Город Алатырь, основанный в 1552 г. Иваном Грозным как город - крепость на границе России Казанским и Архангельским ханствами, как один из форпостов Российского государства в борьбе с «Диким полем», являлся опорным пунктом государственного значения в стратегической системе оборонительных сооружений известных как «засечная черта». Впоследствии город развивался как основной торговый и промышленный центр Симбирской губернии. На рубеже XVI-XVII веков г. Алатырь играл важную роль как военно-стратегический, административный, экономический и культурный центр. “Это был бесспорно лучший из уездных городов Симбирской губернии после Сызрани как по богатству населения, так и по наружному виду”. Меня заинтересовало, как обстояли дела в городе с образованием.
Вложение | Размер |
---|---|
institut_prirodovedeniya.doc | 105 КБ |
prilozhenie_1.doc | 631.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
имени Героя Советского Союза
Зои Ивановны Парфёновой »
Учебно-исследовательский проект
«Институт Природоведения»
Выполнила: ученица 10Э класса МБОУ «СОШ №7»
Бурмистрова Юлия
Руководитель: учитель географии
Семакина Т.А.
Алатырь 2013 год.
Содержание.
Введение.--------------------------------------------------------------------------3
Гл 1. Довузовское образование в г. Алатырь. ------------------------------------4
Гл 2. Институт Природоведения.---------------------------------------------------6
2.1. Открытие института Природоведения.------------------------------------6
2.2 Структура преподавания института Природоведения
в г. Алатырь.---------------------------------------------------------------------------------7
2.3 Преподавательский состав Алатырского института
Природоведения.-------------------------------------------------------------------------8
Гл3. Реорганизация института Природоведения в
Педтехникум Природоведения.-------------------------------------------------------11
Заключение.---------------------------------------------------------------------13
Список использованной литературы.--------------------------------------14
Приложение.-------------------------------------------------------------------15
Введение.
Город Алатырь, основанный в 1552 г. Иваном Грозным как город - крепость на границе России Казанским и Архангельским ханствами, как один из форпостов Российского государства в борьбе с «Диким полем», являлся опорным пунктом государственного значения в стратегической системе оборонительных сооружений известных как «засечная черта». Впоследствии город развивался как основной торговый и промышленный центр Симбирской губернии. На рубеже XVI-XVII веков г. Алатырь играл важную роль как военно-стратегический, административный, экономический и культурный центр. “Это был бесспорно лучший из уездных городов Симбирской губернии после Сызрани как по богатству населения, так и по наружному виду”. Меня заинтересовало, как обстояли дела в городе с образованием.
Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов. В Москве и Санкт-Петербурге их десятки. В нашем родном городе тоже есть учебные заведения. Стало интересно, были ли учебные заведения в нашем городе раньше. Так как моя мама получила образование учителя географии в нашем городе, стало интересно какие учебные заведения были связаны с географией раньше.
В 2009 году в Ульяновске прошли третьи Международные Бутурлинские чтения, посвященные памяти известного российского орнитолога, исследователя Севера, охотоведа, специалиста охотничьего оружия, одного из основоположников природоохранного движения в России - Сергея Александровича Бутурлина.
Чтения приурочены к 90-летию Сурской экспедиции, которую возглавляли С.А. Бутурлин и Б.М. Житков, и основанию ими в 1919 г. в г. Алатыре
уникального учреждения - Института природоведения. Тематика: орнитология, охотоведение, охрана природы, история науки.
Поэтому моя работа посвящена институту Природоведения. Тему работы считаю актуальной, так как любой житель города должен интересоваться прошлым своей родины. Должен знать, как развивался его город. А впереди у нас у всех серьезный выбор, в каком городе получить образование. Может быть, узнав об образовании города в прошлом, кто-то решит продолжить обучение в нашем родном Алатыре.
Цель работы: Исследовать учебные заведения начала прошлого века, в том числе институт Природоведения, которые были в нашем городе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: исторический, сравнительно-описательный, картографический.
Глава 1. Довузовское образование в г. Алатырь.
"Алатырь - город республиканского подчинения. Расположен на левом берегу Суры, где впадает в нее река Алатырь. Основан в 1552 году по указу Ивана Грозного во время завоевания Московским государством Казанского ханства"./5/٭
В Присурье г.Алатырь играл важную роль как военно-стратегический , административный, экономический, торговый и культурный центр уже начиная с рубежа ХЛ-ХУП веков. "Дореволюционный Алатырь среди однотипных ему городов выделялся относительно высокой грамотностью населения".
В 1722 году в городе было открыто первое «русское» училище, затем «математическое», которое со дня своего открытия помещалось в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре; в 1818 г. «русское училище» было преобразовано в уездное духовное училище.( Находилось оно на бывшей Троицкой улице /ныне улица Щорса/.٭٭Училище готовило служителей церкви. Преподавались в нем русский, латинский и греческий языки. На особом месте стояли арифметика, география, природоведение, чистописание, черчение. География в этом учебном заведении имела характер страноопи-сательный и характер изучения своей местности .
В 1858-1860г.г. в Алатыре существовал частный женский пансион титулярной советницы Н.Е.Рейгольд. В нем преподавали русский язык, арифметику, историю, географию, чистописание и другие науки.
В 1876 г. в Алатыре по ходатайству земства открылась мужская прогимназия. Помещалась она в земском доме на Симбирской улице/ныне улица Ленина, здание исполкома районного Совета народных депутатов/. Содержалась гимназия в течение 20 лет на средства казны и земства. "Прилежанием и усердием в работе отличался учитель географии, арифметики и геометрии Михаил Рафаилов. Рафаилов был выпускником Казанской учительской семинарии. Фамилия этого учителя находится в списках, представленных в губернаторский совет для награждения". Он совершал с учениками прогулки в лес, собирали растения, составляли гербарий. Непосредственно на местности проводил определение масштабов и вычисление площадей.
В прогимназии начинал свое образование А.А. Половинкин, видный советский географ, автор ряда учебников, доктор наук, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.
Сетью просвещения того времени руководил И.Н.Ульянов - инспектор народных училищ. Он проводил огромную работу для улучшения материальной базы и улучшения качества образования, которое давалось в г. Алатыре. Благодаря его хлопотам в городе построили новое здание
Духовного училища в 80-е годы XIX века, которое было переименовано в Реальное училище
٭приложение 1,2
٭٭Приложение 3
Развитие образования продолжалось, но перед городом встала проблема нехватки квалифицированных учителей. Не было в достаточном количестве учителей, не хватало наглядного материала, была слабая научная база. Решением этой проблемы стало открытие первого ВУЗА в городе Алатырь. В 1919 году в городе открыт институт Природоведения.
Глава 2. Институт Природоведения.
2.1. Открытие института Природоведения.
Перед Наркоматом просвещения встал вопрос о подготовке советских учительских кадров. Для подготовки учителей в г. Алатыре были открыты учительские курсы, где проходили начальную подготовку для работы в школах. В это время в городе работала мастерская наглядных пособий, которая была создана в начале 1919 года по заданию Главпрофобра. В мастерских изготовлялись чучела, гербарии, наглядные пособия по физике и химии. Руководил всем этим В. И. Петяев, уроженец Симбирского края, который был командирован в Алатырь по заданию Главпрофобра. Несмотря на молодость/27 лет/,он сумел зарекомендовать себя способным ученым. Владимир Иванович занимался разведением птиц в неволе. До работы в Алатыре заведовал Московским зоопарком.
В 1919 году Наркомат просвещения направляет экспедицию на Суру. В составе экспедиции был Сергей Александрович Бутурлин со своими спутниками. Они неоднократно бывали в экспедициях вместе.
