Матеоиал исследовательской работы предназначен для уроков краеведения и окружающего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа, в которой собран материал про исчезающий вид кота манула. | 139.5 КБ |
МБОУ Молодежнинская средняя общеобразовательная школа
Приаргунского района Забайкальского края
Районная научно – практическая конференция «Юные исследователи
Забайкалья»
Исследовательская работа на тему:
“Слезы кота Манула” (проблемы исчезновения)
Выполнила ученица 4 класса
Позикова Руслана.
Руководитель: Петренко Галина Михайловна
учитель начальных классов
п. Молодежный 2013г.
Оглавление:
I. Актуальность темы
Цели
Задачи
II. Содержание исследовательской работы:
2. Изучение материалов о коте мануле:
А. Внешний вид;
Б. Распространение и подвиды;
В. Образ жизни и питание;
Г. Размножение;
Д. Статус вида и охрана;
Е. Манул в культуре;
Ж. Манул в неволе.
III. Встреча с очевидцами.
Заключение
Творческие работы.
Литература
Актуальность темы
Вчитайтесь, пожалуйста, в слова начала стихотворения “ Слезы кота манула”, которое написала ученица нашей школы Карина Боровская:
В степи однажды я увидела манула –
Такого дикого пушистого кота.
Бежал, скрываясь от людского шума-гула,
И слёзы смахивал он кончиком хвоста.
Меня увидев, дикий кот насторожился.
В глазах сверкнул зелёно-жёлтый огонёк.
Но почему-то вдруг манул остановился
И промурлыкал мне, что очень одинок.
Почему кот, такой красивый – и одинок?! Я это поняла, когда начала собирать материал про манула. В разных источниках встречались противоречивые сведения. Одни писали, что манул легко приручается, и что котята растут здоровые. В другие - что невозможно вырастить в неволе этого гордого и пугливого зверя. Меня это заинтересовало, и я решила собрать о нем как можно больше материала.
Цель: изучение материала о мануле и пропаганда охраны исчезающего зверька. (слайд)
Задачи:
Основное содержание исследовательской работы
1. Опрос учащихся начальной школы. Результаты опроса.
Я начала свою работу с того, что опросила некоторых учащихся начальных классов. И сделала вывод: ученики нашей школы знакомы с проблемой исчезновения кота манула. Интересуются этой темой. Ниже в таблице приведены результаты опроса:
Вопросы Число опрошенных | Знаешь пи, кто такой кот манул, что это исчезающий зверек? | Из какого источника узнап (а)? | Нужно ли охранять кота манула? | ||||
да | нет | Из передачи по телевизору | Из интернета | В школе, от учителя | Да | Нет | |
53 ученика | 48 | 5 (ученики 1 класса) | 3 | 14 | 36 | 53 | --- |
Вывод: ученики нашей школы знакомы с проблемой исчезновения кота манула. Интересуются этой темой.
Некоторые ребята участвовали в конкурсе “Даурский заповедник”. Вот их стихи:
Чипизубова Юля, 4 класс
Кот манул
Эта дикая кошка
На домашнюю похожа немножко.
И красива, и умна,
И немножечко хитра.
Но люди их жестоко убивали.
А теперь её в Красную книгу записали.
И если есть у тебя ум,
Сбережёшь ты эту кошку,
Ведь это кот манул.
Венедиктов Ваня, 4 класс
Дикий кот
Есть такой кот - вид вымирающий.
Его не погладишь – взгляд устрашающий.
Живёт он в Даурии. Людьми охраняется.
Котом манулом всю жизнь называется.
Когда эти звери начали исчезать,
Стали ошейники на них надевать,
Чтоб популяцию котов отследить
И для потомков их сохранить.
Увидишь семью - манулят не бери!
Редких зверей ты береги!
2. Изучение материалов о коте мануле
Вот что я узнала о коте мануле.
|
(слайд)
А. Внешний вид
Манул — своё второе название —палла́сов кот — получил в честь немецкого натуралиста Петера Палласа, который открыл манула на побережье Каспийского моря в XVIII веке. Синонимичное ное латинское название Otocolobus происходитот греческого us, otos — ухо, kolobos — уродливый, то есть «уродливое ухо».
Животное размером с домашнюю кошку: длина его тела 52—65 см, хвоста 23—31 см; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых лапах и очень густой шерстью (на один квадратный сантиметр приходится 9000 волосков, которые могут достигать длины 7 см). Голова у манула небольшая, широкая и уплощённая, с маленькими округлыми ушками, которые широко расставлены. Глаза жёлтые, зрачки которых при ярком свете в отличие от зрачков глаз домашней кошки не приобретают щелевидную форму, а остаются круглыми. На щеках — пучки удлинённых волос (баки). Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком. (слайд)
Мех у манула самый пушистый и густой среди кошачьих. Окрас, в зависимости от места обитания, разный: меха представляет собой комбинацию светло-серого и палево-охристого цветов; волоски имеют белые кончики, в результате чего создаётся впечатление, что мех манула припорошен снегом. На задней части туловища и на хвосте имеются узкие тёмные поперечные полосы, по бокам морды от углов глаз идут вертикальные чёрные полосы. Кончик хвоста чёрный. Низ тела бурый с белым налётом. (слайд)
Б. Распространение и подвиды
Манул распространён в Центральной и Средней Азии, от Южного Закавказья и западного Ирана до Забайкалья. (слайд)
В пределах России ареал манула представлен между реками Шилкой и Аргунью, на западе — до Онона. Здесь распространение манула ограничено степной зоной. За последние 10—15 лет манул в открытых степях был практически истреблён, и его ареал приобретает вид изолированных очагов. Географическая изменчивость окраски и размеров тела манула невелики, признаются всего три подвида:
Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане,Пакистае.
Отличается красновато-охристым окрасом, с чёткими красноватыми полосами.
В. Образ жизни и питание
Для мест обитания манула характерен резко континентальный климат с низкими температурами зимой и невысоким снежным покровом; наиболее многочислен он в малоснежных районах. Населяет манул степные и полупустынные участки в горах, мелкосопочниках, межгорных котловинах, особенно с кустарниковыми зарослями, наличием каменных россыпей и скальных расселин. В горах поднимается до 3000—4800 м над уровнем моря. В лесном поясе и в низинах редок. Это объясняются относительной стенотопностью (приуроченностью к узкому кругу местообитаний) вида. Повсеместно манул малочислен. (слайд)
Зверек ведёт оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Логово устраивает в расщелинах скал, небольших пещерах, под камнями, в старых норах сурков, лисиц, барсуков. Окрас манула обладает исключительными камуфлирующими свойствами, помогающими ему в охоте. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов.
Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев - толаев, сурчат и птиц. В летний период, в годы депрессии пищух, манул в большом количестве поедает прямокрылых и других насекомых. Добычу ловит, скрадывая её или карауля у камней и нор. (слайд)
Манул не приспособлен к быстрому бегу. При опасности для него характерно затаивание; он также спасается от врагов, забираясь на камни и скалы. Встревоженный манул издаёт хриплое урчание или резкое фырканье.
Г. Размножение
Манул размножается один раз в год. Гон проходит в феврале-марте. Беременность длится около 60 дней. Котята рождаются в апреле - мае. В помёте 2—6 котят, реже больше. Длина новорождённого манула — около 12 см, вес — до 300 г; в их окраске заметна тёмная пятнистость. Как и у многих кошачьих, котята манула рождаются слепыми и полностью беспомощными. Прозревают они на 10—12-й день. В возрасте 3—4 месяцев котята начинают охотиться. Половой зрелости молодые манулы достигают в возрасте около 10 месяцев. Средняя продолжительность жизни манула — 11—12 лет. (слайд)
Д. Статус вида и охрана
Повсеместно, не исключая охраняемые территории, манул крайне редок, и его численность продолжает сокращаться. Местами он находится на грани исчезновения. Точная численность вида неизвестна из-за скрытного поведения манула и мозаичности его распространения.
Характерные места обитания манула (каменистые степи) - сравнительно мало страдают от воздействия человека; наибольшее влияние на его численность оказывают браконьерская охота ради меха, беспривязное содержание собак, массовое использование петель и капканов для отлова зайцев и лисиц. Наряду с этим отмечается ухудшение кормовой базы ввиду снижения (пожары) численности сурков и других грызунов. Много зверей, особенно молодых, уничтожают волки и филины; в раннем возрасте велика смертность от инфекционных заболеваний. (слайд)
Манул занесён в Красную книгу Российской Федерации, в Красный список МСОП со статусом «близкий к угрожаемому» и в Приложение II Конвенции CITES (1995). Охота на манула повсеместно запрещена. (слайд)
Е. Манул в культуре.
Манулам посвящена серия из 12 марок почты Таджикистана, выпущенная в 1996 году под знаком Всемирного фонда дикой природы, а также несколько отдельных марок таджикской почты. Почтовые марки с манулами выпускали и другие государства, на территории которых обитают манулы — Азербайджан, Монголия, Киргизия. (слайд)
Несмотря на то, что манул не водится ни в Европе, ни в Африке, он попал на выпуски марок ООН и Бекина, посвящённые редким видам животных. Кроме того, изображение манула присутствует на одной из спичечных этикеток СССР. В 1996 году в Туркменистане была выпущена памятная серебряная монета номиналом 500 манат с изображением манула. Монета вышла в серии, посвящённой редким и исчезающим видам животных
В октябре 2012 года путем интернет - голосования манул был выбран талисманом Московского зоопарка.
Ж. Манул в неволе (слайд)
Собирая материал про манула, мне очень хотелось узнать, а можно ли в неволе содержать котенка? Ответ я нашла в интернете. Оказывается, что рождаются в неволе они неплохо, но велика смертность котят именно в младенческом возрасте. Есть такая болезнь — токсоплазмоз, с которой в природе они не сталкиваются, а в зоопарках легко заражаются, потому что рядом другие кошки. Поэтому вырастить их трудно. А если это и удаётся, то для того, чтобы выпустить на волю, надо научить их охотиться на живую дичь. В природе их этому учит мать, а когда люди попытались натаскать маленьких найдёнышей из заповедника на живых голубей, ничего не получилось: малыши охотились, но неудачно. Эксперимент по возвращению котят в дикую природу не удался. Выпускать таких — значит обречь их на гибель. В зоопарках же даже маленьких котят учёные предпочитают брать, надев перчатки — когти у зверьков очень острые. Конечно, характер у них у всех разный, есть котята, которые сами лезут на колени к людям, их воспитывающим, а есть такие, что совсем не приручаются. Манул будет вести себя в домашних условиях непредсказуемо, поэтому вряд ли возможно его одомашнить. Кроме того, желающим взять в дом котёнка манула следует помнить: это незаконно — вид занесён в «Красную книгу». (слайд)
З. Встреча с очевидцами
Мне очень повезло, так как у нас в деревне есть люди, которые видели кота Манула. Но, встретиться лично не получилось (по разным причинам), но вот что они сообщают через родных. (слайд)
Е.А.Макарова сообщает - “Стоянка мужа, он фермер, Макарова Александра Савельевича находится в нескольких километрах от п. Молодежный, в пади Дорасатуй. Три года назад (2009 г), работая на сенокосе, они услышали лай собак, а потом визг и поскуливание. Подойдя ближе к собакам - увидели нору, а из нее на них смотрели два недобрых огонька. “Дикая кошка” – первое, что пронеслось в голове. Голова кошки (морда) была круглой и широкой, больше, чем у домашней кошки. Позже оказалось, что это самка с потомством. К вечеру один из рабочих принес миску с молоком и кусочки мяса, что бы накормить животное. А наутро мужчины увидели, что их новых “соседей” уже нет. За ночь кошка перебралась на новое место и перенесла потомство.
Дома, рассматривая фотографии кошек, муж пришел к выводу, что они видели очень редкое животное – самку кота манула, животное, которое занесено в Красную Книгу “. (приложение)
Все то же рассказывал Косых С.А. своей дочери Осиповой Лере, “..только очень переживал за собаку – гончую, которую самка манула сильно поранила. Кошка убежала, и они принесли корм котятам, но, когда утром пришли сфотографировать – никого в норе уже не было…”
Заключение
Подробно изучив материалы о коте мануле, встречаясь с очевидцами, которые наяву видели зверька, познакомившись с творческими работами учащихся, я поняла, что проблема исчезновения этого вида животного волнует и тревожит не только меня. Со своей работой я выступала перед учащимися школы и ко всем обращалась со словами: “Берегите природу! Берегите животных! Берегите кота манула! ”. Так же я выполнила творческую работу- лепку (слайд)
Закончить свою работу я хочу продолжением стихотворения “ Слезы кота манула”, (автор К. Боровская):
Его семья ушла тропинкой незнакомой
В высоких скалах строить новое жильё,
А он не мог забыть тепло родного дома,
Смешное детство беззаботное своё,
Когда котёнком неуклюжим на охоту
Его мать-кошка выводила не спеша,
И как однажды, испугавшись вертолёта,
Он сел на серого сердитого ежа.
Ёж убежал, а грозный вертолёт остался,
Затем машины равнодушные пришли.
И почему ж тогда никто не догадался,
Что это люди с собой горе принесли?!
Изрыли землю и поставили капканы,
Огнём пожаров опалили всё кругом,
Оставив всем незаживаемые раны,
Больную степь и разорённый отчий дом.
Я молча слушала кота – с ним не поспоришь, -
Людей в беспечном равнодушии виня.
«Спаси природу, человеческий детёныш!» -
Просил манул, с надеждой глядя на меня.
А в поле ирис фиолетово-белёсый
Тянулся к небу, к его ясной синеве.
И я подумала: кота манула слёзы
Везде рассыпались цветами по земле.
Литература:
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Пустой колос голову кверху носит
«Течет река Волга»
Император Акбар и Бирбал
Как Снегурочке раскатать тесто?