Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Образ коня повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.
Образ Солнца-коня в скульптурном украшении жилища.
Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Скульптурное изображение коня вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. На Севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише"
До сих пор сохранились кони - охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли. Охлупень всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь», «князек».
Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они "курицами". Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-"голубцов" на старинных погостах по всему русскому Северу
«Конские» элементы в декоративной резьбе интерьера избы.
В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает "охраняющий" очаг конь - крутой завиток навершия толстой доски с головой животного. Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют "коничек". Образ коня можно увидеть и в предметах труда. Ткацкий станок часто украшала резьба. На Севере больше всего внимания уделялось декору набилок. Центральная часть густо покрыта крупным трехгранновыемчатым узором, а концам придана форма конских голов. На другой паре набилок основным декором являются конские головы. Они украшают не только их концы. Парные конские головы вырезаны и на центральной части набилки, на двух выступах для рук. На швейке складной стояк ее имеет форму двухъярусной башенки. Головка конька вырезана и на месте стыка стояка с донцем. Швейка была таким же необходимым предметом, как и прялка, поэтому ее украшению также придавалось большое значение.
Кони на прялках.
Прялки — уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Образ коня был связан с культом солнца, являлся атрибутом погребального обряда и обладал охранной функцией, защищая жилище от злых сил и недобрых людей.
Кони в вышивках и ткачестве.
Архаический образ всадника на конях, слитых корпусами, с руками в подчёркнуто благословляющем жесте, возможно, является отголоском древнего солярного образа. Славянские мифы представляли путь Солнца как бесконечный замкнутый круг. Днем светило движется над нашим миром. На закате оно опускается под землю и проходит «над Тем Светом», где обитает нечистая сила и души мертвых. Утром же Солнце возвращается обратно к людям. усские мастера выражали идею движения Солнца над обоими мирами, впрягая в колесницу или ладью фантастических животных: полу-коней. Это могли быть птицы с лошадиными головами, или, наоборот, лошади с лебедиными клювами. Изображения коней вместе с богиней Мокошь могут символизировать нприход весны, солнцеворот
Образ коня в детских игрушках.
Образ коня в русской народной скульптуре был наиболее распространенным. И рядом с крупными, монументального плана произведениями, к которым следует отнести охлупни Севера, большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В 19 веке на Севере они имели широкое распространение. Но будь то конек с Лешуконья или из Каргополя, их неизменно сближают условность в решении образа, обобщенность формы, предельная выразительность. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".Сюжет игрушки Тяни-толкай – конь двусторонний (символическое изображение дня и ночи) и мужичок. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
Пословицы и приметы:
С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.
- Конь споткнулась на пороге – к беде
- Конь воина нюхает – к гибели
- Больной бредит о конях – скоро умрет
- Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке
- Не в коня корм
- Царство без грозы, как конь без узды
- Счастье на коне, бессчастье под конем
- Свинья коню рылом и по хвост не вышла
- Дареному коню в зубы не смотрят
- Кто в кони пошел – тому и воду везти
- «Конь не валялся» означает в словаре В.И. Даля: «Знать, там и умереть, где конь валялся. У нас еще и конь не валялся, еще дело и не начато».
Конь на Руси всегда символизировал удачу и богатство. Быть всегда на коне означало с достоинством выходить из любой сложной ситуации. Конь — это символ добра и счастья.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Образ коня в народном искусстве русского Севера" Лудкова Дарина | 729.5 КБ |
Слайд 1
Образ коня в народном искусстве русского Севера. Выполнила Лудкова Дарина Павловна, 15 лет, г. Северодвинск, МБОУ СОШ №29,Слайд 2
Образ коня в народном искусстве русского Севера. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Образ коня повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках. Скопкарь с конской головой. Север, вт. пол. XVIII в. Москва, Государственный Исторический музей. Скопкарь с головой коня. Север, 1753 г. Ленинград, Государственный Русский музей.
Слайд 3
Охлупень - конь. Амбар в Архангельской обл. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца..
Слайд 4
Охлупень - конь. Скульптурное изображение коня вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома.. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта Архангельская область, Верхнетоемский район, деревня Наволоцкая на реке Нижняя Тойма. Середина 19 века Рублен топором. 73 х 92 х 50. Привезен экспедицией Загорского музея (1969, О. В. Круглова)
Слайд 5
Охлупень - конь. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Дымница и конек кровли, Каргополье На Севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише" Двухголовый конь — солнечная ладья. Кувакино, Плесецкий район, Архангельская область. Фото И.Константиновой
Слайд 6
Охлупень - конь. До сих пор сохранились кони - охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли. Охлупень всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь», «князек».
Слайд 7
Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков(11), в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они "курицами". Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-"голубцов" на старинных погостах по всему русскому Северу "Курицы" Крыльцо
Слайд 8
В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает "охраняющий" очаг конь - крутой завиток навершия толстой доски с головой животного. Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют "коничек". Конские» элементы в декоративной резьбе интерьера избы.
Слайд 9
«Конские» элементы в декоративной резьбе интерьера избы. У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе - ковш или солоницу с конской же головой. «Конские» элементы в декоре божницы
Слайд 10
Образ коня в предметах труда Ткацкий станок часто украшала резьба. На Севере больше всего внимания уделялось декору набилок. Центральная часть густо покрыта крупным трехгранновыемчатым узором, а концам придана форма конских голов. На другой паре набилок основным декором являются конские головы. Они украшают не только их концы. Парные конские головы вырезаны и на центральной части набилки, на двух выступах для рук. Архангельская область, Красноборский район, деревня Большой Двор на Цивозере Швейка складная. Стояк ее имеет форму двухъярусной башенки. Головка конька вырезана и на месте стыка стояка с донцем. Швейка была таким же необходимым предметом, как и прялка, поэтому ее украшению также придавалось большое значение. Архангельская область, Красноборский район, деревня Подберезная на Цивозере. Конец 19—начало 20 века
Слайд 11
Образ коня в детских игрушках Коньки. Игрушки. Начало 20 века. Архангельская область, Лешуконский район, село Палащелье. В русской народной деревянной скульптуре образ коня был наиболее распространенным. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек". Сюжет игрушки – конь двусторонний (символическое изображение дня и ночи) и мужичок. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
Слайд 12
Пословицы и приметы: С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия. - Конь споткнулась на пороге – к беде - Конь воина нюхает – к гибели - Больной бредит о конях – скоро умрет - Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке - Не в коня корм - Царство без грозы, как конь без узды - Счастье на коне, бессчастье под конем - Свинья коню рылом и по хвост не вышла - Дареному коню в зубы не смотрят - Кто в кони пошел – тому и воду везти - «Конь не валялся» означает в словаре В.И. Даля: «Знать, там и умереть, где конь валялся. У нас еще и конь не валялся, еще дело и не начато». Конь на Руси всегда символизировал удачу и богатство. Быть всегда на коне означало с достоинством выходить из любой сложной ситуации. Конь — это символ добра и счастья.
Слайд 13
Список использованных интернет – ресурсов и литературы http://sueverija.narod.ru/Muzei/Domovoi3.htm http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st007.shtml http://www.stfond.ru/articles.htm?id=10456&print=true\ http://blog.kp.ua/users/lidiya_ejkova/post260983474/ http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/ruskaja-narodnaja-rezba.html http://www.latynin.ru/books/folkartpics/museum3.html Александр Морган «Славянская Культура» Русская народная резьба «Русская народная резьба и роспись по дереву» Издательство «Изобразительное Искусство» Москва 1974 Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. М., 1990. Вып. 2. С. 67-135 С.К. Жегалова «Русская народная живопись» Москва «Просвещение» 1984
Воздух - музыкант
Сказка об одной Тайне
Карты планет и спутников Солнечной системы
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Л. Нечаев. Яма