Маршрутное такси – один из видов общественного транспорта
1. Маршрутное такси, как общественный вид транспорта
Несмотря на то, что слово «маршрутка» прочно укоренилось в речи современного горожанина, этот феномен частного предпринимательства, возникший в постсоветском пространстве в результате разложения некогда хорошо развитой и удобной системы автобусных маршрутов, в привычном для нас виде существует немногим более десяти лет. Данный вид транспорта отличается высокой мобильностью, порой сложной для понимания нумерацией маршрутов и непредсказуемым графиком движения. С.А. Тихомиров констатирует, что этот транспорт «не только стал почти неотъемлемым элементом общегородского экстерьера, но также усложнил рисунок фольклорного пространства современного города, обусловив появление профессионального фольклора водителей маршрутных такси».
Маршрутное такси — в просторечье «маршрутка», а также «газелька»— автобусные маршруты, а также — маршруты микроавтобусов, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещённом правилами дорожного движения, месте. Под данным режимом работы автобусов и микроавтобусов подразумеваются особые преимущества, в отличие от «обычного» автобуса. Например, остановки вне установленных остановочных пунктов, которые в России официально запрещены с 2009 года; как правило, более высокая стоимость проезда; не действуют льготы на проезд.
По словам Олега Старовойтова, директора департамента госполитики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ, «маршрутки» относятся не к разряду такси, а к регулярному общественному транспорту, так как и фактически, и юридически являются автобусами малой или особо малой вместимости.
Возможно, местом возникновения маршрутных такси являются США в 1910-х годах. Повышение качества мощения улиц, возрастающая доступность транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания в некоторых городах привели к утере трамваем монополии на городские перевозки. На улицах с трамвайным движением появились частные автомобили, дублирующие наиболее выгодные участки трамвайных маршрутов. Такая деятельность позволяла новым владельцам автомобилей быстро окупать свою покупку и давала источник дополнительного заработка, при этом автовладельцы часто нанимали безработных. Всё это не могло не вызвать протестов трамвайных компаний, теряющих пассажиров и оказывающих давление на городские власти. Пассажиры маршруток не были застрахованы, водители выбирали выгодные им часы работы и прибыльные направления, не гарантируя качество услуг по сравнению с трамваями.
Несмотря на то, что маршрутки ходили чаще и быстрее трамваев, их хаотические передвижения резко ухудшали общие условия езды, особенно в центрах городов. Поэтому многие муниципалитеты и штаты, начиная с 1915 года, стали либо запрещать подобную деятельность законодательно, либо подвергать её строгому регламентированию. В частности, были введены:
- обязательное страхование ответственности перевозчика, требования к минимальной протяжённости маршрута и времени работы, водителей обязали строго придерживаться трассы маршрута, а в случаях отклонений от неё брать с пассажиров повышенную плату (в два - три раза).
Среди прочих требований были запреты работать в районах с высокой интенсивностью поездок, пользоваться трамвайными остановками, производить посадку-высадку у перекрёстков, стоять у тротуаров в ожидании пассажиров.
В некоторых местах, также был введён бесплатный проезд для работников городских органов, скорость движения ограничивалась десятью милями в час, перекрёстки разрешалось проезжать только после полной остановки, устанавливались ограничения на работу по чётным и нечётным дням автомобилям с чётными или нечётными номерами и т. д.
В результате этих мер число «маршруток» за один год сократилось в десять раз, оставшиеся постепенно вытеснялись автобусами и вскоре окончательно исчезли.
3. История маршрутных такси в СССР
В СССР маршрутные такси появились в 1930-х годах в Москве. Легковые автомобили ЗиС-101, позже ЗиС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с многочисленными трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля.
Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР. Например, в Горьком маршрутные такси ЗиС-101 курсировали между Сормовом и Советской площадью с заездом к Горьковскому вокзалу. Стоимость проезда по полному маршруту составляла 3 рубля 50 копеек (для сравнения поездка на трамвае - 50 копеек, на автобусе — 1 рубль).
