Работа посвящена современному искусству и отношению к нему пермяков.
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_natalya_nikolaevna._permmskoe_sovremennoe_iskusstvo.docx | 127.03 КБ |
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ПЕРМИ
PERMMское современное искусство
Выполнила
Анисимова Наталья Николаевна
ученица 10 «Б» класса,
МБОУ «СОШ №6».
Руководитель
Половникова Анна Юрьевна
учитель истории
МБОУ «СОШ №6» г. Перми.
Пермь
2012-2013
Содержание
I глава
Введение
Темой моей исследовательской работы является изучение современного искусства в Перми и отношение пермяков к новым веяниям в искусстве. Эта тема, безусловно, актуальна в нашей современной жизни, так как искусство обладает поразительным свойством - очень сильно влиять на психологию людей, на их душевное здоровье, на восприятие жизни в целом.
Объектом моего исследования являются наиболее популярные современные памятники Перми.
Что же является «визитной карточкой» современной Перми?
Предмет исследования – памятники архитектуры, построенные за период с 2000 года.
Цель проекта изучить знаменитые памятники нового времени и отношение к ним современных пермяков.
Задачи исследовательской работы:
Для достижения поставленной задач, я решила изучить 5 самых популярных памятников Перми. Учащиеся назвали следующие памятники:
Каждый памятник изучалось в четырех категориях:
II глава
Что такое современное искусство?
Основные направления и приемы современного искусства
Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») - совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.
Основные направления и приемы в современном искусстве.
Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.
Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал "уступить инициативу формам, краскам, цвету".
Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.
Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)
Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.
Авангардизм - (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.
Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.). Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.
Андерграунд (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, означающее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.
В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.
Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).
Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: "сюр" по-французски "над"; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения "над" реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).
Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращалиссь к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, неотражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция расчитанная на внешний эффект).
Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.
Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Модернизм (фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный) - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.
Поп-арт (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания. Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.
Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.
Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.
Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его "обозначение", избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо.
Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.
Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.
Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.
В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.
Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства
Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.
Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.
Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах "технических искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Реди-мейд (англ. ready made - готовый) - один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.
Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим "готовым объектам" (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.
Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.
Энвайронмент (англ. environment - окружение, среда) - обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 60-70-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.
Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.
Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
IV глава
Пермские ворота («Буква П»)
«Пермские ворота» - это провокационный художественный проект Николая Полисского, созданный в 2011 году для Пермского музея современного искусства (PERMM).
Памятник находится у центрального железнодорожного вокзала Перми (Пермь II), в сквере 250-летия Перми («Парке камней»).
Высота, ширина и глубина объекта из хаотично скреплённых между собой еловых брёвен составляет 12 метров. При строительстве «Пермских ворот» было использовано 5200 брёвен. Форма фасадов выполнена в виде буквы «П». Ворота подсвечиваются по ночам изнутри и дополнены интерактивной саунд-инсталляцией пермского художника Андрея Побережника. В одну из «ног» «Пермских ворот» вмонтирован саунд-арт, написанный специально для объекта Полисского. В 2012 году планируется сделать наружную подсветку «Пермских ворот», дающую тёплый жёлтый цвет, «близкий к деревянной эстетике».
Проект — часть реконструкции «Сада камней», дополняющий ансамбль парковой зоны.
Пермская интернет-газета «Текст» так описывала «Пермские ворота»[1]:
«Форма фасадов выполнена в виде буквы «П», в результате объёмная композиция напоминает триумфальную арку, ориентированную на четыре стороны, а не на две, как в классическом варианте. Архитектурный объект «нарисован» в пространстве плотной непроницаемой древесной структурой, остающейся в пределах жёсткого контура, заданного границами парка: с одной и другой стороны, — ветками железнодорожных магистралей, с третьей, — транспортного кольца, с четвёртой, — зданием железнодорожного вокзала Пермь II».
Идея «Пермских ворот» возникла у Полисского в 2008 году во время экспедиции по городам Пермского края[1]:
Меня поразили две вещи — красивейшая река Кама и обилие лесов. Я узнал, что когда-то лес сплавляли по Каме, и у меня родился образ, как структурированная масса леса из воды поднимается наружу и материализуется в хаотичную структуру. Поэтому и сделал «Пермские ворота» из грубой ели, которая структурирована в виде ворот. Выглядеть всё это будет как висящие в воздухе бревна, словно вознёсшиеся из воды на небо. Ночью скульптуру подсветят, брёвна будут смотреться как хрустальные
Каждый из четырёх фасадов «Пермских ворот» образует в плане букву «П» - логотип города Перми.
Задачу «Пермских ворот» руководитель паблик-арт программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева ещё до окончания их строительства определяла как «очень амбициозную»: «ворота должны стать символом города на въезде».
Впервые вопрос о стоимости проекта возник ещё в 2008 году, когда он обсуждался между Николаем Полисским и неназванными представителями власти Пермского края либо Перми. Полисский тогда сказал в интервью[2]:
«Сейчас в Перми предполагается интересный проект — построить в центре города грандиозную башню. Правда, когда была оглашена стоимость проекта, то энтузиазма поубавилось, но я думаю, мы сделаем там то, что планировали».
За месяц до окончания строительства «Пермских ворот» Наиля Аллахвердиева затруднялась назвать их стоимость[3]:
«Некоторые вещи сейчас невозможно просчитать до конца. Для строительства объекта понадобится большой объём дерева, окончательный объём будет понятен только в процессе работы художника, поэтому точная сумма будет известна к открытию проекта, мы обязательно её опубликуем».
Сумма была опубликована и составила 9 миллионов рублей.
Американский арт-критик родом из Перми Юлия Вольфсон, следящая из США за всем происходящим в родном городе, по поводу стоимости «Пермских ворот» сказала[4]:
ПЕРММ заставил город потратить $300,000 (9 млн руб.) на строительство «ворот», которые могут быть убраны через два года, если пермякам они не понравятся (!). Этот город, видимо, очень богат, раз может себе позволить разбрасываться такими суммами.
Объект был возведён в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» и открыт 8 июня 2011 года.
На открытии «Пермских ворот» лабораторией уличного перфоманса «Огненные люди» и театром «Zавтра» был разыгран уличный спектакль режиссёра Юрия Муравицкого. Актёры в роли строителей сначала пожарили шашлык, не спеша пообедали им с лавашом, поиграли в бадминтон и только после воя сирены начали «возводить» деревянную арку. Девушка в строительной робе на метле была поднята краном на высоту ворот, где исполнила сложнейшие акробатические трюки. Николай Полисский разрезал в конце не красную ленточку, а настоящую строительную ленту.
Поздним вечером дня открытия «Пермских ворот» губернатор Пермского края Олег Чиркунов сделал запись в своём блоге в Живом журнале:
Вечером прошёлся по объектам «Белых ночей». Картон-на-Каме, табачная фабрика, деревянные скульптуры перед гостиницей «Урал». На эспланаде полно народу, город живёт. Но больше всего жизни было в это время на открытии «Пермских ворот» Николая Полисского. Этот проект он презентовал ещё год назад, но тогда городские власти не решились нарушить им девственность эспланады. Может, и правильно, что «Пермские ворота» оказались в прямой видимости с Транссибирской железнодорожной магистрали.
«Пермские ворота» — временный объект, рассчитанный на пять лет. По сообщению одного из пермских источников, это связано не со сроком жизни самого объекта, а с тем, что площадка, на которой расположены ворота, будет демонтирована по плану реконструкции железнодорожного вокзала Пермь-II. При этом, по утверждению того же источника, «Пермские ворота» могут быть перемещены на другое место.
Николай Полисский, никогда не рассчитывавший на долгую жизнь своих лэнд-артовских работ (часть из них, потерявшая первоначальный облик, даже была уничтожена с его одобрения), говорил об этом спокойно:
Если объект не понравится, его можно снести. Но не должно быть неоправданной злобы. Никакой подлости для горожан я не задумывал. Пермь, как большинство российских промышленных городов, город депрессивный. А эта вещь не пафосная. Да, она спорная, но добрая.
Отношение пермяков к памятнику:
С момента создания «Пермские ворота» подвергались вандализму. В октябре 2011 года сотрудники Музея современного искусства PERMM организовали субботник, чтобы очистить и ошкурить объект от нецензурных надписей.
В ночь с 17 на 18 ноября 2011 года «Пермские ворота» пытались сжечь трое вандалов. Они облили основание объекта двумя канистрами бензина и подожгли его, но были замечены проезжавшими мимо водителями, вызвавшими полицию. Задержать убегавших поджигателей не удалось. Ворота почти не пострадали, поскольку были полностью обработаны специальным огнезащитным составом. Часть экспертов и СМИ посчитали эту попытку поджога имитацией — для отвлечения внимания от растущих антигубернаторских настроений.
Полисский так прокомментировал это событие[4]:
«Всё это — политическая возня в искусстве. Не думаю, что это сделали обычные жители Перми, ведь это местный символ, для многих буква стала родной!»
Однако, почти все комментарии пермских жителей под сообщением уральского информационного агентства Ura.ru либо прямо поддерживали этот акт вандализма, либо были направлены против «Пермских ворот» и современного искусства в Перми в целом. Особое ожесточение вызывала опубликованная агентством стоимость объекта — 9 миллионов рублей.
О причинах неприятия пермяками «Пермских ворот» главный психолог Пермского краевого центра медицины катастроф Галина Белорусова сказала[5]:
«Противоречие — в самой концепции строения. Причём глубокое противоречие. С одной стороны, мы видим нечто вроде куба, олицетворяющего брутальность, устойчивость, надёжность. С другой стороны — хаотичное, «взрывное» нагромождение брёвен. Получаем глубокое противоречие между формой и содержанием. А это не может не ударять по психике, не вызывать некую мозговую сшибку. Это вполне естественно, ведь базовая потребность человека — опора, надёжность, чувство защищённости. Хаос в том, что должно создавать ощущение надёжности, — худшее, что можно придумать для психики. <…>
Самый тяжёлый след в обществе оставляют именно техногенные и социальные катастрофы, ведь человек понимает, что против природы он бессилен. В случае возникновения техногенной катастрофы всегда есть соблазн кого-то обвинить, противопоставить собственную жизнь жизни других людей. Что касается «Хромой лошади», то, конечно, люди ждали какой-то помощи, поддержки от власти. Вместо этого на улицах стали появляться странные, неприятные глазу фигуры, на которые опять-таки тратились бюджетные деньги, которые ох как нужны были для поддержки населения, на различные медицинские и социальные нужды. Увидев эти фигуры, народ понял, что власть живёт своей отдельной жизнью, им не до бед народа. Отсюда — дополнительный негатив к так называемым арт-объектам».
Примечания:
[1] – библиографический список, №16
[2] – библиографический список, №17
[3] – библиографический список, №18
[4] – библиографический список, №19
[5] – библиографический список, №20
V глава
Легенда о пермском медведе
«Легенда о пермском медведе» или «идущий медведь» - это скульптура в Перми, изображающая идущего медведя. Этот символ изображается на гербах Пермского края, Коми округа и города Перми.
Авторы эскиза идущего медведя — группа художников под руководством скульптора Владимира Павленко из Нижнего Тагила, члена Союза художников России и международной ассоциации искусств ЮНЕСКО.
12 июня 2009 года статую идущего медведя установили около гостиницы «Урал», Бронзовый медведь весом в одну тонну прибыл из Екатеринбурга 11 июня 2009 года — за день до празднования Дня города Перми.
По словам авторов проекта, идея памятника связана с представлением иностранцев о том, что «по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи».
Теперь жители и гости города могут лично познакомиться с символом Прикамья, который будто вышел на прогулку по центральным улицам города. С самого своего появления он пользуется огромной популярностью, особенно среди детей, которые фотографируются верхом на медведе и даже угощают его сладостями. С момента появления медведя в центре Перми у горожан появилось поверье, что если человек потрет бронзовому мишке нос, то его ждет удача, а гость города обязательно вернется в наши края.
Отношение пермяков к памятнику[1]:
Примечания:
[1] - по опросу учащихся МБОУ «СОШ №6» г. Перми.
VI глава
Яблоко
Монументальная скульптура «Яблоко» украинской художницы Жанны Кадыровой установлена перед библиотекой имени Горького в Перми. Высота пермского «Яблока» 3 метра, его кожура сделана из кафеля, под которым «порыжевшая мякоть» из кирпича, что по замыслу автора, символизирует историю города, на самом деле это куски стен старых пермских зданий. Место для размещения выбрано специально у главной библиотеки города, так как собрание книг является частью истории и вместе с яблоком образуют якобы новый символичный ряд. То, что яблоко надкушено, по мнению автора как бы превращает его из символического объекта в объект потребления и в напоминание о хрупкости мира. Эта скульптура является только частью большой паблик-арт программы, начатой Музеем современного искусства в 2010 году, целью которой является внедрение современного искусства в городскую среду. По словам художницы, «Яблоко» это – посвящение городу, его визуальная метафора. «Кожура из кафеля символизирует тонкую пленку современности, под которой обнаруживается порыжевшая «мякоть» - история города, материализованная в старом кирпиче», - гласит аннотация. Яблоко надкушено, что превращает его «из символического объекта в объект потребления». По мнению организаторов проекта, скульптура оживит площадь перед библиотекой и добавляет яркое пятно на фоне серого фасада здания библиотеки.
Для посетителей библиотеки яблоко станет плодом познания, а также эмблемой открытий и научных прозрений. Для прохожих — обозначением места, где заседают «ботаники».
Приезжие добавят свои варианты осмысления и будут правы. Ведь яблоко — универсальный продукт. В мировой культуре — это символ рождения и вечной жизни. В пермском случае скульптура «Яблоко» оживляет площадь, выделяясь ярким пятном на фоне серого фасада здания, как волшебное «молодильное яблочко» для устаревшей территории.
Скульптура располагается в центре круглой клумбы-газона («яблочко на тарелочке») на оси симметрии здания, что не нарушает целостности ансамбля площади. Это еще одно магиче- ское свойство яблока — упорядочивать окружающее пространство, становиться его центром. Не случайно почти идеальная круглая форма этого плода издревле связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе. Даже этимологическое значение русского слова «яблоко» восходит к слову «облый» или «круглый» — оболокать, обволакивать, огибать кругом.
Но автор скульптуры решила пойти дальше и предъявила зрителям эталон идеальной целостности, который был нарушен. Надкушенное яблоко — это уже символ свершения: плод познания сорван, закон притяжения открыт, суд Париса свершился, желание исполнено.
Высокая метафора превратилась в символ потребления. И с этой точки обзора проект Жанны Кадыровой — важное напоминание об уязвимости городской среды и важности сохранения баланса прошлого и настоящего.
Отношения пермяков к памятнику[1]:
Примечания:
[1] - по опросу учащихся МБОУ «СОШ №6» г. Перми.
VII глава
Пермяк солёные уши
Пермяк солёные уши – это знаменитая достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
«Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Поговорка «Пермяк солёные уши» касается как раз носильщиков соли. Работа эта была тяжелая. Мешки, с еще влажной солью, помещались на спину носильщиков, и постоянно попадала на уши и шею. Перемешиваясь с потом, соль разъедала кожу, а палящее солнце усугубляло ситуацию. От такой работы уши работников были постоянно опухшие и увеличенные в размере. Прозвище «пермяк солёные уши» — одна из основ региональной идентичности жителей края. Поговорка нашла выражение в апреле 2006 г. в граните и бронзе в центре столицы Пермского края, недалеко от гостиницы “Урал”.
Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и гранитного столбика, на котором установлена овальная рамка с ушами, Высота скульптуры около двух метров, длина и ширина - полтора метра, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.
Памятник открыт 1 апреля 2006 года.
Автор изображения — Рустам Исмагилов.
В 2009 году по версии журнала «Русский мир» памятник был признан «самым странным» памятником России[1].
Отношение пермяков к памятнику[2]:
VIII глава
Красные человечки
Красные человечки – это арт-объект, в виде нескольких скульптур, расположенных в центре г. Перми. Авторы-исполнители проекта – арт-группа «Pprofessors - Мария Заборовская и Андрей Люблинский из Санкт-Петербурга. Красные человечки или Red People родились не в Перми, а творческих головах Марии и Андрея. Сначала обладателями «человечков», еще небольших размеров, были друзья художников. В Пермь «Красные человечки» попали в рамках «Паблик-арт программы» Марата Гельмана, Музея современного искусства PERMM, при поддержке Министерства культуры и молодежной политики Пермского края и администрации Перми.
Что представляют собой красные человечки? Это скульптуры высотой от 2,5 до 4, каждая из которых состоит из 13 частей. Подобно конструктору, части можно сложить по-разному. Выполнены человечки из разных материалов.
Первый – пластиковый человечек «сидит» на крыше пермской краевой государственной филармонии. Второй – деревянный, сидящий в той же позе что и первый, правда, в этот раз не на филармонии, а на белом стуле. Третий и четвертый человечки едут на белом самокате. Помимо этих арт-объектов, в этой же серии есть деревянная скульптура «LOVE», выполненная в красно-белой гамме, около 2х метров высотой.
Несмотря, что постоянная прописка у красных человечков в Перми, за свое, еще сравнительно недолгое существование, они успели побывать в Сколково, в северной столице в рамках «Дни пермской культуры в Санкт-Петербурге». Кроме того, упоминания о красных человечках все чаще и чаще можно встретить в средствах массовой информации, как регионального, так и федерального масштаба, а порой и в международных изданиях.
Вот как прокомментировала «красных» Наиля Аллахвердиева[1]: «Феномен «красного человечка», к которому я тоже имею прямое отношение, потому что я выбирала место для этого проекта, очень долго, серьезно выбирала жест, с которым он будет сидеть на крыше филармонии. Все это имело колоссальные последствия. Но это было интересно, это было весело. На самом деле я и команда музея очень сильно изменили ощущение Перми от самой себя, вот эту самоидентификацию. Сейчас можно убрать все эти паблик арт-проекты, но они останутся в сознании людей. Может быть, не 20-летних, а тех, которым сейчас 10 лет. Они это запомнят, они подрастут, и возникнет новая генерация людей, новых талантов».
А вот как говорит о своем творении один из авторов идеи, питерский художник Андрей Люблинский[2]:
«- А в чем смысл красных человечков? Что вы хотели этим сказать?
- Мы ничего особенного не хотели этим сказать… Идеологии как таковой, тем более политики, в них нет. Мы не хотели ни оскорбить кого-то, ничего… Нам показалось интересным сделать конструктор из 13 брусочков, и эти 13 брусочков складываются в достаточно яркого персонажа. Нам вообще интересны игры и игрушки, и красный человек - это тоже игрушка, но не детская. Похожие красные человечки есть в Санкт-Петербурге и Москве. Там люди их встретили тепло.
- Зачем эти человечки пермякам?
- Я не знаю, зачем они пермякам. Время само расставит все по своим местам. А зачем вообще искусство нужно? Мне кажется, что эти вещи на этой площадке актуальны и очень хорошо будут смотреться. Здесь архитектура подходящая. Наши вещи неплохо смотрятся именно в таких квадратных объемах.
- Почему человечки красные?
- Они являются маркерами места, на них должны обращать внимание. Они должны радовать глаз. Да и вообще я очень люблю этот цвет. Красный, потому что красный.
Через час красную фигуру из пластика усадили на фасаде. Мы стали рассматривать ее: большое угловатое туловище, маленькая голова, лица нет вовсе…
- У человечка рука одна поднята, он что-то показывает? – не отстаем от художника.
- Нет. Он ни на что не указывает и ни к чему не призывает, просто так он выглядит более графично, на наш взгляд».
Еще мнение одного из непосредственных вдохновителей пермского культурного проекта - Бориса Мильграма. Его ответ на вопрос: «зачем красные человечки пермякам и что они означают?»[2]
«А что означает искусство? Да ничего. Просто художник предложил это сделать. Это его воображение. Нам показалась его идея интересной, - ответил Борис Мильграм. - Это просто арт-объект. Это есть во многих странах. В одной стране, к примеру, я вышел на балкон, смотрю, напротив на балконе вроде люди, но почему то они не двигаются. Оказалось это просто такой арт-объект. Это наполнение городской среды. Это нужно, чтобы сделать городской пейзаж художественнее, привлекательнее. Чтобы у людей возникали ассоциации, чтобы хотелось думать».
Вот, что думает глава союза художников по Пермскому Краю Равиль Исмагилов о «Red People»[3]: «Это чушь, которая не имеет никакого отношения к искусству. Меня поражает, что к этому не привлекают местных художников и дизайнеров, все эти человечки не имеют никакого отношения к Перми, они не вписываются. Да я бы сжёг этих красных человечков!»
Но, по мнению журнала «Афиша», они достойны быть в рейтинг самых известных арт-объектов мира за последние 30 лет.
Авторы рейтинга подчеркнули неоднозначность отношения пермской общественности к арт-объектам[4]: « Несмотря на то что обычно паблик-арт-инсталляции видятся гражданам западных городов невинными развлечениями для глаз и символами общей культурной релаксации, часть пермского общества восприняла внедренные чужаками объекты прямо-таки с ненавистью. Человечки подвергались нападению вандалов, вокруг них велись ожесточенные дебаты».
Отношение к памятнику пермяков[5]:
IX глава
Анкетирование
Мной было проведено анкетирование среди учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ №6» г. Перми для выяснения следующих вопросов:
Примечания:
[1]- таблица №1
[2]- таблица №2
[3]- таблица №3
[4]- таблица №4
[5]- таблица №5
[6]- таблица №6
Х глава
Заключение
Так что же такое современное искусство? Это искусство, которое избирает предметом художественного выражения мысли – любой предмет, или явление, или вещество. Профессионализм современного художника заключается не в овладении техникой создания Произведения, а совершенствовании своей мысли, мировоззрения. Таким образом, акцент в творческом процессе переносится именно на мысль, на концепцию произведения. Авторство художника заключается в особенной идее. К воплощению этой идеи в материале автор может уже не относиться: произведение может быть собрано на заводе по эскизу, может быть куплено в бытовом или продовольственном магазине, может быть только названо.
Многих зрителей обижает современное искусство, обижает то, что они не понимают, или то, что это искусство так далеко от привычного идеала. Зрителю кажется, что современный художник словно посягает на привычный идеал, словно разрушает его. Это неправда, все художники учились на классических образцах, и считают эти образцы –своей базой, своими корнями, а своим искусством они не разрушают, а представляют альтернативу. Идеал не терпит альтернативы -но это слабость идеала. Что касается зрительского непонимания, упреков в уродстве, некрасивости, то этот конфликт был всегда, он - залог развития. Классические произведения Рембранта и Караваджо – в свое время так же шокировали (развивали) зрителя, как сегодняшние перформансы и инсталляции.
Современное искусство постоянно стремится к диалогу со зрителем. В Перми чаще искусство использует форму монолога и при реализации культурной политики в городе мнение большинства граждан, к сожалению, не учитывается. Пермяки не против нововведений, но в то время, как в нашем городе настоятельно пропагандируют так называемое «современное искусство», пермяки предпочитают видеть памятники, прославляющие историю нашей страны, а также памятники выдающимся гражданам Перми, памятники, призывающие к труду, подвигам, пусть даже они будут сделаны в духе нового времени. Искусство не должно терять своей главной – идеологической цели, оно должно мотивировать, просвещать и наставлять на путь истинный.
XI глава
Библиографический список
XII глава
Приложение
Таблица №1
Что такое современное искусство?
Таблица №2 «Визитные карточки» Перми.
Таблица №3
Авторы современных памятников искусства.
Таблица №4
Идеи, которые авторы хотели до нас донести.
Таблица №5
Отношение пермяков к современному искусству в городе.
Таблица №6
Нужны ли пермякам памятники в духе нового времени?
Вокруг света за 80 дней
Привередница
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Зимний дуб
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью