Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
zuevy.doc | 346.5 КБ |
МКОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Учительская династия Зуевых
Волошина Арина
11 класс,
с. Георгиевка,
Локтевский район,
Алтайский край
Научный руководитель:
Волошина Светлана Николаевна,
учитель математики
с. Георгиевка, 2012
Оглавление:
1) Генеалогическое древо династии 6
2) Учительская династия Зуевых 7-12
Введение
В настоящее время образование приобретает стратегическую важность и становится приоритетом в государственной политике. Реформы, которые проходят в последнее время в сфере образования, неоднозначны. Но всегда главным действующим лицом образовательного процесса остаётся учитель.
На каком бы языке ни звучало слово «учитель», везде оно произносится с большим почтением и уважением. В сердце каждого из нас учитель всегда стоит в одном ряду с самыми близкими и родными людьми. Как бы ни изменялись школьные программы, на плечи учителей по-прежнему возложена сложнейшая задача – заложить не только основы знаний, но и умение жить в обществе и быть ему полезным. Ни один труд не требует такой самоотверженности, самоотдачи, таких душевных затрат, как труд учителя. Именно от них напрямую зависит наше будущее.
Трудно перечесть все профессии, существующие на Земле. Но, наверное, не найдётся на нашей огромной планете такого человека, который бы не был знаком с учительской профессией. Сложная, ответственная, но, пожалуй, самая необходимая... И пусть нелёгок учительский путь, но не редеют ряды лучших представителей своего Отечества. О призвании к педагогическому труду, любви к детям ярко свидетельствуют многочисленные учительские династии России. Мною была проведена исследовательская работа - а были ли в нашем роду учителя? Оказывается да, были.
В энциклопедическом словаре читаю: «Династия – род, господствующий в государстве с наследственной монархией». Но почему господствующий род? И я решила написать о нашей семейной династии учителей, о близких людях, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям.
Тема моего исследования – история учительской династии Зуевых. Выбор темы неслучаен. Сама по себе верность профессии заслуживает уважения. Вдвойне заслуживает уважения верность педагогической профессии, которая требует от человека огромных затрат моральных, физических и интеллектуальных сил. Очень часто учитель работает не только днём, но и вечерами, в выходные и праздники, отрывая время от семьи, не успевая отдохнуть. И если при этом дети становятся продолжателями дела своих родителей, можно быть уверенными – они сделали свой выбор осознанно, здесь нет ошибки, а есть любовь к избранной профессии.
Для начала я задалась вопросом: "Что делает человека образованным?". Ответ очевиден - жизнь и школа. Жизнь дает запас впечатлений, развивает любознательность, формирует характер. Все эти качества являются непосредственными предпосылками к учению. Школа дает знания, без которых человек - ничто.
А теперь вопрос посложнее. Что делает человека учителем? Быть может некая генетическая предрасположенность или стечение обстоятельств? Скорее всего, и то и другое. Все факторы, способствующие становлению человека, как педагога фокусируются в одном понятии - учительская династия. Когда твой прапрадед, твои прабабушка и бабушка, твои мать и тётя посвятили себя учительской профессии, это говорит о многом.
Размышляя над этими сложными вопросами, решила начать с себя и ближе познакомиться с учительской династией Зуевых.
Цель моего исследования: на основе сведений о жизненном и творческом пути учительской династии Зуевых дать представление и рассказать о высоконравственных, культурных, всесторонне образованных и интеллигентных представителях нашего общества, какими являются и должны быть учителя России.
Задачи:
Объект исследования: педагоги из семьи Зуевых.
Предмет исследования: Изучение, систематизация и анализ собранного материала.
Актуальность: Педагогическая династия Зуевых провела огромную работу для процветания и развития образования в Алтайском крае, традицию семьи Зуевых продолжает их последователи. Семья Зуевых является примером патриотизма, верности благородной профессии учителя для молодых педагогов, для жителей Алтайского края.
Методы исследования:
1. Эмпирический - получение информации путём опроса, беседы, сбора вещественных источников.
2. Теоретический или интеллектуальный - анализ, синтез, моделирование, сопоставление фактов.
Обзор литературы
Изучив книгу А В. Огородниковой «Начинающему исследователю родословной» , я узнала, каким образом можно исследовать свою родословную. Ознакомилась со словарем терминов. Для изучения династии я провела опрос и многочисленные беседы с моей мамой Волошиной Светланой Николаевной, бабушкой Борисовой Раисой Тимофеевной, сестрой бабушки Щерединой Светланой Тимофеевной, тётей Кнаус Татьяной Николаевной. С мамой мы посетили музей Локтевского района, где нам разрешили сфотографировать стенды, на которых изображена моя прабабушка Мильто Мария Устиновна. В данной работе использованы фотографии, документы из семейного архива моей бабушки Борисовой Раисы Тимофеевны, нашего семейного архива, материалы музея Локтевского района, статьи газеты Локтевского района «К новым рубежам» , книга «Червонное золото Локтя» (история Локтевского района) , сайты в интернете: «ru.wikipedia.org genealogia.ru», проекты в интернете: www.family-Tree.ru; www.Rodoslovnik.ru
Основная часть
Шаги реализации
1. Изучение на уроках истории родословных династий российских правителей.
2. Сбор информации в семье, работа с устным источником – воспоминаниями. Общение со своими родителями, бабушками и другими родственниками. Поиск источников по изучению семейной династии.
3. Нахождение дополнительных источников информации (материалы домашних и возможно государственных архивов, дневники, записанные воспоминания, фотодокументы). Личные письма, старые документы, награды, сохранившиеся в семье. Изучение семейных реликвий.
4. Обработка всех найденных источников, классифицирование их.
5. Составление древа учительской династии Зуевых и краткая биография каждого члена этой династии.
Глава 1: Генеалогическое древо династии
Изучая жизнь моих родственников, я увидела, что среди них очень много учителей. Поэтому я составила древо педагогической династии Зуевых.
Что такое династия? Это люди, связанные родственными отношениями, которые случайно или нет, выбрали одну и ту же профессию? Или это “зов крови”, что-то, заложенное свыше, что предопределяет судьбу? Если посмотреть на педагогическую династию нашей семьи, можно смело сказать – случайных людей здесь нет. И хоть судьбы многих из них похожи, они шли в эту профессию не по стопам родителей, а по велению души, потому что другой судьбы они выбрать не могли!
Династия — гордое слово,
Сплелись поколения в нём,
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем
Их труд путеводной звездой.
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой.
Потомственный врач иль учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Во славу единого дела
Они на Земле родились.
Секреты и опыт, и знания
В наследство передались.
Так пусть же растут, процветают.
На благо любимой страны.
Ведь трудовые династии
Бесспорно, нужны и важны!
Педагогические династии– это особый образ жизни, основа педагогического профессионализма и лучшая школа для любого ребенка, родившегося в педагогической семье. Династией считается семья, в которой профессия передается как минимум в трех поколениях и общий трудовой стаж составляет не менее 85лет. Значит моя прабабушка Зуева-Мильто Мария Устиновна, бабушка Борисова Раиса Тимофеевна, её сестра Щередина Светлана Тимофеевна, мама Волошина Светлана Николаевна и моя тётя Кнаус Татьяна Николаевна – это педагогическая династия, у которой общий педагогический стаж более 140 лет.
Глава II: Учительская династия Зуевых
Герои, о которых пойдёт речь, реальны, жизнь их сложилась так, а не иначе. Каждый из них достоин рассказа, каждый служил или служит, говоря старомодным языком, на ниве просвещения.
Свое повествование о нашей педагогической династии я бы хотела начать с рассказа о её родоначальнике – моём прапрадеде Зуеве Устине Александровиче, 1900 года рождения.
Все Зуевы жили до войны в большом селе Гилёво
Локтевского района Алтайского края. Приехали они
на Алтай из средней полосы России. Один из братьев,
Устин, считался грамотным и толковым мужиком на
селе. Когда привезли в село беспризорников и
наказали колхозам заботиться о них, как о родных,
Устин Зуев был выделен в качестве старшего
наставника к ним. В Гилёво тогда не знали слов
«общественная работа», но по сути своей бригадир
плотников Устин Зуев был самым настоящим
общественником. В его доме по вечерам собирались
взрослые - читали книги, обучались грамоте. (прабабушка часто рассказывала, как отец устраивал по вечерам чтение вслух и его с любопытством слушали присутствующие в избе. В том числе и моя прабабушка.)
Перед самой войной поступила в педучилище дочь Устина – Мария.
Затем дочь Вера, 1927 года рождения, но война помешала осуществить ей мечту стать учительницей. Оставила Вера учёбу, работала в тракторной бригаде учётчицей-заправщицей.
Для дочери Зинаиды, 1932 года рождения, родственники выбрали профессию медсестры. Она – учительницы. Но на семейном совете сказали: ослушаешься, помогать не будем. Приехала в Рубцовск, покрутилась у медучилища и повернула назад. Поступила в педагогическое, некоторое время скрывала, где учится. Потом открылась. В 1952 году окончила училище и приехала в родные места.
Учительствовала Зуева (Жилякова) Зинаида Устиновна в одной школе – Второкаменской Локтевского района. Когда не хватало учителей с высшим образованием, преподавала математику и физику, а потом вела начальные классы. Педагогический стаж Зинаиды Устиновны 36 лет. После тяжёлой болезни в 2001 году Зинаида Устиновна скончалась. Её внучка Юля пошла по стопам бабушки. В 1999 году поступила в Барнаульский педагогический университет на педагогический факультет. В 2004 году Юлия Николаевна Мартыненко (Жилякова) окончила университет. В настоящее время работает в той же школе, где всю жизнь проработала её бабушка. Педагогический стаж – 8 лет.
Сын Устина Александровича Александр, 1940 года рождения, по примеру сестёр работал в Новенской школе Локтевского района учителем физики, учился заочно в институте. Но через 13 лет переменил профессию. Достойной сменой Александра Устиновича стала его дочь – Ирина. В 1984 году Щетинина (Зуева) Ирина Александровна закончила Рубцовское педагогическое училище. По сегодняшний день она трудится учителем начальных классов в школе №1 г. Горняка Локтевского района. В 2005 году ей была присвоена высшая квалификационная категория. Педагогический стаж Ирины Александровны составляет 27 лет.
Любовь к педагогическому труду в нашей семье от моей прабабушки – Мильто (Зуевой) Марии Устиновны, 1922 года рождения.
Родилась она в крестьянской семье Зуевых. В годы
коллективизации пошла девочка в школу.
Окончила семилетку, затем поступила в Рубцовское
педучилище. Отец очень хотел, чтобы дочь
выучилась на учительницу. Но увидеть дочь на этом
поприще ему не пришлось. Будь проклят, этот день -
22 июня 1945 года, когда началась война. Прабабушка
часто вспоминала: «Мы готовились после
госэкзаменов к выпускному вечеру. И вот настал
этот день, мы с радостью собрались в клубе. И уже
был избран президиум для начала торжества. Но в
это время по радио раздался тревожный голос,
объявили о начале войны. Вместо веселья начался
кошмар. Нам вручили аттестаты и объявили всем о необходимости явиться в военкомат. Ребята ушли на фронт. Я их больше не встречала. А мы всю ночь разносили по Рубцовску повестки». (В архиве нашей педагогической династии хранится старинный документ – аттестат, 21 июня 1941 года. В нем аккуратнейшим подчерком написано о том, что настоящий аттестат выдан Зуевой Марии Устиновне …в том, что она обучалась в Рубцовском педагогическом училище Алтайского края окончила полный его курс и обнаружила при отличном поведении следующие знания: по литературе общ. и детской отлично, по арифметике отлично, по алгебре отлично, и т. д.)
Через два дня Мария Устиновна вернулась домой в село Гилёво. Здесь её встретила тоже тревожная обстановка. Но все были настроены на то, чтобы не допустить упадка и трудом доказать любовь к своей Родине и поддержать боевых товарищей на фронте. Здесь, в родном селе, и началась трудовая деятельность моей бабушки.
Все тогда надеялись на быструю победу. Но потом поняли, что скорой победы не будет. 26 августа 1941 года, когда учителя уехали на районную конференцию, и Мария Устиновна тоже, отец был взят на фронт. Он уехал, не простившись с дочерью. От отца они получили только одно письмо, и то из Барнаула. А с фронта – ни одного. 27 января 1942 года Устин Александрович Зуев – мой прадед погиб в с. Ольховка Ленинградской области. Ему было тогда неполных 40 лет. Так Мария Устиновна, тяжело переживая гибель дорогого человека, отца, стала главным помощником матери. А в семье, кроме мамы, оставалось ещё четверо детей. Когда бабушка это рассказывала, слезы наворачивались на её глаза: «Это время для меня было самое трудное. Нужно было морально поддержать маму, а детям доказать, что они не сироты…».