Во время Великой Отечественной войны работа маршрутных такси прерывалась. После её окончания линии маршрутных такси стали появляться вновь. Парк маршрутных такси пополнился автомобилями ЗиС-110 и ЗИМ (другое название ГАЗ-12). Работали маршрутные такси и на пригородных и даже междугородных маршрутах. В 1950 году была завершена реконструкция трассы Москва — Ялта. Наряду с автобусным движением, по трассе открылось и движение маршрутных такси.
В 1960-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения. В разных городах маршрутные такси заняли разные ниши. В больших городах, где роль основного транспорта играет метро, — в Москве, Ленинграде, Киеве — маршрутные такси преимущественно использовались для подвоза пассажиров от станций метро к популярным объектам городской среды: паркам, выставочным центрам, крупным магазинам. В Ленинграде маршрутные такси являлись для туристов довольно комфортным средством добраться до парков и фонтанов в Пушкине, Павловске и Петродворце, большим успехом пользовалось круглосуточное маршрутное такси 39-Э, которое соединяло Центральное агентство воздушных сообщений на Невском проспекте с Аэропортом Пулково. В таких городах с конца 60-х годов применялись автобусы особо малого класса РАФ-977, а с конца 70-х годов РАФ-2203 «Латвия».
В других городах, где не было метро, или оно не играло большой роли в перевозках, линии маршрутных такси соединяли разные части города, иногда дублируя маршруты остальных видов транспорта, иногда по оригинальным маршрутам. В таких городах применялись автобусы малого класса: ПАЗ-652, ПАЗ-672 с модификациями, КАвЗ-685 с модификациями, а также малые автобусы других отечественных марок. В пригородном (кроме туристских маршрутов) и междугороднем сообщении маршрутные такси применялись редко.
Общими свойствами всех маршрутных такси, отличающими их от иных видов транспорта, были: более высокий проездной тариф (в сравнении с автобусом обычно в 1,5—3 раза); отсутствие льгот по оплате; отсутствие проездных билетов длительного действия.
Как правило, в правилах пользования маршрутными такси оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов, в местах, допускаемых Правилами дорожного движения, хотя в некоторых городах этой возможностью пользовались редко. Маршрутные такси считались более комфортной и более быстрой альтернативой автобусу, троллейбусу и трамваю для тех, кто готов за неё платить.
До возникновения кооперативного движения в СССР в 1987 году, маршрутные такси обслуживались либо государственными автобусными парками, либо таксопарками. С конца 1980-х годов стали появляться и кооперативные маршрутные такси.
4. Маршрутные такси в современной России
После распада СССР условия существования общественного транспорта резко изменились. В условиях обеднения граждан власти шли по пути предоставления широким слоям населения различных натуральных льгот, в том числе прав бесплатного проезда в общественном транспорте. Значительно возросло число пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда. Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. При этом существовавшая централизованная система обновления подвижного состава прекратила существование. Муниципалитеты и областные правительства неохотно шли на компенсацию затрат транспортных предприятий на перевозки.
В результате в автобусных парках стали уделять особое внимание перевозкам маршрутными такси, приносящим «живые деньги», работающим по существу на коммерческих началах, в ущерб перевозкам так называемыми «социальными» автобусами. Маршрутные такси появились и в тех городах, где ранее их не было.
Первоначально маршрутные такси воспринимались пассажирами как более дорогая, но более быстрая и комфортная альтернатива традиционным автобусу, троллейбусу и трамваю. Однако во многих городах «социальные» перевозки сокращались, их качество падало. Для платёжеспособных пассажиров маршрутные такси оказались предпочтительным способом передвижения, так как качество «социального» транспорта стало для них неприемлемым.
