Работа посвящена проблеме частого использования в речи жаргонных слов. Методы решения задач: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, анализ и обобщение полученных данных, интервью. Предметом исследования стали мотивы употребления жаргонных слов учащимися Ачинской санаторной школы – интерната. Собранный на основе анкетирования материал проанализирован, вскрыты причины употребления жаргонизмов в речи школьников: желание следовать моде, стремление к краткости речи, привычка. Сделан вывод: употреблять жаргонизмы не модно и чаще всего учащиеся используют их внутри своего круга общения. Намечены пути дальнейшей работы по данной проблеме.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 208 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Гаснет устная словесность, разговорная краса,
Отступают в неизвестность речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо не скудела в наши дни.
Вадим Шефнер
«Что происходит с нашей речью?» - этот вопрос задают сегодня писатели, учёные, журналисты. Многие люди (и в первую очередь молодёжь) предпочитают выражать свои чувства, оценку чего-либо словами: клёво, потрясно, железно, круто, кайф. Такие слова называются жаргонизмами, а язык, в котором эти слова употребляются,- жаргоном (от французского jargon – щебетание, болтовня, непонятный язык).
Речь современных учеников особенно приводит в негодование учителей, родителей, людей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Жаргонные слова часто встречаются в газетах, в журналах, звучат в рекламных роликах, в телевизионных передачах. Они становятся главным способом выражения мысли, вытесняя слова литературного языка с тем же значением.
Оставаясь мало изученной частью русского языка, жаргонизмы закрепляются в разговорной речи учащихся моей школы. Посетив школьную и городские библиотеки, я убедился, как мало представлено литературы по данной проблеме: в основном это энциклопедические словари, дающие толкование предмету моего исследования. Желание узнать, почему употребляют жаргонные слова школьники Ачинской санаторной школы - интерната, определило тему моей работы.
Цель исследования - выяснить причины употребления жаргонных слов школьниками разного возраста: старшими учениками начальной школы, учащимися среднего звена, выпускниками 9 класса.
Задачи:
Объект исследования: нелитературная речь - жаргонные слова.
Предмет исследования: мотивы употребления жаргонных слов учащимися 4, 6, 9 классов Ачинской санаторной школы – интерната.
Проблемный вопрос: почему жаргонные слова так часто употребляются в нашей речи?
Гипотеза: употреблять «крутые» слова модно и современно, потому они широко используются в речи учащихся моей школы.
Методы решения задач:
I. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН – ЧАСТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. История возникновения жаргона
Ежедневно на улице и дома, при общении с детьми и взрослыми мы сталкиваемся с непонятными словами и выражениями. Этих слов не так уж и мало. Имя им - жаргон.
Жаргон - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией (жаргон лётчиков, программистов), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров), возрастом (молодёжный жаргон).
Жаргон – речь какой- нибудь социальной или иной, объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных [5]
Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников - офеней У этих торговцев всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно сам стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня с начала и задумывалась.
По происхождению офенские слова были самыми разными. Часть из них совпадала по форме с обычными русскими, но имела другое значение: тройка (еда), костёр (город). Другие создавались из русских морфем: грызик (зуб), светлуха (огонь). Некоторые были переделками русских слов: здебесь (здесь), куребро (серебро). Немало офенских слов восходит к греческому языку: декан (десять). Происхождение же большинства офенских слов объяснить трудно, например совасьюха (мышь), псалуга (рыба). К последней группе можно отнести и слово клёво (хорошо), которое стало широко известно и живёт в языке до сих пор. Это слово зафиксировано в языке В.Даля. [3]
Жаргон – нелитературная форма русского языка, которую население России, использует в непринуждённом личном общении. Различия внутри его связаны с возрастом, характером увлечения, профессией. История жаргонных слов насчитывает далеко не десятки лет, а тысячелетия. В старые времена основной причиной употребления жаргонных слов было желание зашифровать свою речь, чтобы не разглашать тайны и секреты.
1.2. Жаргон в молодёжной среде
При изучении молодёжного сленга следует учитывать возраст его носителей: в основном это лица от 7 до 35 лет. Именно молодёжные жаргонизмы являются тем зеркалом, в котором отражаются вкусы, привычки, стремления молодых людей.
В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Его часто называют сленгом (от англ. slang). Этот термин появился недавно. Молодёжный жаргон включает в себя сленг учащейся молодёжи (школьников, студентов техникумов и вузов); солдат; неформальных молодёжных объединений (хиппи, панков, фанатов и проч.); молодых людей, объединённых общими интересами, как в спортивном, так и в компьютерном отношении.
Широкое распространение молодёжный сленг получил в 70-е-90-е годы 20в.- время глобальных перемен в политике и экономике нашей страны. Бурно развиваясь, он попадает во все сферы употребления языка, в частности в прежде запретные для него радио и телепередачи, на страницы газет.[6] В периодических изданиях нашего города нередко встречаются подобные случаи: «Чуть не шандарахнуло»[4]
Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Взрослые говорят: «Хорошо!» Мы: «Клёво! Классно! Прикол!» Они: «Вот незадача!» Мы: «Облом!» Они восхищаются. Мы «Торчим и тащимся!». Молодёжный жаргон подобен его носителям - он резкий, громкий, дерзкий. Он - результат своеобразного желания переиначить мир на свой манер, а также знак «я свой». Язык здесь выражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни. Молодёжный жаргон легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского – «мэн»- мужчина, из немецкого - «копф»- голова), из разных диалектов («ухайдокать»-утомить), из уголовного розыска («беспредел»-несправедливость). Поколения молодых сменяются через пять – семь лет, а вместе с ними меняется и жаргон. Никто сейчас не помнит оценок: «Потрясно! Железно!»- хорошо, так широко распространённых в 60-70 гг. 20 в. Новый или старый, жаргон остаётся с молодёжью как непременное условие непременной игры, как островок естественности и свободы в строго регламентируемом мире взрослых. [1]
Сегодня жаргон школьников - объективная реальность. Больше всего он присущ устному общению, но нередко жаргонные слова можно встретить на страницах газет и журналов. Особенность молодёжного жаргона - его быстрая сменяемость. Одна из самых распространённых причин использования жаргонизмов молодёжью - потребность в самовыражении и встречном понимании.
1.3. Интерес к молодёжному жаргону современных исследователей русского языка и перспективы его развития в будущем
До конца 90-х гг.20 в. в научной литературе периодически появлялись статьи о русском молодёжном жаргоне. Большинство из них, в конечном счёте, сводилось к следующему: запретить или разрешить употребление жаргонизмов. К сожалению, многие учёные обходили стороной вопрос о глубоком лингвистическом исследовании этого языкового явления.
Некоторые современные языковеды, педагоги, психологи подчёркивают, что молодёжный жаргон засоряет нашу речь, не имеет полезной функции, а загромождает русский литературный язык. Другие глубоко изучают молодёжную лексику, с целью выяснения интересов молодых людей, их запросов. «Первый сводный словарь молодёжного жаргона», выпускает Г.Г Никитина, представляя в нём не только толкование слов, но и пометы, указывающие на сферу употребления жаргонных слов, их эмоциональную окраску. Исследуя молодёжный жаргон, М.А. Грачёв зафиксировал в своём словаре слова, употребляемые молодёжными группами1980-2005гг. Состоянию и развитию русского сленга в 2000-2003 г. посвящены работы Р.И.Розиной.
Причин использования жаргонных слов молодёжью очень много. Это и желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своём языке». Исследователь В.В.Малаховский подчёркивал: «Юность любит выражаться своеобразно и сильно. Отсюда стремление отойти от речевого шаблона, найти свои слова и выражения». Другая причина употребления жаргонизмов - пренебрежение к случаю, опасности, выраженное в слове (например, погореть - «попасться при совершении плохого поступка»). Академик Д.С.Лихачёв писал: «Ещё старые названия жаргона подчёркивают его юмористический, шутливый характер. Он с улыбкой ставит вещи на их собственные места». [2]
Литературный язык развивается не стихийно. Большую роль в выборе пути его развития играет активная или пассивная роль писателей, политиков, журналистов, учителей. В работах современных учёных прослеживается интерес к молодёжному жаргону как часто употребляемому средству в речи молодых людей. Современные исследователи оценивают молодёжный жаргон различно. Одни объясняют его появление социальными причинами: бунт подрастающего поколения, обладающего обострённым чувством самостоятельности. Другие стремлением уйти от обыденности, игрой. Некоторые рассматривают молодёжный жаргон как своеобразную дань моде и возрасту и считают, что со временем жаргонные словечки исчезнут из молодёжной речи.
II.ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ АЧИНСКОЙ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА
2.1. Цель анкетирования
Предметом исследования послужили жаргонизмы, употребляемые учащимися нашей школы. Исследование речи проводилось с целью выявления наиболее распространённых причин употребления жаргонизмов в речи школьников Ачинской санаторной школы - интерната. Участникам исследования была предложена анкета, содержащая вопросы на выявление наиболее употребительных жаргонных слов, степени их необходимости, отношения к ним и мотивов их употребления в речи. Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся 4, 6, 9 классов. Возраст опрашиваемых: 9-16 лет. Всего в анкетировании приняло участие 49 человек: 4 класс -19уч., 6 класс -18уч., 9 класс- 12уч.
2.2. Анализ анкет
Обработка анкет позволила увидеть следующее: вообще не употребляют жаргонные слова только 3 человека(6%) из 49 опрошенных. Не все слова-жаргонизмы, которые знают школьники, они употребляют в своей повседневной речи. Различия внутри жаргона связаны с возрастом, увлечениями школьников. Большое распространение среди выпускников начальной школы получили жаргонизмы – оценки(26%): классно, клёво, фиолетово, круто, улёт, супер и наименования людей по качеству их характера(59%): олень, неуч, баклан, даун, лопух. Последняя группа слов делает речь грубой, обижает того, к кому обращены эти слова. Среди учащихся 6 класса кроме жаргонизмов-оценок(28%): угар, круто, велл, очень распространены слова, относящиеся к бытовой технике(62%): дивидюшник, сотик, комп, трубка. Девятиклассники в основном используют компьютерный сленг(56%): крыса, винт, клава, глюк и жаргонные слова из тематической группы, связанной с деньгами(31%): бабло, капуста, зелень. Немногочисленную группу составили слова – глаголы: отвяжись, обойдёшься, слышь, гонишь, зацени, отвали, достала (в 4 классе-13%; в 6-9%; в 9-12%) и устойчивые выражения: мне по фиг, вали отсюда по бырому, я не в теме, мне по барабану, давай до свидания (в 4-2%; в 6-1%; в 9-1%). (Приложение1)
На вопрос для чего учащиеся употребляют жаргонизмы в речи, школьники предложили такие варианты ответов:
Основные причины употребления слов - жаргонизмов учащимися школы
Класс | Модно, современно | Делают речь понятной для людей моего круга общения | Помогают преодолеть недостаток слов в речи | Для связи слов | Другая причина |
4 | 10 | 2 | 1 | 1 | Веселее общаться(5) |
6 | 4 | 5 | 1 | 2 | Проще и быстрее выражать мысль (6) |
9 | 1 | 3 | 1 | 1 | Привычка (6) |
Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: у учащихся 4 класса основная причина употребления жаргонных слов - дань моде(53%), желание создать свой язык, поднимающий настроение в общении со сверстниками(12%). Для учащихся 6 класса жаргоны удовлетворяют потребность в краткости речи(33%), в организации общения в среде своих сверстников(28%). Девятиклассники употребляют жаргонные слова в основном по привычке(51%) и чаще всего для понимания между собеседниками внутри своего круга общения(25%). (Приложение 2)
На вопрос нужны ли жаргонизмы в речи, в 4 классе положительно ответили 57% учащихся, в 6 классе - 55%, в 9 классе -42%(53% от числа всех опрошенных школьников). Не видят в них необходимости 9% от числа всех опрошенных школьников. Не задумывались о необходимости жаргонных слов в речи 34% школьников Ачинской санаторной школы – интерната.
Смогли бы учащиеся нашей школы обойтись без жаргона и стараются ли они не употреблять жаргонные слова в своей речи, школьники ответили так:
Необходимость в употреблении жаргонных слов и степень приложения усилий школьников в стремлении не применять их в речи
К л а с с | Смогли бы вы обойтись без жаргона? | Стараетесь ли вы не употреблять их в речи? | ||||
да | нет | не думал | да | нет | не думал | |
4 | 5 | 8 | 6 | 6 | 8 | 5 |
6 | 7 | 6 | 5 | 10 | 5 | 3 |
9 | 6 | - | 6 | 6 | - | 6 |
С возрастом снижается острая необходимость в употреблении жаргонных слов. Жаль, что половина учащихся, выпускаясь из школы, не задумывается о качестве своей речи. (Приложение 3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анкетирования подтвердили гипотезу, что жаргон - частое явление в речи учащихся нашей школы. У представителей исследуемых возрастных групп эти слова повторяются, отличаясь количеством их употребления по определённой теме. Отдельные тематические группы слов, употребляемые старшеклассниками, совсем не используются в речи младших школьников. С возрастом меняется не только тематика, но и причины употребления жаргонных слов в речи учеников: желание быть модным, современным сменяется стремлением сделать свою речь более краткой, а потом переходит в привычку. Все нужные значения слов человек может передать с помощью литературного языка, но некоторым ученикам нашей школы это кажется довольно скучным, и они с удовольствием употребляют жаргонные слова. Для 6% от числа всех опрошенных учеников жаргонные слова помогают связать слова в предложении, для 10% преодолеть недостаток слов в их речи. Участники анкетирования считающие, что жаргонизмы имеют право быть в нашей речи, объясняют это следующим: окружение обязывает обновлять словарный состав, средства массовой информации стали более терпимы к их употреблению. Становясь старше, большинство школьников, стараются использовать жаргонизмы только внутри своего круга общения.
Любой, кто употребляет жаргонные слова, должен понимать, что жаргон не должен становиться главным способом выражения мысли и самоутверждения. Его бездумное употребление делает речь грубой и небрежной, а это недопустимо в речи современного человека.
Поставленные цели и задачи моего исследования решены. Как научиться хорошей речи? Это следующий этап работы по проблеме сохранения чистоты и красоты русского языка.
ЛИТЕРАТУРА
1.Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.-2-е изд., испр. - М.: Аванта+,2001.с.499
2. Грачёв М.А. Словарь современного молодёжного жаргона. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.с.11
3. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2009 с. 151
4. Новая Причулымка: газ.-14-20 ноября 2012.-№46 с.6
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русс.языка им. В.В.Виноградова,-4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,1999 с.190
6.Розина.Р.И.Развитие русского сленга.-Режим доступа:www.lib/ua-ru.net/diss/cont/94086.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1.Напишите жаргонизмы, которые вы знаете
2.Подчеркните те, которые вы употребляете в своей речи
3.Почему вы их употребляете?
4.Стараетесь ли вы обойтись без них?
5.Нужны ли жаргонизмы в речи?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематические группы жаргонизмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Причины употребления жаргонизмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Степень необходимости употребления жаргонных слов
Эта весёлая планета
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
По морям вокруг Земли
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Заповеди детства и юности