Работа проводилась в 2011-2012 учебном году. Авторы выстцпали на городской и областной конференциях. Сегодня вопрос о введении в школах формы достаточно актуален, поэтому мы решили ее опубликовать.
ТЕЗИСЫ к исследовательской работе «Исследование целесообразности введения формы в школах России »
Авторы: учащиеся 10 «А» класса МБОУ г. Астрахани "СОШ № 33 им. Н.А. Мордовиной" Твердохлебова О. и Петровская А. (2011-2012 учебный год)
Вопрос о необходимости школьной формы периодически встает перед родителями, учениками, педагогами и даже журналистами. Актуальность данной темы постоянно поддерживается развитием нашего общества. Школьники - будущие сотрудники различных учреждений, банков, офисов и умение правильно выглядеть должно, прививаться еще в детстве. Многое еще зависит от того как одет человек. Не даром часто можно услышать –«по одежке встречают»… Очень важно произвести хорошее впечатление при приеме на работу. Многие работодатели устанавливают дресс-код, чтобы поддержать корпоративный дух, дисциплину. А когда же привыкать к форменной одежде, если не в детстве.
Проблема необходимости школьной формы не достаточно изучена, окончательного ответа на этот вопрос пока нет, возможно, и не будет. Но время от времени спор о школьной форме возобновляется, а значит, это беспокоит общество.
Мы поставили перед собой цель выяснить, нужна ли сегодня школьная форма, какой она должна быть и какую пользу или вред может принести ее введение. Для достижения своей цели мы провели социологические исследования (соцопрос) которое показало, что несмотря на множество нежелающих вводить школьную форму большинство респондентов придерживаются мнения о необходимости однотипности во внешнем виде учеников. Рассматривая результаты опроса можно сделать вывод, что у большинства родителей нет возможности, чтобы покупать детям дорогую модную одежду. И если форма будет не дорогой они предпочли бы школьную форму свободному стилю. Несмотря на множество нежелающих вводить школьную форму большинство респондентов придерживаются мнения о необходимости однотипности во внешнем виде учеников. Учеба это - работа, притом, не легкая. Школьная форма - рабочая одежда для школы - создаёт рабочее настроение, дисциплинирует, не отвлекает. Наденешь форму - и тонус повышается, и готовность к работе на уроках
Так же мы изучили историю школьной формы, познакомились с особенностями ношения формы в других странах. Для этого мы проанализировали документы из сборника «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа» о правилах и требованиях школьной формы в СССР; статьи из журнала «Теория моды» об истории школьной формы и дискуссиях по этому вопросу; репортаж корреспондента Г. Гривенного передача «Сегодня» - НТВ о заинтересованности в возвращении школьной формы предпринимателей и представителей правительства. Наличие школьной формы во многих престижных школах за рубежом и у нас в России, говорит о необходимости соблюдения стиля, дисциплины, поддержания престижа и доброго имени учреждения.
Выводы.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.
Доводы за школьную форму:
• Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
• Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
• Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
• Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Доводы против школьной формы:
• Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
• Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
• Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
• Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
• В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Отсутствие единой школьной формы также усиливает социальное неравенство. Дети из небогатой социальной прослойки населения чувствуют себя менее уверенно и зачастую начинают комплексовать по поводу своего внешнего вида. Это достаточно часто приводит к тому, что они перестают учиться и начинают себя чувствовать людьми "второго сорта", это влияет на формирование их как личности и оставляет отпечаток на всю жизнь.
Школьная форма просто необходима, потому что она дисциплинирует. Одежда обязывает к определенному поведению. Безусловно, не одежда красит человека. Ну вот, например, попробуйте надеть что-либо абсолютно несоответствующее вам, что-то, что никогда не носили. И то, что противоречит вашему вкусу и стилю. Интересно, как вы в этом на улицу выйдете... Вы сразу станете неуверенно себя чувствовать. И со временем станете подчинять себя образу, который создает одежда.
Можем сказать, что форма не приглушает самолюбие и самоутверждение, если к ней относиться как к необходимости. Ведь все согласны, что у милиционеров и официантов должна быть форма, что, зайдя в уважающую себя фирму, ожидаете увидеть людей в деловых костюмах. Это определенные нормы, принципы, дисциплина. И вполне возможно, что того же банкира вы через час увидите на байке с банданой. Не думаю, что он считает, что деловой стиль на работе бьет по его самолюбию.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_shkolnay_forma.doc | 795.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №33 имени Н. А. Мордовиной»
«Исследование целесообразности введения формы в школах России»
Область знаний: обществознание
Выполнили: ученицы 10 «А» класса
МБОУ г. Астрахани «СОШ» №33
Твердохлебова Оксана и
Петровская Анна.
Руководитель: учитель истории и обществознания
Первушкина Екатерина Николаевна
Астрахань. 2012 г.
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
1. История формы
1.1. Школьная форма в Российской империи
1.2.Школьная форма в СССР
1.3. Школьная форма в других странах
2. Закон и специалисты о школьной форме.
2.1. Закон гласит
2.2. Мнение специалистов
3.Социологическое исследование
3.1. Анализ показателей успеваемости в начальной школе СОШ № 33
3.2. Социологический опрос «Нужна ли школьная форма»
4. Доводы за и против школьной формы
III. Заключение.
Для чего нужна школьная форма
Список литературы
Каждое утро, собираясь в школу, думаешь - чего бы надеть. И посещает мысль, а вот если бы была школьная форма, то и проблема не возникала. Наверное, мы не одни такие. Вот и решили мы посвятить этому вопросу свою работу.
Вопрос о необходимости школьной формы периодически встает перед родителями, учениками, педагогами и даже журналистами. Актуальность данной темы постоянно поддерживается развитием нашего общества. Школьники - будущие сотрудники различных учреждений, банков, офисов и умение правильно выглядеть должно, прививаться еще в детстве. Многое еще зависит от того как одет человек. Не даром часто можно услышать –«по одежке встречают»… Очень важно произвести хорошее впечатление при приеме на работу. Многие работодатели устанавливают дресс-код, чтобы поддержать корпоративный дух, дисциплину. А когда же привыкать к форменной одежде, если не в детстве.
Проблема необходимости школьной формы не достаточно изучена, окончательного ответа на этот вопрос пока нет, возможно, и не будет. Но время от времени спор о школьной форме возобновляется, а значит, это беспокоит общество.
Мы поставили перед собой цель выяснить, нужна ли сегодня школьная форма, каково ее назначение, какую пользу или вред может принести ее введение. Для достижения своей цели мы изучили историю школьной формы, познакомились с особенностями ношения формы в других странах, познакомились с законом РФ «Об образовании», «Положением о единых требованиях к учащимся СОШ № 33», «Правилами школьной жизни СОШ № 33», выяснили мнение специалистов по вопросу целесообразности введения школьной формы. Также мы проанализировали показатели успеваемости учащихся начальной школы СОШ № 33, провели социологические исследования (соцопрос) которое показало, что большинство респондентов придерживаются мнения о необходимости однотипности во внешнем виде учеников. Сформулировали выводы, способные убедить школьников в важности школьной формы.
Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнение. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, познакомимся с историей школьной формы.
1.1. Школьная форма в Российской империи
Фото А. С. Антонова в Тамбовском реальном училище
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.
Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастёрки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с чёрным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква «Г» (например, «СПБ.3.Г.» или «М.5.Г.»). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастёрки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной чёрным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были чёрные, без канта. Ботинки были чёрные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастёрки с серебряными пуговицами.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.
Гимназисты имели также выходную форму — мундир, тёмно-синий или тёмно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнём, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стёганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.
Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.
Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и чёрные брюки. Костюм должен был быть только чёрного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.
Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из камлота. Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти — голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати — серые. Старшие гимназистки носили белые платья. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда — белые рукавчики.[2]
В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.
Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца).
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало не намного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Наверное, это делается и для того чтобы в дальнейшем дети престижно выглядели ученики и после окончания своих школ.
1.3. Школьная форма в других странах
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (англ. dresscode).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Школьная форма — чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек — является всего лишь копией британской военно-морской формы начала XIX века.
Таким образом, школьная форма неотъемлемая часть многих зарубежных школ. Общество стремить прививать детям правильное отношение к внешнему виду, умение правильно, к месту одеваться. Если ты хочешь быть успешным человеком ты должен принять правила общества.
2. Закон и специалисты о школьной форме.
А как дела со школьной формой обстоят сегодня в России?
В 1992 году традиционная одинаковая форма в школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет был снят, и в школу начали ходить в чем угодно. Но, наряжаясь в школу, школьники далеко не всегда руководствовались чувством меры, порой появляясь даже на экзамены в спортивных костюмах. Это и заставило учителей школ всерьёз задуматься о введение определенного вида одежды делового стиля для всех учеников. Решение вводить ли не вводить школьную форму теперь целиком зависит от выбора каждой школы.
2.1. Закон гласит
Согласно Закону РФ «Об образовании», принятому в 1992 г., порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован.
Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и при принятии в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Образцы школьной формы утверждает директор образовательного учреждения или совет школы.
Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, с внесением соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Из письма Минобразования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203
«О ВВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
В «Положении о единых требованиях к учащимся», внутренний документ МБОУ СОШ № 33, в п. 4 «Внешний вид учащихся» в п.п. 4.1. сказано, что «учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, «не пестро») одетым; в п.п. 4.4 говориться: «В торжественных случаях одежда учащихся должна соответствовать моменту. Мальчики и юноши должны быть светлых рубашках, темных костюмах, темных полуботинках. Девочки и девушки должны быть в темных строгого покроя костюмах и светлых блузках, яркие и вызывающие украшения и косметика, запрещены».
Другой документ МБОУ СОШ № 33 «Правила школьной жизни», одобрены
Управляющим Советом школы (Протокол №1 от 11.09.2010), содержит следующие рекомендации к внешнему виду учащихся:
«1. Учащиеся школы должны приходить в школу в школьной одежде делового стиля:
- Пиджак, брюки, юбка, классическая блузка, свитер для девочек
- Пиджак, рубашка, свитер, классические брюки или брюки свободного покроя для мальчиков.
Не разрешается носить:
- Спортивную одежду и обувь, за исключением уроков физической культурой, спортивных соревнований.
- Блузки, рубашки, топы, футболки, свитера, пиджаки выше линии талии.
- Юбки, более чем на 5 сантиметров выше колена.
- Джинсы с заниженной талией, потертостями, аппликациями, стразами, вставками из материала контрастного цвета.
- Шорты, бриджи (исключение составляют «капри» соответствующие требованиям).
- Независимо от времени года запрещается носить головные уборы, находясь в здании (исключение составляет гардероб).
- Излишнее количество бижутерии и массивные украшения.
2. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение хозяина к самому себе и обществу.
3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви, ее отсутствие является нарушением правил внутреннего распорядка.
4. Спортивная одежда предназначена для урока физической культурой, на других уроках она неуместна.
5. Находиться в школе в верхней одежде без особых на то причин не разрешается.
6. На уроках технологии мальчики должны иметь рабочий халат, девочки - фартук.
7. Занятия ритмикой, бальными танцами, хореографией учащиеся посещают в специальной одежде, не сковывающей их движений.
8 .На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей праздничной одежде.
9.На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению».
Таким образом, мы видим, что достаточно много внимания уделяется внешнему виду учащихся. Четко прослеживается требование необходимости придерживаться однообразного, делового стиля в школьной одежде. И в праве самой школы решать вопрос о необходимости введения школьной формы.
2.2. Мнение специалистов
Исследуя данную тему, мы не могли не узнать мнение специалистов.
Мнение психолога. За школьную форму сейчас, как это ни странно, ратуют психологи. Удивляет это потому, что в свое время эти специалисты также активно поддерживали её отмену. Мол, одинаковая одежда мешает самовыражению школьников, делает всех стандартными и т.п. В дальнейшем оказалось, что разная одежда как минимум не лучше. Теперь, по мнению психоаналитиков, у детей появилась лишняя причина для комплексов. Причиной таковых может стать наличие у одноклассников более стильной и дорогой одежды или же случайное совпадение гардеробов. Так что теперь многие психологи однозначно за возращение школьной формы, при условии, что она будет удобной и красивой.
Представляем вашему вниманию точку зрения психолога СОШ № 33 Беловой Марины Витальевны:
«Школьная форма имеет очень большое значение, особенно на этапе младшего возраста, когда очень важно правильно организовать внешнее пространство ребенка. Ведь если ребенок внешне организован (это касается в первую очередь распорядка дня, каких–то бытовых моментов, в том числе и одежды), то это помогает ему быть более дисциплинированным, определить для себя внутреннюю позицию школьника. …Сейчас основной проблемой является то, что дети не хотят принимать форму, потому что она, якобы, мешает им самовыражаться, но я как психолог могу сказать, что желание выделиться с помощью одежды или яркого макияжа говорит, прежде всего, о внутриличностных проблемах, которые, к сожалению, очень часто остаются незамеченными…». Также, если научить младших школьников носить школьную одежду, то уже в среднем звене у них не возникнет потребности надеть что–нибудь другое.
Возвращение к школьной форме поддерживают и многие врачи. У них также возник ряд опасений за здоровье школьников, которые посещают занятия в одежде, далеко не всегда безопасной для их здоровья. К примеру, чрезмерно узкая и тесная одежда ухудшает кровообращение, что способствует нарушению функций внутренних органов. Также опасение специалистов вызывает излишняя легкость одежды учащихся, которая может стать причиной переохлаждения и развития серьезных заболеваний.
Мнение преподавателей. По мнению учителей, форма одежды напрямую влияет на ход учебного процесса. Часть из них поддерживает возврат к прошлому, то есть введение единой школьной формы, другие же считают, что достаточно того, чтобы ученики каждого класса или школы носили одинаковую форму, третьи согласны на строгий дресс-код для школьников. Свое мнение преподаватели объясняют тем, что единая форма одежды дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чем пришел и где это можно купить. Впрочем, наиболее либеральные учителя готовы смириться с тем, что одежда не будет полностью идентичной, но соответствовать деловому стилю и быть примерно одинаковой цветовой гаммы.
Вот мнение преподавателя географии СОШ № 33 Горемыкиной Марины Владимировны:
«Я уже много лет работаю в школе и поэтому вижу, как наличие делового стиля одежды влияет на качество обучения учащихся. Ребята меньше отвлекаются, более собранные, активно участвуют в учебном процессе. Конечно возможно многих пугает само слово «форма», поэтому предлагаю говорить о деловом стиле одежды».
Итак, школьная форма играет не последнюю роль в воспитании и организации учебной деятельности.
3.Социологическое исследование
3.1. Анализ показателей успеваемости в начальной школе СОШ № 33
Мы провели исследование материалов процесса обучения начальной школы СОШ № 33. Учащиеся начальной школы в теплое время (до ноября) придерживаются делового стиля в одежде, а с наступлением зимы им разрешают ходить в свободной одежде (теплой). Учитывая эту особенность, мы выяснили следующее:
3 класса начальной школы (4 а, 4б, 3 б) носят форму в полном режиме, остальные классы – деловой стиль (светлый - верх, темный – низ).
Мы проанализировали состояние качества обучения на конец 1 четверти и конец 3 четверти. По итогам 1 четверти:
На начало года – 468 детей, аттестовалось – 323, из них успевают 318.
На «5» - 21 человек, на «4»-«5» - 151 человек, с 1-й «4» - 27 человек, 1,2 «3» - 58 человек.
Качество 53,2 %; обученность – 99%.
По итогам 3 четверти: с тем же количеством учащихся 468, аттестованных 322, успевают – 316.
На «5» - 19 человек, на «4»-«5» - 149 человек, с 1-й «4» - 20 человек, 1,2 «3» - 60 человека.
Качество 52,5 %; обученность – 99%.
Диаграмма
Итак, согласно данным качество обучения в холодный период понизилось (хотя и незначительно) по сравнению с теплым временем года, когда учащиеся ходят в форме.
3.2. Социологический опрос «Нужна ли школьная форма»
Для социологического исследования мы выбрали СОШ № 33 г. Астрахани и микрорайон улицы Звездная и проезда Воробьева, прилегающие к СОШ № 33.
В ноябре месяце 2011 года в СОШ № 33 мы провели соцопрос « Мое отношение к школьной форме». Всего в соцопросе приняло участие 132 человека, из них 32 родителя (возрастная группа от 27 до 40 лет) и 100 учащихся (5 – 11 классы).
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Нужна ли школьная форма?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
2. В чем плюсы школьной формы? Варианты ответов свободные.
3. В чем минусы школьной формы? Варианты ответов свободные.
4. Кто должен принимать решение о введении школьной формы?
А) директор школы; Б) ученики; В) директор и ученики.
5. Есть ли у родителей возможность покупать детям школьную форму, с учетом того, что ребенок может носить ее не один год?
А) возможно; Б) не возможно; В) да, вероятно; Г) нет ответа.
На первый вопрос « Нужна ли школьная форма?» 74% опрошенных ответили отрицательно. Но при этом лишь 66% считают, что форма должна быть свободной, сторонниками классического стиля выступают 20% респондентов, а 14% считают, что форма должна быть удобной.
На вопрос « В чем вы видите плюсы школьной формы?» 23% ответили, что она дисциплинирует, 19 % что в ней тепло и удобно, 43% не видят никаких плюсов, а 16% затруднились ответить. Зато на вопрос о минусах школьной формы затруднились ответить 24% опрошенных. 47% считают, что форма не удобна, 11% считают ее не красивой и 11% считают, что форма не подчеркивает индивидуальность. 7% считают, что минусов у формы нет.
По вопросу: « Кто должен принимать решение о введении школьной формы?» - 32,5% респондентов считают, что такое решение должен принимать директор школы, 54,5% - ученики и 13% - директор совместно
с учениками.
Мы также обобщили ответы по возрастным группам.
1) Родители возрастная группа от 27-40 лет
а) 64% считают, что в школах следует вводить форму
б) 31% против
в) 5% затруднились ответить
2) Мнения учеников нашей школы: 5-7 классы (10-13 лет)
а) 46% против формы, но за культуру школьной одежды
б) 23% против
в) 31% за
3) Мнения учеников нашей школы: 8-11 классы (13-17 лет)
а) 51% против введения школьной формы
б) 38% за
в)11% затруднились ответить
Отсюда следует вывод что, большинство родителей, а это есть 64%, считают, что форма нужна. Дети же считают обратное, что форма не нужна 46%. Ну а молодежь большинство тоже считают не нужно вводить школьную форму - 51%.
Соцопрос родителей о возможности покупать детям школьную форму показал:
а) Такая возможность есть, ответило на этот вопрос 70% родителей
б) Такой возможности нет, ответило 14% родителей
в) Да, вероятно ответило 6%
г) И не ответивших на этот вопрос 10%
Рассматривая результаты опроса можно сделать вывод: что у большинства родителей есть возможность, чтобы покупать детям школьную форму, при опросе мы отмечали и ту особенность, что форму не нужно будет покупать каждый год ( нужно учесть особенности развития детей).
Объединив все результаты социологического исследования можно сделать вывод, что, несмотря на множество нежелающих вводить школьную форму большинство респондентов придерживаются мнения о необходимости однотипности во внешнем виде учеников, а однотипность – деловой стиь – это и есть форма. Учеба это - работа, притом, не легкая. Школьная форма - рабочая одежда для школы - создаёт рабочее настроение, дисциплинирует, не отвлекает. Наденешь форму - и тонус повышается, и готовность к работе на уроках
Нужна ли нам форма? Мы ответим однозначно: да, нужна. Может быть, форма имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. В будущем форма повлияет на стиль ученика.
Изучив статьи в периодической печати и мнения в интернете,
постараемся составить общее представление о школьной форме ее истории.
Много внимания вопросу школьной формы уделяет журнал: «Теория моды». Интернет кишит форумами поднимающими эту проблему. Мы сделали некоторые выводы.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.
.
Доводы против школьной формы:
• Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
• Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
• Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Доводы за школьную форму:
• Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Наличие формы способствует концентрации внимания, повышению активности в учебном процессе, а как результат повышению успеваемости.
• Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Наличие формы дает возможность учащимся выделять на общем уровне своими знаниями, умениями, достижении в учебе.
• Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
• Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей
Итак, заканчивая свое исследование, хотим сделать следующие выводы.
Сегодня у школьной формы есть много сторонников и противников. В наше стране есть хорошие исторические традиции ношения школьной формы не только в советский период, но и в дореволюционное время.
Сегодня происходит возрождение гимназий, кадетских корпусов, эти учебные заведения считаются престижными, в них обязательно ношение формы. Возможно, необходимо ввести школьную форму во всех школах России для поднятия престижа не только самих школ, но и самого образования в целом.
Почему, когда мы говорим «форма», в нашем понимании возникает, что-то серое и невзрачное. Сегодня есть возможность выбора и тканей, и моделей, места покупки или пошива одежды для школы. И не обязательно делать всем одинаковую форму, нужно оставить право выбора расцветки, фасона для учеников и родителей, но соблюдение делового стиля должно быть обязательно для всех.
Законодательство разрешает руководителям школ решать данный вопрос положительно. По мнению специалистов, школьная форма играет не последнюю роль в воспитании и организации учебной деятельности.
Социологическое исследование показало снижение успеваемости учащихся в период, когда они ходят в свободной одежде. Это говорит о влиянии наличия школьной формы на процесс обучения.
Результаты социологического опроса можно сделать вывод: что у большинства родителей есть возможность, чтобы покупать детям школьную форму, с учетом, что школьная форма часто покупается не на один год (что даже более выгодно). Многие респонденты выступают за введения однотипной одежды, делового стиля, что в принципе является доводом за форму.
Доводы «за» школьную форму сильно перевешивают доводы «портив», да и все доводы «против» при правильном подходе к проблеме исчезнут сами собой.
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Наличие формы способствует концентрации внимания, повышению активности в учебном процессе, а как результат повышению успеваемости.
Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Наличие формы дает возможность учащимся выделять на общем уровне своими знаниями, умениями, достижении в учебе.
Предлагаем задуматься руководителям государства о целесообразности введения школьной формы на государственном уровне. Это поднимет престиж образования, поможет воспитать аккуратных, дисциплинированных, организованных, а возможно и добропорядочных граждан. В экономическом плане будет возможность предпринимателям приносить прибыль в казну государства, организовать дополнительные рабочие места, только такие предприятия должны иметь дополнительные преимущества, возможно государственные заказы, чтобы могли производить качественную и недорогую одежду. В социальной политике, для малоимущих форма должна предоставляться либо бесплатно, либо частично компенсироваться государством. И когда государство задумается о своем подрастающем поколении, поможет педагогам воспитать достойных граждан, тогда может и в России будет порядок.
6. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8
7. Марина Балина, Алла Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 8
8. Трофимов. М.Н. География одежды. Школы в Японии. // Вокруг
Света. 2006. № 5.
Можно от Солнца уйти...
Прекрасная арфа
Проказы старухи-зимы
Пчёлы и муха
Извержение вулкана