Работа о святом Иоанне Крестителе, о его беззаветном служении людям.
Вложение | Размер |
---|---|
Иоанн Креститель | 360.39 КБ |
Управление образования городского округа «Воркута»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Воркуты
Автор. Лещинская Надежда Дмитриевна, |
обучающаяся 7 класса, |
МОУ «Гимназия №3» г.Воркуты. |
Руководитель. |
Киселева Марина Федоровна, |
учитель истории и обществознания, |
МОУ «Гимназия №3» г.Воркуты. |
г. Воркута
2013
Содержание.
Введение ……………………………………………………..с.3
Основная часть
Глава 1. Судьба Ионна Крестителя. ………………………….с.4-6
Глава 2. Глава 2. Священные реликвии.. …………………....с.7-9
Заключение …………………………………………………… с.10
Список литературы ……………………………………………с.11
Введение
О жизни и деяниях Иоанна Предтечи до наших дней дошли крайне скудные сведения. Однако сохранившиеся свидетельства не оставляют сомнений, что Пророк, был выдающейся и незаурядной личностью. Иоанна Крестителя сам Господь назвал самым великим из всех пророков, и поэтому он почитается Церковью как величайший святой, имеющий вместе с Пресвятой Богородицей великое дерзновение молиться Богу за людей. У Иоанна Крестителя испрашивают добродетель покаяния, а также другие дары. Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришел с проповедью прежде Него в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Причем если в православии оба эпитета используются практически одинаково часто, то на Западе приоритет остается за наименованием «Креститель». На Руси, помимо прочих, он приобрел еще фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвященных ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни). Целью моей работы является описание жизни Иоанна Крестителя, его служение людям. В соответствии с поставленной целью я должна решить следующие задачи: 1) найти и проанализировать литературу об Иоанне Крестителе 2) изучить основной источник – Библию.
Глава I. Судьба Ионна Крестителя.
Согласно Евангелию от Луки, рождество Иоанна Крестителя произошло чудесным образом у престарелых родителей, не имевших до этого детей, – священника Захарии и его супруги Елисаветы. Архангел Гавриил явился Захарию в храме во время его служения и возвестил о будущем рождении у него сына, который будет «велик перед Господом».[1] Захария вначале не поверил ангелу и за это был наказан немотой, которая прошла у него после рождения сына, в момент наречения. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. О последующем детстве Иоанна Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю», где случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и саранчой. Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!» — говорил святой Пророк громогласно на берегах Иордана. И люди шли и слушали его божественную речь. Приняв от него крещение покаяния, их мятущиеся души получали долгожданное успокоение и тем самым готовились к встрече с Мессией, чтобы принять от Него крещение огнем, как говорил об этом святой Иоанн Креститель. Силою вдохновенного своего слова он должен был, прежде всего, «тронуть и раскрыть души людей, очистить их от плевел, посеянных лжеучением, смягчить их ожесточение и привести к покаянию» [2] Можно сказать, что с первой же своей проповеди он имел столько же учеников, сколько было его слушателей… Молва о нем быстро разнеслась по всем окрестным странам и влекла видеть и слышать нового, чудного пророка, нового Илию. И «исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская!»[3]
Иоанн не творил никаких чудес, но его вдохновенное слово производило сильное впечатление на умы и сердца, и толпы народа увеличивались все более и более… Возбужденный народ тотчас же, по окончании его проповеди, мог спрашивать его о том, что нужно сделать, чтобы заслужить у Господа вожделенное прощение грехов? Тогда-то он и изъяснял значение и силу крещения. Обращаясь к людям, он указывал на дела милости: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же».[4] Обращаясь к мытарям, Иоанн говорил: «Ничего не требуйте более определенного вам».[5] Тем самым он удерживал их от привычной жадности к присвоению им не принадлежащего. Обращаясь к воинам, он не требовал от них возвышенных добродетелей и лишь говорил: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием».[6] Солдаты очень часто употребляли насилие, клевету и ложные доносы именно потому, что их жалование было скудным. Иоанн поучал их, чтобы они довольствовались своим заработком и через это начали бы исполнять другие добродетели.
В числе других к Иоанну на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».[7] Затем последовало крещение. Отсюда и прозвание «Креститель». Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.
Около 30 г. н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрариха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника. В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась.[8] Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы плясала и угодила Ироду. В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы не захотел отказать ей».[9] В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.[10] В память этих событий установлен церковный праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная церковь отмечает его 29 августа (11 сентября).
Из жизни св. Предтечи извлечем урок. Он учит нас словом: не делайте худых дел и творите дела добрые; не надейтесь на то, что вы носите имя христианина, — одно имя без дел христианских не спасет вас. Св. Пророк учит нас и делом: он служил своему призванию неуклонно, свято; он пожертвовал своею жизнью. Вера его сопровождалась всегда практической деятельностью. Царство Небесное представлялось ему не только в виде чудесного божественного дара, но и как дело человеческих усилий, которое теперь же должно иметь свое начало и для вступления, в которое необходимо человеку приложить все свои старания.
Глава 2. Священные реликвии.
Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Тем не менее, реликвии эти очень рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя.[11] В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев. Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь СанСильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвертого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.
В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.
Первое обретение (24 февраля по юлианскому календарю). По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.
Глава Иоанна Крестителя
Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.
Второе обретение (24 февраля по юлианскому календарю). В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами - паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 г. явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь. Третье обретение (25 мая по юлианскому календарю). Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.[12]
Десницей Иоанна Крестителя называется его правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения.
Десница Иоанна Крестителя
Цетиньский монастырь, Черногория.
Традиционно местом хранения десницы считается Цетиньский монастырь в Черногории, но турки утверждают, что правая рука Иоанна Крестителя находится у них в музее дворца Топканы наряду с частью черепа. Также коптский монастырь Святого Макария утверждает, что рука находится у него. Своё происхождение общепринятая православием реликвия ведёт от апостола Луки, который, забрав её из Севастии, перенёс в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине.
После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь.
После захвата турками Константинополя в 1453 г. рука была переправлена на о.Родос. Когда турки в 1522 г. захватили Родос, святыню переправили на Мальту. В 1799 г. Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной. Обнаружили её в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится в настоящее время.
Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца».[13] На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох.
Заключение.
Иоанна Крестителя Церковь прославляет самым торжественным образом, чествуя его память семь раз в году.
1) Праздник зачатия. Только три зачатия были возвещены Архангелом Гавриилом и совершились при содействии Божией благодати: Спасителя (25 марта), Богоматери (9 декабря) и св. Иоанна Предтечи (23 сентября), и только три эти зачатия прославляет Церковь.
2) Рождество св. Иоанна Крестителя 24 июня. Рождество одного только Иоанна прославляет Церковь, кроме рождества Господа и Божией Матери. У других святых Церковь празднует лишь последний день их жизни, окончание их подвигов, а в Иоанне освящает и первый день, как начало нового человечества.
3) Усекновение честной главы Предтечевой 29 августа. Древними святыми Отцами установлен пост в этот день.
4) Собор Предтечи, как Крестителя Господа 7 января, после Крещения Господня.
5) 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Крестителя, 24 февраля.
6) 3-е обретение — 25 мая.
7) Перенесение из Мальты в Гатчину десной руки св. Предтечи в 12 октября 1799 г.
Кроме этого, празднование памяти св. Предтечи совершается каждую неделю по вторникам.
Таким образом, Святая Церковь особо чтит память великого праведника, призывая всех ныне живущих людей к спасительному покаянию.
Список литературы.
1. Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Сергиев Посад, 1995.
2. Вишняков С. Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., 1880.
3. http://biblia.org.ua/ Электронная версия. Библия. Тексты Книг Священнго Писания Ветхого и Нового Завета, комментарии и приложения, изложенные на данном сайте, взяты с Синодального перевода издания Московской Патриархии 2001 года и проверены по нему. Евангелие от Луки, Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна.
[1] Евангелие от Луки. 1:13-17
[2] Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Сергиев Посад, 1995, с. 92.
[3] Евангелие от Матфея. 3, 5
[4] Евангелие от Луки. 3,11
[5] Евангелие от Луки. 3, 13
[6] Евангелие от Луки. 3,14
[7] Евангелие от Иоанна. 1:29-31
[8] Евангелие от Матфея. 4:12, Евангелие от Марка. 1:14
[9] Евангелие от Марка. 6:26
[10] Евангелие от Матфея. 14:6-12, Евангелие от Марка 6: 21-29
[11] Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Сергиев Посад, 1995, с. 279.
[12] Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Сергиев Посад, 1995, с. 288-289.
Снежная книга
Под парусами
У меня в портфеле
Ласточка
Снегири и коты