Исследовательская работа ученицы 10 класса в рамках регионального конкурса исследовательских работ, посвящённого 1150-летию Российской государственности. Конкурс прошёл в апреле 2012 года, работа стала призёром в номинации "За лучшее историческое исследование"
Вложение | Размер |
---|---|
zemskie_gotovyy_tekst.docx | 42.1 КБ |
ПЛАН
I. Введение …………………………………………………………….. 3 – 4
II. Основная часть …………………………………………………….. 5 – 12
Земский собор……………………………………………………11 – 12
III. Заключение ………………………………………………………… 13
I. Введение
Более четырёх с половиной веков отделяют нас от первого земского собора в России, но до сих пор роль этого сословно-представительного органа власти в истории нашего государства мало изучена. Хотя вопрос о земских соборах являлся самой популярной темой дворянско-буржуазной историографии конца XIX – начала XX веков. Интерес к этой теме был обусловлен тем, что историки этого периода искали в земских соборах прообраз представительных учреждений, введение которых должно было стать условием дальнейшего развития государственного строя в России. Необходимо было обосновать возможность превращения русского самодержавия в буржуазную монархию без революционных потрясений и переворотов.
Именно тогда сложилось две точки зрения на роль земских соборов в истории государства, которые продолжают существовать и в наши дни:
1) Земские соборы – это представительный орган европейского типа (В.Н.Латкин, М.Н.Тихомиров);
2) Земские Соборы - это особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний[1] (В.О.Ключевский, С.О.Шмидт).
В настоящее время история земских соборов всё ещё интересует исследователей, так как они оставили много юридических памятников (уложений, судебников, грамот), которые представляют большой исторический и юридический интерес. Кроме того, знания об истории становления представительных органов власти в период средневековья помогут оценить деятельность подобных органов сегодняшнего дня.
Из выше изложенного можно с уверенностью сказать, об актуальности данной темы исследовательской работы.
В ходе подготовки своей работы я изучила ряд учебно-методических и монографических источников по данному вопросу. Основными работами, которые сформировали моё представление о деятельности Земских соборов и легли в основу работы стали: В.О. Ключевский «Состав представительства на Земских соборах древней Руси», В. Луговой «Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века), Л.В. Черепнин «Земские соборы русского государства XVI – XVII в.в».
Объектом моего исследования является процесс становления сословно-представительной монархии в России, предмет исследования - роль Земских соборов во властных отношениях.
Цель исследования – рассмотреть историю возникновения, деятельность и место Земских соборов в системе органов государственной власти. Достижение указанной цели подразумевает постановку, и решение следующих задач:
В ходе работы в основном использовался специальный метод исторической науки - сравнительно-исторический метод. Он позволил выявить тенденции исторического процесса в данный период, показать общее и особенное в истории Земских соборов, дал возможность проникнуть в сущность такого явления как сословно-представительный орган власти. Нельзя обойтись было в ходе исследования без логических методов исторического исследования, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также общенаучных методов - метод теоретического исследования, метод обобщения.
Среди органов государственной власти XVI – XVII веков Земские соборы занимают особое место. Они появились в период политической централизации и оформления единой системы управления в Русском государстве и отразили важные изменения в социально-политической структуре общества – ослабление княжеско-боярской аристократии и усиление дворянского сословия. Земские соборы приходят на смену городским вечевым собраниям чёрных людей и узким совещаниям царя с ближайшими боярами. Сословно-представительной монархии понадобился новый государственный орган, который «поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу».[2]
Опора на земские соборы определялась не только исторической традицией. К земским соборам царь и правительство обращались и в силу того, что к середине XVI в. страну сотрясали серьезные социальные волнения, восстания. Историки первый собор прямо связывают с московским восстанием. В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей между боярскими группировками и образовать правительство, способное обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения. Итак, появление земских соборов было обусловлено характером общественно-исторического развития Московского государства.[3]
2. Структура, состав, порядок формирования и функции Земских соборов.
Земский собор как представительный орган был двухпалатным. Что делает его идентичным европейским парламентам этого времени. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума (в полном составе) и Освящённый собор (высшие церковные иерархи), которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.
В нижнюю палату входили представители таких категорий населения как воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Члены нижней палаты были выборными, но на первых порах они не были делегатами с мест, а представляли особый должностной чин на государевой службе. Поэтому принцип выборности был выражен слабо.
Однако дальнейшее развитие системы сословного представительства привело к тому, что нижняя палата стала формироваться из выборных представителей с мест. По мнению историков, первые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 года – при утверждении царём наследника Ивана Грозного Фёдора Ивановича. Городское население активно стало принимать участие в работе нижней палаты в период первого и второго ополчений, в 1611 – 1612 годах. Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне, было лишено представительства. Хотя существуют свидетельства о том, что в 1613 году на Земском соборе присутствовали представители от «уездных людей». Скорее всего, по предположению историков, это представители черносошного (свободного) крестьянства.[4]
Расширяя сословное представительство, правительство снимало с себя в какой-то степени ответственность за проводимые им мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными широким кругом советников. Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. - более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. - по разным подсчетам от 500 до 700 человек.
Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царём или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.[5]
В глазах современников Земские соборы были широкими сословными совещаниями представителей различных территорий страны по важным вопросам внутренней и внешней политики – «об устроении земском», «о чинах, судах, управах земских». Эта форма решения общегосударственных дел постепенно утвердилась и приобрела большое значение. В разное время на «советах всей земли», «всех людей» (так источники часто называют соборы) избирали царей, объявляли войну и мир, утверждали налоги, давали земельные пожалования, назначали должностных лиц, ведали сыском татей и разбойников.
Не существовало никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
3. Роль Земских соборов в жизни государства.
Почти полуторовековой опыт функционирования Земских соборов наглядно продемонстрировал их очевидное положительное значение, определявшееся следующими факторами.
Во-первых, соборное рассмотрение спорных вопросов позитивно сказывалось на качестве государственного управления. С одной стороны, совместный анализ проблем, учёт мнений и предложений различных чинов, несомненно, существенно облегчали поиск оптимальных путей их устранения. Не случайно роль Земских соборов резко возрастала в случаях неурядиц, тяжелого военного, политического или экономического положения, а также при необходимости принятия чрезвычайных мер для выведения страны из кризиса. С другой стороны, утверждение решений, особенно непопулярных, например, о введении нового налога, по «приговору всей земли», а не только верховной власти, естественно, давало последней право рассчитывать на их более «охотное» исполнение населением.
Во-вторых, Земский собор выполнял исключительно важную контролирующую функцию. С его помощью Государь получал возможность осуществлять проверку деятельности своей администрации не только «сверху», посредством специальных органов, призванных следить за законностью действий государственного аппарата, но и «снизу», путём общественного контроля. Узнавая от народа о злоупотреблениях чиновников и недостатках в их работе, Верховная власть проводила организационные и правовые мероприятия по их устранению и недопущению в будущем.
И, в-третьих, ключевое значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, объединял Монарха с «народным умом, совестью, интересами и творческим гением», препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного «средостения» между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.[6]
Наряду с достижением указанной главной цели – сближения государства и нации, соборное сотрудничество предоставляло обеим сторонам и ощутимые практические выгоды. Созывая на Собор представителей населения, и спрашивая у них совета по конкретным вопросам, правительство тем самым информировало подданных о волновавших его проблемах, оповещало их в целом об основных направлениях своей внутренней и внешней политики и, в конечном счёте, делало её открытой, предсказуемой и понятной широким социальным слоям. Кроме того, соборные ответы и ходатайства чинов позволяли Государю объективно оценивать положение дел в стране, в том числе расклад политических сил, отношение общества к предполагаемым реформам. Наконец, регулярно консультируясь с народом, верховная власть по существу сознательно приобщала его к участию в государственном управлении и, как следствие, расширяла и усиливала свой руководящий потенциал.
Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.
Что касается населения, то оно использовало Земский собор в качестве одного из инструментов своего влияния на политику государства. Приглашенные на Земский собор делегаты не ограничивались ответами на поставленные перед ними вопросы. Они в почтительной форме заявляли Царю о своих нуждах, выступали с критикой существующих порядков, вносили предложения о проведении преобразований или издании нормативных правовых актов. Подобные соборные петиции, имевшие значение «непререкаемого голоса всей земли», как правило, не оставались не услышанными и влекли за собой изменения правительственного курса.[7]
Но Земским соборам не суждено было превратиться в постоянные представительные учреждения, и даже в период своей наивысшей активности они не вышли за рамки совещательных органов. Соборы созывались по указу царя и никогда не имели права «вето».
4. Классификация Земских соборов.
Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого периода — периода сословно-представительской монархии и формирования абсолютной монархии, приведу их классификацию по нескольким признакам. В.О.Ключевский классифицирует соборы по признакам:
С точки зрения общественно-политической значимости Л.В.Черепнин делит соборы на четыре группы:
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611—1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.
В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств: на этих соборах все же присутствовал земский элемент; решаемые религиозные вопросы в те исторические времена имели и светское «земское значение». Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов. Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:
5. Завершение деятельности Земских соборов. Приамурский Земский собор.
Всего по подсчётам историков, состоялось примерно 57 Земских соборов. Предполагается, что не обо всех Земских соборах до нас дошли свидетельства, может архивы ещё откроют для нас свои тайны. В 1684 году состоялся созыв и роспуск последнего земского собора в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Польшей. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютной монархии.
Идеи созыва Земских соборов периодично повторяются в нашей истории. Неоднократно такие идеи преподносились императорам в XIX веке, когда в стране активизировалось революционное народническое движение.
Примечательным является то, что в ХХ веке всё-таки состоялся Земский собор. Он был открыт 23.07.1922 года во Владивостоке. Целью Приамурского Земского собора, а именно так он назывался, было восстановление монархии и учреждение нового органа верховной власти в Приамурском крае – последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва Земского собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство. В состав собора вошли представители духовенства, прихожан, армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков, русского населения полосы отчуждения КВЖД.
Земский собор принял решение о признании власти Дома Романовых, обращение к Романовым с просьбой указать Верховного правителя. Заключительные заседания состоялось 10.08.1922 года, а уже в октябре атаки красноармейцев и партизан привели к поражению Белой армии.[10]
В начале 90-х годов ХХ века идея созыва Земского собора вновь витала в воздухе, но не была реализована. Как видим, причины обращения к созыву Земского собора всегда одни и те же: разрешить социальные, политические или экономические противоречия, возникающие в обществе на переломных кризисных этапах его развития. Это помогает переложить ответственность за принятые решения на широкие слои населения, а не только на правящие круги.
Заключение
Считаю, что в задачи, поставленные перед исследовательской работой, мне удалось выполнить. Прежде всего, надо отметить, что изучение литературы, написание работы помогло мне лучше понять процессы формирования государственно-правовых отношений в целом и в период XVI — XVII веков в частности. Изучение проблемы Земских соборов России привело меня к выводу о том, что в нашей исторической науке недооценивается роль этого общественно-политического института.
Анализ истории земских соборов показывает, что нельзя их рассматривать только как вспомогательное орудие царской администрации. Из изученного материала можно сделать вывод, что это был деятельный орган, самостоятельный двигатель политической жизни, оказывавший влияние на государственное управление и законодательство.
С другой стороны, состав представительства, анализ процедуры созыва соборов и процедуры обсуждения вопросов приводит к выводу, что нельзя считать соборы органом народной оппозиции, как это представляется автором некоторых исследований. Нет оснований, считать земские соборы были органом противодействия сословий боярской думе и духовной иерархии, хотя земские соборы в некоторые критические моменты истории России были противовесом боярству (земский собор, утвердивший опричнину).
Характер и содержание деятельности земских соборов не позволяет расценивать их как представительное учреждение образца средневековой Европы. Различие здесь состоит и в общественно-экономических условиях появления и в назначении соборов и различных сословно-представительных учреждений Европы.
В работе показывается, что земские соборы были важным, но сословно-совещательным органом при царе и правительстве. Без опоры на этот орган царь не мог обойтись в период формирования централизованного государства и абсолютной монархии.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
[1] Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 278 – 279.
[2] Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. – М., Наука, 1978, с. 61 – 62.
[3] См. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 290 – 292.
[4] См. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность . – М., 1998, с. 544
[5] См. Луговой В. Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века) // История. № 3, 1998, с. 2 – 3.
[6] См. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 284 – 290.
[7] См. Луговой В. Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века) // История. № 3, 1998, с. 3 – 4.
[8] Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990,
[9] См. Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. – М., Наука, 1978, с. 342 - 346
[10] http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия Приамурский Земский собор
Марши для детей в классической музыке
Муравьиная кухня
Сказка "12 месяцев". История и современность
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лиса Лариска и белка Ленка