МБОУ СОШ №4
Славянские чтения
Секция: Краеведение
Мрачные страницы истории
Ученик 7 «А»класса
Пантелеев Макар
Научный руководитель
Учитель истории
Святова Ольга Игоревна
Содержание
Введение
1. Репрессии в ТАССР и создание колонии на о. Свияжске ИКТ №5
2. Хасан Туфан татарский поэт заключенный ИКТ №5
3. Лошадкин Андрей Гурьевич заключенный ИКТ №5
4. Олсуфьева Софья Владимировна заключенная ИКТ №5
5. Голицын Владимир Михайлович заключенный ИКТ №5
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
"Страшная правда, но вeдь, правда" Короленко.
Прошлое нашей страны и республики – это не только крупные победы в сфере экономики и культуры, как мы утверждали до недавнего времени, но и горькие неудачи, промахи и просчеты. Честное признание как достижения, так и допущенных ошибок, объективная их оценка дают нам ориентиры на будущее. Ведь история никогда не была сферой лишь научных интересов – слишком глубоки и прочны ее связи с жизнью, слишком важны для нас хранимая в ее памяти социальная информация.
Политические репрессии 20-50-х гг. ХХ века отложили большой отпечаток на Российскую историю и историю РТ. Это были годы произвола, беззаконного насилия. Этот период Сталинского главенства историки оценивают по-разному. Одни из них называют это «черным пятном в истории», другие - необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.
Само понятие репрессия в переводе с латинского означает подавление, карательная мера, наказание. Иными словами, подавление путём наказания.
На сегодняшний момент политические репрессии является одной из актуальных тем, так как они коснулись почти каждого жителя нашей страны. Каждый неразрывно связан с этой трагедией. В последнее время очень часто всплывают страшные тайны того времени, увеличивая тем самым важность этой проблемы.
Цель данной работы заключается в рассмотрении политических репрессий на протяжении 1930- 1950 гг. в ТАССР .
Объектом исследования является репрессивная политика Советского государства в 1922-1953 гг. Предметом исследования – масштаб, характер и особенности политических репрессий в ТАССР на о. Свияжске в ИКТ №5.
Хронологические рамки исследования охватывают период от 1922 до 1953 года. Начальная грань связана с постепенной эволюцией режима большевиков и началом применения ими жёсткой репрессивной политики.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Выявить причины, масштаб и характер политических репрессий в СССР.
2. Дать анализ особенностям репрессивной политики на территории ТАССР.
3. Исследовать жизнь и творчество нескольких заключенных находящиеся в ИКТ №5 на о. Свияжске.
Литературу, использованную в процессе исследования темы, можно условно разделить на два направления. Первое направление составляют работы по истории политических репрессий в целом по России. Второе направление включает в себя исследования региональной историографии политических репрессий в Татарстане и Свияжском крае в 1920 – начале 1950-х гг.
В работе использованы в основном источники из музея «Остров-град Свияжск»...
1. Репрессии в ТАССР и создание колонии на о. Свияжске ИКТ №5.
Политические репрессии как различные меры принуждения, применяемые молодым советским государством к своим политическим противникам, начались в годы Гражданской войны ( красный террор). Продолжились и после нее, достигнув своего апогея в годы Большого террора в 1937-1938 гг., когда органами НКВД было арестовано более 1,5 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек. Начиная с рубежа 1929 г. террор становится повседневным инструментом в практике советского государства, возглавляемого И.В. Сталиным.
К жертвам сталинских репрессий относят осужденных по ст.58 УК РСФСР 1926 г. (контрреволюционные преступления), а также жертв раскулачивания 1930 г.
При этом жертвами становились не только политические противники большевиков, но и рядовые граждане Советов, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному характеру – против бывших чиновников царского правительства, священников, бывших помещиков и предпринимателей.
25 апреля 1930 г. для руководства лагерной системой было создано управление лагерей ОГПУ, которое через год получило статус Главного (ГУЛАГ). 1940 г. ГУЛАГ объединял 53 лагеря и 425 колоний.
В ТАССР в 1941 г. в дополнение к 8 существовавшим были созданы две новые тюрьмы в Свияжске и в Мамадыше. В Татарию направляли эшелоны с заключенными из Украины, Белоруссии, Молдавии, Тулы, Москвы.
Свияжск испытал на себе несколько волн репрессий. Историки рассказывают о децимации, проведенной по приказу Троцкого (расстрелы красноармейцев для повышения дисциплины в Красной армии), преследовании монахов свияжских монастырей и священнослужителей, кампании по изъятию церковных ценностей, раскулачивании крестьянства.
На территории Свияжска были созданы два учреждения тюремного типа: одно на территории зданий бывших присутственных мест и старой тюрьмы, другое – на территории закрытого новой властью Успенского Богородицкого монастыря. Здесь в 1928 году разместилось учреждение для малолетних преступников (по образцу трудовой колонии, созданной Антоном Макаренко). В колонии были столярная, слесарная, кузнечная, сапожная мастерские, начальная школа, налажено сельхозпроизводство. Позже колонию преобразовали в коммуну для беспризорных подростков. В 1933 году ее закрыли, имущество передали НКВД.
В 1936 году на территории монастыря была создана исправительно-трудовая колония №11. Большая часть заключенных была осуждена по «антисоветской» статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР. Условия содержания были страшными, многие заболевали и погибали. Хоронили «зеков» в общих могилах прямо перед братским корпусом (здесь находился древний некрополь). Потом стали хоронить за стенами монастыря у протоки Щуки (сейчас это место скрыто под водами Куйбышевского водохранилища). Археологи продолжают находить останки людей, большинство которых имеют следы насильственной смерти.
