Аннотация на работу
«Течение «молокане» в селе Андреевка»
Лавриненко Наталья Александровна в своей исследовательской работе «Течение «молокане» в селе Андреевка» опиралась на следующие источники: многочисленные энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурсы, интервью коренного населения ,раскрывает общие сведения появления течения «молокане», основные направления в течение, черты и учение, впервые даёт изменяющие в разные исторические периоды образ жизни и занятий молокан в Андреевке.
Один из разделов работы посвящён появлению молокан в Андреевке, их обычаям и быту, а так же особенностям захоронения.
В ходе поиска автору работы удалось установить потомков молокан, проживающих в Андреевке и выяснить существует ли течение в данное время. Эта работа является своеобразным источником информации о молоканах в Андреевке.
Вложение | Размер |
---|---|
andreevskie_molokane.doc | 539 КБ |
Исследовательская работа |
Молокане в селе Андреевка |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная обшеобразовательная школа с.Андреевка»
Работу выполнила:
Лавриненко Татьяна
Ученица 6 класса
Руководитель работы:
Рвачёва Наталья Сергеевна
учитель истории
МОБУ «основная общеобразовательная
школа села Андреевка»
2013 год
Оглавление
Введение. С.3.
Раздел 1. Историческая справка «молокане».С.5-9.
Глава 1. Историческая справка «Появление течения «молокане». С.5.
Глава 2. Историческая справка «Появление названия «молокане». С.5-6.
Глава 3. Основные направления в течении «молокан». С.6-8.
Глава 4. Основные черты и учения «молокан». С.8-9.
Раздел 2. Молокане в Андреевке
Глава 1.Версии появления молокан в Андреевке. С.10.
Глава 2.Быт и домашнее хозяйство молокан. С.10.
Глава 3.Обычаи молокан. С.10-11.
Глава 4. «Молокане» в наше время. С.11.
Глава 3.Особенности захоронения молокан. С.11-12.
Заключение. С.13.
Список использованной литературы и источники. С.14.
Приложение. С.15-16.
Введение
Являясь коренной жительницей своего села Андреевка, я очень часто слышу и сталкиваюсь с понятием « молокане». Оно так вошло в обиход нашего села, что считается его неотъемлемой частью. Многих людей и сейчас называют «молоканами», но когда я спросила у старших, чем они отличаются и откуда они появились, никто не смог дать мне определённого ответа на мой вопрос. Мне стало очень интересно и захотелось узнать о них как можно больше, поэтому я и решила провести свою собственную исследовательскую работу в данном направлении.
Цель исследования:
Изучение материальной и духовной культуры молокан, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий.
Задачи исследования:
- выяснить истоки течения «молоканства»;
- выяснить появление термина «молокане»;
- выяснить основные направления в течение «молокан»;
- познакомиться с основными чертами и учением молокан;
- выяснить причины появления молокан в селе Андреевка;
- познакомиться с бытом и обычаями молокан;
- выяснить остались ли «настоящие» молокане, соблюдающие посты, обычаи, законы в наше время.
Актуальность темы:
считаю данную исследовательскую работу очень важной, чтобы понять наше настоящее, нужно знать наше прошлое, чьими потомками мы являемся, кто были наши предки, молокане или православные, какое влияние они оказали на нашу культуру.
Практическая значимость:
Результаты исследования можно использовать на научно-практической конференции, на уроках истории, краеведении, внеклассных мероприятиях, самостоятельной работы обучающихся; жители села должны знать историю своих предков.
Объект исследования: население села Андреевка
Предмет исследования: молокане
Методы исследования:
-теоретический:
метод сравнения, анализ, обобщение;
-эмпирический:
изучение и анализ литературы;
-практический:
Интервьюирование, обобщение и выводы.
Район исследования: село Андреевка, Ивановского района, Амурской области;
Сроки проведения исследования: май 2012- октябрь 2012гг.
Историческая справка «Появление течения «молокане». Духовные христиане (молокане) - одна из разновидностей духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине 18-го - 19 веках. По поводу возникновения течения, а также происхождения наименования "молокане" нет единого мнения. Некоторые историки утверждают, что молоканство выделилось из течения духоборов и оформилось в виде самостоятельного течения в конце 18-го века благодаря Семену Нуклеину , портному, который, сначала был православным, затем, женившись на дочери лидера духоборов Побирохина (Побирахина) оставил православие. Впоследствии между Уклеиным и Побирохиным (Побирахиным) произошел разрыв. Уклеин, порвав с духоборами, основал свое течение молокан. Другие ищут корни как молокан, так и духоборов в сектах, которые были распространены ранее. Некоторые склонны отождествлять молокан и духоборов с иконоборцами. По мнению С. Петрова[1., С.1. ] Семен Уклеин не создавал нового учения, оно, вероятно, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем. Тем не менее в Российской империи молокане были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года.
Историческая справка «Появление названия «молокане». Нет единства и по поводу названия. Некоторые связывают название "молокане" рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие - с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи - с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. И даже есть убеждение, что название "молокане" происходит от слова "мало": "мало кануло", "мало по сравнению с православными" и т.п. Вряд ли есть основание отдать предпочтение какой-либо из этих версий, так как ни одна из них не подтверждена документально. По-видимому, "молокане" - это все же прозвище, которое дали им православные. Сами же молокане вполне примирились и приняли это прозвище, и многие связывают его с текстом Священного Писания: ":как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет.2.2). Связали не безосновательно, так как любовь к "словесному молоку" - Слову Божию, действительно, присутствует в молоканских сообществах и проявляется как в порядке молитвенных собраний, так и в повседневной жизни. Многие молокане уверены, что название их течения имеет библейское происхождение и связано со словами Петра "возлюбите чистое словесное молоко".
Название "Духовные христиане" молокане связывают с одной стороны со стремлением найти духовный, сокровенный, часто иносказательный смысл в Писании (1 Кор.2:12-16), с другой стороны с жизнью не "по плоти", но "по духу". Молокане часто приводят слова Христа: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". По-видимому, название "Духовные христиане", как раньше предпочитали называть себя молокане, как раз и отражает стремление молокан поклоняться Отцу в духе и истине, быть истинными поклонниками.
Основные направления в течении «молокан». Молоканство неоднородно, это довольно широкий пласт различных по сути течений в христианстве. Из-за этого часто происходит путаница, когда исследователь записывает воззрения какого-то молоканина и обобщает его взгляды на молоканство в целом. Поскольку духовное христианство долгое время существовало нелегально, а также учитывая то, что духовному христианству не свойственно подавление и гонение инакомыслящих, не удивительно, что даже в одной молоканской общине разные ее члены могут сильно отличаться во взглядах.
Несмотря на то, что молокане принадлежат к духовному христианству, нельзя утверждать, что все молокане, тем более все представители течения духовных христиан являются духовными в библейском смысле этого слова. Но учение Духовных христиан (молокан), основанное на глубоком, проникновенном познании Слова Божия, любовь к чтению и изучению Священного писания, которая присуща молоканам, стремление "на практике" воплотить учение Иисуса Христа - все это дает благоприятную почву быть духовными в истинном смысле этого слова.
Хотя молоканство разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно. Но прежде этого надо отметить, что в молоканстве существуют следующие основные направления.
Были еще Общие, Молокане-субботники, но в настоящее время вряд ли остались представители этого направления. Это наиболее признанное деление молокан на группы. По наблюдениям С.Петрова Закавказские старопостоянные молокане сильно отличаются от молокан Центральной России (исключая выходцев из Закавказья в результате миграции 1990-х годов), а также от молокан Западной Сибири. Также надо отметить и то, что в молоканстве существовали и существуют две "школы": духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с которыми молокане контактировали.
Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой.
В 1921 году молокане организовали Союз Духовных Христиан - молокан, который просуществовал до 30-х годов. В 1991 году молокане создали вновь Союз общин, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В него первоначально входили общины Постоянных и Евангельских. Духовные тоже принимали активное участие. В настоящее время в Союз входят в основном Постоянные молокане.
Основные черты и учения «молокан»
Итак, назову некоторые черты, свойственные молоканам.
Версии появления молокан в Андреевке. Проведённая мною исследовательская работа позволила сделать вывод, что молокане в Андреевке появились с момента её заселения в 1865 году. Из интерьвью коренной жительницы Андреевки – Яппаровой Марии Алексеевны (в девичестве Лунёвой), которой на данный момент 81 год известно что её родители (мама 1907 года рождения, а отец 1904 года рождения) были рождены в Андреевке, так же как и её бабушка 1890 года рождения). Прадедушка и прабабушка Марии Алексеевны по её утверждению были самыми настоящими молоканами. По-видимому, гонения властей и богатые, свободные земли Амура привлекли в Андреевку приверженцев молоканского течения.
Быт и домашнее хозяйство молокан. При заселении деревни молокане старались не отходить от своих правил может, быть поэтому все улицы в деревне и в данное время ровные, прямые и пропорциональные друг другу (по правилам молокан). Дома строили из дерева, крышу покрывали соломой. В доме всегда было чисто, натопленная печь ,самодельная свеча или лампада. Но чего не было в интерьере дома у молокан, в отличие от православных так это красного угла, ни в одном доме не присутствовало ни одной иконы. Как говорит Петренкова Надежда Николаевна (в девичестве Селезнёва, её предки были молокане) и Яппарова Мария Алексеевна в их доме присутствовала только библия.
У каждого в поле была заимка, на которой держали лошадей и крупный рогатый скот. Молоканин- это в первую очередь земледелец, поэтому они уделяли этому занятию всё своё основное время. Выращивали в основном пшеницу, овёс, картофель. В пищу употребляли только то, что сами вырастили. Женщины занимались домашним хозяйством, мужчины более тяжёлым трудом.
Обычаи молокан. Раз в неделю, скорее всего по субботам молокане собирались у кого-нибудь в доме. Яппарова Мария Алексеевна очень хорошо запомнила такие сходы, но детям не разрешалось на них присутствовать, по этому, о чём там говорилось она не знает, но мне кажется, что решались общие вопросы и дела. Детей отправляли на печь, чтоб их не было не видно и не слышно. Мужчины приходили в одежде, состоящей из сорочки, сюртука и брюк из плотной ткани, а женщины в длинных юбках, кто побогаче из шерстяной ткани под которыми были скрыты белоснежные подъюбники с лямками, в кофтах, похожими на цыганские и в красивых цветастых платках, подвязанных узлом под подбородком.
Молокане строго соблюдали все посты: не употребляли свинину, пили молоко, кисель. Во время Пасхи дети должны были ходить по дворам с пасхой и яйцом и всех поздравлять, таков закон и попробуй только не пойди, вспоминала Мария Алексеевна.
В деревне наряду с молоканами проживало и православное население. Но жили дружно, никаких проблем не было. Существовало две церкви: одна церковно- приходская православная, а другая - духоборная. И та и другая активно посещались населением, и те и другие читали молитвы, только молокане не делали в конце молитвы крещение перстами. У молокан были свои старей шины, одетые в длинные чёрные одежды с головным убором, они то и направляли в учении.
Молокане в наше время. Во время репрессий 1930 годов многих молокан репрессировали как зажиточных (дедушку Марии Алексеевны увезли ночью, больше она его не видела). Некоторые молокане перешли в православную веру (родители Марии Алексеевны). А во время Великой Отечественной 1941-1945гг., многие ушли на фронт (отец Марии Алексеевны, братья Петренковой Надежды Николаевны), многие не вернулись, кто-то уехал. Тяжёлое военное время, голод, холод, тут уж не до постов, вспоминает Мария Алексеевна.
После войны молокан, соблюдающих все правила и законы молоканства не осталось. Остались только воспоминания и названия « молокане».
Особенности захоронения молокан. Но и сейчас в наше время местом захоронения молокан является местное кладбище в Андреевке. Могилы расположены среди прочих. Но попадая в данное место, сразу обращаешь внимание на отличия в постановке надгробий. У молокан надгробие со словами обращено в сторону восхода, а у православных - на закат. Существовало поверье, что если они встанут, то берутся за крест (надгробие).
Ещё одна особенность - усопших молокан из соседних деревень и сёл хоронят именно на кладбище в селе Андреевка.
Заключение
В ходе исследовательской работы, изучая материальную и духовную культуру молокан, их семейный и общественный быт, хозяйственные занятия, мне удалось с помощью интернет ресурсов выяснить истоки течения «молокан», появления термина «молокане», основные направления в течение «молокан», а также познакомиться с основными чертами и учением.
Полученные основные, общие знания я смогла использовать в дальнейшей работе и перейти ко второму этапу, который касался непосредственно молокан из моей деревни- Андреевки. С помощью интервью коренных жителей: Яппаровой Марии Алексеевны и Петренковой Надежды Николаевны (за что им большое спасибо) мне удалось познакомиться с жизнью, бытом и обычаями молокан. Полученные сведения, позволили мне сделать вывод, что в данное время течение «молокане» отсутствует в селе поскольку никто не является продолжателем истинных молоканских традиций и правил.
Список использованной литературы и источники:
Контактный телефон
29-3-48
Село Андреевка- 2012 год
Секция этнография
Автор: Лавриненко Татьяна Александровна
Место учёбы: МОБУ «ООШ с.Андреевка» 6 класс
Научный руководитель: Рвачёва Наталья Сергеевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Андреевка»
Аннотация на работу
«Течение «молокане» в селе Андреевка»
Лавриненко Наталья Александровна в своей исследовательской работе «Течение «молокане» в селе Андреевка» опиралась на следующие источники: многочисленные энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурсы, интервью коренного населения ,раскрывает общие сведения появления течения «молокане», основные направления в течение, черты и учение, впервые даёт изменяющие в разные исторические периоды образ жизни и занятий молокан в Андреевке.
Один из разделов работы посвящён появлению молокан в Андреевке, их обычаям и быту, а так же особенностям захоронения.
В ходе поиска автору работы удалось установить потомков молокан, проживающих в Андреевке и выяснить существует ли течение в данное время. Эта работа является своеобразным источником информации о молоканах в Андреевке.
Старейшины у молокан.
Семья Селезнёвых в 1890-е года
Николай Никифорович с супругой
Фёклой Клементьевной (стоят)
И родителями (сидят).
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать портрет?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей