Урок по наглядной геометрии
Вложение | Размер |
---|---|
ornament-urok.doc | 88.5 КБ |
ОРНАМЕНТ
Выполнил: ученик 7 «В» класса, Кошовер Илья
Однажды, побывав на экскурсии по своему любимому городу Владивосток, меня заинтересовали орнаменты на памятнике архитектуры, который был восстановлен в нашем городе. Это Триумфальные ворота (арка цесаревича Николая). Я решила изучить более подробно: что такое орнамент, какие орнаменты существуют, каковы принципы его создания и где ещё можно увидеть применение орнамента в повседневной жизни
Люди с незапамятных времен украшали вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они наносили на стены своих жилищ, посуду, оружие, на изделия из ткани и кожи разные рисунки - цветы и листья, животных, людей, геометрические фигуры.
Если поверхность была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя, таким образом, всю поверхность предмета. Так родился орнамент.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Ранее орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: естественные, декоративные, геометрические, абстрактные, комплексные и т. д., предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
Естественный орнамент можно составить из изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек, птиц и зверей.
Декоративный орнамент составляют те же природные формы, только измененные, приспособленные к форме и назначению предмета, который он украшает.
Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, чаще всего – круга, квадрата, треугольника.
Абстрактный орнамент представляет собой сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле.
Как мы уже отметили, ранние формы орнамента — геометрические. Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
Орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира, Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.
Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
Для того чтобы создать орнамент необходимо знать несколько принципов рисования орнамента.
-Многократное повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритмы могут быть разные.
1. Чередование – набор ритмов в орнаменте. Чередование придает орнаменту разнообразие , оживляет его. Можно изменять не только форму элементов орнамента, но и другие признаки.
Контрастное чередование.
Изменение цвета.
Наложение элементов.
Орнаменты широко используются для вышивания ковров. Геометрические сплошные орнаменты: этот вид коврового орнамента широко распространен на народных изделиях. Он состоит из простых повторений или вариаций одного или нескольких геометрических мотивов. Один из самых популярных орнаментов - туркменский текке.
В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы". Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов - чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).
Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.
В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец и тастаров, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых).
Ещё одно из ярких проявлений орнамента можно увидеть в храмах.
Вместе с христианством русские иконописцы переняли из Византии традицию покрывать стены храмов не только сюжетными росписями, но и орнаментами. Со временем узоры стали подлинной стихией древнерусских мастеров. Они с необычайным художественным вкусом расписывали плоскости стен, сводов, арок православных церквей, обыгрывая их пропорции: высоту, ширину, органично помещая в заданные размеры орнаменты. К XVII в. русская орнаментика достигла своего апогея. Затейливое узорочье и буйные цветы фресок наравне с иконописью господствуют в церквах Москвы, Ярославля, Костромы.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) с его насыщенным ярким орнаментированным декором является одним из характерных памятником этого направления.
Его красочные орнаменты занимают значительное место в мозаичном и каменном убранстве, являясь неотъемлемой частью его оформления. Мозаичные орнаменты в определенном ритме, чередуясь с иконами, заполняют стены, пилоны, плавно переходят в изогнутые поверхности арок, сводов, плафонов куполов, дублируя иконописную программу крестово-купольных храмов.
Геометрические орнаменты памятника представляют собой абстрактные формы. Это пересекающиеся линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали. В отличие от растительных рисунков, в мозаичном убранстве им отведена второстепенная роль. Так же, как и в совместные орнаменты с растительными элементами, они включены только в орнаментальные полосы и бордюры. Наиболее красочны орнаменты из геометрических фигур представлены в орнаментах мраморного пола.
В основном это чередование кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов. Часто встречающееся в орнаментах и самостоятельно изображение круга символизировало небо и выражало идею единства, вечности, бесконечности высшего совершенства. Треугольник (треугольная звезда) считался библейским знаком. Он Геометрический орнамент, как и ленточный, заключен в рамки темно–красного цвета. Этот своеобразный контур служит архитектурным профилем, который завершает все конструктивные части храма.
Роль орнаментов оказалась крайне важной, так как во многом определила структуру художественного решения храма Воскресения Христова.
Орнаменты также можно увидеть на многих фасадах зданий. Даже незатейливое чередование контрастных квадратов придает особый колорит зданиям.
Сложное отношение к орнаменту складывалось во все времена — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Активно творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, использовали в современных изделиях традиционные национальные декоративные мотивы. В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.
Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.
Изучив орнамент, я стала больше обращать внимание на фасады домов. Везде мне хочется отыскать какие-то новые сплетения геометрических фигур. Смотря на старинные вазы хочется угадать, что же древние люди хотели выразить, создавая орнамент.
Ворона
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Музыка космоса
Любили тебя без особых причин...
Пока бьют часы