Имя бурятского поэта Даши Дамбаева и его прославленные песни являются визитной карточкой не только села Харгана, не только Селенгинского района, но и всей Республики Бурятия. Даши Дамбаев, прожив недолгую жизнь, оставил яркий след в бурятской культуре, как поэт - песенник. Многие его стихи еще при жизни поэта стали песнями и широко поются в народе: «Согто - Хангил», «Улан - Удэ», «Туруушин дуран», «Замай дуун». «Хабарай дуун», «Инагни», «Буряад оронойм соло». Данная исследовательская работа посвящена анализу речевых образных средств в стихах Даши Цыреторовича Дамбаева.
Вложение | Размер |
---|---|
речевые образные средства в стихотворениях даши дамбаева | 81.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»
Научно-исследовательская
работа в рамках конференции, посвященной
юбилею поэта Даши Дамбаева
«Я весь в стихах и песнях»
Секция: литературоведение
Тема: «Речевые образные средства в творчестве Даши Дамбаева»
Автор: Демина Валентина, 8 класс «В» МАОУ СОШ № 43 г. Улан-Удэ
Руководитель: Цыдыпова Ю.В.,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ
2013
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава I. Лексические средства выразительности
Глава I I . Речевые образные средства в стихотворениях Даши Дамбаева
Заключение
Список использованной литературы
Поэзия это особый мир, в котором всё живет по своим законам. Это мир таинственного и возвышенного, запредельного и нереального, порой даже фантастического и утопического. В нем все идет не привычно, не буднично, путается ход времен и порядок событий, допускается нелогичность построения стихотворного произведения — и все это делается лишь с одной целью — создать яркую и насыщенную образами поэтическую картину мира, близкую душевному состоянию и мировоззрению писателя. И каждый поэт достигает этой цели характерными только для него способами и приемами: тематикой произведений, их логическим подбором в циклы, интонационным строем, особенностью стиля, то есть своеобразием употребления лексических, синтаксических и стилистических средств выразительности. Каждое из этих средств в отдельности не может служить для создания особого поэтического мира и, лишь складываясь в определенную систему, они являют собой особый стиль, которым и созданы эти неповторимые произведения.
«Бурятская поэзия, - отмечает Бабкинова Л. В., - неразрывно связана с развитием русской и мировой поэзии. В ней нашли отражение социально-политические, философские, нравственные проблемы современного мира. Современная бурятская поэзия, как и бурятская литература в целом, повторяет процессы развития, характерные для русской литературы, но при этом бурятская поэзия – способ сохранения и трансформации национальной, культурной, мифологической модели» [3;3].
Даши Дамбаев, рано ушедший из жизни бурятский поэт, чутким сердцем услышал сокровенные строки о родной земле. Анализу его стихотворений посвящена данная работа.
Объектом данной работы являются стихотворения Даши Дамбаева. Предметом – речевые образные средства.
Цель данной работы: исследование особенностей применения речевых средств в поэзии Даши Дамбаева.
Глава I. Лексические средства выразительности.
Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. С целью усилить образность языка, придать художественную выразительность речи используются слова в переносном значении – тропы (от др.-греч. τρόπος — оборот). [10; 121-139]
Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвет, форма, объём, назначение, положение в пространстве и времени и т.д. Лингвисты определяют метафору как семантическое явление, вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора.
Индивидуально-авторские метафоры очень выразительны, возможности их создания неисчерпаемы, как не ограничены возможности выявления сходства различных сопоставляемых предметов, действий, состояний. Ещё античные авторы признавали, что "нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора".
Олицетворение — один из самых распространенных тропов. Традиции его употребления восходят к устной народной поэзии. Многие поэты использовали этот троп в произведениях, близких к фольклору. Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.
Аллегорией (гр. allegoria -иносказание, из allos — иной, agoreuo — говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.
Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: осень — старость, весна — молодость.
Метонимией (от гр. metonomadzo — переименовывать) называется перенос название с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает.
Часто поэты используют красочные, образные определения в переносном значении, - эпитеты, - которые подчеркивают наиболее существенные признаки описываемого явления. К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении (золотая осень, заплаканные окна), в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (красная калина, знойный полдень).
К лексическим образным средствам примыкает сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Это одно из самых распространенных средств изобразительности. Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. В отличие от других тропов, сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета. [11]
Таковы основные средства выразительности, используемые в поэзии.
Глава I I . Речевые образные средства в стихотворениях Даши Дамбаева
Метафора является одним из распространенных средств в творческом арсенале поэтов, поскольку она позволяет отыскивать сходство между отдаленными явлениями и объединить их в один поэтический образ. Еще Аристотель давал следующее определение метафоры: «Метафора - есть перенесение постороннего слова, то есть слова с другим значением по отношению к значению искомому» [2; 147].
Отличительную черту метафоры Ю.М. Лотман видит в способе уловить индивидуальность конкретного предмета или явления, передать его неповторимость [9; 149].
Метафора занимает особое место среди изобразительных средств языка Д. Дамбаева как важнейший способ создания переносных значений слов и словосочетаний. Дамбаев часто прибегает к метафоре как одному из основных средств изобразительности. Поэт подвергает метафорическому уподоблению названия живых существ и природные явления. Именно при помощи метафоры он создает образы-портреты, образы-картины:
«Белые волны Байкала – дикие кони», «волны Байкала – синие травы», «снежинки – белые звезды», «снегопад – глазастый танец», «черемуха глаз моих», «белые барашки облаков»…
Простым случаем метафоризации выступает у поэта перенесение наименования с одного предмета на другой, когда способ переноса отражает чувственный признак обозначающий размер, форму, цвет, состав или консистенцию, образуя перенос типа предмет - предмет.
Хɣлэг – букв. "аргамак, рысак": в строках «стальной хɣлэг могучий» - поэт словом «хɣлэг» образно обозначает скорый поезд ( стихотворения «Романтика», «Хɣлэг заарканен»).
Алтан – букв. «золото», уула – «гора», золото сродни солнцу: «рядом с Алтан-Уулой, у самой Солнце-горы…» встречаем мы пример метафоры в стихотворении «Моя колыбель».
Ардак – букв. «скакун»: «Гривастое время, умчавшись ардаком, / Отбросило юность на дальние версты», - поэт прибегает к метафоре, уподобляя быстротечное время скакуну.
Одним из основных приемов создания метафорической картины является последовательное «нанизывание» одного художественного образа на другой, то есть одна ассоциация предполагает следующую и т.д. Например, в стихотворении «Байкальские волны» грозный образ Байкала создаётся с помощью «цепочек» метафор: "Кинулись тысячи белых коней, / С разбегу встают на дыбы они грозно, / Дикие кони мои,/ Новые кони встают на дыбы...".
Весьма часто Д.Дамбаев при изображении природы применяет олицетворение: «Я ваш арканщик,/ Я ваш седок» (о Байкале), «Стою под кроной золотых ветвей/И слышу голос каждого листа» (о природе родных мест), «В брызгах, летя кобылицей белой…» (о реке, стекающей с вершины).
Эпитет рассматривается как определенная стилистическая категория ещё в самых ранних риториках. Например, Аристотель в своей риторике советует в употреблении эпитетов соблюдать определенную меру, указывая на то, что обилие эпитетов свойственно человеку, находящемуся в эмоционально взволнованном состоянии. Именно взволнованное состояние человека приводит к таким формам речи, где обильны эпитеты с эмоциональной окраской. [7; 11]
Даши Дамбаев использует многочисленные эпитеты: «черемуховый взгляд красавицы», «звезд таинственная нить», «снежная тоска», «житейские волны», «серебряные слова для своих стихов», «седой Байкал», «звенящие степи», «серебряный голос».
Сравнение — одно из важнейших изобразительных средств языка, встречающихся в самых древних памятниках художественной речи. Л.Н. Толстой, например, писал: «Сравнение - одно из естественнейших и действительнейших средств для описания, но необходимо, чтобы оно было верно и уместно, иначе оно действует противоположно».
Сравнение, как средство конкретизации оценки предмета или явления, выступает, сохраняя свое значение лишь в авторском контексте. Важным признаком удачного использования сравнения является то, как писатель сумел образно отразить совершенно новую сторону предмета или явления.
Д.Дамбаев с помощью эмоционально-окрашенных сравнений создает неповторимые образы: «Из заката на восход/Сараною алой/Солнце медленно плывет/Над седым Байкалом»; «Плясала пламенем зеленым/Весна в разбуженных кустах»; «И зазвенело звонко сердце,/И был прекрасен этот звон,/Как гениальное бессмертье,/О как прекрасен наш Ольхон!»; «Сплетаясь в кружевца, порхают и кружатся/Белые звезды, как белая роздымь».
Мастерство Д.Дамбаева в употреблении таких изобразительных средств, как эпитет, сравнение, метафора, олицетворение придает оригинальные черты его индивидуальному поэтическому стилю. Умело используя семантико-стилистические средства, поэт своими стихотворениями повышает степень воздействия на читателей и слушателей.
Заключение
Даши Дамбаев – востребованный поэт в настоящее время, «время возрождения духовной культуры бурятского народа, время возрождения бурят-монгольской литературы и искусства, поэзии и музыки…» [5; 175]
Лишь три маленьких сборника стихов на родном языке оставил Даши Дамбаев. Он ушел из жизни, не достигнув сорокалетия. Но редкий случай: в том небольшом творческом наследии поэта, которое осталось читателю, что ни стихотворение — то песня. [12]
В исследовательской работе, посвященной анализу образных речевых средств в поэзии Даши Дамбаева, мы обратились к фундаментальным работам русских и бурятских ученых, посвященных анализу художественных средств в поэзии.
Нами проанализировано 48 стихотворений поэта. Рассмотрев в результате исследования изобразительно-выразительные средства, используемые Д.Дамбаевым в своих произведениях, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, поэт использует все богатство образных речевых средств.
Во-вторых, в его поэзии они служат не только средством лексической выразительности, но способом построения образов.
В-третьих, все изобразительно-выразительные средства рассчитаны не на буквальное восприятие и требуют от читателя умения понять и почувствовать создаваемый образно - эмоциональный эффект.
Литература
Простые новогодние шары из бумаги
"Разделите так, как делили работу..."
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Что есть на свете красота?