Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле.
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны" (И. Иттен)
Данная работа может быть использована в качестве методического материала психологом, как дополнительный материал для классных часов, может помочь дизайнеру в оформлении школьного помещения, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления костюма в зависимости от ситуации, желаемого эффекта.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kuznecovoy_mashi.doc | 977 КБ |
МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»
Выполнила
ученица 11А класса
Кузнецова Мария
Руководитель педагог-психолог
Жаркова Ирина Валерьевна
г. Шахунья
2010г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
| |
| 4 |
| 5 |
| 7 |
| |
| 9 |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
Литература | 13 |
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны"
(И. Иттен)
Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека также как и все остальное. Многие не замечают, что цвет это настоящее чудо - великий дар, посланный нам свыше. И только немногие могут постигать все его разнообразие и силу.
Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее, человек приобретает цветное зрение не сразу.
С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.
Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий Гете в зависимости от типа создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. Кстати, установлено, что большая часть птиц и насекомых боится голубого и синего цветов.
Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы значительно возрастают. У лиц, адаптированных к красному цвету, явление укачивания развивается значительно позже, нежели у лиц, адаптированных к синему цвету.
При выборе интерьеров комнат вашей квартиры лучше ориентироваться на те цвета, которые гармонируют с биологическими потребностями человека. Это, прежде всего, касается обоев и штор. Для той комнаты или уголка комнаты, где кому-то из членов семьи приходится часто и подолгу работать — писать, читать, считать, умственно сосредоточиваться, — лучше всего остановиться на зеленых тонах, избегая синего и голубого. Иначе того, кто работает за столом, будет постоянно клонить ко сну.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.
Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, чувствуем – все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.
В связи с этим, мне стало интересно: как воспринимают цвет мои сверстники, учащиеся гимназии.
Я предположила (гипотеза), что человек воспринимает цвет не как самостоятельное явление, а как характеристику чего-либо.
Цель – изучить цветовые предпочтения гимназистов.
Задачи:
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Цвет в нашей жизни
В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Давно подмечено его влияние на психику. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Цвет стал одним из наиболее часто используемых символов. Именно поэтому он никогда не бывает, случаен в геральдике, национальной одежде, украшениях, архитектуре.
Художникам хорошо известно значение цвета для создания образов, и поэтому они внимательно относятся к его выбору. Ван Гог в 1885 году с восхищением сказал: «Цвет сам по себе что-то выражает».
В разных языках насчитывается от ста до ста пятидесяти названий цветов. Хотя наш глаз способен различать гораздо больше. Представители разных культур относятся к цветовым нюансам по-своему. Например, русские различают синий и голубой, а англичане – нет. Некоторые африканские и австралийские племена знают только три или четыре слова для названий цветов. В Новой Гвинее есть племена, у которого лишь два обозначения цвета.
Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение. Если иметь в виду физическую природу света, то можно сказать, что его лучи цветными не являются. Поток света – это сложение волн разной длины и частоты, раздражающих рецепторы, возбуждение которых вызывает у нас ощущение цвета. Таким образом, цвет зависит от природы света, и от строения и функционирования зрительной системы. Значит, он действительно наше ощущение.
Между тем психологи обратили внимание на субъективность цветовосприятия. Так, всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Поэтому такое огромное значение ему придают дизайнеры и модельеры.
Ученые обнаружили, что цвета воздействуют на человека по-разному, в зависимости от возраста, этнической среды и климата. Определенный цвет или группа цветов могут вызвать неодинаковую реакцию, разница заключается лишь в тонах и оттенках. Эксперименты показали: цвета влияют не только на психику человека и его эмоции, но и на его физиологические параметры. Канадские ученые провели эксперимент в воздействии цвета на пульс, артериальное давление и частоту дыхания. После того как испытуемые рассматривали оранжево-красный цвет, у них участились сердцебиение и дыхание, повысилось артериальное давление. На темно-синий их нервная система реагировала по-другому: пульс и дыхание замедлялись, снижалось артериальное давление.
Ученые разработали методы исследования человеческой психики, основанные на предпочтении цветов. Первым создателем цветодиагностики стал швейцарский психотерапевт XX века Макс Люшер.
Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. В основе таких тестов лежит представление, что цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния. Так, синий символизирует преданность, зеленый – утверждение себя, красный – возбуждение, экспансию, желтый – стремление к переживаниям… Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то соответствующий ей цвет начинает подспудно раздражать, а испытуемый интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений и как бы пытается вытеснить неприятный ему цвет, в то же время заменив его другим – как правило, ахроматическим (серым, черным, коричневым, фиолетовым). Цветокомпенсация указывает, чем человек компенсирует сбой в своем состоянии пассивностью, переключением на проблемы здоровья, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью.
Но цвет может не только отражать эмоциональное состояние, но и модулировать его. Именно на этом основаны психотерапевтические методики, использующие цвет.
Как прекрасен и разнообразен наш мир благодаря обилию цветов!
2. Происхождение и названия цветов
Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.
К. Петров-Водкин
Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. Даже воздух, по-разному окрашивая, дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.
Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое, инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, тогда естественной реакцией будет выбор светлых ярких тонов.
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.
Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.
И. Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет — теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет — веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов — он является одновременно и притягивающим, и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.
Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.
Алый.
В тюркских языках алый значит "розовый", "светло – красный", "красный". Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы "А"). А то, что у нас оно стало значить "ярко – красный", вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Багровый и багряный.
Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.
Белый.
Когда – то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение "сиять", "блистать". Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось "белый", а от него и белье, и белка, о которых мы говорили, и многие другие слова.
Белый цвет означает чистоту, невинность, свежесть и прохладу, правдивость и ясность. Белый цвет — это «бездонное отверстие», пустота, он заставляет зрачки глаз быстро сужаться и поэтому быстро утомляет. Слишком страстным людям надо чаще концентрироваться на чисто-белом цвете.
Бордовый.
Произносится от бордо в значении "темно – красный". Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, "темно – красный", "цвет вина бордо" (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и звучно сказать "бордо".
Голубой.
Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Голубой цвет символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Это — невинность, миролюбие, уступающее спокойствие, благополучие. Голубой считается цветом мальчиков. В этом цвете проявляются такие черты характера, как свобода, беззаботность, беспечность, необязательность, дружественность, склонность к перемене обстановки.
Экспериментально установлено, что голубизна не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого засыпания. Спальные комнаты целесообразно окрашивать в голубой и синий тона.
Желтый.
Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, "золотой" будет желтас, первичным значением тут было, видимо, "желто – блестящий".
Желтый цвет связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам желтый цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, близость, юность, а также зависть и ревность. При длительном нахождении в помещении, окрашенном в ярко-желтый цвет, может начаться сильная головная боль.
Зеленый.
Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – "побеги озими". Ему же близки слова злак, зелень.
Зеленый цвет означает состояние здоровья и «эластичной напряженности». Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве и постоянстве. Зеленый цвет используют для лечения некоторых душевных расстройств, истерий, нервного переутомления. Недаром, между прочим, столы для карточных игр или для игры в бильярд и настольный теннис в большинстве случаев имеют зеленый цвет — цвет владения собой, психического равновесия.
Коричневый.
Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское "Маленькая корочка" (от кора).
В коричневом цвете оранжевый глушится черным. Дискомфорт оранжевого цвета уходит вовнутрь, не осознается. Коричневый цвет обычно воспринимается как тяжелый, грубый, вызывающий отвращение. Это знак разложения, распада, гибели, символ животных чувств, страстей и низменных желаний.
Существует много причин коричневого дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, принадлежность к асоциальной среде, участие вместе со взрослыми в драматических социальных событиях — эвакуация, бегство, эмиграция, наконец, умственная неполноценность.
Красный.
Алый цвет, по – видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое – красный, то есть "самый хороший", "прелестный", "красивый". Корень «крас» – входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько по разному в говорах. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.
Розовый цвет — цвет оптимизма. Розовый — это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. «Розовый» человек не доводит до конца и часто даже не начинает того, что предпримет «красный». Розовый считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность. Розовый цвет расслабляет, как никакой другой.
Оранжевый цвет означает святость и здоровье. Обычно его связывают с медициной. По своим качествам оранжевый цвет символизирует зной, энергию, спелость, а также радость, теплоту. Сочетание оранжевого и черного цветов — героизм и отвага. Если в помещении оранжевого цвета находиться после сытного обеда, то этим облегчается работа желудка. Но тот же оранжевый цвет способен вызвать у человека желудочные боли, если в его окружении протекает сам процесс принятия пищи.
Черный цвет символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета.
Серый цвет — это символ злости, подлости, отгороженности и рутины. Одновременно — это цвет скрытности, важничания, усталости. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, — первый признак усталости.
Синий цвет означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. Фиолетовый цвет является очень сильнодействующим. Он означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, воздержанность, а также печаль, бедствие, старость, затмение.
3. Цвет и человек
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека, его настроение. Когда человека просят выбрать цвет, то он подсознательно выбирает тот, который соответствует его собственным цветовым вибрациям. То, какие именно, и в какой последовательности цвета выбирает, дает информацию о физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того, чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение. Рассмотрим, на примере синего цвета.
Синий – означает полное спокойствие, довольства, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром, объединение, чувство общности. Как говорят, это свет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умению сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет больше всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий – вне времени и поэтому является символом традиций непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверия к другим людям, и другие могут доверять ему.
Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные, и профессиональные связи. Так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.
Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от моды.
Исследования физиологов показали, например, что синий цвет уменьшает кровяное давление, затормаживает эмоциональное проявление. Но очень не многие представляют себе, на сколько цвет влияет на наше самочувствие, настроение и даже на эффективность работы.
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.
Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать "выше", если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко – розовый, солнечно – желтый).
Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатление о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ
Администрация нашей гимназии уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены в коридоре окрашены в голубой цвет, что символизирует чистоту, покой и действует на детей умиротворенно, а также на стенах висят картины природы и цветы.
В учебных кабинетах нашей гимназии преобладает желтый цвет, что производит впечатление легкости, радости, снижает утомление учащихся на уроке.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. Установлено, например, что люди отдают предпочтение какому-то одному цвету (в основном не более чем 2-3). Так называемые холодные цвета (синий, зеленый) говорят о спокойствии, нежности, грусти, и теплые цвета желтый, оранжевый свидетельствуют о силе, властности, активности и радостном настроении.
Для определения цветовых предпочтений гимназистов я провела социологический опрос среди учащихся 9 – 11 классов. Всего был опрошен 101 человек.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
При обработке результатов опроса я использовала математический метод подсчета данных. В итоге я составила сводную таблицу по классам по каждому вопросу.
Вопрос 1: Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
Всего было дано 189 ответов: это 19 вариантов цветовых предпочтений.
Цвет | 9А | 9Б | 9В | 10 | 11А | 11Б | Всего | % |
Черный | 9 | 3 | 5 | 10 | 19 | 46 | 24% | |
Синий | 3 | 3 | 5 | 4 | 2 | 17 | 9% | |
Белый | 5 | 3 | 6 | 8 | 11 | 5 | 38 | 20% |
Серый | 5 | 2 | 4 | 1 | 12 | 6% | ||
Красный | 2 | 1 | 5 | 2 | 2 | 12 | 6% | |
Желтый | 2 | 5 | 7 | 4% | ||||
Зеленый | 2 | 2 | 5 | 3 | 12 | 6% | ||
Оранжевый | 1 | 1 | 2 | 1% | ||||
Коричневый | 1 | 1 | 2 | 1% | ||||
Бардовый | 1 | 2 | 3 | 2% | ||||
Фиолетовый | 1 | 1 | 2 | 3 | 7 | 4% | ||
Сиреневый | 1 | 1 | 2 | 1% | ||||
Розовый | 1 | 2 | 1 | 4 | 2% | |||
Бежевый | 1 | 1 | 2 | 1% | ||||
Голубой | 4 | 4 | 2% | |||||
Бирюзовый | 1 | 1 | 1% | |||||
Тёмные тона | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 7 | 4% | |
Светлые тона | 2 | 2 | 4 | 8 | 4% | |||
Яркие тона | 1 | 2 | 3 | 2% | ||||
Всего ответов | 39 | 13 | 21 | 43 | 58 | 15 | 189 |
Самыми популярными являются черный, белый. Их выбрали каждый четвертый и пятый соответственно. Несколько «отстают» синий, серый, красный и зеленый.
Вопрос 2: Назовите самое удачное, на Ваш взгляд, цветовое решение в оформлении учебных кабинетов гимназии (назовите № и название кабинета)?
Всего было дано 106 ответов: 23 варианта.
№ кабинета | 9А | 9Б | 9В | 10 | 11А | 11Б | Всего | % |
353 (матем) | 1 | 3 | 2 | 1 | 7 | 6% | ||
226 (информ) | 4 | 1 | 2 | 7 | 6% | |||
109 (психол) | 7 | 7 | 6% | |||||
352 (литерат) | 3 | 1 | 2 | 8 | 14 | 13% | ||
341 (англ.яз.) | 1 | 2 | 3 | 3% | ||||
228 (русск.яз.) | 1 | 1 | 1% | |||||
104 (русск.яз.) | 2 | 1 | 3 | 3% | ||||
3441 (англ.яз.) | 2 | 2 | 2% | |||||
349 (чит.зал) | 5 | 5 | 5% | |||||
343 (физика) | 2 | 11 | 3 | 16 | 15% | |||
224 (биолог.) | 3 | 3 | 6 | 6% | ||||
345 (матем.) | 3 | 3 | 3% | |||||
221(англ.яз.) | 1 | 3 | 2 | 6 | 6% | |||
3442 (русск.яз.) | 2 | 1 | 3 | 3% | ||||
348 (география) | 1 | 1 | 2 | 2% | ||||
227 (история) | 1 | 1 | 1% | |||||
225 (химия) | 1 | 1 | 1% | |||||
356 (музыка) | 1 | 1 | 1% | |||||
351 (русск. Яз) | 2 | 2 | 2% | |||||
101 (экономика) | 2 | 2 | 2% | |||||
Интел | 2 | 2 | 2% | |||||
Гусева И.В. | 1 | 1 | 1% | |||||
Половинкина Г.П. | 11 | 11 | 10% | |||||
Всего ответов | 19 | 8 | 14 | 18 | 32 | 15 | 106 |
Самыми популярными кабинетами в гимназии (по цветовому оформлению) стали кабинет физики (344), литературы (352), начальных классов (233). В этих кабинетах преобладают цвета: фисташковый, сиреневый, древесный.
Вопрос 3: Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
Всего было дано 119 ответов: 12 вариантов.
Цвет | 9А | 9Б | 9В | 10 | 11А | 11Б | Всего | % |
Черный | 3 | 2 | 5 | 4% | ||||
Синий | 2 | 1 | 1 | 4 | 3% | |||
Белый | 1 | 2 | 5 | 6 | 6 | 1 | 21 | 18% |
Серый | 1 | 1 | 1% | |||||
Красный | 2 | 1 | 5 | 7 | 3 | 1 | 19 | 16% |
Желтый | 10 | 3 | 7 | 7 | 4 | 31 | 26% | |
Зеленый | 7 | 2 | 2 | 6 | 5 | 22 | 18% | |
Оранжевый | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | 5% | ||
Коричневый | 1 | 1 | 1% | |||||
Фиолетовый | 1 | 2 | 3 | 3% | ||||
Розовый | 1 | 1 | 2 | 2% | ||||
Золотой | 3 | 1 | 4 | 3% | ||||
Всего ответов | 24 | 10 | 15 | 26 | 29 | 15 | 119 |
С удачей и успехом у гимназистов ассоциируются такие цвета как желтый, белый, зеленый, красный.
Таким образом, проведенное исследование показало, что действительно цвет воспринимается человеком как сопровождающая информация какого-либо объекта. Доказательством этому служат результаты опроса.
«Цветовой портрет» гимназиста.
Гимназисты:
Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.
Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле.
Так, синий символизирует преданность, зеленый – утверждение себя, красный – возбуждение, экспансию, желтый – стремление к переживаниям… Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то соответствующий ей цвет начинает подспудно раздражать, а человек интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений и как бы пытается вытеснить неприятный ему цвет, в то же время заменив его другим – как правило, ахроматическим (серым, черным, коричневым, фиолетовым). Цветокомпенсация указывает, чем человек компенсирует сбой в своем состоянии пассивностью, переключением на проблемы здоровья, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью.
Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Для того, чтобы создать «цветовой портрет» учащихся гимназии, я провела социологический опрос, который позволил мне сделать определенные выводы. С уверенностью могу сказать, что с поставленной целью и задачами я справилась, а гипотеза о восприятии цвета человеком не как самостоятельного явления, а характеристики чего-либо получила свое экспериментальное подтверждение.
Данная работа может быть использована в качестве методического материала психологом, как дополнительный материал для классных часов, может помочь дизайнеру в оформлении школьного помещения, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления костюма в зависимости от ситуации, желаемого эффекта.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Это интересно!
Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет.
Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и «отключиться».
Цвет рабочей и форменной одежды.
Цвет одежды, которую вы носите на работе, до некоторой степени зависит от свойств, которые должны быть присущи той или иной профессии. На протяжении истории свойства, приписываемые цвету, использовались в окраске формы и одежды с целью приучить людей к поведению, принятому в обществе. Например, члены королевской семьи, священослужители высшего духовенства и люди, наделенные юридической властью, носили обычно одеяния фиолетовых оттенков, то есть цветов благородства, достоинства и высшей формы самовыражения. Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, красный - цвет отваги, действия и агрессии - любили носить главным образом военные, особенно на парадах. Цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Серую или серо-голубую форму носят летчики. Это цвет самолетов и порой цвет неба. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители.
Школьная форма.
Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально. Голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки служат для навязывания одинакового поведения и никоим образом не дают возможности проявиться индивидуальности.
Интеллектуальное стимулирование.
Если вы собираетесь вечером готовиться к экзаменам, наденьте что-нибудь желтое для обострения мыслительных способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Узнайте свой психологический портрет!
Если у вас в гардеробе преобладает белый, вас можно поздравить — вы светлый и доброжелательный человек. Вы всегда довольны жизнью и рады прийти на помощь другим. Вы спокойны и уравновешены, аккуратны и справедливы.
Черный цвет всегда считался элегантным и никогда не выйдет из моды. Между тем, слишком много черного в гардеробе — тревожный сигнал. Это показатель того, что вы стремитесь отгородиться от окружающего мира, недовольны жизнью и отношением к вам людей.
Если вы предпочитаете серый цвет, наверняка ваше начальство очень вами довольно. Вы - ответственный и серьезный работник, всегда доводящий дело до конца, и вместе с тем натура творческая.
Если ваш цвет синий — вы фантазер и мечтатель, вас манят дальние страны и увлекают путешествия. Друзья вас любят и ценят, так как знают, что вы никогда их не предадите. Вы нежная и ранимая натура и частенько вам кажется, что на вас не обращают внимание.
Голубой цвет привлекает ученых, исследователей, всех, кто ищет правду, стремится к чему-то новому, опережая время. Этот цвет характеризует вас как тонкого дипломата, очень умного человека, не боящегося, а порой и стремящегося к переменам.
Розовый цвет показывает, что вы верите в чудеса и сказки, мечтаете о несбыточном, смотрите на мир сквозь розовые очки.
Совсем другие качества присущи тем, кто предпочитает всем цветам красный. Это энергичные и страстные люди, стремительные и властные. Если ваш гардероб полон красными нарядами — вы несомненный лидер.
Сила цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Что означают цветовые предпочтения в одежде?
Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.
Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.
Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.
Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.
Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.
Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.
Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.
Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.
Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.
Огонь фламенко
Под парусами
Лиса-охотница
Как нарисовать ветку ели?
Несчастный Андрей