Исследовательская работа, где через воспоминания свидетеля военных лет, показано ,что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Вложение | Размер |
---|---|
i_byli_to_gody_voennye.doc | 63 КБ |
Управление образования Тотемского района
Муниципальное образовательное учреждение
«Тотемская средняя общеобразовательная школа №3»
Дети войны
И были то годы военные
(Жизненный путь
Климовой Екатерины Ивановны)
Автор работы: Заозерская Алёна,
ученица 8 «а» класса,
МОУ «Тотемская СОШ №3».
Руководитель:
Дианова Галина Феодосьевна,
учитель изобразительного искусства
и черчения.
Тотьма
2010
.
Оглавление
Стр.
Введение 3
1. Основная часть:
2. Заключение 11
3. Список литературы, респондентов 12
4. Приложение 13
Эпохой бессмертия вы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило вас время, вы – дети войны,
За вас умирали солдаты.
Введение
Наша страна готовиться к 65-летию Победы. Это великий праздник, отмечаемый в нашей стране.
На уроках истории, литературы, географии мы изучаем историю нашей Родины. Я прочитала немало художественной литературы о том страшном периоде, изучила судьбу и написала исследовательскую работу о моём прадеде ветеране Великой Отечественной войне. Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 65 лет тому назад на нашей Родине. И когда читаешь, наворачиваются слезы.
И буквально недавно, когда я лежала в больнице, там познакомилась с очень интересным человеком - Климовой Екатериной Ивановной, которая в годы войны была ещё ребёнком и меня заинтересовала судьба этой женщины. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
И я решила написать о ней работу и передать её в наш школьный музей. Хотелось больше узнать о военном времени, о тех, кто в годы войны был совсем ребёнком, но своим непосильным трудом, вносил свою лепту в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбе, о жизни в довоенное и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано моё желание узнать от живого свидетеля того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями других людей.
Цель работы: показать, через воспоминания живого свидетеля военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Исходя из выше сказанного, определились этапы работы:
1.Встреча с Екатериной Ивановной.
2. Работа с её семейным архивом.
3. Изучение литературы и периодической печати.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Основная часть
И были то годы военные…
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных и просто людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. 1941-1945 гг. тяжелые годы в жизни нашей страны. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не будет обожжено памятью огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят и более! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Когда началась, война Дерябиной Кате было девять лет, бригадир отправил её в поле, чтобы сообщить эту страшную весть колхозникам. На войну забрали сразу всех мужчин и парней призывного возраста. Деревня опустела. Все плакали.
Климова Екатерина Ивановна родилась 26 октября в 1932 году. В деревне Красный бор Великодворского сельсовета. (Приложение №1)
В1942 году, когда Кате исполнилось десять лет, она пошла в школу, которая находилась за пять километров от Великодворья. Ходили пешком через поле, которое зимой переметало снегом, а весной же разливалось три ручья, которые нужно было переходить. Зачастую в школу приходили все промокшие. Зимой, когда короткие дни, домой возвращались затемно. Было очень страшно, под вой волков приходилось идти три километра лесом и два полем.
Домашние задания выполнялись всегда. Освещение было очень плохое – в светец закладывали лучину, от которой шёл едкий дым, щипало глаза, в носу свербело. Иногда придя, домой озябшими забирались на печь, а там разморит и засыпали.
Из одежды запомнились Екатерине Иванове мальчишечьи самотканые штаны и девичьи ситцевые платьишки. В холодное время года надевали телогрейки, на голову платки, а на ноги обувались лапти. Вместо портфеля носили холщёвую сумку.
В классе обучалось человек двадцать. Всегда стояла тишина во время урока. Кроме обычных уроков в 1942 году был введён урок военной подготовки, на котором ученики бегали на лыжах в противогазах.
Хотелось кушать, поэтому на переменах ели то, что приносили из дома - в основном это был кусок хлеба или лепёшка, испечённая мамой. Время было голодное. Из воспоминаний Екатерины Ивановны: «Когда боронили землю на быках или коровах, дети шли сзади и собирали толстые мясистые, белые корни. Ходили так чтобы насобирать могли все. Вот я насобирала целый подол. Принесла домой, мама вымыла, высушила их и смолола, получилась белая мука. Но когда она из неё испекла лепешки, они оказались настолько горькими, что их невозможно было есть. Но голод не тётка и люди ели такую горечь. Кроме этого ели макушки клевера. За то, что его рвали на полях, бригадир ругал и даже наказывал. Запомнился случай, когда одноклассница умерла от голода, лежит, а изо рта торчит макушка клевера. Ели куглину – это размоченные и толчёные коробочки изо льна. Ели всё, что растёт на земле: мох, трава…, у кого была корова, спасались от голода молоком.
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?...
Если б я
Была не дочь России,
Отпустила руки бы давно,
Отпустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
Мать Дерябина Таисия Ивановна и отец Дерябин Иван Михайлович работали в колхозе «Ворошилова». Отца не взяли на фронт по возрасту. Он уже отслужил в армии двадцать пять лет. (Приложение № 2).
Старшая сестра – Анфея в 1942 году отправлена на окопы под Ленинград. Вернулась домой в 1943 году заболевшая, простуженная и истощенная. Да и дома кушать было нечего. Одну молодую девушку из сельсовета убили на окопах. Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий прибегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за деревню. Пилили, валили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года пообморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Летом работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.
Екатерина Ивановна вспоминает: «Все мужчины дееспособные были на фронте, остались дети, старики, женщины. Поэтому после окончания учебных занятий летом все школьники шли в поле и тяпками рыхлили и чистили от травы межрядия льна. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, от урожая - картошку. На всё были налоги, есть корова - сдай государству молоко, курица – яйца, овцы - шерсть. Только с кошки ничего не брали. А весна придет, лебеда да крапива поспевает ими и питались. Жить было очень трудно. Как вспомню все это, слезы бегут». Вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Весть о Победе пришла по радио. Кто веселился, кто плакал. Из тех, кто ушёл на фронт, в деревню вернулись всего двое.
Глава II
Послевоенный период жизни
Екатерина Ивановна закончила 4 класса, но чтобы дальше учиться, нужно было уйти из колхоза, но её председатель не отпустил. Расчет за работу в колхозе был – трудоднями, сколько нарастет на трудодень, столько и давали. Денег не было, а налоги были. За добросовестный труд, Екатерина Ивановна награждена медалью. (Приложение №3)
В «Кадре» давали деньги, поэтому Катя ушла работать туда. А там её ждала работа в лесу зимой и летом. В бригаде, где работала Екатерина Ивановна было девять мужчин и ей приходилось работать наравне с ними. Пять лет в бригаде - зимой по пояс в снегу, летом жара и комары не испугали Екатерину Ивановну. За это время пришлось поработать и вальщиком, и грузчиком. (Приложение № 4).
В 1956 году семья Климовых переезжает в Тотьму. Там устраивается на работу в Артель: «Комбинат» в швейный цех. (Приложение № 5).
На работу взяли, так как пришла со своей швейной машинкой. За работу награждена благодарностями, почетными грамотами и ежегодно её фотография висела на доске Почета Комбината бытового обслуживания. Так же награждена медалями за долголетний добросовестный труд, за самоотверженный труд и юбилейными после войны. (Приложение № 6).
По семейным обстоятельствам и состоянию здоровья пришлось перейти на работу в Тотемский музей смотрителем, а затем в типографию, откуда и ушла на пенсию. Где бы не работала Екатерина Ивановна, она всегда добросовестно относилась к своим обязанностям. За что имеет множество почетных грамот. (Приложение №7,8)
Екатерина Ивановна воспитала троих детей. (Приложение №9)
Особенно больны воспоминания о дочери, которая умерла в возрасте шестнадцати лет. Это был тяжелейший удар для Екатерины Ивановны. Сын Виктор, по окончании школы проработав год, ушел в армию. Вернувшись, работал до пенсии в Тотемском Районном отделе. Имеет двух сыновей, один из которых пошел по стопам отца, а второй в РайПО. Дочь Рима после восьми классов уехала в Ленинград. Поступила в училище от обувного объединения «Скороход» и одновременно там же работала. Вышла замуж и воспитывает сына (17 лет).
Каждое лето Екатерина Ивановна принимает дорогих гостей, которые относятся к ней с большой теплотой, заботой и любовью.
Заключение:
Великая Отечественная Война оставила глубокий кровавый след в истории нашей страны. Надо дорожить воспоминаниями, фактами и конечно нашими ветеранами, ведь с каждым годом их становиться все меньше. Именно по этому нужно писать такие исследовательские работы, собирать по крупицам все факты, воспоминания участников и современников того самого страшного события в жизни нашей Родины. И я благодарна всем ветеранам Великой Отечественной Войны за то, что сейчас мы живем под мирным небом над головой.
Список литературы
Вологодская область Тотемский район.- Вологда, 2002.
2. «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского,- Москва, 2004.
3. Воспоминания Климовой Екатерины Ивановны.
Как нарисовать черёмуху
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем белые грибы пастелью
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сказка "12 месяцев". История и современность