Исследовательская работа краеведческого содержания, в которой представлен очерк истории национального народного ансамбля "Мэнгумэ Илга" - "Серебряные узоры". Ансамбль существует с 1981 года в г. Поронайске Сахалинской области. Известен своим уникальным репертуаром, в котором бережно хранится танцевальное и песенное искусство нивхов, уйльта и нанайцев. Руководитель ансамбля Панник Елена Александровна.
Вложение | Размер |
---|---|
mengume_ilga_kratkaya_2.doc | 82 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ
«МЭНГУМЭ ИЛГА» - «СЕРЕБРЯНЫЕ УЗОРЫ»
Выполнила: ученица 9 б класса Лебеденко Ксения
Руководители: Елисеева Вера Ивановна, учитель
краеведения;
Киреева Надежда Григорьевна, учитель химии;
Консультант: Панник Елена Александровна,
руководитель ансамбля
Поронайск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ «МЭНГУМЭ ИЛГА»- «СЕРЕБРЯНЫЕ УЗОРЫ» 2. СОВРЕМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ «МЭНГУМЭ ИЛГА»- «СЕРЕБРЯНЫЕ УЗОРЫ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 4 6 8 8 |
ВВЕДЕНИЕ
Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов, о существовании которых не знали вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев. А они появились на островах только в XVII столетии и застали на Курилах и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине – нивхов. Вероятно, уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили уйльта (самоназвание сахалинских ороков).
Важную роль в определении этноса играет культура. Без самобытной культуры, языка нет и этноса. Культура коренных малочисленных народов Севера древнее египетской цивилизации и, по мнению этнографа А. П. Окладникова, датируется 12-м тысячелетием до нашей эры. Об этом факте свидетельствуют многолетние исследования материальной и духовной культуры коренных народов нашего сурового края. К коренным народам Дальнего Востока относится 8 этносов: нанайцы, удэгейцы, эвены, орочи, негидальцы, ульчи, эвенки и нивхи.
Хранителями и носителями древней культуры в Поронайском районе Сахалинской области является многонациональный ансамбль «Мэнгумэ Илга» - «Серебряные узоры» (далее «Мэнгумэ Илга»).
Цель работы: написать очерк истории многонационального ансамбля коренных малочисленных народов Севера «Мэнгумэ Илга».
Задачи: на основе изучения письменных источников, интервью с участниками ансамбля написать исторический очерк создания ансамбля; очерк творческой деятельности коллектива.
Актуальность работы состоит в том, что впервые создаётся не только очерк истории многонационального ансамбля «Мэнгумэ Илга», но и концертной деятельности коллектива.
Метод работы: поисковый, интервью, работа с информационными источниками.
На основании проведённого опроса учащихся МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска (75 учащихся) только 15 учащихся слышали об ансамбле, трое учащихся побывали на его концертах (Приложение 1). Поэтому практическая ценность работы состоит в популяризации коллектива, становлении чувства гордости за талантливых и ярких земляков, желания приобщиться к национальным ценностям народов Сахалинской области
В 1971 году на базе школы-интерната на о. Южный был создан детский национальный ансамбль «Унета» («Ручеёк»). Первым руководителем сводного нивхско-орокско-нанайского коллектива стал Александр Владимирович Украинский. Впоследствии коллектив получил название «Мэнгумэ Илга» - «Серебряные узоры». «Мэнгумэ» – серебряный по-нанайски перевод, а «илга» одинаково переводится на всех языках как узор. Немаловажную роль в его выборе сыграла Евдокия Гаер, в то время кандидат филологических наук, впоследствии ставшей депутатом Государственной Думы.
Была проделана огромная работа по подбору материала, по переработке собранной информации, а также работе с хранителями традиционного искусства. Энтузиастом и самым преданнейшим человеком своей культуры стала Нина Докимбувна Бельды, нанайка по национальности, приехавшая с Амура по переселению.
В 1981 г. в Поронайском районе на базе детского ансамбля «Унета» («Ручеек») образовался многонациональный ансамбль коренных малочисленных народов Севера - «Мэнгумэ Илга»- «Серебряные узоры». Его участники – представители разных национальностей, проживающих на территории Поронайского района (нивхи, ороки, эвенки, нанайцы). В первый состав ансамбля, в основном, вошли работники местного колхоза «Дружба» и рыбозавода, хотя были в ансамбле строители, бумажники, педагоги и связисты. За время своего существования ансамбль дал множество выездных концертов. С первых дней возглавил коллектив выпускник Краснодарского института культуры Александр Украинский. Он поддерживал тесную связь с художественными руководителями других национальных ансамблей, встречался с деятелями культуры, учеными, занимающимися проблемами сохранения и развития богатого духовного наследия Севера.
Кроме того, он работал с истинными носителями культурного наследия - Ниной Докимбувной Бельды, Ким Нацко, Огава Хацуко, Владимиром Киле, Ким Юн Син, Окава Хачетаро. Первые шаги ансамбля были сложными. Первые сценические костюмы, изготовленные в ателье, были неудачными. Поэтому бабушки взялись обучать молодых древнему искусству шитья и вышивке. Постепенно появились настоящие халаты. Старинные секреты изготовления национальной одежды были частично разгаданы, узоры, доселе не понятные молодежи, «заговорили».
Нина Бельды учила искусству рассказывать добрые, мудрые сказки, петь народные песни. Песни, исполненные ею, были немного грустными, но в них всегда скрывалась надежда на хорошее будущее. Память этой женщины хранила много интересного.
Опыт, накопленный годами, она передавала своим детям и внукам, стараясь сохранить национальную нанайскую культуру. Изделия, изготовленные умелыми руками Н. Бельды, и сегодня видят посетители многих музеев России и других стран.
Слишком рано ушла из жизни нивхская сказительница – Наталья Пларчук. На её выступлениях зрители буквально падали от смеха, когда она рассказывала и показывала любимые сказки. Не зная перевода, зал понимал, о чем говорится в сказке. Удивительное исполнение нивхских танцев сделало эту женщину кумиром многих, кто пытался воспроизвести виденные ими движения.
Имя охотника-оленевода Окавы Хачетаро в национальном ансамбле произносили с особым почтением. Бубны, изготовленные им, имели особое звучание, и делал он их, как и полагается, из оленьей кожи отличной выделки. Благодаря его усилиям, в коллективе появилось музыкальное бревно «тятич-чхарш». Орокские орнаменты на халатах участников ансамбля «Мэнгумэ Илга» сделаны руками Ким Нацко и Огава Хацуко.
Ким Нацко, прекрасно знающая родной язык, традиции и секреты по изготовлению национальной одежды, музыкальных инструментов, с радостью делилась с участниками ансамбля всем своим «богатством».
Огава Хацуко одной из первых пришла в ансамбль и многое помнила, хоть и была маленькой девочкой, когда жила в стойбище на самом севере Сахалина. Многие помнят, как когда-то она пела колыбельную, нежно качая люльку, сделанную своими руками специально для номера.
Ким Юн Син – нивха очень красиво пела, вышивала. Её необыкновенное пение с трелями, переливами – уникально, никто не может до сих пор повторить. Она же первая играла на возрождённой однострунной нивхской скрипке – тынг-рыне. Мелодия исполнялась языком на струне из конского волоса с одновременной голосовой мелодией.
Традиции ансамбля передаются из поколение в поколение, сейчас молодые его участники – внуки тех, кто стоял у истоков самобытной группы. Большинство из сегодняшнего состава национального ансамбля пришли в него очень давно и продолжают свою деятельность, принося радость всем окружающим, участвуя в городских, районных, областных, региональных и международных фестивалях, концертах. Руководит сегодня ансамблем Панник Елена Александровна.
Уже в 1982 году коллектив становится участником 5-го областного праздника народов Севера, проходившего в п. Ноглики и сразу же обратил на себя внимание. 1985 г. – п. Ноглики, VI-ой областной праздник. Ансамблем была подготовлена театрализация поэмы нанайского поэта Андрея Пассара «12 медвежьих голов», посвященная 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Коллектив был награжден специальным дипломом.
1987 г. – коллектив получает диплом 2-ой степени на 7-ом празднике народов Севера (п. Ноглики), в этом же году он становится участником зонального фестиваля в г.Хабаровске, так же награжден дипломом. 1988 г. – участник первого Международного фестиваля в г. Москва, награжден дипломом.
Первый выезд за границу произошёл благодаря тому, что «Мэнгумэ Илга» - «Серебряные узоры» уже имел в своей копилке огромный багаж знаний о культуре многих народов Севера и успел показать своё мастерство. По приглашению японской стороны ансамбль принял участие в Международном фестивале фольклора, проходившего в г. Саппоро.
После, по приглашению Департамента культуры и искусства и Общества «Азия – Америка», коллектив продолжил гастроли в США, побывал в Нью-Йорке и Вашингтоне. А уже в 1991 году ансамбль выступает на сценах города Вайхорса (Канада) и Монреале.
Для сохранения и возрождения декоративно-прикладного творчества на базе национального ансамбля открывается этно-культурный центр (1992 г.). По инициативе руководителя ансамбля А.В.Украинского в г. Поронайске был организован Международный фестиваль «Ритмы Севера» с участием канадских индейцев.
В 1994 году руководителем коллектива становится Нина Докимбувна Бельды. Основное направление её – работа с детьми. В 1996 году детская группа ансамбля становится Лауреатом областного этапа Всероссийского фестиваля детей народов Севера «Вслед за солнцем» и были направлена на зональный фестиваль в г. Хабаровск, где также становится Лауреатом покоряя сердца зрителей. В 1997 г. – детскую группу коллектива приглашают на гастроли в Японию с пароходом Дружбы.
Нина Докимбувна Бельды стала лауреатом губернаторской премии в сфере культуры и искусства, что стало признанием её огромного вклада в развитие культуры и преданность этому делу, как первого зачинателя национального наследия.
Со 2 ноября 1998 года – руководителем коллектива становится участница ансамбля – Панник Елена Александровна (в девичестве Шаманова).
