Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Специалисты не без основания считают, что неуживчивость, психические расстройства, террор, преступность – реакция людей на серьёзные отклонения от тех привычных природных условий, в которых человек развивался как вид. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема «Село Андреевка: экологические проблемы, поиски, пути решения» очень важна.
Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку села Андреевка. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.rabota.doc | 98 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Андреевка»
Исследовательская работа по теме:
«Село Андреевка: экологические проблемы, поиски, пути решения»
Автор: Сечкарев Данила ученик 8 класса
МОБУ «ООШ с. Андреевка»
с.Андреевка Ивановского района
Амурской области.
Руководитель исследовательской
работы: Баскакова С.А. учитель
МОБУ «ООШ с. Андреевка»
с.Андреевка 2011г.
Содержание
Стр.
1. Введение. 3
2. Село как природная система. 6
2.1. Проблема водоснабжения села. 6
2.2. Село и бытовые отходы. 8
2.3.Влияние сельского хозяйства на экологию села 11
3. Ботанический памятник природы «Андреевская роща» 12
4. Заключение 14
5. Список использованной литературы. 15
Введение
Если каждый человек на куске
земли своей сделал бы все, что
он может, как прекрасна была бы
земля наша!
А.П.Чехов
Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Амурская область, Ивановский район, село Андреевка, которые входят в состав России. Территория области расположена на юге России Дальнего Востока.
Давно замечено, что люди обладают исторической памятью и стремятся определить место своего поколения в непрерывной череде лет, своего края – в судьбах страны. Особенно остро такое желание возникает в переломные времена, а также к юбилейным датам, магия которых всегда завораживала людей. Радикальных перемен на нашу Родину выпало достаточно, они еще далеко не исчерпаны.
Поэтому естественно наше желание, юных краеведов школы, как можно больше узнать, о нашей малой родине - селе Андреевка. За несколько лет по крупицам мы создали летопись родного края. Но это не значит, что на этом можно закончить.
Ведь у малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.
Продолжить летопись родного края в сравнении, что было, и какие изменения произошли сейчас, я наметил в своей исследовательской работе.
Идут годы, меняется облик села, о перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе я расскажу в своей работе. Ведь в этих изменениях села, в её внешнем облике, культуре, экологии, сельскохозяйственном развитии просматривается неразрывная связь времен, преемственности поколений.
Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.
Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность, здоровье в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества.
«Мы создаем города, села, а они создают нас»,- утверждал Аристотель. К сожалению, сегодня это известное выражение окажется более верным, если мы перефразируем его: «Сначала мы разрушаем город, село, а затем они разрушают нас». Психологи в настоящее время отмечают опасную тенденцию – в условиях безликой застройки сельской черты (засорение ландшафтов, пустырями, «бросовыми» землями происходит так называемое психологическое загрязнение. Оно выражается в снижении эстетических критериев, в привыкании к разрушенному природному окружению.
Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Специалисты не без основания считают, что неуживчивость, психические расстройства, террор, преступность – реакция людей на серьёзные отклонения от тех привычных природных условий, в которых человек развивался как вид. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема «Село Андреевка: экологические проблемы, поиски, пути решения» очень важна.
Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку села Андреевка. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.
Актуальность исследовательской работы.
Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда.
Объект исследования село Андреевка и окружающие её объекты.
На страницах своей исследовательской работы я старался рассмотреть (насколько позволяют мне мои возможности) с экологической точки зрения, многие проблемы окружающей среды в нашем селе, связанные с экологическим неграмотным поведением людей. Каждый человек должен вести себя по отношению к природе так, чтоб не нарушились природные связи.
Сегодня многие сельские жители нарушают законы не специально, а по незнанию. Да и многие объекты в окружении села нарушают её природную среду. От всего этого страдает и экология села, происходит её уничтожение как исторически сложившегося природного комплекса.
Если объяснить населению, что экологическое грамотное ведение хозяйства выгодно в первую очередь им самим, то ситуацию можно изменить и улучшить экологию села, как экосистемы.
Задачи исследовательской работы.
1. Изучить на конкретных примерах особенности участков села как экосистемы.
2. Выявить взаимосвязи компонентов участков села и на этой основе составить простые, понятные для селян рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства и улучшению экологии села.
3. Приобщение селян к пониманию не только глобальных экологических проблем, но и экологических проблем малой родины, воспитание ответственности и стремления на пути к решению экологических задач.
4. Изучить ботанический памятник природы « Андреевская роща».
Новизна исследовательской работы.
Современное село – средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему, как к объекту изучения, постоянно возрастает. Работая по этой теме, я изучил село в различных аспектах: географических, гигиенических, эстетических.
Методы проведения исследования.
1. Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории вопроса, литературными источниками).
2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.
3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы.
Источники – письменные (газеты, журналы, литература); изобразительные (фотографии, рисунки); вещественные, устные (беседа, интервью).
2. Село как природная система.
Объектом исследования стало наше село Андреевка и участки, принадлежавшие селянам. Село расположено в 18 км к юго-востоку от села Ивановки. Рельеф слабоволнистая равнина, расчлененная небольшими реками и ручьями на ряд водоразделов. Равнина сложена континентальными отложениями мезокайнозойского возраста лежащими на докембрийском кристаллическом фундаменте.
Свою работу я начал с анкеты, адресованную жителям села, в которой одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном селе?». У всех был один ответ: чистая вода, чистый воздух, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ, обширные природные пространства с богатым растительным и животным миром.
А какова реальная ситуация?
Кратко охарактеризовав нынешнее состояние окружающей среды и сравнив с тем, что мы хотели иметь, вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим».
2.1. Проблема водоснабжения
Для питьевых целей мы обычно используем подземные воды, а для всех остальных – речные. Без воды нет жизни, пресные водные ресурсы существуют благодаря вечному круговороту воды.
В селе существуют такая проблема: Качество питьевой воды. В воде очень много железа. Железо попадает в питьевую воду не только в природных условиях, но и в результате коррозии аппаратов и трубопроводов. И в этих случаях железо может находиться в ионной, коллоидной и грубодисперсной формах. Наличие железа в питьевой воде, не прошедшей фильтры воды для обезжелезивания, ухудшает ее вкус и запах, окрашивает воду в коричневатый цвет. При регулярном употреблении такой воды возрастает опасность различных заболеваний внутренних органов – в первую очередь печени и почек. Кроме того, избыточное количество железа неблагоприятно воздействует на кожу человека, влияет на морфологический состав крови, может быть причиной возникновения аллергических реакций, а также способствует накоплению осадка в системе водоотведения. Аналогичные сведения могут быть представлены и в отношении марганца. По российским нормам содержание железа в исходной воде перед натрий-катионитными фильтрами не должно быть больше 0,3 мг/л, а перед водородкатионитными фильтрами – не более 0,5 мг/л.
Помимо вреда здоровью, железо, находящееся в воде, способствует появлению желтых подтеков на сантехнике, зарастанию и коррозии трубопроводов, снижению качества выпускаемой продукции, выходу из строя дорогостоящего оборудования. В таких случаях не обойтись без фильтров воды для обезжелезивания.
В воде поверхностных источников железо находится обычно в форме органо-минеральных коллоидных комплексов, в частности, в виде гуминовокислого железа, и тонкодисперсной взвеси гидроксида железа. В речной воде, загрязненной кислотными стоками, встречается также и сульфат двухвалентного железа FeSO4.
Концентрация железа в подземных грунтовых водах находится в пределах от 0,5 до 50 мг/л. В центральном российском регионе, включая Подмосковье, эта величина изменяется в диапазоне 0,3–10 мг/л, наиболее часто – 3–5 мг/л, в зависимости от географического местоположения и глубины источника. Начиная с концентрации 1,0–1,5 мг/л вода имеет неприятный металлический привкус.
При значениях более 0,3 мг/л железо оставляет пятна на белье и санитарно-технических изделиях. При концентрации железа менее 0,3 мг/л запах обычно не ощущается, хотя могут появляться мутность и цветность воды. Железо способствует также развитию «железобактерий», которые получают энергию при окислении Fe2+ до Fe3+, в результате чего в трубопроводах и на оборудовании образуется скопление слизи. В процессе окисления на 1 мг Fe2+ затрачивается 0,143 мг кислорода (О2), увеличивается содержание свободной углекислоты (СО2) на 1,6 мг/л, а щелочность снижается на 0,036 м моль/л.
Выбор оптимального метода обезжелезивания воды определятся конечными целями, для которых эта вода будет использоваться. И хотя на сегодняшний день не существует единого универсального метода комплексной очистки воды от всех существующих форм железа, используя ту или иную схему водоподготовки, можно добиться желаемого результата в каждом конкретном случае.
Исходя их моих простых исследований, я сделала вывод, что в нашем селе пригодной для питья воды нет. Вода, которую люди употребляют в пищу, также не соответствует нормам стандарта а воду которая у нас есть надо очищать при помощи фильтров для обезжелезивания.
2.2. Село и бытовые отходы
Как и на любом сельском участке у нас накапливается большое количество разных отходов. В настоящее время много продуктов продается в упаковке (пакеты, пластиковые бутылки). «Часть органических отходов (очистки, ботва растений, опавшие листья, гниющие плоды, пищевые отходы) используются для компоста. Таким образом, в почву возвращается часть питательных веществ, которые мы забираем у неё с урожаем и в то же время не загрязняется окружающая среда. Количество и соотношение различных компонентов бытовых отходов зависит от экономических условий и уровня экологического сознания населения».
Весной, когда тает снег, нашему взору открывается весьма неприглядная картина. Повсюду: около магазина, Дома культуры, вдоль дорог мы видим кучи мусора, в основном это пластиковые и стеклянные бутылки, различные обертки, полиэтиленовые пакеты. Местные жители не утруждают себя тем, чтобы донести мусор до дома. Кроме того, на территории села и его окрестностей образовалось множество несанкционированных свалок, т.е. не разрешенных официально, свалок. Несанкционированные свалки имеются почти в центре села, например на улице Центральной, Молодежной, есть и на окраинах села на улице Набережной.
Я провел исследование среди жителей нашего села. И задал им такие вопросы:
«В чем причины большого количества свалок в нашем селе?» и получил такие ответы, что причиной этих свалок является низкая экологическая культура населения, в частности, неуважение к селу, безразличие, невоспитанность.
Некоторые обвиняют сельскую администрацию в организации свалок, и считают причиной большого количества мусора на улицах это отсутствие урн. Урн на улице на самом деле нет. В лучшем случае в здании магазина или рядом с ним стоит картонная коробка, которая может развалиться под дождем, мусор из неё раздувает ветром.
На вопрос «Как вы относитесь к свалкам и помойкам?» лишь 10человек ответили, что им безразлично, что имеются свалки в нашем селе, большинство возмущены тем, что люди вываливают мусор в неположенных местах, утверждая, что сами никогда не выбрасывают мусор в неположенном месте. Больше половины детей и их родителей убирают мусор вокруг своих домов.
На следующий вопрос « Как вы думаете, кто должен следить за чистотой улиц в селе?» ответили, что поддержание чистоты на улице –это дело самих жителей. В соответствии с Постановлением о благоустройстве жители обязаны поддерживать чистоту территории по периметру своего владения на 15 метров.
Еще я провел анкетирование среди школьников, с целью выявить отношение учеников к экологической обстановке в селе. Выявили, что школьникам не нравиться грязь и мусор на улицах, и что они смогут участвовать в благоустройстве своего села.
Основными направлениями решения проблемы бытовых отходов являются:
- сбор компонентов бытового мусора
- установка контейнеров, для сбора мусора.
Кроме того, для утилизации мусора на подворье, я разработал и в каждый дом отнес такие рекомендации.
Считаю, что такая работа даст уже положительный результат.
Пути утилизации отходов
Процесс отходов | Сжигание | Компост | Вторичное использование | Сбор и хранение |
Бумага | + | |||
Древесина | + | |||
Зелёная масса | + | |||
Пищевые отходы | + | |||
Пластик | + | |||
Жесть | + | |||
Стекло,кирпич,цемент | + | + | ||
Металлические изделия | + | + | ||
Моющие средства | + | + | ||
Ткань | + | |||
Резина | ||||
Кожа | + |
2.3. Влияние сельского хозяйства на экологию села
В настоящее время сельское хозяйство стало, наряду с промышленностью, мощным фактором воздействия на окружающую среду. Основой развития сельского хозяйства является земельный фонд. На сегодняшний день в сельскохозяйственном природопользовании происходит нарастание экологических проблем. К экологическим проблемам сельского хозяйства относятся: химическое загрязнение почв, эрозия почв, проблемы малых рек. Можно выделить два источника, определяющих сельскохозяйственное загрязнение, - минеральные удобрения, пестициды. Минеральные удобрения ежегодно вносятся на поля, для того, что бы восполнить вымываемые из почвы химические элементы. Удобрения регулируют процессы обмена веществ в растениях, способствуют накоплению белков, жиров, углеводов, витаминов. Небольшие дозы удобрений, применяются с учетом особенностей почв и климатических условий, способствуют повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Но очень часто правила внесения удобрений нарушаются. Систематическое внесение удобрений в высоких дозах, плохое хранение, потери во время транспортировки приводят к загрязнению среды, особенно водоемов, оказывают влияние на здоровье человека. Например, при чрезмерной дозе внесения удобрений возможно накопление в растениях нитратов, большое количество которых попадает в пищу и может вызвать легкое пищевое отравление. Горазда опаснее то что нитраты превращаются в наших организмах в нитрозамины , которые могут стать причиной развития рака . Фосфорные удобрения , попадая в водоемы , вызывают их зарастание и гибель, это мы можем увидеть на примере нашей реки Маньчжурка. Вода «зацвела», недостаток кислорода и нарушение состава минеральных веществ повлияло на многих обитателей. Исчезли беззубки - природные фильтры, многие виды водных растений, рыб.
3. Ботанический памятник природы
«Андреевская роща»
Андреевская роща объявлена ботаническим памятником природы решением облисполкома от 27.12.1983 г.№546, решением райисполкома от 23.10.1980 г. №354.
Андреевская роща расположена на правом берегу реки Манчжурки в двух километрах к северо-востоку от с. Андреевка Ивановского района Амурской области и занимает площадь в 200 га. Роща имеет рекреационное значение. В основном допускается сбор грибов и ягод, санитарные рубки леса, направленные на повышение эстетической ценности рощи.
Запрещается: вырубка деревьев, выпас домашнего скота, производство земляных работ, посещение рощи в пожароопасный период.
Богат и разнообразен растительный мир Андреевской рощи: берёза и осина, тополь и черёмуха, липа, боярышник, папоротник создают неповторимое очарование.
Жарким летом можно полакомиться земляникой и малиной, утолить жажду плодами лимонника, смородины.
Любителям «тихой охоты» здесь тоже раздолье. Белый гриб, подберёзовик подосиновик, сыроежка, груздь, рыжик порадуют грибника, пришедшего в рощу.
Для Андреевской рощи характерно обилие трав и цветов. Многие травы, произрастающие в роще, обладают лечебными свойствами: подорожник, ландыш, кипрей, зверобой, тысячелистник и др.
Есть растения, которые занесены в красную книгу России и Дальнего Востока: ландыш красный, касатик гладкий, лилия Буша, бразения Шребера,
пион обратнояйцевидный
Удивляет своим разнообразием животный мир Андреевской рощи.
Множество цветущих трав привлекают, собирающих нектар, насекомых. Как вкусен цветочный мёд, который дарят нам пчёлы! Под травяным покровом идёт своя жизнь. Мыши-малютки строят гнезда из тонких травинок. Над цветами порхают разноцветные бабочки. Звонко поёт над лугом полевой жаворонок. Высматривает добычу пегий лунь. Среди кустарников можно увидеть промелькнувший хвост лисицы, отправившейся на охоту. Иногда забредает покормиться косуля. Встречаются барсуки, енотовидные собаки, бурундуки, зайцы.
Очень много птиц: дятлы, фазаны, голубые сороки, дикие голуби, совы и др.
Многие из них из-за неразумного истребления занесены в Красную книгу, находятся под охраной: бабочка Махаон, барсук, жук дровосек реликтовый.
Водоём рощи почти весь зарос растениями, среди которых много интересных, например, элодея. Это маленькое растение ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Нередко водоёмы сплошь зарастают ею. За это в народе её называют «водяной чумой». Вокруг озера раскинулись заросли рогоза широколиственного. На водной глади можно увидеть кубышку или кувшинку желтую.
Между растениями и животными водоёма существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животного мира водоёма. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для многих живых организмов водоёма.. Живут здесь разные животные: лягушки, рыбы, насекомые, птицы, мелкие животные. Маленькие водоёмы очень чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране.
В Ивановском степном районе на счету каждое дерево, каждая роща-богатство. О значении зелёных насаждений, естественных рощ и околков знает каждый.
Андреевская роща – самая большая роща в районе. Мало кто из людей близлежащих сёл, в том числе из Благовещенска и Ивановки, не бывал в этом прекрасном лесу, богатом ягодами и грибами. Но и в этом прекрасном уголке природы назрели свои проблемы. С 1970 года по 1980 год в Андреевской роще каждую зиму проходили военные учения. Через эту рощу и поля проезжало много танков, бронемашин и другой техники. Снег, деревья, кустарники- всё смешалось с землёй. На эту рощу смотреть было больно. В 1980 году роща была объявлена ботаническим памятником природы.
В настоящее время роща хищнически вырубается, особенно в зимний период. Зимой санитарная очистка рощи запрещена, так как сушняк можно отличить только летом. Андреевская роща значительно поредела, из 300 га осталось только 200 га. Вырубка деревьев, пожары, вытаптывание травяного покрова значительно отразились на животном мире этого живого уголка. Исчезли или находятся под угрозой исчезновения многие виды растений (маакия амурская, лимонник и др.) и животных (ежи, барсуки, еноты и др.)
Небольшое озеро также вызывает тревогу – оно уже практически погибает. Это озеро окружают поля, на которых применяют различные удобрения, гербициды. Смыв с полей и попадание этих ядовитых веществ в водоём, привело к гибели растительного и животного мира. Вода «зацвела», недостаток кислорода и нарушение состава минеральных веществ повлияло на многих обитателей. Исчезли беззубки - природные фильтры, многие виды водных растений, рыб, птиц, животных. Вырубка древостоя, распашка полей очень сильно отразилась на животном мире. Покидает свои места ондатра, исчезает карась, озеро обмелело и зарастает.
Заключение
Зелёный мир - такой я хочу видеть планету и свою малую родину. Природа – наше общее достояние и общий дом. В последнее время в этом доме становится жить всё труднее и неуютнее. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, безумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех землян и другой не будет. Каждый житель несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Каким я вижу своё село через 10-20 лет?
Весна, утро, парный воздух, зыбкий солнечный свет, белизна стволов берез, пение птиц, летом на клумбе села море цветов…
Осенью пылают спелые ягоды шиповника, зелёные ели и сосны… Дома окружены зеленью.
Зимний день. Идет снег, укрывая землю белой пеленой, на улицах уютно, как будто кто-то расставил всё на свои места. Красота…
В своей работе я изучил особенности участков села, разработал и составил простые, понятные для селян рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства и улучшению экологии села.
Современное село – средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему, как к объекту изучения, постоянно возрастает.
Работая по этой теме, я изучила село в различных аспектах: географических, гигиенических, эстетических.
Я постарался призвать всех жителей:
Я хочу продолжить свою исследовательскую работу и остановиться на проблемах утилизации бытовых отходов.
Список использованной литературы
1. Амурская правда http://www.ampravda.ru/2008/04/03/ .
2. Алексеев С.В. Экология.// Издательство «СМИО Пресс». - г.Санкт-Петербург.-1998г.
3.Бровкина Е.Т., Державина Т.В. Экскурсии в природу // Биология в школе – 1999. №5 – С.57
4. Методические рекомендации к учебнику Экологии. О. Н. Пономарева. Биология в школе №4, 6 1999г., № 1, 3, 5, 7 2001г., № 1, 3, 5 2002г. ( Вкладыш учителю экологии)
5. Чернов Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии.// Издательство «Посвящение». - г.Москва.-1995г.
Пятёрки
«Течет река Волга»
Две лягушки
Аэродинамика и воздушный шарик
Прекрасное далёко