На этот раз у экспедиции была конкретная практическая задача-обеспечение материалами мастерских наглядных пособий. Центросоюза и Средне-Сурского союза кооперативов, а также помощь в преподавании на учительских курсах.
Природа Суры не случайно привлекла .Б.М.Житкова и С.А.Бутурлина. Это были их родные места и давний объект изучения. Еще в 1906 году они опубликовали первый том труда по птицам -"Материалы для орнитофауны Симбирской губернии". Исследования не были закончены, и теперь они намеревались их завершить. Кроме того С.А.Бутурлин надеялся разыскать здесь свою коллекцию и научный архив, которые он отправил до 1917 года (во время начала мировой войны) из Везенберга в Усть-Урен Карсунского уезда Симбирской губернии в имение своих друзей Кротновых. Но после революции 1917 года все рукописи, архив и коллекция были переданы в распоряжение Карсунского уездного отдела народного образования и дальнейшая их судьба неизвестна.
Летом 1919 года экспедиция была в Алатыре: полевые исследования, охота, знакомство с мастерскими и учительскими курсами. Б.М.Житков и С.А.Бутурлин всегда являлись сторонниками широкого распространения природоведческих знаний. Здесь в Алатыре у них возникла идея преобразования мастерских и учительских курсов в Институт Природоведения и фабрику наглядных пособий.
В Москве предложение одобрили. И 13 ноября 1919 года по приказу Главпрофобра в Алатыре появилось новое учебное заведение, детище своего времени - производственное, педагогическое и научное. Институт Природоведения относится к разряду техникумов, стоящих над 2-ой ступенью.٭Выпускает специалистов широкого профиля. Изготавливает продукцию - наглядные пособия. Сочетает преподавание и производство,
٭приложение 5
ведет научные исследования. По учебным планам, разработанным С.А.Бутурлиным и Б.М.Житковым, половину учебного времени студенты посвящают изучению природы в экспедициях.
Высоко оценили замысел института коллегия Наркомпроса, утверждавшая в 1920 году его программа, планы и сметы:
"Институт Природоведения - весьма оригинальный, единственный в России, может быть в мире, опыт своеобразного учебного заведения. Его название хорошо выражает его сущность"/приложение 6/.Создание института Природоведения - это любопытная страница истории не только Симбирского края, но и развития народного образования в первые годы советской власти.
Институт организовывался в трудных условиях. Конец 1919 года еще не закончена гражданская война. Уже освобожден Симбирск. Туда вернулись губком и губисполком, эвакуированные в Алатырь на несколько месяцев. Восточный фронт отошел на сотни километров, но Алатырь продолжает оставаться важным пунктом формирования новых армейских частей.
В городе трудно: не хватает квартир, продовольствия, свирепствует тиф, срочно организуются лазареты, Алатырь, как и вся Симбирская губерния - важная база снабжения войск Восточного фронта. Все действующие предприятия работают для Красной Армии. Но, как и везде, возрождается мирная жизнь, идут работы по благоустройству города, под руководством созданного в 1918 году Совета Народного хозяйства строятся электростанции, водопровод, освещаются улицы. Возникают советские учебные заведения. Одно из них - Алатырский институт Природоведения. Его задача - подготовка учителей. Первоначально он должен был разместиться в двух корпусах красных казарм (бывшее Епархиальное училище). Но вначале там требовался ремонт, на проведение которого народный комитет просвещения отпустил 4 млн. рублей. Поэтому институт временно разместился в 4-х комнатах бывшего дома купца Попова по улице Казанская (ныне улица Кирова).٭
2.2 Структура преподавания института Природоведения в г. Алатырь.
"Организационная сторона дела решалась быстро: из сотрудников мастерских, преподавателей курсов, специалистов, прикомандированных из Москвы, формируется совет преподавателей, разрабатываются программы и учебные планы, устав института. Проводится дополнительный набор слушателей и, несмотря на недостаточность оборудования, уже в ноябре 1919 года начинаются занятия". Преподавание ведется в четырех лабораториях: геологической, зоологической, ботанической и физической. Обязательные занятия в специальных мастерских наглядных пособий. Слушателей обучали различным наукам и ремеслам: наряду с высшей математикой, химией, физикой, географией, биологическими и сельскохозяйственными науками, политэкономией, проводились занятия по фотографии,
٭ приложение 4
таксидермии/изучению чучел, рисованию, столярному и слесарному делу. Необычным был и режим работы. Занятие продолжалось вести круглый год в утренние и вечерние часы, без летних каникул: с сентября по март -
в мастерских и аудиториях, с марта по сентябрь - под открытым небом на Экскурсионных базах." Активное усвоение знаний по природоведению...и полное овладение техникой производства наглядных пособий - вот цель преподавания.
Заведующим Алатырским институтом Природоведения стал Владимир Иванович Петяев;
деканом - Борис Михайлович Житков;
заведующим ботанической лабораторией - Илья Борисович Волчанский;
заведующим физической лабораторией - Николай Николаевич Пушков
заведующим геологической лабораторией - Борис Филиппович Пылаев.
В институт принимаются молодые люди старше 16 лет и окончившие курс средней школы/гимназии, реального училища, школы 2-й степени. К слушанию лекций допускаются все желающие, насколько позволяет помещение. Все слушатели являются вольнослушателями. Они могут сдать надлежащие экзамены и зачеты и зачислиться в Алатырский институт Природоведения.
В 1920 году институту Природоведения был выдан мандат٭,в котором говорилось, что труд профессоров, преподавателей и сотрудников должны оплачиваться по ставкам Высших учебных заведений. Все местные Продорганы и другие учреждения должны оказывать институту Природоведения всяческие содействия, как учреждению Всероссийского значения Ударной Группы.
В 1920 году в институте насчитывалось 28 преподавателей и 150 студентов, а в 1921 году студентов уже было более пятисот. К этому времени были организованы общежития, столовая, парикмахерская, при институте работали драматический и спортивные кружки. Начались работы по созданию учебных и научных подразделений института: зоологический и ботанический сады, ферма, научно-показательный питомник, музей Родиноведения. Предполагалось создать научное общество животноводства и птицеводства, a также наладить издание конспектов лекций и работ сотрудников.
Для создания музея необходимы были новые помещения. "При наличии помещений можно будет создать музей по предлагаемым разделам:
1/ отдел естественноисторический;
2/ отдел историко-антропологический;
3/ отдел статистико-экономический;
4/ отдел педагогический."
Этот музей стал прообразом ныне действующего в городе Краеведческого музея.
Обучение в институте ведется дифференцировано, так как слушатели Подготовительных курсов с различной степенью: подготовки. Жаль, что не
٭приложение 5
сохранились все списки студентов института, поэтому о количестве обучающихся можно судить по статистическим данным ٭.Для слушателей вводятся обязательные зачеты: месячные, полугодичные и годичные. Интересна была система оценивания знаний. Знания оценивались по трехбалльной системе - высоко удовлетворительно, удовлетворительно, неудовлетворительно ٭٭.
"Окончившим курс института Природоведения и сдавшим все установленные зачеты и испытания присваивается звание "Инструктора по Природоведению",предоставляющее ему право:
1/ быть заведующим мастерскими по изготовлению наглядных пособий;
2/ быть заведующими естественноисторическими музеями;
3/ быть преподавателями природоведения в школах 1-й и 2-й ступени и право занимать все иные однородные должности".
2.3 Преподавательский состав Алатырского института Природоведения.
В 1920 году в институте насчитывалось 28 преподавателей. Это были преподаватели учительских курсов, сотрудники мастерских наглядных пособий, специалисты, прикомандированные из Москвы. Основная часть преподавателей были выпускниками Московских и Казанских ВУЗов ٭٭٭
Полный список преподавателей института Природоведения не сохранился. Остались лишь сведения о некоторых из них:
1/. Петяев Владимир Иванович, 1892 года рождения. Закончил естественноисторический факультет Казанского университета.
2/. Житков Борис Михайлович, 1872 года рождения. Профессор биологии Московского университета.
3/ Бутурлин Сергей Александровичи 872 года рождения. Закончил курс юридических наук Петербургского Училища Правоведения.
4/. Цельмин Август Карлович - один из лучших препараторов зоологического музея Московского университета, художник-таксидермист.
5/.Коваленко Михаил Григорьевич, 1876 года рождения. Окончил Нижегородское Реальное училище, а затем Петроградскую Академию художеств по классу архитектуры и строительного искусства.
6/. Пылаев Борис Филипповичи887 года рождения. Окончил горный институт по специальности геология и геодезия.
7/. Самарин Дмитрий Александрович. Родился в 1875 году в г.Пермь в семье почтового чиновника. Окончил Казанский Учительский институт 1 Алатыре преподавал химию.
٭приложение 9
٭٭приложение 10
٭٭٭приложение 11
8/. Егоров Владимир Дмитриевич, 1889 года рождения. Окончил Казанский
университет. В институте Природоведения преподавал физику и математику.
9/. Волчанский Илья Борисович, родился в Новороссийске в 1895 году. Окончил Московский Университет. Работал в Алатырском институте ботаником.
10/. Дубицкий Николай Маркович, родился в г.Егорьевск Рязанской губернии. Окончил Московский университет. Работал в Алатыре преподавателем физики и математики. И др.
Глава 3. Реорганизация института Природоведения в Педтехникум Природоведения.
Развитию института в Алатыре препятствовали многие трудности. Главной из них стала нехватка средств. Появились разногласия между сотрудниками фабрики наглядных пособий и преподавателями института. Проверяющие из Москвы предложили упростить учебный процесс, изменить срок обучения, словом сделать институт Природоведения обычным техникумом. В Главпрофобре пытались отстоять институт в том виде, в каком он был задуман, но это не удалось. В феврале 1921 года институт преобразовали в Алатырский техникум Природоведения и передали его в введение губерноского отдела народного образования٭ В значительной степени была свернута программа научных исследований, однако принципы преподавания постарались сохранить. Ректором техникума был назначен Б.М.Житков.
Институт Природоведения был слит со спецкурсами и преобразован в Алатырский техникум Природоведения. Новое учебное заведение имеет четыре курса: три курса из которых общие, а четвертый разделяется по более узкой специализации. Существовало три специализации: дошкольное отделение, школьно-педагогическое отделение и отделение с большим уклоном в сторону сельского хозяйства.
Из-за того, что слушатели педагогических курсов были мало приготовлены для обучения в техникуме, необходимо было создавать временные группы и проводить дополнительные занятия. Заведующим учебной частью стал Владимир Дмитриевич Егоров.
Преподавательский состав частично изменился. Некоторые преподаватели, в том числе Бутурлин, уехали из Алатыря. Приехали новые преподаватели, начали появляться собственные кадры, такие как: Коваленко Сергей Никифорович /студент Харьковского университета/,Залесский Николай Афанасьевич /студент Казанского университета/ и другие .
Алатырский техникум Природоведения существовал недолго. "Постановлением Коллегии Губпрофобра от 26 октября 1921 года, подтвержденным Коллегией Губоно, Алатырский техникум Природоведения преобразован в Алатырский педагогический техникум Природоведения Народного Комиссариата просвещения Симбирской губернии".
Алатырский техникум Природоведения и Алатырский педагогический техникум Природоведения готовили кадры просвещенцев для сети массовых учреждений: дошкольных, школьных, внешкольных, библиотечных, по работе с дефектными детьми, инструкторов по труду и физкультуре" /1/
Эта работа велась двумя формами:
дневная, с отрывом от производства; и без отрыва от производства, которая осуществлялась через дневную, вечернюю и заочную формы обучения. В состав техникума входили подготовительные курсы и подготовительное отделение. Их задачей явилось подготовка контингента для дневного
٭приложение 11
отделения.
Структурой педтехникума Природоведения являлось:
-во главе педтехникума стоял директор, назначаемый и увольняемый Крайоблоно;
при директоре были помощники, подчиняющиеся ему:
а/ по учебной части;
б/ по административно-хозяйственной части;
в/ по заведыванию вечерним сектором;
г/ по заведыванию заочным сектором;
- для обеспечения участия общественности контроля над работой педтехникума при нем утверждался совет.
Список преподавателей почти не изменился .
Далее судьба Алатырского педтехникума Природоведения остается дискуссионным вопросом. По разным источникам у педтехникума разная судьба.
Кочетков В.Д. в книге "Алатырь. Краткий исторический очерк." пишет:" 16 июня 1922 года из-за недостатка средств педтехникум Природоведения был закрыт..."
М.Козлова в книге: " Перо розовой чайки" утверждает:"В 1937 году техником был преобразован в учительский институт, а в 1941 г. переведен из Алатыря в Чебоксары."
В газете Алатырские вести в статье Егорова Е.Г. "Алатырь-город ВУЗовский" читаем:"...Алатырский педагогический техникум преобразован в педучилище, а в 50-х годах переведен в г.Канаш".
И в исторической справке Алатырского музея Краеведения видим: "...п.4" Рапоряжением Губоно от 15.05.1925 г. за № 4992 Алатырский педтехникум Природоведения переименован в Алатырский мордовский педтехникум Народного Комиссариата просвещения Симбирской губернии... п.5.С 8.07.36 г. Алатырский мордовский педтехникум переименован в Алатырское педагогическое училище Народного Комиссариата просвещения Чувашской АССР /законодательного акта не обнаружено/. Алатырское педучилище по 1949 г. Сведений о ликвидации не имеется?
Двадцатые годы - годы больших трудностей и больших замыслов, патриотического подъема, энтузиазма и огромной веры в возможности новой жизни. Неудержимое желание, скорее ее построить, сделать все по-новому порождало грандиозные, порой неосуществимые планы. Многое приходилось делать впервые, в трудных условиях, по скудным средствам. Каждый вносил посильную лепту. Порыв энтузиастов, стремление нести в народ знания - вот что стоит за попыткой создания в глухом городке России необычного института, у колыбели которого стояли Б.М.ЖИТКОВ и С.А.БУТУРЛИН.
Заключение.
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
Дореволюционный Алатырь среди однотипных ему городов выделялся относительно высокой грамотностью населения.
До 1919 года в городе шло довузовское образование: Духовное мужское училище, частный женский пансионат титулярной советницы Рейгольд, мужская прогимназия.
В дореволюционном Алатыре начал свое образование Половинкин – видный советский географ.
В ноябре 1919 года в нашем городе началось вузовское образование. Был открыт Институт Природоведения. Он выпускал специалистов широкого профиля. Изготавливал продукцию - наглядные пособия. Сочетал преподавание и производство, вел научные исследования. По учебным планам, разработанным С.А.Бутурлиным и Б.М.Житковым, велись теоретические и практические занятия. Вузовское образование продолжалось в городе до 1940 года. И возобновилось оно в 1994 году, когда в городе был открыт филиал ЧГУ им. Ульянова.
Список использованной литературы.
Интернет-ресурсы:
http://volgabirds.ru/articles.php?article_id=24
http://gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id=56&pos=9&id=702147
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь
http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=1111
www.monomax.sis.net.ru/main?cmd=view&article=911&…
Приложение 1. Схема города Алатырь.
Приложение 2. Город Алатырь.
Приложение 3.
Приложение 4. здание института Природоведения.
Приложение 13. Бутурлин С.А.
Приложение 14. Житков Б.М.
Хитрость Дидоны
Усатый нянь
Загадочная система из шести экзопланет
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Нас с братом в деревню отправили к деду...