Проводя данное исследование, мы постарались проследить рост физических показателей у 4 школьников. Работа имеет практическую значимость, т.к. данный материал можно использовать и внедрять на уроках физической культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_efimova_s.a.doc | 135.5 КБ |
МЕТОДИКА ПИЛАТЕС. ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Школьная физическая культура, призванная стать одним из элементов общественного воспитания, сегодня обращает внимание преимущественно на формирование физических качеств и двигательных навыков обучающихся.
«Физическими качествами» принято называть врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К физическим качествам человека относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
Каждый человек обладает некоторыми возможностями, которые реализуются в определённых движениях, отличающихся друг от друга по качественным характеристикам. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.
Подобные поручения – наиболее простой элемент самостоятельной деятельности. Для повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями с обучающимися.
Много времени учителю необходимо уделить анатомическому строению организма, что способствует обдуманному выполнению действий, повышенному интересу к данным упражнениям.
Самостоятельная деятельность требует от обучающихся ясного понимания смысла того, что они делают.
Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся. Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.
Цель нашей работы:
- изучить влияние методики Пилатес на развитие физических способностей школьников.
Гипотеза исследования: позволит ли методика Пилатес повысить физические способности учащегося, улучшит ли его результативность на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы метода Пилатес;
- рассмотреть основные способы и принципы методики;
- проследить влияние занятий Пилатесом на физическое развитие школьника.
Методы исследования:
- поиск информации;
- отбор информации;
- систематизация собственного опыта;
- проведение тестирования в ходе исследования;
-обработка результатов.
1Теоретические аспекты методики Пилатес
Йозеф Губерт Пилатес родился в 1880 году вблизи Дюссельдорфа, в семье грека и немки. Его отец брал призовые места по гимнастике, а мать-немка была натуропатом. В молодости Джозеф страдал от астмы, рахита и ревматизма. Для преодоления последствий плохого здоровья, а также насмешек других детей, он занялся бодибилдингом, дайвингом, катанием на лыжах и гимнастикой, разработал серию упражнений. Пилатес переехали в Англию в 1912 г. где он работал боксером, цирковым артистом и тренером по самообороне английских детективов. Когда в период первой мировой войны Йозеф Пилатес был помещен в лагерь в Ланкастере вместе с другими немцами, Пилатес провел время для дальнейшей разработки своего метода тренировок. Свою методику он совершенствовал, помогая лежачим больным после эпидемии гриппа 1918г. После войны Пилатес вернулся в Германию, где обучал правилам самообороны гамбургских полицейских и солдат немецкой армии, а затем переехал в Нью-Йорк, где в 1923 году вместе с женой Кларой открыл свою первую студию. Благодаря привлекательности того, что позже стали называть методом Пилатеса или просто пилатес, помноженной на широту характера Йозефа, его студия вскоре обрела чрезвычайную популярность.[1]
Россия открыла для себя Пилатес сравнительно недавно, а в США, на «второй родине» автора методики Джозефа Пилатеса, эта новая для нас философия тренинга популярна уже несколько десятилетий.
Согласно методу Пилатес, развитие человека заключается в ведении идеального образа жизни, достигающегося только через равновесие физических, умственных и духовных качеств. По методике Пилатес, через визуализацию, физическое укрепление и растяжение мышц тела, умственна и энергия и очищенная кровь возвращается к бездействующим мозговым клеткам. Джозеф Пилатес твердо верил, что опережает свое время лет на пятьдесят. Даже сегодня, когда методика Пилатес, распространяясь по всему миру, изменилась, основные принципы, разработанные Пилатесом, остаются незыблемыми.[7]
1.2 Принципы методики Пилатес
Чтобы получить максимальную пользу от упражнений по методу Пилатеса, нужно обязательно знать основные научные принципы этих занятий.
1) Дыхание. Дыхание – одна из основных функций организма, которая производится не только произвольно, но и бессознательно. Контроль способа дыхания – настоящее искусство. Многие люди при вдохе расширяют одну из частей грудной клетки и уверены, что ими был произведен глубокий вдох, однако на самом деле такой вид дыхания не является полноценным. Нужно научиться делать вдох воздуха в спину, в участок, где расположены малые ребра. Должно казаться, что вы, когда дышите, раздуваете спину. Такая форма дыхания дает возможность двигаться и наклоняться, не ограничивая при этом объем вдыхаемого воздуха.[3]
2) Концентрация. Концентрация состоит из переплетающихся между собой мыслительных и физических процессов. Качество упражнений улучшается, есть научиться правильно концентрировать свое внимание на определенных участках тела. Во время выполнения движений нужно концентрировать все свое внимание на мышцах, задействованных в том или ином упражнении.
3) Центр. Базой и основным компонентом выполнения упражнений по курсу Пилатеса является область источника энергии. Джозеф Пилатес отметил это зону как «каркас прочности». Согласно научной терминологии - это поперечные и прямые мышцы живота. Из этой области берет начало энергия, используемая для выполнения упражнений. Область живота выполняет функцию поддержания позвоночника и других жизненно важных органов. В связи с этим, когда втягиваются мышцы этой зоны, можно прекрасно улучшить осанку, снизить или полностью избавиться от многих проблем, которые связаны с хроническими болезнями, значительно облегчить и избавиться от причин болей в позвоночнике или шеи, а также улучшить самочувствие в целом.[5]
3) Точность и контроль. Методика Пилатеса соответствует некоторой последовательности, своего рода структура упражнений, постепенно затрагивающая все группы мышц. Все движения плавные и неспешные. Главное требование – максимальная четкость движений. Добиться точности можно при постоянном физическом контроле тела. Затраты физической силы по курсу упражнений переходят в ощущение релаксации и чувство того, как без особых усилий уходит стресс, накопленный за день. Вашему телу необходим четкий контроль, помогающим чудотворным способом освободить разум.[6]
4) Плавность. Грациозность выполнения курса упражнений начинается тогда, когда одно движение плавно переходит в другое. Каждое упражнение или отдельное движение имеет свою точку начала и завершения. Главная задача – сделать такие точки одним целым на протяжении занятия. Каждое упражнений переходит к началу следующего, движение не имеет конца, так как окончание одного упражнения – продолжение следующего.
5) Регулярность. Если вы хотите достичь видимых и ощутимых результатов, то занятия необходимо проводить регулярно, не меньше трех раз в неделю.
1.3 Преимущество методики Пилатес
- Пилатес развивает гибкость и силу определенных групп мышц, укрепляет мышцы пресса, улучшает баланс, улучшает координацию и снижает стресс;
- Пилатес полезен для больных, перенесших травму позвоночника;
- Пилатес укрепляет тело и успокаивает дух;
- При любом уровне подготовки можно подобрать оптимальные упражнения;
- Не существует ограничений по возрасту и нет противопоказаний при правильном подборе комплекса;
- Каждое движение исходит из сознания, т.е. каждое сокращение мышцы контролируется деятельностью мозга.[2]
2 Влияние методики Пилатес на физическое развитие школьников
Для решения поставленной цели и задач исследовательской работы, мы провели эксперимент в малых группах по 2 ученика в одной возрастной группе.
В эксперименте приняли участие 2 девушки 9 класса и 2 юноши из 9 класса.
Начало эксперимента – 15 сентября 2012 года.
Окончание эксперимента – 15 февраля 2013 года.
В течение 5 месяцев обучающиеся Юрчишина Анастасия и Крашенинин Виталий каждый день занимались по методике Пилатес, а Замкова Евгения и Антошин Валентин по традиционной системе на уроках физической культуры.
На начальном этапе эксперимента нами были взяты входящие данные тестирования по следующим контрольным нормативам, которые были проведены на уроке физической культуры:
Таблица 1 – Данные проведенного теста на начало эксперимента (15 сентября 2012 г.)
Гибкость (см) | Длина с места (см) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30с. (раз) | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (раз) | |
Юрчишина Анастасия | 6 | 240 | 23 | 17 |
Замкова Евгения | 5 | 230 | 22 | 13 |
Крашенинин Виталий | 4 | 340 | 27 | 28 |
Антошин Валентин | 4 | 300 | 23 | 23 |
Рисунок 1 – Гистограмма показателей прыжка в длину обучающихся с 15 сентября по 15 февраля
В ходе исследовательской работы были проведены исследования результатов прыжков в длину мальчиков и девочек, которые были сделаны 15-го числа каждого месяца. В приложении 1 приведены гистограммы расчетов контрольных нормативов, которые проводились в ходе написания исследовательской работы.
Данные исследования показали, что:
- среди девушек отличный результат на протяжении почти всего периода показала Юрчишина Анастасия. Ее результаты почти в два раза превышали результаты Замковой Евгении.
- среди юношей немного выделились результаты Антошина Валентина. Его результаты превышали результаты Крашенина Виталия в два раза в середине исследования, но в начале исследования Валентин уступал немного Виталию. К концу исследования результаты обоих мальчиков сравнялись. Но показатели результативности Крашенинина Виталия выросли.
Рисунок 2 – Гистограмма показателей наклона вперед из положения сидя обучающихся с 15 сентября по 15 февраля
Изучая результаты наклонов вперед из положения сидя мальчиков и девочек, которые были проведены 15-го числа каждого месяца, можно сделать следующие выводы:
-результаты девочек на протяжении всего периода были почти одинаковы, но в начале периода выделялись результаты Юрчишиной Анастасии. У нее же и наблюдается рост показателя по сравнению с начальным результатом.
- среди мальчиков отличный результат на протяжении всего периода показал Крашенинин Виталий. Его результаты почти в два раза превышали результаты Антошина Валентина.
Рисунок 3 – Гистограмма показателей поднимания туловища из положения лежа на спине за 30 секунд у обучающихся с 15 сентября по 15 февраля
Изучая результаты поднимания туловища из положения лежа на спине за 30 секунд мальчиков и девочек, которые были сделаны 15-го числа каждого месяца, можно сделать такой вывод:
- на протяжении всего периода результаты Замковой Евгении находились на одинаковом уровне, а результаты Юрчишиной Анастасии в начале периода превышали результаты Евгении во много раз. Но в последние 2 периода сдачи норматива Анастасия показывала стабильный результат, что говорит о ее физической подготовленности.
- результаты мальчиков на протяжении всего периода были почти одинаковы, но в начале периода выделялись результаты Антошина Валентина. Но на последних сдачах норматива у Крашенинина Виталия результат превзошел показатели Валентина.
Рисунок 4 – Гистограмма показателей сгибания, разгибания рук в упоре лежа у обучающихся с 15 сентября по 15 февраля
Изучая результаты сгибания, разгибания рук в упоре лежа мальчиков и девочек, которые были сделаны 15-го числа каждого месяца, вывод такой:
-результаты девочек на протяжении всего периода были почти одинаковы, но результаты Юрчишиной Анастасии находились в наиболее стабильном состоянии.
- на протяжении всего периода результаты Крашенинина Виталия находились на одинаковом уровне, а результаты Антошина Валентина в начале периода превышали результаты Виталия во много раз, результаты Виталия, но к концу исследования заметно снизились.
Подводя итоги исследовательской работы, можно сделать вывод, что наилучшие результаты показали Юрчишина Анастасия и Крашенинин Виталий. Такие высокие и постоянные результаты объясняются постоянными и дополнительными занятиями спорта, в частности, ежедневные занятия по методике Пилатес.
При проведении эксперимента и анализе полученных результатов, используя методику Пилатес, можно увидеть значительную динамику роста физических способностей у тех обучающихся, которые в течение 5 месяцев занимались по данной методике.
Результаты Юрчишиной Анастасии увеличились в среднем на 25%, а результаты Крашенинина Виталия на 35%.
Показатели роста физических способностей у Замковой Евгении увеличились на 10 %, а показатели Антошина Валентина на 15 %.
Заключение
Учитель физической культуры на уроках постоянно решает вопросы учебной деятельности учащихся. Как и любая другая деятельность, учебная включает в себя ряд структурных элементов: выбор цели, средств, контроль за правильностью их использования, планирование действий, создание условий для достижения поставленной цели, непосредственное выполнение действия, оценка достигнутого результата и коррекция своих действий.
Зачастую на уроках физической культуры почти всё это учитель берёт на себя. И тогда на долю ученика выпадает, пожалуй, единственное действие – непосредственное выполнение упражнения. При этом мы не говорим о каких-либо элементах самостоятельности, поскольку все основные действия лежат на плечах педагога. Если один из перечисленных элементов учебной деятельности передать ученику, можно будет говорить об определённом уровне развития физических способностей школьника.
Увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями. И несомненным положительным эффектом в развитии физических качеств школьников будет являться использование методики Пилатес не только в учебное, но и во внеурочное время.
Из проведенного нами эксперимента видно, что:
- Пилатес развивает гибкость и силу определенных групп мышц, укрепляет мышцы пресса;
- Пилатес укрепляет тело;
- При любом уровне подготовки можно подобрать оптимальные упражнения;
- Не существует ограничений по возрасту и нет противопоказаний при правильном подборе комплекса;
- Каждое движение исходит из сознания, т.е. каждое сокращение мышцы контролируется деятельностью мозга.
Список используемой литературы
Глупый мальчишка
"Портрет". Н.В. Гоголь
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Лиса-охотница
«Течет река Волга»