Трудились учителя и в школе, и в поле, подменяя тружениц на скирдовке, молотьбе, уборке свеклы. В 1943 году жизнь М. У. Зуевой резко изменилась. Она вышла замуж. Приехал мой прадедушка – Тимофей Васильевич Мильто из Барнаульского дома инвалидов, в который попал после ранения на фронте. На Родину, в Белоруссию, не удалось вернуться, так как она была захвачена врагом. Познакомили молодых людей братья Марии Устиновны. Свадьбы таковой у них не было. Не на что её было справлять. Расписались и уже вместе поднимали младших братьев и сестер. «Я горжусь ими, - говорила бабушка, - они выросли хорошими тружениками».
В 1946 году Марию Устиновну назначают учителем и заведующей Павловской начальной школой Локтевского района, а мужа – счетоводом в колхоз «Память Ленина». Учащихся в школе насчитывалось больше 30. Первый год учительница работала с тремя классами. Было нелегко. По инициативе и благодаря стараниям Марии Устиновны построили и оборудовали всем необходимым новое здание школы. За наглядными пособиями сама ездила в Барнаул. Это была очень сложная жизнь для единственной учительницы в селе, на которую смотрели, как на опору. Шли женщины с письмом или жалобой на мужа, председатель колхоза с просьбами «о культурном досуге». Шли годы, родились свои дети: две дочери и два сына.
Проработала моя прабабушка в школе 30 лет. В 1971 году уступила место молодой учительнице, своей старшей дочери Светлане Тимофеевне, ушла на пенсию по выслуге лет. Жизнь прожита не зря. Труд был оценен многочисленными наградами, грамотами: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда» и другие. Но главная награда для этой милой женщины – любовь и уважение людей, а также её детей, внуков и правнуков.
Дочери Светлана и Раиса пошли по профессиональному пути мамы.
В 2006 году, к большому сожалению, моей любимой прабабушки Марии Устиновны не стало.
Сестра моей бабушки Щередина (Мильто) Светлана Тимофеевна, 1944года рождения.
В 1961 году поступила в Горно-Алтайский
педагогический институт на заочное отделение и в этом же году, сияя от счастья и доверия, переступила порог Павловской школы Локтевского района в качестве учителя, да так и «прикипела» душой к этой нелёгкой профессии. Начинающему педагогу было у кого учиться. В школе работала мама – Мильто М. У. По семейным обстоятельствам пришлось институт оставить и в 1963 году поступить в Рубцовское педучилище заочно, которое закончила в 1966 году. Педагогический стаж Светланы Тимофеевны составляет 36 лет, 25 из которых ей пришлось обучать и воспитывать детей в малокомплектной школе, а это – большое педагогическое мастерство.
В её трудовой книжке только одна-единственная запись. За долголетний труд С. Т. Щередина (Мильто) награждена медалью «Ветеран труда», многочисленными грамотами. Многие её выпускники пошли по стопам учительницы, выбрав для себя педагогическую стезю. Где бы они ни работали, везде это ответственные, добрые люди, несущие в себе частицу души своей наставницы. В настоящее время моя тётя находится на заслуженном отдыхе.
Моя любимая бабушкака – Борисова (Мильто) Раиса Тимофеевна, 1946 года
рождения. Она, как и её мама, пошла учиться в Рубцовское педучилище, закончив его успешно. С 1966 года начала работать в Александровской школе Локтевского района, затем через год перевелась в Устьянскую школу Локтевского района, где трудилась по сентябрь 2009 года. Здесь же в Устьянке она вышла замуж за моего деда Борисова Николая Семеновича. В 1968 году у них родилась моя мама – Светлана, а в 1972 году моя тётя – Татьяна.
Жизнь не всегда была благосклонна к моей бабушке, судьба не всегда улыбалась ей. Когда в 1979 году трагически погиб мой дед, она осталась с двумя детьми одна. Трудно было, но воспитала их хорошими людьми, дала образование.
Моя бабушка достигла настоящего профессионализма благодаря собственным усилиям, своему уму.
Талантливый педагог воспитала не один десяток учеников, которые хранят память о своем учителе. Педагогический стаж моей бабушки составляет 43 года. Теперь уж трудно сосчитать, для скольких ребят она является первой учительницей. Ведь первой учительницей и моей мамы была именно она. Каждый день, час, минуту Раиса Тимофеевна легко и свободно переносилась в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Это очень обязательный и исполнительный человек, о чем свидетельствуют все её многочисленные награды и звания: «Ветеран труда», «Старший учитель», «Учитель – методист», «Отличник народного просвещения».
Сельский учитель… Разве когда-нибудь он замыкался в стенах школы? Круг его поручений и обязанностей был и остается широким. Борисова Р. Т. – была активной общественницей. Кроме большой нагрузки в школе, она была еще и депутатом сельского совета, председателем группы народного контроля, заместителем председателя исполкома сельского совета народных депутатов, членом райкома профсоюза учителей, руководителем методического объединения учителей начальных классов, активной участницей художественной самодеятельности. Ей до всего было дело. Она умело сочетала работу в школе со своими поручениями и везде справлялась. Есть у французского писателя Виктора Мари Гюго такие слова: «Работать для народа – вот самая неотложная задача». Их по праву можно отнести к моей бабушке. Что же помогало ей всюду успевать? «Да ведь я любила свою работу, в ней вся моя жизнь», - просто и естественно, отвечает бабушка. И к тому же она смогла привить любовь к этой профессии своим дочерям, они пошли по стопам мамы, дав продолжение династии Зуевых.
Кнаус (Борисова) Татьяна Николаевна, 15 октября 1972 года рождения – это моя тётя. В 1992 году закончила Барнаульское педагогическое училище, специальность учитель начальных классов. В 1992 году по распределению вернулась в свой Локтевский район в Георгиевскую среднюю школу, где работает по сегодняшний день. Имеет первую квалификационную категорию. Педагогический стаж составляет 20 лет. Строгую, требовательную к себе и учащимся, вместе с тем внимательную и добрую запомнят свою первую учительницу многие ее выпускники. Она всегда стремится дать школьникам как можно больше, приучает их к самостоятельности, развивает логическое мышление. Взгляд, кивок, жест, движение бровей, улыбка, слово – все это признаки того, что Татьяна Николаевна видит всех и каждого. Любовь к детям, заинтересованность в их успехах, совместная работа с родителями учащихся – вот основные акценты её деятельности. В 2007 году она была участницей конкурса «Классный руководитель -2008», где завоевала третье место. Вторая сторона её жизни – это профсоюзная работа. Являясь председателем первичной профсоюзной организации, награждена районной и краевой почетными грамотами. В 2008 г. избрана депутатом. Получается, многое ей передала моя бабушка: заботливое и внимательное отношение к детям, компетентность и творчество, а так же активное участие в жизни села.
Это моя мама – Волошина (Борисова) Светлана Николаевна, 1968 года рождения. Она с детства знала, что учительский труд нелёгок. И всё же, когда окончила Устьянскую среднюю школу, не представляла себе другого пути в жизни, другой профессии, кроме профессии учителя. В 1989 году закончила Барнаульский государственный педагогический институт специальность учитель математики. Не устроившись работать по своей специальности, осталась в институте, в читальном зале библиотекарем. А в 1992 году переводом поступила работать в Георгиевскую среднюю школу Локтевского района учителем математики, где работает по сегодняшний день.
В 2005 году получила высшую квалификационную категорию, в 2008 году участвовала в районном конкурсе «Учитель года». в жесткой конкуренции ей было присуждено почетное звание «Учитель года-2008».На протяжении 5 лет руководит школьным методическим объединением учителей естественно-математического цикла. Педагогический стаж – 20 лет.
Я рассказала лишь об одной ветви педагогической династии Зуевых.
У Устина Александровича Зуева был родной брат Николай. Его старшая дочь Лиза – первой в роду – поступила в Рубцовское педучилище. Окончила его за пять лет до войны, приехала в Гилёво «настоящей» учительницей. Ещё и мужа учителя привезла. Много лет она и её муж Пётр Георгиевич Фоминских (педстаж 47 лет) отдали Успенской школе Локтевского района. Сестра Елизаветы Николаевны – Антонина Николаевна Зуева (педстаж 48 лет) – кандидат философских наук, преподавала в Алтайском политехническом институте. Две её дочери, Татьяна и Людмила, не изменили семейной традиции, стали тоже учителями. Климова (Зуева) Людмила – педагогический стаж – 36 лет; Добролюбова (Зуева) Татьяна – 30 лет (г. Барнаул).
Есть в нашем роду и директор школы. И не маленькой, а школы имени Горького, одной из лучших в Горняке. Надежда Петровна Ревтова (педстаж50 лет), историк по специальности, дочь Марфы Александровны – сестры братьев Зуевых. Сейчас уже к сожалению её нет в живых.
В семейной наградной копилке Зуевых — ордена и медали, множество почетных грамот и благодарственных писем различного ранга. Неоднократно печатался материал о династии Зуевых в газете Локтевского района «К новым рубежам», а также была статья в газете «Алтайская правда» (№233 от 7 октября 1984 г.). В краеведческом музее Локтевского района в зале трудовой славы в материалах о тружениках тыла рассказано и о моей прабабушке - Мильто (Зуевой) М. У.. В книге «Червонное золото Локтя» (автор А. К. Балабина) тоже упоминается о нас. (См. приложение) Нашу династию неоднократно чествовали в районе; в 2003 году приглашали на слёт педагогических династий в г. Барнаул; на открытии Года Учителя в г. Горняке много теплых слов было сказано в адрес нашей династии. Династия Зуевых – победитель краевой эстафеты родительского подвига «Согрей теплом родительского сердца»; участница губернаторского приёма победителей этой эстафеты, г. Барнаул, декабрь 2010 года.
Я очень горжусь всеми родными.
Немного статистики:
Общий стаж
Итого примерно 433 года.
Заключение
История каждой династии – это летопись страны, её история. За строками биографий, за пожелтевшими фотографиями – тяготы трудовых будней, боль потерь и радость успехов.
Биографии порой скупы, а фотографии стёрты и немногочисленны, ведь учителя тех далёких лет не слишком заботились о том, чтобы сохранить память о себе. Они просто работали и работали хорошо. И оставили нам свидетельства своих заслуг более значимые, чем тексты и фото – это дела рук их выросших учеников. Это их дети и внуки, продолжатели династий, которые сегодня работают во многих школах нашего края. Династия Зуевых прямое тому доказательство.
Пройдя длинной дорогой моих предков, создавая семейное древо, я испытала гордость за своих предков, в трудных условиях своего времени добивавшихся успехов в жизни, в карьере. Соприкоснувшись с источниками, характеризующими жизнь моих предков, я поняла, что жизнь их была прожита не зря, они жили для будущего, а будущее – это мы
Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что в нашей школе работают достойные учителя, учительские семьи и целые семейные династии. Мы должны знать об истории своей школы, помнить и уважать педагогов, давших нам дорогу в будущее. Поэтому буду продолжать сбор и обобщение по истории своей династии.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учащимися при подготовке к урокам, исследовательским работам, конференциям. Они будут способствовать формированию у учащихся более глубокого интереса к развитию знания истории своей школы, позволят расширить, конкретизировать и систематизировать их знания по истории не только школы, но и своего народа, села. Славные традиции педагогической династии должны быть примером для подрастающего поколения.
Хочется, чтобы профессия «учитель» не теряла своего престижа, чтобы детей воспитывали настоящие педагоги. А настоящий учитель – всегда учитель жизни. Он, как поэт, оставляет себе «нерукотворный памятник» в душе народной, в истории своей страны.
…Несомненно, жизнь учителя, опыт его деятельности должны быть осмыслены всем народом. Сохранить память об учителях – задача высокая и благородная. Как хочется, чтобы память об учителе никогда не умирала, чтобы сохранялась она в семье, в школах, в городах, в стране. Учитель должен войти в историю нашего общества, как входят врач и ученый, космонавт и художник, потому что все они во многом обязаны своим учителям.
Список источников
1. А В. Огородникова «Начинающему исследователю родословной»
2. Интернет «ru.wikipedia.org genealogia.ru», www.family-Tree.ru; www.Rodoslovnik.ru
1) «Мастер своего дела» (от 24 августа 1984 г.)
2) «Щедрой души человек» (от 18 октября 1990 г.)
3) «На верном пути» (от 31 марта 1983 г.)
4) «У всех на виду» (от 18 октября 1986 г.)
5) «Семейное счастье» (от 28 апреля 1992 г.)
6) «Верна избранному пути» (от 24 декабря 1996 г.)
7) «Слово о коллеге» (от 19 августа 1999 г.)
8) «В стране детства» (вырезка)
9) «Педагог по призванию» (вырезка)
10) «Учитель и депутат» (вырезка)
11) «Верность избранному делу» (вырезка)
12) «Школа активности» (вырезка)
13) «Дочь солдата Отечества» (от 29 июня 2000 г.)
14) «Сердце отдала детям» (от 26 июля 2001 г.)
15) «Лучший учитель назван» (от 20 декабря 2007 г.)
Без сердца что поймём?
Разлука
Рисуем тыкву
Бабочка
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея