Исследовательская групповая работа учеников 3А класса по теме "Падежи"
Вложение | Размер |
---|---|
padezhi.pptx | 2 МБ |
Слайд 1
Падежи Проектная работа учащихся 3 А класса: Важенин Александр Скворцова Мария Флах Юрий Руководитель: учитель-логопед Мулеева Н. Г . МБОУ СОШ № 4 имени Ларисы Ивановны ЗолотухинойСлайд 2
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное.
Слайд 3
Мы знаем, что: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: КТО? - одушевлённые, ЧТО? - неодушевлённые; ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ РОД: мужской, женский, средний; ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ: единственное, множественное; ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ .
Слайд 4
Странное слово падеж …….. Уж очень оно напоминает другое русское слово падЁж – значит гибель животных от заразной болезни. Как же это могло связаться с грамматикой ? Мы уже видели примеры того, что русские грамматические названия иногда оказываются взятыми у других народов, у древних греков и римлян. Так получилось и тут. Из истории слов (этимология)
Слайд 5
Греческое ptosis ( птозис) Римское casus ( казус) Эти слова обозначали вначале «падение», в частности «выпадение игральных костей при игре». Отсюда у слова падение появилось значение «случай», «жребий» (костями кидали жребий) Из истории слов (этимология)
Слайд 6
Древние грамматики нашли уместным обозначать этим же словом и изменение слов при их склонении. Умно они придумали или нет мы сейчас не станем обсуждать. Однако многие языки Европы позаимствовали у них выдумку. Из истории слов (этимология)
Слайд 7
Французы прямо приняли слово казус , лишь изменив его на свой лад: с as ( кас) ; У итальянцев и испанцев оно звучало как caso (касо) ; Немцы, датчане, шведы сохранили его в латинской форме casus ( казус) ; В болгарском и руссом языках это латинское слово было переведено как падеж ; Поляки сделали свой перевод - пшыпадэк Из истории слов (этимология)
Слайд 8
C лово падеж произошло от латинского казус (падение) . Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение . Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Переберём все наши шесть падежей и более подробно познакомимся с ними.
Слайд 9
имя предмета — начальная форма наименования. Можно понять, почему он так называется. Ведь если вы спрашиваете: «Кто это?» или «Что это такое?», то вам непременно отвечают существительным. Именительный
Слайд 10
Означает «полученный с рождения» . Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана , дом отца , платье сестры и т.п .).Уже во время римлян (да и раньше) его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т.п . Этот падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их. Родительный
Слайд 11
От слова «дать», так как наиболее типичное его значение — обозначить адресата, того кому что-то дают. Щедрым можно назвать этот падеж. Первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого или ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери , помогать (кому?) соседу , дань (чему?) памяти. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на «дать» понятия: Мне (кому?) легко и весело. Дательный
Слайд 12
Назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу , шить платье , делать зарядку ). Винительный
Слайд 13
1.Важно не путать именительный и винительный падежи (оба они отвечают на вопрос что ? ). Я вижу (что?) дом. Какой же это падеж, именительный или винительный? Подставляем другое существительное женского рода . Я вижу (что?) книгу , вижу (что?) дом. Я смотрю на (кого? что?) маму, книгу, дом... Так и есть — винительный . 2.Тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Я смотрю на (кого?) слона. (в.п.) У ( кого?) слона есть уши. (? п.) Заменяем на неодушевлённое существительное. У (чего?) дома есть крыша, а у (кого?) слона есть уши. Это «кого» родительного падежа.
Слайд 14
Творительный Связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия, которым что-нибудь делают: (писать чем?- ручкой , рисовать чем? - карандашом , резать чем?- ножом). Но кроме этого, творительный падеж выражает ещё немало других значений. Нередко падеж встречается с предлогами над, с. Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Или: Мы (с кем?) с мамою нашей Большие друзья.
Слайд 15
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ Назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
Слайд 16
Михаил Васильевич Ломоносов Родился 19 ноября 1711 в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии Российской империи в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.
Слайд 17
М.В.Ломоносов первый русский ученый - естествоиспытатель Он вошел в науку как первый химик, заложил науку о стекле, изготовил мозаику. Утвердил основания современного русского литературного языка. Разработал проект Московского университета, названный в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Слайд 18
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ Из всех падежей предложный - самый предложный, наипредложнейший, так как без предлога не употребляется. Родоначальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрели им: во городе, во Смоленске, в Вышегороде.
Слайд 19
Теперь потомок местного падежа, падеж предложный служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а так же того , о ком или о чем мы ведем речь. А предложный падеж употребляется, выработанными веками предлогами: о, при, на, в, по
Слайд 20
Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного, связанные с этими предлогами на ком, при чем ? при ком, при чем ? в ком, в чем ? Можно заменить вопросом где ? в ком ? в чем ? в каком месте ?
Слайд 21
В русском языке 6 падежей. В немецком 4 падежа. В финском 15 падежей . Но каждый народ справляется со своими падежами . А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, что бы говорить легко, грамотно и красиво !
Слайд 22
СТАТИСТИКА Учёные подсчитали, какие падежи самые частотные, то есть наиболее употребительные: в литературном языке, в разговорной речи, в деловой речи.
Слайд 23
Падежи в литературном языке % Именительный 33 Родительный 24 Винительный 20 Дательный 23 Творительный Предложный
Слайд 24
Падежи в разговорной речи % Именительный 50 Родительный 15 Винительный 20 Дательный 15 Творительный Предложный
Слайд 25
Падежи в деловой речи % Именительный 25 Родительный 40 Дательный 35 Винительный Творительный Предложный
Слайд 26
Какой же вывод можно сделать из этих подсчётов? В любой речи самыми частотными являются именительный, родительный и винительный падежи.
Слайд 27
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Слайд 28
Источники 1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М. : Знание, 1995. -336 с. 2. Интернет ресурсы
Сказочные цветы за 15 минут
Злая мать и добрая тётя
Госпожа Метелица
Ворона
Сказка "12 месяцев". История и современность