Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»
Учебный проект
«Зарница – военно-спортивная игра»
Выполнил: Волков Антон, ученик 9 класса
Руководитель: Тарасова Оксана Сергеевна
П. Усть-Карск, 2012 г
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
В настоящее время такая проблема, проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто.
Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников.
В проекте, на основании проведенного обзора материалов на различных образовательных сайтах, мною изучается суть военно-спортивной игры, выполняется презентация «Военно-спортивная игра Зарница», разрабатывается проект программы проведения игры в нашей школе. В процессе работы над проектом я пришел к выводу, что игра – это праздник который дает бурю эмоций в реализации навыков и индивидуальных умений.
Цель: создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения посредством участия школьников в военно-спортивной игре «Зарница»
Задачи:
Участники проекта:
- педагоги;
- учащиеся 6-10 классов;
- другие общественные организации.
Ожидаемые продуты:
Ожидаемые результаты:
Содержание проекта
«Зарни́ца» — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.
Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».
Правила игры
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника, захват противника или поиск секретных материалов. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника. Вот таким образом проходила игра в советские времена.
Игра «Зарница»
Во время холодной войны в СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря.
Особенно запомнилась военно-спортивная игра «Зарница». В школах игра «Зарница» обычно была посвящена мужскому празднику 23 февраля. В летних пионерских лагерях такая игра так же проводилась в обязательном порядке каждую смену. Игра «Зарница» – это соревнования команд с элементами военных учений и спортивной подготовки. Игра имела массу вариантов, но направлена была на начальную военную подготовку школьников.
Сценарий игры был подобен сценарию военных учений, но адаптированный под школьников разных возрастов. Для младших школьников задания были попроще, в старших классах задания были более серьезные и трудные. Всех участников игры, а участие было в обязательном порядке, делили на две команды. Игра начиналась с построения на плацу. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг, и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.
Обычно основное действие игры у нас проходило в близлежащем лесу. Но до того, как добраться до леса, так сказать по пути, проверялись строевые и военные навыки.
Строевая подготовка на плацу и выполнение команд, марш-бросок строем до леса – вот первые задания, которые очень строго оценивались судьями.
В лесу разворачивалось основное действие игры. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий. Некоторые задания были индивидуальны, некоторые направлены на несколько человек, а некоторые требовали участия каждого участника команды. Необходимо было пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании и владении рацией. Смешная суета была при неожиданных возгласах: «Вспышка слева, вспышка справа», при выполнении этих команд нужно было ложиться на землю в нужном направлении, прикрываясь от огня. Вспоминается и нелюбимая всеми «зона заражения», где необходимо было показать умение пользоваться противогазом. Значительно решал исход игры огневой рубеж. Зимой снежки отлично выполняли роль снарядов. Здесь необходимым было умение правильно сделать свой снежный снаряд, скатать его в такой снежно-ледяной комок, чтобы уж наверняка поразить любую мишень.
И самая веселая заключительная часть игры «Захват знамени» или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды – захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти свое знамя.
К этой части «Зарницы» готовились заранее. Из картона и цветной бумаги вырезали погоны и пришивали их на плечи к одежде. Пришивали очень крепко, что бы их невозможно было с легкостью оторвать. Погоны – это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Если погоны сорваны, значит, убит. Если сорван один погон – значит ранен. В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, все как в настоящих военных действиях.
В заключение игры, мокрых и снежных, немного замерзших ждала полевая каша, горячий чай и результаты игры.
Патриотическое воспитание возрождается и сейчас, а игра «Зарница» до сих пор любимая военно-спортивная игра школьников.
«Зарница» в классическом понимании - это военно-спортивная игра придуманная для пионеров еще в Советском Союзе. Игра включала в себя элементы начальной военной подготовки и имитацию боевых действий, отдаленно похожих на военные учения. В процессе проведения зарницы участники делились на команды и в игровой форме соревновались выполняя различные военно-прикладные задания.
Вот и мы решили в нашей школе сделать традицией военно- спортивную игру «Зарница». Пусть со временем она будет называться по другому, другие конкурсы будут, но смысл игры и её суть пусть останется в нашей школе на долгие годы.
Проект состоит из комплекса мероприятий: просветительские мероприятия, патриотические акции, игра.
Проект реализуется в три этапа:
Подготовительный:
- просветительская работа;
- агитация, создание инициативной группы;
- разработка программ, положения, рекомендаций.
Основной:
- кастинг среди учащихся (дисциплина, учёба, спортивная подготовка – критерии участия, в этом вопросе будут помогать учителя, классные руководители, старшеклассники 10-11 классов);
- подготовка команд;
- проведение мероприятий: 1 день - строевая подготовка;
2 день – спортивные игры;
3 день – военно-спортивная игра в полевых условиях.
Заключительный этап:
- подведение итогов ( Что удалось? Что не удалось? Будущее игры в нашей школе? )
Заключение
Главная цель современных ВСИ ? Пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВСИ (и подобных мероприятий) в России:
«Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни…»
Помимо этих, несомненно важных государственных задач, увлекающиеся ВСИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт.
Эта игра, в сегодняшних условиях, достаточно действенный способ привлечения внимания и заинтересованности подростков, а также одна из форм патриотического воспитания молодёжи; как первый этап подготовки юношей к службе в вооруженных силах России.
Дети, участвуя в этой игре, расширят свои представления об истории страны, её вооруженных силах; получат знания по оказанию первой медицинской помощи, научатся действовать в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, изучат программу гражданской обороны, а главное – научатся любить и защищать свое Отечество.
Источники информации:
Рисуем акварельное мороженое
Извержение вулкана
Как зима кончилась
Упрямый зяблик
Кто чем богат, тот тем и делится!