Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК), которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.doc | 102.5 КБ |
Оглавление.
Введение.........................................................................................................................2
Глава 1.Исторический аспект формирования понятия информационной культуры......3
Глава 2. Вербальная информационная культура.................................................................5
2.1. Сущность вербальной информационной культуры...........................................5
2.2. Связь вербальной информационной культуры с природой человека..............5
2.3. Роль учебных заведений и библиотек в формировании информационной культуры..................................................................................................................................7
Глава 3. Информационное насилие.......................................................................................8
3.1.Неконтролируемый поток........................................................................................8
3.2. В расчете на успех...................................................................................................8
3.3. Этический аспект....................................................................................................9
3.4. Эрудиты...................................................................................................................10
3.5. О мотивации............................................................................................................10
Глава 4. Невербальная информационная культура..............................................................11
4.1. Выражение лица.....................................................................................................11
4.2. Открытость..............................................................................................................12
4.3. Защита......................................................................................................................12
4.4. Оценка......................................................................................................................13
4.5. Жесты без зрителей: разговор по телефону.........................................................14
Заключение...............................................................................................................................15
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК), которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в людях, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.
Наша работа поможет учащимся в формировании понятия информационной культуры, подготовит их к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Глава 1.Исторический аспект формирования понятия
информационной культуры.
История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В России обучение навыкам работы с информацией имеет большую историю; накоплены богатые традиции и опыт работы школ, вузов и библиотек по подготовке граждан к жизни в информационном обществе; хорошо известен в России и международный опыт. Вместе с тем в России получила распространение концепция информационной культуры.
Формированию информационной культуры в Европе уделяется большое внимание. В ноябре 1999 года была развернута инициатива "Меморандум Понимания. Мультимедиа в обучении и образовании в Европе", которая получила название PROMETEUS.Основная цель этого меморандума - дальнейшее совершенствование технологий объединенными усилиями администрации, потребителями и производителями (преподаватели, разработчики систем, издатели).
Большую роль в формировании ИК играет дискуссионный форум IFETS, в котором принимают участие преподаватели практически всех стран мира. По инициативе ХГПУ при форуме создана русскоязычная секция. Проводятся формальные (расписание представлено по адресу http://ifets.gmd.de/discussion.html или http://users.kpi.kharkov.ua/lre/discussion/) и неформальные дискуссии. Как отмечают участники, "дискуссии улучшают настоящее и позволяют избежать ошибок в будущем".
В 90-х годах XX века в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.
В развитие концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).
В 2002 году в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.
В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА – прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений. Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе – решения проблем информационной грамотности.
В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в которой обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы.
Глава 2.Вербальная информационная культура.
Американские психологи, работающие в области рекламы, в одном из нью-йоркских кинотеатров демонстрировали фильм. Через каждые 100 кадров в ленту был вмонтирован один титр с надписью: «Пейте кока-колу!» надпись появлялась через каждые 5 секунд на неуловимо короткий миг – 1/24 доли секунды. Никто из 45 699 зрителей, посмотревших фильм с рекламными титрами, эту надпись не «видел», точнее не осознавал. И тем не менее реклама подсознательно была воспринята и обусловила дальнейшее поведение людей. Сразу же по окончании сеанса многие из зрителей бросались в близлежащие торговые точки пить кока-колу. В дальнейшем титры в кинофильмах заменили на «Ешьте жареную кукурузу». По окончании киносеанса зрители уже не покупали кока-колу, а приобретали жареную кукурузу.
2.1. Сущность вербальной информационной культуры.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
В данном случае речь идет об одном и наиболее важном элементе культуры эпохи информатизации, которую называют информационной культурой. Это название не только соответствует названию формирующегося нового общества, но оно, в большей степени, чем другие, выражает сущность и содержание этой новой культуры. Представляя собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура, вместе с тем, как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры.
2.2. Связь вербальной информационной культуры с природой человека.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
• в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Компьютер и сеть Интернет выступают «революционными» символами современности. С одной стороны, эти медиа открывают новые невиданные возможности, соединяют вместе музыку, живопись, литературу, науку. То, прежде разорвано различалось как по форме, так и по содержанию, теперь стало одним целым. С другой стороны, сжатие социального пространства заметно сократило социальные различия. То, что требовало раньше соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и материальных средств, теперь стало общедоступным. Сложные произведения искусства, научные теории, политические идеологии - все, что требовало от реципиента финансовых затрат, территориальных передвижений и временных потерь, теперь можно получить, не выходя из дому. Такой способ получения иформации - ото всего мира сразу - все чаще связывает людей в единое мировое сообщество. Это приводит и к качественным изменениям в стиле мышления, способе видения, оценки и понимания действительности. Прежний линейный способ восприятия мира, понимание, основанное на логической последовательности, аргументации и обосновании, которые имели место даже в идеологиях, уступают место целостному охвату смысла происходящего, когда даже мозаичное и нерегулярное чтение или просмотр различных сайтов сети Интернет быстро приобщают человека к происходящему. Сеть Интернет становится «местом мест», т. е. такой формой социального пространства, где разнородная информация встречается и коммуницирует.
2.3. Роль учебных заведений и библиотек в формировании информационной культуры.
Для работы с группой учащихся применяется весь арсенал методических приемов: беседы, лекции, проблемные задания, использовались индивидуальные и групповые задания, тесты, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Проводятся практические занятия, нацеленные на конкретный вид работы, например, поиск книг по тематическому каталогу, подбор источников на заданную тему. Организовывается закрепление и практическое применение знаний, полученных учащимися. Учителя поощряют развитие библиотечно-библиографических навыков учащихся, рекомендуют литературу, связанную с изучением школьных дисциплин, постоянно поддерживают интерес учащихся к справочным изданиям, приучают к работе в библиотеке. Для выяснения результативности было проведено выборочное анкетирование 6,7,8, 9 классов. Оно показало, что учащиеся 7-х, 8-9 классов показали разный результат (приложение 3).
Библиотека, являясь структурным подразделением учебного заведения, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества: - научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации, приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Глава 3. Информационное насилие.
Традиционно выделяют следующие виды насилия: сексуальное насилие над ребенком, пренебрежение (ребенок предоставлен сам себе, что приводит к травмам и различным издержкам в отношениях со сверстниками), эмоциональное насилие (недостаток внимания и любви), моральное насилие (ребенку постоянно дают понять, что он — неполноценное существо). Новое время и новые технические возможности порождают и новую форму насилия, которую можно назвать информационным.
3.1. Неконтролируемый поток.
Сущность информационного насилия над ребенком состоит в том, что ему приходится осваивать огромные потоки хаотичной информации.
Раньше информации было мало, и она больше ценилась. Существовала даже проблема нехватки информации. Особенность же современной ситуации в том, что избыток информации приводит к потере ее ценности, когда просто невозможно в короткие сроки как-то ее упорядочить, отсеять ненужное. Первостепенной становится не сама информация, а способы работы с ней и прежде всего — способы упорядочивания информации и отсеивания «информационного мусора».
Информационное насилие приводит к серьезным перекосам в психическом развитии ребенка, а также пагубно отражается на его психическом здоровье. Естественно, все это еще нуждается в дополнительном изучении, но уже сейчас можно выделить несколько аргументов в пользу того, что эта проблема должна стать предметом серьезного профессионального и общественного внимания.
3.2. В расчете на успех.
Никто не определил нормы информационных нагрузок на учащихся, особенно в младших классах. Данная проблема не только чисто психологическая, но и медицинская. При разработке критериев допустимых информационных нагрузок важно учитывать не только возрастные особенности детей, но и возрастную динамику восприятия и усвоения разных видов информации. Важно обратить внимание на форму подачи учебного материала. Надо, например, определить, всегда ли игровая форма лучше способствует восприятию материала, как сочетать учебную игру с более строгими формами обучения и т.п. Наконец, важно считаться с индивидуальными особенностями детей — кто-то готов к работе с большими и даже неупорядоченными потоками информации, а кто-то пока не готов. Кроме того, настораживает информационная перенасыщенность многих инновационных образовательных программ.
Настоящая психолого-педагогическая технология должна быть ориентирована на обычных учеников и на обычные школьные условия.
Многие «инновационные» программы внешне слишком эффектны, перегружены «экзотическим», нетрадиционным материалом, часто трудным для восприятия. Они рассчитаны в большей степени на коммерческий успех, чем на реальное развитие школьников.
3.3. Этический аспект.
Аргумент, заставляющий специально рассматривать проблему информационного насилия,— этический. С одной стороны, это провоцирует саму школу и конкретных учителей искать эти самые программы или, что еще проще, перенасыщать излишней информацией учебный материал. В какой-то степени здесь страдают и сами учителя, ведь ощущение некоторой фальши и примитивизма такой позиции травмирует их профессиональную совесть и даже самолюбие.
С другой стороны, страдают дети, которые вынуждены «запихивать» это в свою память, чтобы, сдав очередной экзамен, благополучно все забыть. Недаром бывший заместитель министра образования, известный психолог А.Г. Асмолов писал: «Наши ученики в школе вряд ли способны в итоге запомнить расфасованную по урокам информацию по истории или экономике, но они должны обрести смысловую картину мира, того мира, в котором живут». То есть знания нужны подрастающему человеку для того, чтобы сориентироваться и найти свое место в этом мире, они лишь средство для самоопределения человека. Но несистематизированные знания скорее дезориентируют. И тогда главную свою функцию — формирование у учеников смысловой картины мира — школа не выполняет. В этих условиях важнейшей задачей становится разработка не столько информационно емких образовательных программ с установкой на запоминание, сколько программ, позволяющих ученику ориентироваться в информации и больше рассуждать, чем запоминать.
3.4. Эрудиты.
«Интеллектуальные качки» (накачанные ненужной, но эффектной информацией) также часто не имеют каких-то выдающихся достижений, но зато всегда могут произвести впечатление. Все это также позволяет утверждать, что избыток информации дезориентирует человека и уводит его от размышлений над наиболее важными и сложными вопросами нашей жизни. Зачем нужны такие знания?
Особенность человеческой памяти (по сравнению с памятью даже высших животных) в том, что она носит опосредованный характер. Если животное весь свой приобретенный опыт вынуждено запоминать (носить в своей голове), то человек научился и свой опыт, и опыт человечества накапливать в так называемых «носителях культуры» — книгах, компьютере, в произведениях искусства, в других творениях. И для развитого, культурного человека важно не просто что-то знать (какой-то необходимый минимум информации у каждого должен быть), а уметь оперативно находить нужную информацию, используя возможности своего интеллекта для решения творческих задач.
3.5. О мотивации.
Перспективным направлением в разрешении данной проблемы явилось бы формирование у школьников полноценной учебной мотивации, основанной на выделении значимых глобальных проблем. Если сформировать у ученика готовность рассматривать свою жизнь и свою деятельность (включая и учебную) в контексте «смысловой картины мира» (по А.Г.Асмолову), то знания могут пригодиться. Ибо, как известно, глобальные проблемы с ходу не решаются. Чтобы их разрешить, необходимо выделить более частные проблемы, вплоть до конкретных задач конкретных научных и практических направлений. И вот здесь потребуются и знания, и информация, и способы ориентировки в этих знаниях, и методы использования их. Акцент сделан на глобальности образовательного процесса, его неразрывной связи с судьбами культуры и общества. Противоположная точка зрения основана на том, что ребенок еще мал и глуп, поэтому лучше, если он просто будет усваивать то, что положено, что определено учителем или очень умными и авторитетными специалистами. Мы не настаиваем на безукоризненности наших аргументов, а лишь приглашаем к размышлению.
Глава 4. Невербальная информационная культура.
Существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Особенность языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знания и навыки невербальной коммуникации помогут сделать каждую нашу встречу с другим человеком любопытным экспериментом.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38% и за счет невербальных средств на 55%Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
В нашей мимике и пантомимике отражаются не только динамические, приходящие эмоциональные состояния, но и устойчивые качества личности.
4.1.Выражение лица.
Это наиболее простая и непротиворечивая зона. Мы обнаружили, что многие люди, понимающие, что коммуникации с помощью выражения лица существует, тем не менее никогда не пытались понять, как же она происходит. Один из начальных методов, чтобы помочь осознать это, был слайд с изображение двух групп людей. По выражениям лиц (рис.1) видно, что сидящие справа удовлетворены, доверительны, самодовольны, а сидящие с лева – несчастны, злы и занимают оборону. Мы видим, что перед нами два противоположных лагеря.
Многие считают, что люди которые не смотрят нам в глаза, что-то скрывают. М.Эргайл подсчитал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени, он также заметил, что если два человека во время разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, вероятно, более заинтересованы в собеседнике, чем в том, что он говорит. Две крайности на это полюсе – влюбленные, с обожанием смотрящие друг на друга, и два жестоких индивидуума, готовых к драке. Эргайл также полагает, что абстрактные мыслители стремятся к большему количеству контактов, потому что у первых больше способности к интегрированию поступающих данных и их труднее отвлечь.
Люди склонны к контакту глаз в большей степени, когда они слушают, чем когда они говорят. Они отводят глаза даже тогда, когда задают вопросы, от которых они чувствуют себя неудобно, ощущают вину. С другой стороны, когда люди испытывают злобу, агрессию или уходят в защиту, контакт глаз резко возрастает.
4.2.Открытость.
Среди многих жестов, выражающих ее, назовем открытые руки (рис. 2).Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: «Что вы от меня хотите?!» Другой характерный жест – расстегнутая куртка (пиджак и т.д.). Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии.
Открытость, как и другие аттитюды, заразительна, и это распространяется не только на людей, но и на животных.
Гораздо большее количество взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди застегнутых на все пуговицы. Многие из последних в придачу сидели, скрестив руки на груди в защитном жесте. Те же, что меняли свое состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали руки и расстегивались.
4.3.Защита.
Скрещенные на груди руки. Их используют и дети, отрицающие инструкции родителей, и старики, защищающие свое право быть услышанными. Это – защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает и сильное влияние на других. В группе из четырех и более человек вы можете повлиять на всех них, скрестив руки. Сохраняйте эту позицию не только когда слушаете, но и когда говорите, и вы увидите, как быстро другие члены группы последуют вашему примеру, и открытая коммуникация нарушится. Люди обычно не понимаю этого простого жеста и продолжают «выключать» того, кого надо «включить» - он же сигнализирует нам, что выпал из разговора.
Если вы хотите узнать, занял ли ваш собеседник защитную позу или просто комфортно расположился, скрестив руки, посмотрите на его кисти. Расслаблены они или сжаты в кулаки (рис. 3)? Или стиснули одна в другую так, что пальцы побелели (рис. 4)
Посадка на стул, при которой его спинка является как бы щитом (рис. 5), а также ноги, заброшенные на стол, или одна нога – на ручку кресла: несмотря на кажущуюся ненормальность и кооперативность позы, ваш партнер на самом деле демонстрирует доминантность или агрессию.
4.4.Оценка.
Самые ошибочно интерпретируемые жесты – это те, которые мы называем жестами оценки, те, что связаны с задумчивостью, размышлениями. Неясен не только знак оценки, но и наличие самого процесса раздумывания над тем, о чем идет речь. Ученик в школе, вперивший невидящий взгляд в свою учительницу, с напряженно выпрямленным телом, ногами, плотно стоящими на полу, на самом деле не слушает её. Он отключился от нее, используя защитную технику «я весь внимание». А вот другой ученик, наклонившийся вперед, сидя на краешке стула, склонивший голову набок, опрев ее на руку, - он действительно слушает. Жест «рука у щеки» (рис. 6), напоминающий роденовского «Мыслителя», означает, что человек находится в состоянии размышления о чем-то.
Наклон головы набок: еще Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Это хорошо чувствуют женщины: наклон головы создает впечатление интенсивного слушания. Об этом полезно помнить тому, кто хочет передать максимум информации за минимум времени.
Почесывание подбородка – размышление (оценивание: жест «хорошо, дайте мне прикинуть»), идет процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом искоса, как бы желанием вдалеке увидеть ответ на проблему.
Жесты с очками. Один из негативных – взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа: «Ну, что там еще?» Другие жесты – средство выиграть время: медленное снимание очков, тщательное протирание стекол; некоторые могут проделывать это раз пять за час. Подобный жест – очки снимаются и человек начинает грызть или просто держать во рту конец дужки. Поскольку говорить с каким-либо предметом во рту сложно, то человек получает право отмалчиваться. Кроме того, это означает, что человек ищет питания, возможно, в виде новой информации. Еще один жест с очками – быстрое срывание их и бросание на стол: «Ну, это уж слишком!»Если такой жест применяют в разговоре с вами – оставьте пока главный вопрос, снизьте напряжение, пока собеседник не наденет снова очки и не будет способен «видеть» другие альтернативы.
4.5.Жесты без зрителей: разговор по телефону.
Мы жестикулируем вне зависимости от наличия аудитории. Особенно ярко это проявляется, когда вы у телефона.
Рисование на бумаге. Это говорит об уменьшении интереса – во всяком случае, для человека с конкретным типом мышления.
Курильщик, если ему действительно интересно, вынет сигарету изо рта; если же он разозлится или смутится, он снова возьмет её, собьет пепел; если же он действительно выведен из себя, то он жестко раздавит её в пепельнице.
Прихорашивающиеся жесты у мужчин и женщин во время ухаживания наблюдаются постоянно; например, девушка, разговаривая со своим парнем по телефону, смотрится в зеркало.
Раскачивание на стуле – обычно жест удовлетворения, владения ситуацией.
Открывание и закрывание ящика стола – часто жест размышления над сложной проблемой.
Вставание - бывает очень часто. Мы встаем, когда принимаем решения, когда удивлены или шокированы или когда разговор надоел.
Заключение.
В результате написания исследовательской работы на тему «Вербальная и невербальная информационная культура» расширились познания по изучаемой теме.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Под информационной культурой понимается совокупность культур: новых информационных технологий, технологической, правовой, социологической, эргономической культур, которые осведомляют человека и способствуют направленному воздействию на протекание социальных процессов в обществе.
В нашей работе речь идет об одном и наиболее важном элементе культуры эпохи информатизации, которую называют информационной культурой. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека.
Новое время и новые технические возможности порождают и новую форму насилия, которую можно назвать информационным. Существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека. Уникальность нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем информационную культуру не только в вербальном её аспекте, но и в невербальном.
Данное исследование имеет прикладное значение: знакомство с понятием информационной культуры позволяет чувствовать себя более уверенно в условиях информационного общества, быть более успешным в учебной и внеучебной деятельности, соответствовать требованиям и реалиям современности.
Ветер и Солнце
Военная хитрость
Голубая лягушка
Привередница
Прекрасная арфа