В тех городах, где маршрутные такси существовали и ранее, сохранялась преемственность в отношении класса используемых автобусов. В городах, где активную роль играет метро, а маршрутные такси играют подвозящую роль, это автобусы особо малого класса (РАФ-22038 «Латвия», ГАЗ-32213 «Газель», Мерседес-Бенц Спринтер, Форд Транзит и пр.). В других городах, где маршрутные такси выполняют большую транспортную работу, это автобусы малого класса (например, ПАЗ-3205). В маленьких городах, где маршрутные такси появились впервые, это, как правило, автобусы особо малого класса, преимущественно «Газели».
Вскоре на маршрутах стали работать автобусы, принадлежащие частным фирмам и предпринимателям. В условиях дальнейшего обеднения автобусных хозяйств на режим работы маршрутными такси переводились нередко и автобусы большой или даже особо большой вместимости (ЛиАЗ-677, Икарус-260, Икарус-280, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-695, ЛАЗ-4207, Мерседес-Бенц О350 и пр.). Сейчас в некоторых городах как государственные и муниципальные автопарки, так и частные предприятия выводят на загруженные линии автобусы большой вместимости.
Интересной особенностью маршрутных такси является различие момента оплаты проезда в разных городах или даже на разных маршрутах в одном городе. Если в большинстве случаев деньги за проезд пассажиры передают плату водителю сразу после посадки, то в некоторых местах (например, во Владивостоке, Благовещенске, Чите, Петрозаводске, Калининграде, Одессе, Тольятти, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Тагиле, Набережных Челнах, Кисловодске, Севастополе, Тюмени, Томске) принято в маршрутных такси оплачивать проезд при выходе. Это дает пассажирам возможность не спешить, а водителю не отвлекаться во время движения на прием денег и отсчитывание сдачи, и не думать о том кто из едущих пассажиров не оплатил проезд и собирается ли платить вообще.
5. Маршрутное такси города Омска
В октябре 2012 года, по сообщению пресс-службы департамента транспорта мэрии, коллегия по вопросам реформирования пассажирского транспорта в Омске обсудила проект единой маршрутной сети города. С докладом выступил глава департамента транспорта Олег Осинский. Он представил участникам собрания план маршрутной сети, которая должна будет появиться в Омске в будущем году. Согласно этому плану, в Омске ожидается значительное сокращение количества маршруток.
Глава департамента транспорта отметил, что сегодня в городе существует плохая организация дорожного движения. Третья часть автобусов, 70% троллейбусов, 98% трамваев и более 40% маршруток прошли установленные сроки амортизации, поэтому снижается уровень безопасности на дороге.
«На сегодня в нашем городе около 3200 маршруток. По новому плану их число сократиться почти в 3 раза. Маршруток будет 1067. Причем будут это не «Газели», а автобусы средней вместимости. Один такой автобус должен заменить три «Газели», - прокомментировал Олег Осинский. По его мнению это, в конечном итоге, позволит отчасти разгрузить городские автодороги. Помимо этого, Олег Осинский отметил, что в соответствии с новой схемой, горожане будут ожидать транспорт на остановках в среднем 12 минут, а не как сейчас – 16 минут.
Предполагается, что конкурс, во время которого перевозчики будут покупать маршруты, пройдет уже в декабре. Согласно предварительным планам, перевозчики будут заключать договор на 10-ти летний срок, в соответствии с которым они будут обязаны в течение 3-х лет заменить имеющиеся у них автомобили марки «Газель» на автобусы средней вместимости. Особо Олег Осинский подчеркнул, что новые автобусы обязательно должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Это необходимо для осуществления контроля со стороны департамента над тем, как водители маршруток соблюдают установленный график движения.
Глава II. Фольклор – неотъемлемая часть народной культуры России
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость, знание». Впервые это понятие ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, - указывает он, - для всех членов такого народа одинакова – потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах.
Итак, фольклор – это искусство устное, коллективное, традиционное. Только все 3 этих фактора, наличествующие одновременно, являются признаком фольклора и отличают его от литературы.
2. Основные виды и жанры русского фольклора
Фольклор – синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств. Исходя из понятия, данного В.Е. Гусевым фольклор - это словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры).
В современной фольклористике выделяют следующие типы фольклора:
Фольклор делится на роды, роды – на виды, а виды на жанры. Существуют различные классификации фольклора. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.
По родам фольклор делится на:
Единицей классификации фольклора является жанр. По В.Я. Проппу фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя.
Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежит столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками. Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему. Эпос подразделяется на
Лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания. Делится на
Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии. Выделяют
Если говорить о способе бытования произведений, фольклор подразделяется на
Кроме этого различают малые жанры фольклора – паремии:
Также выделяют такие виды фольклора как детский (колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.,), фольклор рабочих (песни, частушки, проза), фольклор ВОВ (частушки, фольклор фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)
Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие фольклорные жанры и на их основе рождаются новые.
3. Зарождение городского фольклора
Фольклор – это искусство, формирующееся в течение многих веков и изменяющееся во времени. До недавнего времени объектом изучения российской науки были почти исключительно образцы «классического» фольклора, записанные у сельского населения, и некоторые древние традиции. Возникала мысль об умирании традиционного фольклора. И сожаления по этому поводу были отнюдь не беспочвенными: буквально на глазах собирателей исчезали целые исполнительские школы, устные жанры и традиции. Подобное исчезновение сопровождалось появлением в фольклорном репертуаре текстов, ранее для него совершенно не характерных. Новации, рожденные меняющейся реальностью, были связаны исключительно с городской культурой. Они не содержали никакого идущего из глубины времен мифологического или исторического смысла, поиском которого привыкла заниматься наука, они не обладали изяществом сказки или старинной народной песни, достигнутым художественной обработкой в процессе многовекового бытования, но, напротив, выглядели грубыми, как бы сделанными наспех.
Существует концепция московского искусствоведа В.Н.Прокофьева, где речь идет о некой промежуточной «третьей культуре», отдельной как от культуры элитарной, так и от патриархального сельского фольклора; ее возникновение обусловлено появлением социального слоя, удовлетворяющего свои культурные потребности иначе, нежели образованные верхи или крестьянские низы. «Третья культура» представляет собой ремесленную продукцию, но характеризуется сниженным профессионализмом.
Среди фольклорных новообразований первой – еще в конце XIX века – обратила на себя внимание частушка. Она принадлежала как к деревенской, так и городской традиции.
Сходным образом обстояло дело с городским романсом, который все чаще обнаруживался в репертуаре деревенских исполнителей (и особенно исполнительниц). Не расценивали романс как часть фольклорной традиции те, кто считали что он является пошлым, принадлежит к «фабрично-лакейской» среде. Тому же способствовало явное наличие авторского начала у истоков каждого конкретного произведения и активное участие в его распространении книжных форм («песенники»), противоречащее понятиям о «фольклорности» текста. Но, в конце концов, и романс пришлось признать фольклорной формой.
Однако ряд учёных фольклористов признавали и в частушке, и в романсе продуктивные, актуальные жанры, продукты переходной поры, зачатки новой народной поэзии. Зеленин отметил отзывчивость частушки (в том числе юмористическую) на новые явления жизни, роль в ее развитии книжных образцов и авторского начала. Отмеченные выше признаки частушки и романса характерны для всего фольклора нового типа (или «постфольклора»), место рождения которого – не деревня, а город. Именно в процессе обсуждения «фольклорности» частушки и романса гуманитарная наука, наконец, стала поворачиваться лицом к устным традициям современного ей города.
В городе формируются и традиции собственно городской культуры, традиции полностью оторванного от земли населения. Ослабляется зависимость человека от природных условий, что приводит к забвению календарно-обрядового фольклора. Смещаются сроки проведения общественных и семейных торжеств (история новогоднего праздника в России), трансформируются (в основном, сильно упрощаясь) традиционные переходные обряды: родильный, свадебный, похоронный.
Питательной средой для городского фольклора были массовые ярмарочные зрелища: клоунада, арлекинада, пантомима, спектакли «балаганного» театра. В начале 1880-х балаганы народных гуляний вытесняются европейскими опереттами и фарсами; однако к XX веку и они приходят в упадок.
Прямым продолжением подобных зрелищ становится кинематограф. На рубеже столетий именно кинематограф разрабатывает популярные сценические формы (комедийные, авантюрные, мелодраматические).
Особенное распространение на рубеже веков получает ресторанная и садово-парковая эстрада, тексты которой попадают в песенные традиции города и которая, в свою очередь, отнюдь не избегает адаптированных фольклорных произведений. Так, еще с прошлого века в Москве и Петербурге проводятся летние эстрадные сезоны, на которых, наряду с цыганскими романсами, популярными куплетами и т.п., можно слышать игру на народных инструментах (балалайках, гармониках, гуслях), хоровую и сольную народную песню. Все это происходит в общественных местах (ярмарки, манежи, народные дома) и частных – прежде всего, в ресторанах. Естественно, русская городская эстрада данного периода находится в полной зависимости от той аудитории, на которую она ориентируется.
Вообще, садово-парковая эстрада, имеющая по необходимости сезонный характер, в России получает распространение еще в 80-е годы прошлого века. Количество появившихся в начале века ресторанов с концертной программой («кафе-шантанов») тоже быстро растет. Поначалу они испытывают сильное влияние французских и немецких кабаре, однако, в отличие от парижских ресторанов, кафе-шантаны Москвы и Петербурга включают лишь репертуар «низовой» эстрады, отторгаемый просвещенной публикой и особенно активно фольклоризуемый.
Ещё в 80 - 90-е годы XIX века в программу ресторанной эстрады приходит цыганская песня, что в последствии накладывает свой отпечаток и на репертуар кафе-шантанов.
Как уже было сказано, городской фольклор решительным образом отличается от предшествующих ему устных традиций патриархального сельского крестьянства. Современный городской фольклор фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, клановым, даже возрастным расслоением общества, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой основы.
Субкультурные сообщества бывают постоянными или временными. К первым относятся уголовные кланы, некоторые конфессиональные группы, любительские и профессиональные объединения – футбольные болельщики, туристы, автостопщики, парашютисты, пожарные, программисты и многие другие. Впрочем, легко заметить, что, по крайней мере, часть объединений «по интересам», имеющих преимущественно или исключительно молодежный характер, скорее следует причислить ко второму типу – временным образованиям. К ним относятся множества неформальных молодежных групп, а также субкультуры армии (солдаты срочной службы), больницы и т.п.
2.4. Автомобильный фольклор в маршрутных такси г. Омска
Фольклор водителей маршрутных такси относится к фольклору малых социальных групп. Фольклор водителей «маршруток» представлен наиболее ярко всего лишь одним жанром, к которому относятся краткие афористичные надписи, вывешиваемые внутри салонов на всеобщее обозрение.
В сентябре – октябре 2012 года нами было выполнено с целью сбора информации 108 поездок по следующим маршрутам: 417, 385, 320, 69/335, 201, 331, 350, 354, 257, 396, А, 125, причём 68% из них составили маршруты 125 и 385. В результате проведённого исследования, было отмечено, что чаще всего в салонах маршрутных такси встречаются высказывания, представленные в Приложении 1 [см Пр1].
По мнению профессора Т.Г. Ивановой, надписи в «маршрутках» являются «новым жанром русского фольклора». Обобщенно надписи в маршрутных такси можно отнести к такому смеховому жанру, как пародия, однако при более детальном анализе всё разнообразие фольклорных текстов распадается на три достаточно большие группы.
К первой группе относятся тексты, восходящие к традиции искажения официальных публичных надписей. Изначально внутри салонов маршрутных такси вывешивались официальные надписи регламентирующе-предписывающего характера, которые впоследствии трансформировались в смешные минипроизведения: «Остановка «где-нибудь здесь» будет «где-нибудь там»!», «Берегите двери – ваш единственный выход!», «Ни одна зубная паста не сохраняет зубы так, как во время оплаченный проезд». Таким образом, любая публичная надпись интерпретируется как реплика, непременно требующая ответа.
Вторая группа это паремии — «устойчивые в языке и воспроизводимые в речи анонимные изречения, пригодные для употребления в дидактических целях». Однако в отличие от «классических» паремий они отличаются ироническим, игровым характером со стороны водителя маршрутного такси. Эти ультрасовременные изречения, в чем-то схожие с традиционными паремиями, а в чем-то разительно от них отличающиеся, не получили в современной науке однозначной трактовки. Некоторые фольклористы называют их неким промежуточным явлением, находящимся между анекдотом и пословицей, обозначив его словосочетанием «новые русские пословицы». Зарубежные учёные называют их «антипословицами».
К «антипословицам» относятся:
- паремии, образованные путем искажения в смысловом или структурном плане пародируемого оригинала («Тише скажешь — дальше выйдешь»);
- шутливые дефиниции — паремии, формально имитирующие обычные определения, языковая игра происходит на уровне смысла («Пьяными считаются пассажиры, не попавшие в дверь нашей маршрутки с трех раз»);
- шутливые парадоксы, построенные на несовместимости сочетаемых в них суждений, понятий и явлений («Сдачи нет — готовьте мелочь, мелочи нет — готовьте сдачу»).
К третьей группе относятся пародии, обыгрывающие те или иные речевые клише (чаще всего рекламные): «Это не Билайн, все входящие платно»; «Десять минут страха — и вы дома!».
Во всех трёх группах действует единый механизм порождения фольклорных текстов. Известность, хрестоматийность вербального материала является и стимулом к его шутливому искажению, и залогом успешного бытования трансформированных клише. Языковая игра может быть остроумной или примитивной, гротескной или абсурдной, в стихотворной или афористической форме, но каждый раз она непременно отсылает нас к изначальному варианту — традиционное соприкасается с инновационным, что и обуславливает комический эффект.
Группа фольклорных произведений, в которых обнаруживается связка «водитель—пассажир», является наиболее обширной. Приближенность водителя к пассажиру вызванная малыми размерами транспортного средства, отсутствием кондуктора и перегородки, отделяющей кабину водителя от салона, а также режимом остановок по требованию, сформировала как совершенно новые отношения между ними, так и потребность в регуляции этих отношений. Надписи в салонах в шутливой форме обеспечивают общение между водителем и пассажиром, регулируют ряд типичных ситуаций, возникающих во время поездки. Например, оплата проезда («Монетами 5,10 и 50 копеек здесь не рассчитываются! Ими дают сдачу!») или сообщение об остановке («Просьба об остановке сообщать водителю, а не соседу»).
Также ряд надписей маркирует пространство маршрутки. Особым вниманием водителей пользуется дверь как регламентированный вход/выход: «Берегите дверь. Это ваш единственный выход»; «Дверь закрывайте душевно, а не от души». Всегда закрытая задняя дверь, право пользования которой предоставляется любителям экстремальных видов спорта («Запасной выход. Парашюты спрашивать у водителя»).
Что касается мест, выделяют наиболее «правильные», т.е. максимально приближенные к водителю («Места для 90х60х90»). Места в конце салона, максимально удаленные от водителя и скрытые от глаз большинства пассажиров, считаются в фольклорных текстах как предназначенные для интимного общения: («Места для поцелуев»).
Фольклор водителей маршрутных такси является динамичным образованием — его носители довольно чутко улавливают изменения, происходящие как в профессиональной среде, так и социальной, политической, культурной сферах жизни мирового сообщества в целом.
Следует отметить, что водителям «маршруток» не чужд юмор, который можно условно обозначить как «чёрный». Надписи в маршрутных такси порой достаточно жестоки: «Ни одна зубная паста не сохраняет зубы так, как во время оплаченный проезд», «Хлопнешь дверью – умрёшь от монтировки».
С.М. Шишков утверждает, что юмор, отдающий дикарством, происходит «от неглубокого понимания нравственных ценностей, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки».
Таким образом, наличие грубости в юморе обуславливается спецификой эпохи, в которую мы живем — эпохи перемен и переоценки ценностей. Объяснить частое обращение к «черному» юмору водителей маршрутных такси помогает концепция А. Дандеса: «Одна из функций фольклора состоит в обеспечении социально санкционированной отдушины для выражения того, что не может быть проговорено более привычным, прямым образом. Тревоги и страхи находят выход именно в анекдотах, сказках, песнях, пословицах, детских играх, жестах и т. п. <...> Именно поэтому фольклор всегда будет существовать, и, кстати, именно поэтому всегда будет появляться новый фольклор, необходимый людям, чтобы справиться с новыми тревогами и страхами».
То, что «маршрутка» является одним из наиболее опасных видов городского транспорта, — общеизвестный факт, о чем свидетельствуют многочисленные известия о ДТП с участием маршрутных такси в сводках новостей, а также статистические данные.
Отсутствие регулирования количества микро-автобусов на маршруте, вызывающее повышенную конкуренцию внутри профессиональной группы, а также специфическая система оплаты труда, согласно которой основной заработок начинается только после выполнения установленного «плана», приводят к тому, что водители маршрутных такси начинают реализовывать модель поведения гонщика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, высокая аварийность буквально запрограммирована системой оплаты труда водителей, хроническим нарушением режима сна и отдыха. Сами водители маршрутных такси не считают себя злостными нарушителями, а если и пренебрегают правилами дорожного движения, то, по их мнению, незначительно.
В последнее время мы стали свидетелями резкого сокращения надписей в салонах маршрутных такси. Наиболее очевидной причиной выступают запреты владельцев транспортных средств размещать в салонах «маршруток» развлекательные надписи. Требования, предъявляемые к санитарно-техническому состояния маршрутки заставляют убрать из салона самодельные надписи, к которым пассажиры относились в большинстве случаев положительно или нейтрально.
Также есть и внутренние причины, которые привели к упадку данного фольклорного жанра. В фольклорных текстах преобладает коммуникативная функция, доносящая до пассажира в шутливой форме информацию о правилах пользования данным транспортным средством. Однако набор типичных ситуаций, которые могут возникнуть между водителем и пассажиром в салоне «маршрутки» заведомо ограничен, что, в конечном счете, и привело к вырождению фольклорных текстов в изучаемой профессиональной среде.
Исчезновению надписей способствовало и появление автонаклеек или стикеров. Многие люди относились к надписям в салоне как веянию моды, «прикольной фишке», забавляющей самого водителя и пассажиров. Подобная оценка текстов была замечена производителями стикеров — продукции массовой культуры — которые использовали в автонаклейках наиболее активно бытовавшие тексты, обогатили их визуальными образами (наклейки «Не хлопайте дверью» «Место для удара головой »и др., придали товару достаточно компактные размеры и сделали его удобным для размещения практически в любой части салона. Так, мы имеем дело не собственно с фольклором, а, по выражению А.В. Захарова, с «симбиозом традиционной и массовой культуры».
Письменный способ бытования надписей обладает рядом особенностей, вызванных как техническим прогрессом, так и спецификой коммуникации «водитель—пассажир» (установка на визуальность, что объясняет выделение отдельных фрагментов текста при помощи подчеркивания, использования другого цвета, заглавных букв). Виртуальный способ бытования позволяет бесконечно долго хранить тексты, которые или начали утрачивать свою актуальность, что является чертой, разительно отличающей современный городской фольклор от фольклора традиционного.
Заключение
В данной работе изучены вопросы возникновения и этапы развития маршрутного такси как общественного транспорта в мире в целом и России в частности. Нами рассмотрены вопросы возникновения фольклора, разнообразие его видов и жанров, роль фольклора в жизни людей. В процессе работы над темой нами охарактеризованы современные проявления городского фольклора, а также выявлены особенности автомобильного фольклора в маршрутных такси города Омска.
«Маршрутка» как феномен городской жизни отличается от других видов общественного транспорта не только формами оплаты проезда и режимом остановок по требованию, но и совершенно различным наполнением своего внутреннего социокультурного пространства.
Автомобильный фольклор определяется как новый отдельный жанр малой социальной (профессиональной) группы (водители маршрутных такси), относящийся к современному фольклору (постфольклору).
Анализируя фольклор водителей маршрутных такси, мы отмечаем двойной аспект восприятия мира и человеческой жизни — серьезный и смеховой. Фольклор водителей маршрутных такси — это проявление карнавального типа поведения, не приемлющего серьезности и официальности, превращающих их в весёлую игру, озорной «смех ради смеха». Фольклорные тексты можно разделить на 3 обширные группы:
- искажение официальных надписей регламентирующего характера;
- паремии – устойчивые в языке и воспроизводимые в речи изречения с ироническим характером;
- пародии на речевые клише (рекламные тексты)
Автомобильный фольклор, будучи составной частью современного городского фольклора, отражает трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад людей. В нём воплощены мысли, чувства, переживания, протесты. Надписи в маршрутных такси на время поездки погружают пассажира и водителя в другой мир, организованный на смеховом начале, который отменяет все запреты и нормы. Грубость, а порой жестокость, которые можно встретить в фольклорных текстах маршрутных такси, нельзя объяснять только низким культурным уровнем водителей, их склонностью к хамству, но и отражением их тревог и страхов.
К особенностям автомобильного фольклора в маршрутных такси города Омска мы относим факт более позднего исчезновения надписей из салонов маршруток, по сравнению с центральными городами России. (Там это стало происходить с 2006 года). Также мы отмечаем более «мягкий», терпимый стиль сообщений в маршрутных такси нашего города по сравнению с надписями, найденными нами в Интернете. Видимо, люди, живущие в Сибири, обладают более добродушным нравом и терпеливым характером.
Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о правильности нашей гипотезы. Фольклор есть явление многогранное, отражающее жизнь людей. Автомобильный фольклор является одним из современных жанров малой социальной (профессиональной) группы и отражает её культуру и культуру современного общества в целом.
Выводы, сделанные нами в ходе исследования, позволили нам обратиться к теме замены фольклорных текстов, отражающих социокультурное пространство маршрутного такси в сторону их окультуривания. Данные тексты представлены в Приложении 2 данной работы [см Пр2].
Список используемой литературы
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество Учебник д/студ.филологич. и историч. факультетов. Издательство: Высшая школа. 2009. 735с.
городской молодежи)
http://www.culturalnet.ru/main/getfile/859
http://www.omsk300.ru/news/view/id/797
http://omskcpp.ru/index.php?start=15
http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=opensource/38
http://www.ruthenia.ru/folklore/nekludov2.htm
Приложение 1
Надписи фольклорного характера (самодельные и стикеры) были замечены нами в маршрутных такси города Омска:
417 Гашека - 7я Северная
385 Стрельникова - Телевизионный завод
320 Завод Попова - Ермак
69/335 - Стрельникова - ж/д вокзал
201 - Багратиона - ж/д вокзал
331 - Мега - Телевизионный завод
350 - 4я медсанчасть - пос. Степной
354 - к -р Маяковский - Телевизионный завод
257 - Бархатовой - Нефтезавод
396 - Бархатовой - Лукьяновка
А - Гашека - Ермак
125 - Бударина - Входная
Приложение 2
Горка
Простые летающие модели из бумаги
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Мост из бумаги для Киры и Вики