1999 г. – в п. Тымовское был проведен I областной фестиваль коренных малочисленных народов Севера и ансамбль был награжден дипломом 2-ой степени. 2001 г. – на фестивале национальных культур «Из века в век» ансамбль был награжден дипломом. 2001 г. – по приглашению Хенрика Уольсена коллектив становится участником Международного фестиваля «Риду Риду» (Норвегия). 2002 г. – 3-ий областной фестиваль коренных малочисленных народов Севера «Наш дом – Сахалин», проходивший в п. Тымовское (диплом 3-ей степени).
В ноябре 2002 г. ансамбль становится участником регионального фестиваля коренных малочисленных народов Севера в г. Владивостоке, участники награждены дипломом за «Высокохудожественное мастерство» и лично руководитель ансамбля.
2003 г. – группу национального ансамбля приглашают в Японию с пароходом Дружбы. 2004 г. – участие в семинаре-практикуме по коренным народам и северным танцам (Норвегия)
2006 г. – участие в детско-юношеском фестивале «Наследники традиций» (г. Южно – Сахалинск). 2007 г. – участие в районном фестивале национальных культур «Из века в век»
Национальный ансамбль активно принимает участие во всех городских, районных, областных, региональных, международных фестивалях и концертных программах.
С 4 по 8 мая 2012 г. в Москве во Всероссийском выставочном центре проходила VII Международная выставка-ярмарка "Сокровища Севера 2012" и 7-й Всероссийский фестиваль культур "Кочевье Севера" коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в работе которых участвовали 28 регионов Российской Федерации и страны Дальнего зарубежья.
Большую часть сахалинской делегации составили наши земляки-поронайцы: в их числе представители национальной хозяйственной артели "Абориген" (председатель артели Любовь Курмангужинова), сувенирного цеха родовой общины "Тый" (Наталья Кольцова) и коллектив ансамбля "Мэнгумэ Илга" (руководитель Елена Панник, постановщик-балетмейстер Александр Украинский).
Коллектив ансамбля "Мэнгумэ Илга" в течение пяти дней на разных концертных площадках ВВЦ дал пятнадцать выступлений, и каждое из них проходило при полном аншлаге, а число желающих приобщиться к традиционной самобытной и своеобразной культуре, созданной народами Сахалина, становилось все больше. Выступая в совместных блоках с другими сильнейшим ансамблями, как, например, известный камчатский фольклорный коллектив "Эльвель", наш "Мэнгумэ Илга" смотрелся красочно и гармонично, все номера были исполнены на достойном профессиональном уровне. Особенно поразил многих зрителей финальный номер выступления ансамбля, посвященный 65-летию образования Сахалинской области, когда как из воздуха появляется красочный ковер, символизирующий дружбу народов Севера, проживающих на острове. Компетентное жюри фестиваля отметило высокую сценическую постановку номеров, технику исполнения и колоритные костюмы артистов. Под бурные овации ансамбль "Мэнгумэ Илга" был награжден золотой медалью ВВЦ и дипломом за большой вклад в развитие и пропаганду творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Дипломом за участие в VII Международной выставке-ярмарке "Сокровища Севера-2012" и 7-ом Всероссийском фестивале культур "Кочевье Севера" был отмечен каждый член делегации, представляющий муниципальное образование городской округ "Поронайский. Хочу отметить, что большая совместная подготовительная работа, проводимая в течение полугода перед поездкой в Москву администрацией городского округа "Поронайский", общественной организацией КМНС, сувенирным цехом родовой общины "Тый", участниками коллектива ансамбля "Мэнгумэ Илга" дала положительные результаты. Поездка в столицу состоялась при финансовой поддержке компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", компании «Газпром» и средств, выделенных из областного бюджета".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самобытная и таинственная культура нивхов всегда вызывает живой интерес ученых, искусствоведов и простых обывателей. Она заставляет окунуться в атмосферу дикой, суровой жизни коренных жителей, рассказывает историю их быта, наполненного древними обычаями и верованиями.
Нивхи относятся к малочисленным народностям Севера, их национальная культура требует активной поддержки и сохранения. Сохранением культурного наследия нивхов занимается сахалинский областной центр народного творчества. С этой целью сахалинский областной центр народного творчества оказал поддержку художественному руководителю самодеятельного национального ансамбля «Ари ла миф» Александру Николаевичу Горошко, который создал единственный в мире учебник нивхского танца.
Много лет радует ансамбль «Мэнгумэ Илга» своим искусством зрителей не только нашего округа и области, но России. За это время сотни юношей и девушек осваивали и осваивают в ансамбле секреты песенного и танцевального искусства народов Севера, приобщились к культуре древних народов. Национальный народный ансамбль "Мэнгумэ Илга" – «Серебряные узоры» - это неотъемлемая часть культурной жизни Сахалинской области.
Поэтому моя работа – дань уважения и восхищения людьми, бережно сохраняющими самобытную и древнюю культуру коренных народов Дальнего Востока, Сахалинской области
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нарисуем попугая цветными карандашами
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
На горке
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Под парусами