Проблема исследования:
молодёжный сленг и его влияние на речь подростков (12 – 14 лет).
Цель: изучить лексикон учащихся 5 - 6 классов
МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды
и определить % слов молодёжного
сленга, употребляемого ими в своей речи
Задачи:
- наиболее употребляемые жаргонизмы,
- частотность их употребления,
- причины употребления.
5) разбор наиболее часто употребляемых жаргонизмов.
Гипотеза:
- использование молодёжного сленга в речи гимназистов связано
с желанием выделиться среди людей, быть современными;
- молодёжный сленг можно разбить на смысловые группы в
соответствии с интересами, возрастом, занятиями ребят.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_issledovaniya.doc | 68 КБ |
Проблема исследования:
молодёжный сленг и его влияние на речь подростков (12 – 14 лет).
Цель: изучить лексикон учащихся 5 - 6 классов
МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды
и определить % слов молодёжного
сленга, употребляемого ими в своей речи.
Задачи работы над проектом:
- наиболее употребляемые жаргонизмы,
- частотность их употребления,
- причины употребления.
5) разбор наиболее часто употребляемых жаргонизмов.
Гипотеза:
- использование молодёжного сленга в речи гимназистов связано
с желанием выделиться среди людей, быть современными;
- молодёжный сленг можно разбить на смысловые группы в
соответствии с интересами, возрастом, занятиями ребят.
ПЛАН
1. Понятие «молодёжный сленг» или «жаргон».
2. Отличие молодёжного сленга от других типов сленгов.
3. Предпосылки изменения словарного состава молодёжного сленга.
4.1. Цель анкетирования.
4.2. Вопросы анкеты.
4.3. Анализ ответов.
4.4. Анализ наиболее употребляемых слов молодёжного сленга.
III. Выводы.
IV. Приложение.
V. Список литературы.
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умён ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается в школьные годы.
Выбор темы проекта обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы причины возникновения молодёжного сленга, собрать, записать и определить значение наиболее употребляемой лексики молодёжного сленга, многие слова и выражения которого отличаются точностью и яркостью.
Цель работы заключалась в исследовании и анализе речи моих одноклассников с точки зрения количественного и качественного использования ими лексикона молодёжного сленга.
Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
- наиболее употребляемые жаргонизмы,
- частотность их употребления,
- причины употребления.
5) разбор наиболее часто употребляемых жаргонизмов.
феномен, существование которого ограничено не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками. Лексикон молодёжного сленга формируется на основе общенационального языка, используя его фонетические и грамматические возможности. Основная часть носителей сленга – это школьники и студенты. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония. Он результат своеобразного желания переиначить действительность на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни. Молодёжный сленг – это один из способов творческого самовыражения. Наиболее развитые семантические поля – «Человек» (с различием по полу, родственным отношениям, по профессии, по национальности), «Внешность». «Одежда», «Жилище», «Досуг».
Сленгизмы интенсивно проникают в язык прессы, потому что во всех материалах, где речь идёт о жизни молодых, интересах, об их кумирах и праздниках они обязательно присутствуют. Из таких развлекательных журналов сленг нередко перебирается на страницы серьёзных периодических изданий, а иногда и научной литературы. Возьмём хотя бы слово «железо» в значении «hardware», которое некоторое время являлось исключительно сленговым, но со временем перешедшее в профессиональную лексику. Теперь его можно встретить в любом компьютерном журнале. СМИ оперативно отражают сегодняшнее состояние языка.
Молодёжный сленг универсален. Можно выделить три основные черты, характеризующие молодёжный сленг и роднящие его со всяким арго (от фран. argot).
Первая черта - резко выраженный идеологический момент: сленг с самого своего возникновения противопоставляет себя старшему поколению. Раскованный, непринуждённый он стремится уйти от скучного мира взрослых. Они говорят: Хорошо! Молодёжь: Клёво! Классно! Прикол! Они: Вот незадача! Молодёжь: Ну и облом!
Вторая – метафоричность. Известный лингвист Б. Поливанов назвал арготическое словообразование словотворчеством, подчеркнув, что «…мы здесь встречаем не индивидуальную выдумку единого организующего приёма, а в подлинном смысле слова широкое коллективное». Молодёжный сленг – это своеобразный пароль всех членов одной какой-то группы.
Третья – связь со студенческим арго – французским, немецким, болгарским. Молодёжному сленгу, как всякому субязыку, свойственна некоторая размытость границ. Вычленить его как замкнутую подсистему, как объект наблюдения можно только условно.
Сленг – это не вредный паразитический нарост на теле языка, а органическая в какой-то мере, необходимая часть его. Она интересна для изучения, потому что все языковые процессы, которые здесь происходят, не сдерживаются нормами, происходят во много раз быстрее и доступны непосредственному наблюдению.
2. В чём же отличие молодёжного сленга от сленгов других типов?
Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории. При этом они используются в качестве синонимов к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской.
Во-вторых, он отличается «зацикленностью» на реалиях мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
В-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.
Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить молодёжный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить термин молодёжный сленг, как слова, употребляющиеся только людьми определённой возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамилярной окраской.
3. Каким образом изменяется лексикон молодёжного сленга?
Большинство слов, относящихся к молодёжному сленгу, являются производными от профессиональных терминов, практически все из которых заимствованы из английского языка. Поэтому необходимо разобраться:
Первая причина – стремительное развитие техники. В условиях технологической революции каждое новое явление должно получить своё словесное обозначение, своё название. Мы их получаем на доминирующем английском языке. Попадая к нам, подавляющее их большинство не имеют эквивалента в русском языке, поэтому приходится использовать оригинальные термины. Эти термины достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает тенденция к сокращению, упрощению слов.
Вторая причина – увлечение компьютерными играми. Это тоже послужило мощным источником новых слов. Иногда непрофессиональные пользователи не владеют достаточным уровнем английского языка, поэтому зачастую и происходит неправильное прочтение английского слова, а возникающие таким образом слова прочно оседают в словарном запасе молодых компьютерщиков. Следовательно, пользователи молодёжного сленга заговорили на придуманном ими же самими языке.
Третья причина – молодёжный сленг содержит слова с тождественными или предельно близкими значениями – синонимы. Естественно, чем употребительнее слово, тем больше синонимов оно имеет.
Четвёртая причина – сленг не остаётся постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно.
4. Лингвистическое исследование речи гимназистов.
4.1. Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 5 – 6 классов. Целью проведения анкетирования послужило следующее:
4.2. Для этого в анкету были включены следующие вопросы:
1. Напишите известные вам из молодёжного сленга, которые вы
употребляете.
2. С какой целью вы их употребляете:
а) модно, современно
б) делают мою речь понятной для друзей
в) не хватает словарного запаса
3. Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)
а) да б) нет в) не думал об этом.
4. Как вы считаете, нужны ли эти слова в речи (нужное подчеркнуть)
а) да б) нет в) иногда г) не думал об этом.
4.4. Наиболее употребляемые слова и их значения.
«Крутой» (от англ. cool) – служит для выражения положительных эмоций, того, что очень хорошо, здорово. Сегодня «крутой» - это не прожигатель жизни, а специалист в узкой области: от компьютера до скейтборда. Сегодня не достаточно «казаться», а необходимо «быть».
«Тусовка» - это потребность ощутить, понять, что ты принят другими людьми: «Где угодно и как угодно – но только вместе». Особенность подросткового возраста – потребность в общении, группировании, взаимодействии.
«Лох» - тот, кто, по мнению подростков, недостоин их круга общения, т.е. является носителем неприемлемых в их среде качеств.
«Кайф» - это ощущение того, что ты получил от жизни максимально возможное (новый мобильник, велосипед, поход, дискотека и т.д.).
«Погоняло» - кличка (отличать от прозвища) не принятие человека таким, какой он есть, это восприятие его как носителя только одного, часто унизительного качества.
«Ботаник» - замена устаревшего слова «зубрила». Это тот, кто, по мнению подростков, хочет выделиться своими успехами в учёбе.
Анализ результатов анкетирования подтверждает уже сделанные
выводы о том, что молодёжный сленг является средством утверждения подростков в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь. Молодёжному сленгу присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому его слова легко могут переходить в разговорно-бытовую речь. Источники пополнения лексикона молодёжного сленга различны. Чаще всего он формируется на базе литературного языка путём переосмысления слов или пополняется путём заимствований; типичны сокращения. Подростки часто употребляют усечённые, фонетически искажённые или полностью переосмысленные слова.
Конечно, большая часть подростков не осознаёт истоков возникновения некоторых слов, употребляемых ими в речи. Я считаю, что увлечение сленгом не так уж и безобидно, это не «детская болезнь», как считают многие. Это прямая опасность литературному языку, поэтому и надо формировать у подростков культуру речи.
С.И. Ожегов утверждал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но культура речи заключается не только в этом. Она заключается ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное, и, следовательно, стилистически оправданное».
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Любили тебя без особых причин...
Осенняя паутина
Денис-изобретатель (отрывок)
Снежная книга