По материалам музея-мемориала Великой Отечественной войны, через свияжские тюрьмы в 1930-1950-х годах прошли тысячи узников – в большинстве люди, не совершившие уголовных преступлений. Среди зеков было особенно много крестьян, интеллигенции, лиц духовного сословия, много наших земляков, а также жителей других регионов СССР. «Сидели» здесь и граждане Польши, Венгрии, Румынии, Германии, Австрии.
В начале Великой Отечественной войны более трех тысяч узников ИТК-5 умерли от голода. Среди погибших – около девятисот уроженцев Татарской АССР. В 1948 тюрьма из Свияжска была перемещена в Нижние Вязовые (ст.Свияжск). В марте 1953 года после смерти Сталина Свияжский лагерный пункт прекратил свое существование. В помещениях Успенского монастыря была открыта психиатрическая больница.
В годы террора в ИТК находились заключенные, которые принесли не малую пользу своему Отечеству, как до революции, так и советское время. Наиболее известные заключенные того времени это Хасан Туфан татарский поэт; Лошадкин Андрей Гурьевич художник, агроном (выпустил книги по агрономии и пособие для учителей по преподаванию рисования в школе); Олсуфьева Софья Владимировна разработала методику древнерусского художественного литья; Голицин Владимир Михайлович писатель, путешественник, художник.
2. Хасан Туфан татарский поэт заключенный ИКТ №5
Родился 9 декабря 1900 г. в Аксубаевском районе Татарстана умер 1981 г. в Казани.
Обучался в известном Уфимском медресе «Галлия». с 1915 г. его учителем литературы стал известный писатель Г. Ибрагимов. В медресе приобщается к национальному движению.
20 ноября 1917 г. в Уфе собирается Милли миджлес (Национальное собрание) работу которого стенографировал молодой Х.Туфан. в марте 1919 г. его призвали в Белую армию и направили в Екатеринбург. Под предлогом увечья ноги ему удалось избежать новой мобилизации. С 1921 Туфан работал учителем в Чите – в столице Дальневосточной республики. После леквидации республике Хасан Туфан выехал в Лысово к родителям, а через год в Казань, где до 1928 г. преподавал в школе им. Нариманово.
С 1924 года Х.Туфан начинает публиковаться в журналах «Дитя Октября» и «Кызыл Татарстан». С 1930-1934 г. путешествовал по Кавказу и Средней Азии, по возвращению работает в радиокомитете ТАССР редактором литературных и музыкальных передач. До 1937 г. ответственный секретарь журнала «Советская литература».
Однако начиная уже с 1930 г. его жизнь беспрерывно отравляли подозрениями и преследованиями. Советская критика называла его «колчаковским офицером». В 1937 г. исключен из Союза писателей. 18 ноября 1940 г. поэт был арестован. Следствие длилось три месяца, а затем было продлено еще на один в связи с «выявлением новых доказательств», антисоветская пропаганда в поэме «Ант». 24 июня 1941 г. дело было передано в военный трибунал. 7 марта 1942 г. его приговорили к высшей мере наказания с конфискацией всего личного имущества. Но Военная коллегия Верховного суда заменила приговор 10 годами лишения свободы. Срок отбывал в ИТК №5 В Свияжске.
18 ноября 1950 г. после окончания срока, был сослан в Устарский район Новосибирской области.
В 1957 г. реабилитирован, вернулся в Казань. Его творчество вошло в золотой фонд татарской поэзии.
В 1966 г. он был удостоен Государственной премии ТАССР Г.Тукая.
3. Лошадкин Андрей Гурьевич заключенный ИКТ №5
Родился 19 августа 1881 г. – умер 2 августа 1942 г. в ИТК №5.
Выпускник Казанской художественной школы, он преподавал черчение рисование в школах Сызрани, С.Петербурге, Казани. В 1908 г. начал обучение в Петербургской академии художеств, но из-за материальных трудностей вынужден был поступить на Высшие сельскохозяйственные курсы.
С 1913 года он на службе земского агронома в городе Ямбурге Петроградской губернии. Сохранился документ 1916 года, выданный Петроградской Земской Управой агроному Лошадкину А. Г., уполномоченному производить приемку семенного овса и закупку хлеба для армии в Тульской Губернии. В его ведении находились фуражные склады, зерно, мука, семенной фонд.
В 1917 году, с февральской революцией на него было совершенно покушение. В этом же году уезжает из Ямбурга в Казань. Здесь заведует отделом Казанского Губернского продовольственного Управления.
В 1918 году - старший агроном Пестречинского и Арского Кантона, в 1920-е годы находится на службе агронома-консультанта в Центральном Доме крестьянина, много сил отдает организации сельских хозяйств, государственных молочных ферм. На своем приусадебном участке с 1920 по 1938 год экспериментирует с различными культурами, превращает бесплодное по природным условиям место в цветущую землю. И даже находясь в ГУЛАГе в Свияжске, сажает по своей инициативе фруктовые деревья, кустарники, цветы.
Но, будучи агрономом, А.Г.Лошадкин не оставляет рисование. К сожалению, рисунков периода Петербурга не сохранилось, хотя по семейным преданиям писал акварелью царя Николая II, встреча состоялась при содействии племянника царя, учившегося на Высших сельскохозяйственных курсах, певца Л.Собинова и дрессировщика Дурова. Рисовали его, в том числе академик Л.Чернов.
Казанских рисунков 20-х годов также не сохранилось. Всегда преподавал в гимназиях и школах где бы ни жил: в Петербурге, Казани, других городах. Составил методику преподавания рисования для детей уже будучи в заключении.
Врагом народа» стал по злому навету, собственно за свое усердие и честность - это далеко не всем нравилось. На суде вспомнили, что был знаком с Н.И.Вавиловым (на ВСК он был аспирантом), что выступал против системы Лысенко в Татарии. В результате статья № 58. Заключенный Лошадкин использовался как специалист по сельскому хозяйству, лесонасаждению, рыболовству. Арестован 5 ноября 1941 г.
Приговорен: Верховным судом ТАССР 6 ноября 1941 г., обв.: 58-2, 58-10 ч.2., 58-11 ("пораженческая агитация среди заключенных, клеветнические слухи о голоде"). Приговор: на 10 лет лишения свободы.
Заключенный Лошадкин использовался как специалист по сельскому хозяйству, лесонасаждению, рыболовству. Много рисует, находясь в заключении. Он как бы заново открывает рисование. Рисунки сделанные в заключении, интересны своей непосредственностью. Как он пишет в письме к сыну: «в рисунках отводил душу». Действительно душа его была где-то в другом месте, чем его тело: рисунки чаще всего написаны по воображению, натурных зарисовок почти нет - это виды тех мест, где он когда-то жил: река Меша, домики, затерянные в снегах, любимые лошадки. Летом писал зимние пейзажи, зимой - летние. Трогательные, как воспоминание о детстве художника, они рождались как желание наслаждения тишиною бытия.
Благодаря рисованию он выживал в колонии. У него было правило: рисовать хотя бы по одному рисунку в день. Выполнены они на ветхой бумаге школьной акварелью или цветным карандашом. Ничего он так не просит настойчиво в письмах домой, как привезти материалы для рисования. И лишь изредка: «И если не трудно сухариков».
Умирает А.Г.Лошадкин в Свияжске в 1942 году.
В 1986 году посмертно был реабилитирован.
Творчество А.Г. Лошадкина - не связано с достоинствами художественных поисков, не столь артистично, как творчество замечательных русских художников его времени. Но оно ярко демонстрирует влияние изобразительного искусства, изобразительной деятельности на формирование личности человека в его стремлении двигаться в своем совершенствовании или хотя бы сохранить в себе самое лучшее.
4. Олсуфьева Софья Владимировна заключенная ИКТ №5
Родилась 3 июня 1884 г. – умерла 15 марта 19432 г., в ИКТ № 5 на о. Свияжске.
Вместе со своим супругом археологом и искусствоведом Юрием Александровичем Олсуфьевым, отцом Павлом Флоренским создали в 1918 г. в Троице-Сергиевым посаде Комиссию по охране памятников искусства и старины, учувствовали в спасение мощей Сергея Радонежского. Юрием Александровичем Олсуфьев создал методику изучения древнерусского художественного литья (икон, крестов, узоров на посуде). Позже он работал в реставрационный мастерских. Затем научным сотрудником отдела древнерусского искусства в Третьяковской галереи. В 1938 г. был схвачен и расстрелян. Софья Владимировна сопровождала мужа и помогала ему в работе, перед арестом работала реставратором в музее - усадьбе Кусково.
1 ноября 1941 г. осуждена Особым совещанием при НКВД СССР за антисоветскую агитацию статья 58. п.10 ч.2 УК РСФСР. Обвинение было основано на показаниях свидетелей, но конкретных фактов не было. Софья Владимировна лишь критично отзывалась о советском правительстве и о Сталине.
Содержалась с 31 октября 1941 г. в Ухтомском КПЗ, с 3 ноября 1941 г. в тюрьме №2 г. Москвы, с 15 ноября 1941 г. в Казанской тюрьме №1, с 16 февраля 1942 г. в Свияжской тюрьме №9, в тюрьме № 1 в Казани . с 25 декабря 1942 г. переведена в ИТК №5 на о. Свияжск . умерла 15 марта в 1943 г. в 1991 г. была реабилитирована.
Место захоронения о., Свияжск. В стену монастыря, где находился лагерь вделана плита с датами жизни С.В.Олсуфьевой. 30 октября 2011 г. на этом же месте состоялось открытие памятника все жертвам репрессий.
5. Голицын Владимир Михайлович заключенный ИКТ №5
13 января 1901 года в селе Бучалки Епифанского уезда Тульской губернии родился Владимир Михайлович Голицын. День его рождения, пришедшийся на тогда еще не отмечавшийся Старый новый год, странным образом предопределил его противоречивую судьбу оставаться «бывшим» в условиях новой жизни.
Многие Голицыны сыграли значительную роль в истории государства российского. Надежды возлагались и на Владимира, однако к моменту его вхождения во взрослую жизнь в стране произошли значительные перемены, игнорировать которые было нельзя.
В революционном 1917 году Владимир только-только закончил 5-ю Московскую гимназию. В целях самосохранения семья решила выехать в тихий Богородицк, где доводившиеся им родней графы Бобринские еще жили в собственной усадьбе. Вскоре власть советов докатилась и сюда. Обитателей дворца выселили в город и заставили работать.
С детства любивший рисовать Владимир в 1918 – 1919 гг. поначалу заведует плакатной мастерской в Богородицке, а затем делает Окна РОСТа в Туле. Это уникальная форма массовой агитации времен Гражданской войны представляла собой сатирические плакаты на злобу дня, выпускавшиеся Российским телеграфным агентством (РОСТА). Князь Голицын размножал схематичные двух – трехцветные изображения при помощи трафаретов, после чего плакаты выставлялись в больших окнах опустевших продуктовых магазинов. Фактически Окна РОСТа в доступной форме доносили малограмотному народу политику партии большевиков
Сергей Голицын в своих знаменитых «Записках уцелевшего» вспоминал: «Подошло время брату Владимиру призываться в Красную армию, куда ему идти совсем не хотелось». В это время в Богородицк приехал молодой биолог Зенкевич, искавший художника для биологической экспедиции «в Заполярье, где только еще собирались основывать город Мурманск… Какими путями мой брат Владимир получил метрику, что он родился не в Бучалках, а в Богородицке, - не знаю, так же, как не знаю, откуда он раздобыл справку, что является матросом крейсера «Аскольд» и направляется в распоряжение Зенкевича как художник высокой квалификации». Крейсер «Аскольд» еще во время первой мировой войны отошел к французам и был направлен в Тунис, «потому матрос с «Аскольда» никак не мог в 1920 году оказаться в Богородицке».
На Кольском полуострове Владимир зарисовывает для экспедиции всевозможных морских существ и одновременно для себя карандашом и акварелью - мурманские пейзажи, жанровые сценки и карикатуры на сослуживцев. Именно в этих пейзажах впервые угадывается талант художника. Письма домой он тоже подкрепляет рисунками.
Морские путешествия и корабли становятся страстью Владимира Голицына. В 1922 году на ледоколе «Малыгин» он отправляется в полярную экспедицию на Новую Землю, где создает серию морских акварелей, портретов участников экспедиции, зарисовок силуэтов кораблей. Позже он участвует в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей», служит матросом на шхуне «Друг жизни», ходит в южные Черное и Азовское моря.
В перерывах между путешествиями Владимир работает в московской мастерской П.П. Кончаловского, берет уроки у К.Ф.Юона и П.Д.Корина, посещает вечерние курсы ВХУТЕМАСа, служит в Кустарном музее. В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже Владимир Михайлович Голицын получает Золотую медаль по классу «Искусство и индустрия дерева» за роспись двух деревянных шкатулок в древнерусском стиле. Роспись одной из шкатулок была посвящена его плаванию из Архангельска в Норвегию, другая - Москве двадцатых годов.
В эти же годы В.М. Голицын работает художником-декоратором в Богородицком народном театре, где создает декорации к спектаклям «Вишневый сад», «Ревизор» и другим. Некоторые эскизы хранятся сегодня в фондах Богородицкого Дворца-музея и парка.
Начиная с 1924 года художник иллюстрирует книги. С особым чувством он принимается за близкие ему по духу полные морской романтики, тайн и приключения произведения А. Беляева, А. Грина, А. Конан-Дойля, В. Бианки и Б. Житкова. Тогда же художник изобретает детские настольные игры морской тематики: «Пираты» и «Беглые» (прим. ред.: всего В.Голицин придумал более десятка настольних игр, но не все дошли до нас в более-менее полном виде).
С 1925 года Владимир Михайлович сотрудничает с журналами «Кругосвет», «Пионер», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт».
В 1932 году в №№ 23-24 журнала «Техника - молодежи» Владимир Михайлович публикует фактически первый советский комикс – рассказ без слов «Путешествие звездоплана «ЮНТ» на Луну».
Романтик по духу, В.М.Голицын был профессионалом по сути. Он никогда не приступал к работе без серьезных архивно-исторических изысканий, прекрасно разбирался в тонкостях типографского дела. Обложки его книг и журналов даже в начале ХХI века восхищают своей красочностью. Художник обладал удивительным талантом разработки шрифтов, часто представлявших собой не просто буквы, а самостоятельные рисунки. В ряде случаев его приглашали именно для разработки шрифта, тогда как саму книгу иллюстрировал другой художник.
При всем этом Владимир Михайлович никогда не забывал, что он из рода тех самых Голицыных, и не считал нужным скрывать свое негативное отношение к новой власти. Результат закономерен. В 1925, 1926 и 1933 годах его трижды арестовывали. И все три раза, благодаря друзьям – известным художникам П.Д. Корину, П.П. Кончаловскому и В.А. Ватагину, его отпускали. В 1930 году семью Голицыных вообще высылали из Москвы.
Четвертый арест оказался роковым. По доносу соседей Владимир Михайлович был арестован 23 октября 1941 года во время работы над серией антифашистских плакатов. Голицына осудили «за контрреволюционную деятельность» по печально знаменитой 58 статье Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет и отправили в исправительно-трудовую колонию № 5 города Свияжска, что под Казанью.
В каком-то смысле расположенный на острове Свияжск, омываемый со всех сторон водой, казался неисправимому романтику Голицыну кораблем. Даже в заключении художник пытался рисовать. Но колония сделала свое дело. Суровый климат острова и недостаток полноценного питания вызвал у Сергея Михайловича развитие пеллагры, заболевания группы авитаминозов. 6 февраля 1943 года художника не стало. Место его погребения неизвестно.
Профессиональными художниками стали младший сын Владимира Михайловича Илларион, внуки Сергей, Иван и Екатерина. В середине 1980-х на западной стене Свияжского Успенского монастыря, где располагалась ИТК-5, установлена мемориальная доска в память художника, моряка, князя и неисправимого романтика Владимира Михайловича Голицина.
В 2005 году в Богородицком Дворце-музее состоялась выставка художественного наследия рода Голицыных. Приезжавшие на ее открытие дети и внуки художника посетили и библиотеку искусств, где с тех пор как одна из реликвий хранится книга о Владимире Голицыне с автографами его потомков. Род продолжается.
Заключение
Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа.
Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий. Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые были дарованы ему в годы революции. Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, «тройки» и «двойки». Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.
Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов.
Сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы.
Лично же мое мнение по этой теме крайне отрицательно, так как насилие порождает насилие, и не будь той смерти Сталина, еще неизвестно во что бы превратилась наша страна.
И нам наверно никогда не понять того, для чего же все-таки это делалось? В каких целях?! Приходится лишь догадываться, и смотреть в будущее и думать, что такого ужаса мы и наши дети никогда не испытают.
Список использованной литературы.
1. http://www.chelny week.ru/gazeta/articles/1992
4. http://www.hro.org/node/12078
6. http://archeologia.narod.ru
7. Государственный архив РФ, ф. 9413, оп.1 с.
8. Определение Военной коллегии Верховного суда СССР о реабилитации 1957 г., копия ЦГА ИПД РТ.
9. Письма В.М. Голицина и С.В.Олсуфьевой из семейного собрания Галициных. Копии.
10. История Татарстана . Казань «Тарих» 2001 г.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.rar | 36.75 КБ |
МБОУ СОШ №4
Славянские чтения
Секция: Краеведение
Мрачные страницы истории
Ученик 7 «А»класса
Пантелеев Макар
Научный руководитель
Учитель истории
Святова Ольга Игоревна
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
"Страшная правда, но вeдь, правда" Короленко.
Прошлое нашей страны и республики – это не только крупные победы в сфере экономики и культуры, как мы утверждали до недавнего времени, но и горькие неудачи, промахи и просчеты. Честное признание как достижения, так и допущенных ошибок, объективная их оценка дают нам ориентиры на будущее. Ведь история никогда не была сферой лишь научных интересов – слишком глубоки и прочны ее связи с жизнью, слишком важны для нас хранимая в ее памяти социальная информация.
Политические репрессии 20-50-х гг. ХХ века отложили большой отпечаток на Российскую историю и историю РТ. Это были годы произвола, беззаконного насилия. Этот период Сталинского главенства историки оценивают по-разному. Одни из них называют это «черным пятном в истории», другие - необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.
Само понятие репрессия в переводе с латинского означает подавление, карательная мера, наказание. Иными словами, подавление путём наказания.
На сегодняшний момент политические репрессии является одной из актуальных тем, так как они коснулись почти каждого жителя нашей страны. Каждый неразрывно связан с этой трагедией. В последнее время очень часто всплывают страшные тайны того времени, увеличивая тем самым важность этой проблемы.
Цель данной работы заключается в рассмотрении политических репрессий на протяжении 1930- 1950 гг. в ТАССР .
Объектом исследования является репрессивная политика Советского государства в 1922-1953 гг. Предметом исследования – масштаб, характер и особенности политических репрессий в ТАССР на о. Свияжске в ИКТ №5.
Хронологические рамки исследования охватывают период от 1922 до 1953 года. Начальная грань связана с постепенной эволюцией режима большевиков и началом применения ими жёсткой репрессивной политики.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Выявить причины, масштаб и характер политических репрессий в СССР.
2. Дать анализ особенностям репрессивной политики на территории ТАССР.
3. Исследовать жизнь и творчество нескольких заключенных находящиеся в ИКТ №5 на о. Свияжске.
Литературу, использованную в процессе исследования темы, можно условно разделить на два направления. Первое направление составляют работы по истории политических репрессий в целом по России. Второе направление включает в себя исследования региональной историографии политических репрессий в Татарстане и Свияжском крае в 1920 – начале 1950-х гг.
В работе использованы в основном источники из музея «Остров-град Свияжск»...
1. Репрессии в ТАССР и создание колонии на о. Свияжске ИКТ №5.
Политические репрессии как различные меры принуждения, применяемые молодым советским государством к своим политическим противникам, начались в годы Гражданской войны ( красный террор). Продолжились и после нее, достигнув своего апогея в годы Большого террора в 1937-1938 гг., когда органами НКВД было арестовано более 1,5 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек. Начиная с рубежа 1929 г. террор становится повседневным инструментом в практике советского государства, возглавляемого И.В. Сталиным.
К жертвам сталинских репрессий относят осужденных по ст.58 УК РСФСР 1926 г. (контрреволюционные преступления), а также жертв раскулачивания 1930 г.
При этом жертвами становились не только политические противники большевиков, но и рядовые граждане Советов, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному характеру – против бывших чиновников царского правительства, священников, бывших помещиков и предпринимателей.
25 апреля 1930 г. для руководства лагерной системой было создано управление лагерей ОГПУ, которое через год получило статус Главного (ГУЛАГ). 1940 г. ГУЛАГ объединял 53 лагеря и 425 колоний.
В ТАССР в 1941 г. в дополнение к 8 существовавшим были созданы две новые тюрьмы в Свияжске и в Мамадыше. В Татарию направляли эшелоны с заключенными из Украины, Белоруссии, Молдавии, Тулы, Москвы.
Свияжск испытал на себе несколько волн репрессий. Историки рассказывают о децимации, проведенной по приказу Троцкого (расстрелы красноармейцев для повышения дисциплины в Красной армии), преследовании монахов свияжских монастырей и священнослужителей, кампании по изъятию церковных ценностей, раскулачивании крестьянства.
На территории Свияжска были созданы два учреждения тюремного типа: одно на территории зданий бывших присутственных мест и старой тюрьмы, другое – на территории закрытого новой властью Успенского Богородицкого монастыря. Здесь в 1928 году разместилось учреждение для малолетних преступников (по образцу трудовой колонии, созданной Антоном Макаренко). В колонии были столярная, слесарная, кузнечная, сапожная мастерские, начальная школа, налажено сельхозпроизводство. Позже колонию преобразовали в коммуну для беспризорных подростков. В 1933 году ее закрыли, имущество передали НКВД.
В 1936 году на территории монастыря была создана исправительно-трудовая колония №11. Большая часть заключенных была осуждена по «антисоветской» статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР. Условия содержания были страшными, многие заболевали и погибали. Хоронили «зеков» в общих могилах прямо перед братским корпусом (здесь находился древний некрополь). Потом стали хоронить за стенами монастыря у протоки Щуки (сейчас это место скрыто под водами Куйбышевского водохранилища). Археологи продолжают находить останки людей, большинство которых имеют следы насильственной смерти.
По материалам музея-мемориала Великой Отечественной войны, через свияжские тюрьмы в 1930-1950-х годах прошли тысячи узников – в большинстве люди, не совершившие уголовных преступлений. Среди зеков было особенно много крестьян, интеллигенции, лиц духовного сословия, много наших земляков, а также жителей других регионов СССР. «Сидели» здесь и граждане Польши, Венгрии, Румынии, Германии, Австрии.
В начале Великой Отечественной войны более трех тысяч узников ИТК-5 умерли от голода. Среди погибших – около девятисот уроженцев Татарской АССР. В 1948 тюрьма из Свияжска была перемещена в Нижние Вязовые (ст.Свияжск). В марте 1953 года после смерти Сталина Свияжский лагерный пункт прекратил свое существование. В помещениях Успенского монастыря была открыта психиатрическая больница.
В годы террора в ИТК находились заключенные, которые принесли не малую пользу своему Отечеству, как до революции, так и советское время. Наиболее известные заключенные того времени это Хасан Туфан татарский поэт; Лошадкин Андрей Гурьевич художник, агроном (выпустил книги по агрономии и пособие для учителей по преподаванию рисования в школе); Олсуфьева Софья Владимировна разработала методику древнерусского художественного литья; Голицин Владимир Михайлович писатель, путешественник, художник.
2. Хасан Туфан татарский поэт заключенный ИКТ №5
Родился 9 декабря 1900 г. в Аксубаевском районе Татарстана умер 1981 г. в Казани.
Обучался в известном Уфимском медресе «Галлия». с 1915 г. его учителем литературы стал известный писатель Г. Ибрагимов. В медресе приобщается к национальному движению.
20 ноября 1917 г. в Уфе собирается Милли миджлес (Национальное собрание) работу которого стенографировал молодой Х.Туфан. в марте 1919 г. его призвали в Белую армию и направили в Екатеринбург. Под предлогом увечья ноги ему удалось избежать новой мобилизации. С 1921 Туфан работал учителем в Чите – в столице Дальневосточной республики. После леквидации республике Хасан Туфан выехал в Лысово к родителям, а через год в Казань, где до 1928 г. преподавал в школе им. Нариманово.
С 1924 года Х.Туфан начинает публиковаться в журналах «Дитя Октября» и «Кызыл Татарстан». С 1930-1934 г. путешествовал по Кавказу и Средней Азии, по возвращению работает в радиокомитете ТАССР редактором литературных и музыкальных передач. До 1937 г. ответственный секретарь журнала «Советская литература».
Однако начиная уже с 1930 г. его жизнь беспрерывно отравляли подозрениями и преследованиями. Советская критика называла его «колчаковским офицером». В 1937 г. исключен из Союза писателей. 18 ноября 1940 г. поэт был арестован. Следствие длилось три месяца, а затем было продлено еще на один в связи с «выявлением новых доказательств», антисоветская пропаганда в поэме «Ант». 24 июня 1941 г. дело было передано в военный трибунал. 7 марта 1942 г. его приговорили к высшей мере наказания с конфискацией всего личного имущества. Но Военная коллегия Верховного суда заменила приговор 10 годами лишения свободы. Срок отбывал в ИТК №5 В Свияжске.
18 ноября 1950 г. после окончания срока, был сослан в Устарский район Новосибирской области.
В 1957 г. реабилитирован, вернулся в Казань. Его творчество вошло в золотой фонд татарской поэзии.
В 1966 г. он был удостоен Государственной премии ТАССР Г.Тукая.
3. Лошадкин Андрей Гурьевич заключенный ИКТ №5
Родился 19 августа 1881 г. – умер 2 августа 1942 г. в ИТК №5.
Выпускник Казанской художественной школы, он преподавал черчение рисование в школах Сызрани, С.Петербурге, Казани. В 1908 г. начал обучение в Петербургской академии художеств, но из-за материальных трудностей вынужден был поступить на Высшие сельскохозяйственные курсы.
С 1913 года он на службе земского агронома в городе Ямбурге Петроградской губернии. Сохранился документ 1916 года, выданный Петроградской Земской Управой агроному Лошадкину А. Г., уполномоченному производить приемку семенного овса и закупку хлеба для армии в Тульской Губернии. В его ведении находились фуражные склады, зерно, мука, семенной фонд.
В 1917 году, с февральской революцией на него было совершенно покушение. В этом же году уезжает из Ямбурга в Казань. Здесь заведует отделом Казанского Губернского продовольственного Управления.
В 1918 году - старший агроном Пестречинского и Арского Кантона, в 1920-е годы находится на службе агронома-консультанта в Центральном Доме крестьянина, много сил отдает организации сельских хозяйств, государственных молочных ферм. На своем приусадебном участке с 1920 по 1938 год экспериментирует с различными культурами, превращает бесплодное по природным условиям место в цветущую землю. И даже находясь в ГУЛАГе в Свияжске, сажает по своей инициативе фруктовые деревья, кустарники, цветы.
Но, будучи агрономом, А.Г.Лошадкин не оставляет рисование. К сожалению, рисунков периода Петербурга не сохранилось, хотя по семейным преданиям писал акварелью царя Николая II, встреча состоялась при содействии племянника царя, учившегося на Высших сельскохозяйственных курсах, певца Л.Собинова и дрессировщика Дурова. Рисовали его, в том числе академик Л.Чернов.
Казанских рисунков 20-х годов также не сохранилось. Всегда преподавал в гимназиях и школах где бы ни жил: в Петербурге, Казани, других городах. Составил методику преподавания рисования для детей уже будучи в заключении.
Врагом народа» стал по злому навету, собственно за свое усердие и честность - это далеко не всем нравилось. На суде вспомнили, что был знаком с Н.И.Вавиловым (на ВСК он был аспирантом), что выступал против системы Лысенко в Татарии. В результате статья № 58. Заключенный Лошадкин использовался как специалист по сельскому хозяйству, лесонасаждению, рыболовству. Арестован 5 ноября 1941 г.
Приговорен: Верховным судом ТАССР 6 ноября 1941 г., обв.: 58-2, 58-10 ч.2., 58-11 ("пораженческая агитация среди заключенных, клеветнические слухи о голоде"). Приговор: на 10 лет лишения свободы.
Заключенный Лошадкин использовался как специалист по сельскому хозяйству, лесонасаждению, рыболовству. Много рисует, находясь в заключении. Он как бы заново открывает рисование. Рисунки сделанные в заключении, интересны своей непосредственностью. Как он пишет в письме к сыну: «в рисунках отводил душу». Действительно душа его была где-то в другом месте, чем его тело: рисунки чаще всего написаны по воображению, натурных зарисовок почти нет - это виды тех мест, где он когда-то жил: река Меша, домики, затерянные в снегах, любимые лошадки. Летом писал зимние пейзажи, зимой - летние. Трогательные, как воспоминание о детстве художника, они рождались как желание наслаждения тишиною бытия.
Благодаря рисованию он выживал в колонии. У него было правило: рисовать хотя бы по одному рисунку в день. Выполнены они на ветхой бумаге школьной акварелью или цветным карандашом. Ничего он так не просит настойчиво в письмах домой, как привезти материалы для рисования. И лишь изредка: «И если не трудно сухариков».
Умирает А.Г.Лошадкин в Свияжске в 1942 году.
В 1986 году посмертно был реабилитирован.
Творчество А.Г. Лошадкина - не связано с достоинствами художественных поисков, не столь артистично, как творчество замечательных русских художников его времени. Но оно ярко демонстрирует влияние изобразительного искусства, изобразительной деятельности на формирование личности человека в его стремлении двигаться в своем совершенствовании или хотя бы сохранить в себе самое лучшее.
4. Олсуфьева Софья Владимировна заключенная ИКТ №5
Родилась 3 июня 1884 г. – умерла 15 марта 19432 г., в ИКТ № 5 на о. Свияжске.
Вместе со своим супругом археологом и искусствоведом Юрием Александровичем Олсуфьевым, отцом Павлом Флоренским создали в 1918 г. в Троице-Сергиевым посаде Комиссию по охране памятников искусства и старины, учувствовали в спасение мощей Сергея Радонежского. Юрием Александровичем Олсуфьев создал методику изучения древнерусского художественного литья (икон, крестов, узоров на посуде). Позже он работал в реставрационный мастерских. Затем научным сотрудником отдела древнерусского искусства в Третьяковской галереи. В 1938 г. был схвачен и расстрелян. Софья Владимировна сопровождала мужа и помогала ему в работе, перед арестом работала реставратором в музее - усадьбе Кусково.
1 ноября 1941 г. осуждена Особым совещанием при НКВД СССР за антисоветскую агитацию статья 58. п.10 ч.2 УК РСФСР. Обвинение было основано на показаниях свидетелей, но конкретных фактов не было. Софья Владимировна лишь критично отзывалась о советском правительстве и о Сталине.
Содержалась с 31 октября 1941 г. в Ухтомском КПЗ, с 3 ноября 1941 г. в тюрьме №2 г. Москвы, с 15 ноября 1941 г. в Казанской тюрьме №1, с 16 февраля 1942 г. в Свияжской тюрьме №9, в тюрьме № 1 в Казани . с 25 декабря 1942 г. переведена в ИТК №5 на о. Свияжск . умерла 15 марта в 1943 г. в 1991 г. была реабилитирована.
Место захоронения о., Свияжск. В стену монастыря, где находился лагерь вделана плита с датами жизни С.В.Олсуфьевой. 30 октября 2011 г. на этом же месте состоялось открытие памятника все жертвам репрессий.
5. Голицын Владимир Михайлович заключенный ИКТ №5
13 января 1901 года в селе Бучалки Епифанского уезда Тульской губернии родился Владимир Михайлович Голицын. День его рождения, пришедшийся на тогда еще не отмечавшийся Старый новый год, странным образом предопределил его противоречивую судьбу оставаться «бывшим» в условиях новой жизни.
Многие Голицыны сыграли значительную роль в истории государства российского. Надежды возлагались и на Владимира, однако к моменту его вхождения во взрослую жизнь в стране произошли значительные перемены, игнорировать которые было нельзя.
В революционном 1917 году Владимир только-только закончил 5-ю Московскую гимназию. В целях самосохранения семья решила выехать в тихий Богородицк, где доводившиеся им родней графы Бобринские еще жили в собственной усадьбе. Вскоре власть советов докатилась и сюда. Обитателей дворца выселили в город и заставили работать.
С детства любивший рисовать Владимир в 1918 – 1919 гг. поначалу заведует плакатной мастерской в Богородицке, а затем делает Окна РОСТа в Туле. Это уникальная форма массовой агитации времен Гражданской войны представляла собой сатирические плакаты на злобу дня, выпускавшиеся Российским телеграфным агентством (РОСТА). Князь Голицын размножал схематичные двух – трехцветные изображения при помощи трафаретов, после чего плакаты выставлялись в больших окнах опустевших продуктовых магазинов. Фактически Окна РОСТа в доступной форме доносили малограмотному народу политику партии большевиков
Сергей Голицын в своих знаменитых «Записках уцелевшего» вспоминал: «Подошло время брату Владимиру призываться в Красную армию, куда ему идти совсем не хотелось». В это время в Богородицк приехал молодой биолог Зенкевич, искавший художника для биологической экспедиции «в Заполярье, где только еще собирались основывать город Мурманск… Какими путями мой брат Владимир получил метрику, что он родился не в Бучалках, а в Богородицке, - не знаю, так же, как не знаю, откуда он раздобыл справку, что является матросом крейсера «Аскольд» и направляется в распоряжение Зенкевича как художник высокой квалификации». Крейсер «Аскольд» еще во время первой мировой войны отошел к французам и был направлен в Тунис, «потому матрос с «Аскольда» никак не мог в 1920 году оказаться в Богородицке».
На Кольском полуострове Владимир зарисовывает для экспедиции всевозможных морских существ и одновременно для себя карандашом и акварелью - мурманские пейзажи, жанровые сценки и карикатуры на сослуживцев. Именно в этих пейзажах впервые угадывается талант художника. Письма домой он тоже подкрепляет рисунками.
Морские путешествия и корабли становятся страстью Владимира Голицына. В 1922 году на ледоколе «Малыгин» он отправляется в полярную экспедицию на Новую Землю, где создает серию морских акварелей, портретов участников экспедиции, зарисовок силуэтов кораблей. Позже он участвует в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей», служит матросом на шхуне «Друг жизни», ходит в южные Черное и Азовское моря.
В перерывах между путешествиями Владимир работает в московской мастерской П.П. Кончаловского, берет уроки у К.Ф.Юона и П.Д.Корина, посещает вечерние курсы ВХУТЕМАСа, служит в Кустарном музее. В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже Владимир Михайлович Голицын получает Золотую медаль по классу «Искусство и индустрия дерева» за роспись двух деревянных шкатулок в древнерусском стиле. Роспись одной из шкатулок была посвящена его плаванию из Архангельска в Норвегию, другая - Москве двадцатых годов.
В эти же годы В.М. Голицын работает художником-декоратором в Богородицком народном театре, где создает декорации к спектаклям «Вишневый сад», «Ревизор» и другим. Некоторые эскизы хранятся сегодня в фондах Богородицкого Дворца-музея и парка.
Начиная с 1924 года художник иллюстрирует книги. С особым чувством он принимается за близкие ему по духу полные морской романтики, тайн и приключения произведения А. Беляева, А. Грина, А. Конан-Дойля, В. Бианки и Б. Житкова. Тогда же художник изобретает детские настольные игры морской тематики: «Пираты» и «Беглые» (прим. ред.: всего В.Голицин придумал более десятка настольних игр, но не все дошли до нас в более-менее полном виде).
С 1925 года Владимир Михайлович сотрудничает с журналами «Кругосвет», «Пионер», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт».
В 1932 году в №№ 23-24 журнала «Техника - молодежи» Владимир Михайлович публикует фактически первый советский комикс – рассказ без слов «Путешествие звездоплана «ЮНТ» на Луну».
Романтик по духу, В.М.Голицын был профессионалом по сути. Он никогда не приступал к работе без серьезных архивно-исторических изысканий, прекрасно разбирался в тонкостях типографского дела. Обложки его книг и журналов даже в начале ХХI века восхищают своей красочностью. Художник обладал удивительным талантом разработки шрифтов, часто представлявших собой не просто буквы, а самостоятельные рисунки. В ряде случаев его приглашали именно для разработки шрифта, тогда как саму книгу иллюстрировал другой художник.
При всем этом Владимир Михайлович никогда не забывал, что он из рода тех самых Голицыных, и не считал нужным скрывать свое негативное отношение к новой власти. Результат закономерен. В 1925, 1926 и 1933 годах его трижды арестовывали. И все три раза, благодаря друзьям – известным художникам П.Д. Корину, П.П. Кончаловскому и В.А. Ватагину, его отпускали. В 1930 году семью Голицыных вообще высылали из Москвы.
Четвертый арест оказался роковым. По доносу соседей Владимир Михайлович был арестован 23 октября 1941 года во время работы над серией антифашистских плакатов. Голицына осудили «за контрреволюционную деятельность» по печально знаменитой 58 статье Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет и отправили в исправительно-трудовую колонию № 5 города Свияжска, что под Казанью.
В каком-то смысле расположенный на острове Свияжск, омываемый со всех сторон водой, казался неисправимому романтику Голицыну кораблем. Даже в заключении художник пытался рисовать. Но колония сделала свое дело. Суровый климат острова и недостаток полноценного питания вызвал у Сергея Михайловича развитие пеллагры, заболевания группы авитаминозов. 6 февраля 1943 года художника не стало. Место его погребения неизвестно.
Профессиональными художниками стали младший сын Владимира Михайловича Илларион, внуки Сергей, Иван и Екатерина. В середине 1980-х на западной стене Свияжского Успенского монастыря, где располагалась ИТК-5, установлена мемориальная доска в память художника, моряка, князя и неисправимого романтика Владимира Михайловича Голицина.
В 2005 году в Богородицком Дворце-музее состоялась выставка художественного наследия рода Голицыных. Приезжавшие на ее открытие дети и внуки художника посетили и библиотеку искусств, где с тех пор как одна из реликвий хранится книга о Владимире Голицыне с автографами его потомков. Род продолжается.
Заключение
Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа.
Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий. Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые были дарованы ему в годы революции. Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, «тройки» и «двойки». Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.
Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов.
Сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы.
Лично же мое мнение по этой теме крайне отрицательно, так как насилие порождает насилие, и не будь той смерти Сталина, еще неизвестно во что бы превратилась наша страна.
И нам наверно никогда не понять того, для чего же все-таки это делалось? В каких целях?! Приходится лишь догадываться, и смотреть в будущее и думать, что такого ужаса мы и наши дети никогда не испытают.
Список использованной литературы.
1. http://www.chelny week.ru/gazeta/articles/1992
4. http://www.hro.org/node/12078
6. http://archeologia.narod.ru
7. Государственный архив РФ, ф. 9413, оп.1 с.
8. Определение Военной коллегии Верховного суда СССР о реабилитации 1957 г., копия ЦГА ИПД РТ.
9. Письма В.М. Голицина и С.В.Олсуфьевой из семейного собрания Галициных. Копии.
10. История Татарстана . Казань «Тарих» 2001 г.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Заповеди детства и юности
Сказка "12 месяцев". История и современность
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Знакомимся с плотностью жидкостей