АННОТАЦИЯ
на работу:
«Создание «Ситуации успеха» для учащихся «группы риска».
п.Жатай
Авторы: Бушков Петр Николаевич, ГБОУ «Профессиональный лицей №5», I курс, профессия «Сварщик»
Научный руководитель: Рожковская Надежда Васильевна, руководитель Культурно-эстетического центра, высшей категории, почетный работник НПО Российской Федерации.
Цель: Создание оптимальных условий для вовлечения в «Ситуацию успеха» учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию».
Методы и приемы работы:
Мониторинг:
Анкетирование:
Полученные данные:
Декоративно-прикладное направление – 18%
Познавательное направление – 36%;
Художественная самодеятельность – 37%
от общего числа опрошенных.
Тектоник, Джампстайл, Сквэр данс, - 86%;
Бокс – 52%
Вольная борьба – 55%
Мини-футбол – 12%.
Уверенность в себе |
13% |
Умение высказывать свои мысли |
15% |
Самоорганизация |
20% |
Желание отказаться от вредных привычек |
26% |
Бросил курить |
4% |
Появились друзья |
9% |
Аккуратность |
1% |
Пунктуальность |
14% |
Вера в себя |
12% |
Выводы:
«Ситуация успеха» играет важную роль в становлении личности учащихся «группы риска»,так как позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность, пассивность, приобрести положительные качества характера, уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Выявлена необходимость дальнейшего расширения деятельности Центра, которая формирует конкурентоспособную, успешную личность, готовую к различным уровням коммуникаций в современном мире.
Рекомендации:
ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей№5» рекомендует ознакомиться с результатами данного исследования руководителям образовательных учреждений начального профессионального образования. При изъявлении желания использовать опыт создания «ситуации успеха» для учащихся «группы риска» педагогический коллектив Центра окажет организационную и методическую помощь.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_situaciya_uspeha.doc | 123.5 КБ |
Актуальность. Важнейшим аспектом жизнедеятельности подростков попавших в трудную жизненную ситуацию, является досуг. Именно в данной сфере через «Ситуацию успеха» имеется возможность в самореализации, приобретения положительных качеств характера, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
В современных условиях досуг становится платным, а учащиеся, находящиеся в группе риска в основном неплатежеспособны. Они вынуждены проводить свое свободное время, в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая атмосфера, оказывающая отрицательное влияние на становление личности
Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности требует глубокого научного осмысления, в том числе и с социологической точки зрения.
Цель работы:
Исследование на предмет эффективности деятельности центра в создании «Ситуации успеха» для учащихся «Группы риска»
Задачи:
Объект исследования:
деятельность Культурно-эстетического центра.
Эмпирический объект исследования:
учащиеся, состоящие в «группе риска»
Предмет исследования:
Создание оптимальных условий для вовлечения в «Ситуацию успеха» учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию.
Теоретическая значимость:
Изучение литературы; проведение мониторинга; анкетирование
Практическая значимость:
Применение опыта работы КЭЦ ГБОУ «Профессиональный лицей №5» в аналогичных учебных заведениях.
1.1 «Ситуация успеха»
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности
С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности ,как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Необходимость создания успеха в творческой деятельности подростков – это свет дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Помочь приобрести эту уверенность стремится Культурно-эстетический центр лицея.
Только успех поддерживает подростка к творческой деятельности. А интерес появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в достижениях. Подросток, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, творить, созидать. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебно-воспитательном процессе, должны вызывать интерес у подростка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога- создать каждому учащемуся попавшему в трудную жизненную ситуацию-успех.
1.2 Создание «Ситуации успеха» для учащихся «Группы риска» ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей №5».
В 1999 году в ГОУ «Профессиональный лицей» открыли Культурно – эстетический центр, который ставил перед собой следующие цели и задачи:
Выбирая именно такие цели можно достичь результатов в воспитании духовно-нравственных качеств. В настоящее время в Центре действуют досуг по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление | Декоративно-прикладное направление | Познавательное направление | Художественная самодеятельность |
Секции: «волейбол», «баскетбол», «тяжелая атлетика», «настольный теннис», «фитнес»,футбол | Кружки: «Вдохновение», «Силуэт», «Дизайн», | Кружки: «Журналистика»; «Шахматы, шашки» «Компьютерная грамотность» | Танцевальные кружки: «Юность», «Жаворонок»; ВИА Театральная студия Эстрадный вокал |
Такие направления деятельности как театральная студия, через литературные произведения, народный фольклор, способствуют расширению кругозора, углублению знаний, развитии фантазии, творческого потенциала, воспитанию нравственных- патриотических основ в растущей личности. Кружки декоративно- прикладного творчества способствуют общему художественному развитию, воспитанию здорового нравственного начала, любви и уважению к труду. Приобщению к народным традициям, народному искусству, оттуда как следствие – воспитанию патриотических чувств.
Направление – художественная самодеятельность, через песни и танцевальные композиции, позволяет приобщить учащихся к основам родной и мировой культуры.
Музыка играет важную роль расширении поэтического, музыкального кругозора, помогает воспитывать чувство сопричастности к прекрасному.
Программы танцевальных кружков успешно решают вопросы художественного, нравственного воспитания.
Совсем недавно созданный кружок «Журналистика», играет немаловажную роль в формировании мировоззрения, в воспитании внутренней и внешней свободы.
В центре действуют секции и кружки спортивного направления, которые несут профилактику поведения, наносящего вред здоровью, личности, обществу, коррекцию детских комплексов, воспитывают чувство долга, ответственности.
2. Результаты мониторинга
2.1 Мониторниг занятости учащихся «группы риска» ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей №5»
В среднем по каждому направлению посещают от 16-69 человек, что составляет 78 % от общего количества учащихся состоящих в «группе риска». Приведем диаграмму посещаемости учащимися кружков за последние 3 года
2.2 Мониторинг результативности работы КЭЦ за 2009-2012 год.
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
1.Дипломанты Дальневосточного форума «Диалог культуры». 2.Победители Республиканского смотра-конкурса художественной самодеятельности среди трудовых коллективов 3.Участники смотра – конкурса «Художественное слово», посвященного юбилею Ходулова. | 1.Дипломанты смотра-конкурса «Студенческая весна» «За пропаганду народного творчества» 2.Лауреаты Республиканского конкурса Военно-патриотической песни среди учебных заведений МНиПО 3.Победители Республиканского смотра-конкурса художественной самодеятельности среди трудовых коллективов | 1.Победители Республиканского смотра-конкурса художественной самодеятельности среди учебных заведений НПО 2.Диплом 111 степени в номинации «Народный танец» 3.Диплом 11 степени в номинации «Макеты,витраж,батик» 4.Победитель в номинации «За лучшую постановку танца» 5.Диплом в номинации «Вокальный жанр» 6.Победитель в номинации «лучший художественный руководитель» 7.11 место по волейболу среди команд Баскомфлота 8.11 место по мини-футболу среди организаций п.Жатай |
2.3 Результаты анкетирования
2.3.1 В анкетировании на предмет исследования занятости, влияния творчества на личность и предпочтения видов деятельности были предложены следующие вопросы:
1. Пол:
Мужской
Женский
2.Какие кружки и секции вы посещаете?
3.Какие кружки и секции хотели бы посещать?
4.Какие качества в характере у Вас проявились в результате деятельности в Центре:
Объем исследования составил следующее:
-численность учащихся состоящих в «Группе риска» составляет 90 человек, было опрошено 88.
Основные понятия, использованные в мониторинге:
1.Количество учащихся, посещающих кружки, секции
2.Результативность работы КЭЦ
2.3.2 Анкетирование на предмет исследования занятости, влияния на личность, предпочтение видов занятости.
Содержание анкеты:
Дорогие друзья!
Это социологическая анкета посвящена деятельности Культурно-эстетического центра и его положительному влиянию на личность. Ваши ответы помогут доказать эффективность деятельности центров по организации досуга в учебных заведениях Начального профессионального образования.
1. Пол:
Мужской
Женский
2. Какие направления кружков и секций Вы посещаете?»
3.Какие кружки и секции хотели бы посещать?
4.Какие качества характера вы в характере у Вас проявились в результате деятельности в Центре.
Распределение респондентов по полу:
Пол | Количество |
Мужской | 54 |
Женский | 34 |
88 |
Распределение вариантов ответа на вопрос, «Какие направления кружков и секций Вы посещаете?»
1.Какие кружки и секции вы посещаете?
Кружки, секции | Количество |
Вокально-инструментальный ансамбль | 3 |
Кружок декоративно-прикладного творчества «Дизайн» | 6 |
Кружок декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» | 6 |
Кружок кройки и шитья «Силуэт» | 4 |
Кружок современного танца «Жаворонок» | 8 |
Кружок народного танца «Юность» | 12 |
Секция «Настольный теннис» | 8 |
Эстрадный вокал | 11 |
Кружок «Журналистика» | 4 |
Секция «Тяжелая атлетика» Тренажерный зал | 12 |
Секция «Волейбол» | 26 |
Секция «Баскетбол» | 23 |
Театральная студия «Ритм» | 8 |
Кружок «Шахматы,шашки» | 12 |
Кружок компьютерная грамотность» | 16 |
Охват учащихся «группы риска» по кружкам и секциям
Спортивно-оздоровительное направление | Декоративно-прикладное направление | Познавательное направление | Художественная самодеятельность | ||||
Абсолют. Частота (чел.) | Частота % | Абсолют. Частота (чел.) | Частота % | Абсолют. Частота (чел.) | Частота % | Абсолют. Частота (чел.) | Частота % |
69 | 78 | 16 | 18 | 32 | 36 | 34 | 37 |
Распределение вариантов ответов на вопрос, «Какие направления в работе Центра вы бы хотели добавить?» «Какие положительные качества характера у Вас проявились в результате деятельности в Центре:?
Направления | Желающих посещать | |
1 | Тектоник Своеобразное танцевальное движение XXI века, в котором объединяются элементы jumpstyle, хип-хопа, локинга, поппинга, техно и других направлений. | 76 |
2 | Джампстайл Джампстайл — это танцевальный стиль, название которого происходит от английского слова прыжок. Люди танцуют под энергичную электронную музыку, причём каждый танцор в ритм музыки, но на свой манер совершает движения, похожие на прыжки. Танцоры не должны касаться друг друга. Приветствуются несинхронные прыжки разными танцорами Шаффл Мельбурн шаффл, как следует из названия зародился в Австралии в конце 80-х годов XX века. В основе танца лежит быстрые джазовые движения (стэп), но они выполняются на «современный» лад, и танцуются под различные стили электронной танцевальной музыки. | 76 |
3 | DnB step Drum and Bass step — уличный танец, появившийся в молодежной субкультуре драм-н-бэйс, и основан на элементах брейк-бита и хип-хопа. DnB dance исполняют в кроссовках на плоской подошве и в штанах, не сковывающих движений. Основной акцент при исполнении этого вида танца делается на движении ног (так называемые «финты» ногами): чередование «носок — пятка, носок — пятка», махи вперёд и в стороны, скрещивание ног; повороты и полуповороты на пятке, на носке и в воздухе на 180, 360 и более градусов. | 56 |
4 | Сквэр данс Сквэр данс — это народный танец, появившийся в США. Па, принятые в сквэр дансе, пришли в него из традиционных народных танцев, привезенных в Штаты эмигрантами из Европы: морриса, кантри и кадрили. Сквэр данс популярен во всём мире, в том числе в последние годы и в России. | 76 |
5 | Хип-хоп Хип-хоп — это танец и культурное направление, появившееся в конце 70-х голов XX века в рабочих районах Нью-Йорка и имевшее яркую социальную направленность. Это уличные танцы с помощью которых рабочая молодёжь Нью-Йорка пыталась протестовать против неравенства и несправедливости, против власть предержащих. Однако в последнем десятилетии XX века, хип-хоп в значительной степени потерял свою социальную направленность и стал просто модной частью музыкальной индустрии. Одним из направлений хип-хопа является брейк-данс. | 34 |
6 | Crip walk (C-walk) Crip walk — это стиль современного уличного танца, основанный на виртуозной импровизированной работе стоп. Этот вид танца зародился в 1970-х годах в Лос-Анджелесе. | 46 |
Спортивные направления | ||
1 | Бокс | 34 |
2 | Вольная борьба | 48 |
3 | Мини – футбол | 11 |
2.3.3 Влияние деятельности КЭЦ на становление личности
Какие положительные качества у Вас проявились в результате деятельности в Центре: | ||
1 | Уверенность в себе | 12 |
2 | Умение высказывать свои мысли | 14 |
3 | Самоорганизация | 16 |
4 | Желание отказаться от вредных привычек | 23 |
5 | Бросил курить | 4 |
6 | Появились друзья | 8 |
7 | Аккуратность | 9 |
8 | Пунктуальность | 13 |
9 | Вера в себя | 11 |
По результатам исследования выявилось ,что воспитание творчеством является одной из составляющей создания оптимальных условий для вовлечения в «Ситуацию успеха», учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию.
Заключение:
В среднем культурно-эстетический центр по каждому направлению посещают от 16-69 человек, что составляет 78 % от общего количества учащихся, состоящих в «группе риска».
По итогам последних 3 лет в результативности деятельности Центра немаловажную роль играют учащиеся с «группы риска».
Анкетирование показало, что охват учащихся «группы риска» по кружкам и секциям составил: Спортивно-оздоровительное направление – 78%;
от общего числа опрошенных.
В ходе исследования учащимися были предложены новые направления кружков и секций, процентное соотношение желающих посещать:
Тектоник, Джампстайл, Сквэр данс, - 86%;
DnB step – 64%
Хип-хоп – 39%
Crip walk (C-walk) -53%
Бокс – 52%
Вольная борьба – 55%
Мини-футбол – 12%.
При посещении кружков и секций культурно-эстетического центра у учащихся проявились следующие положительные качества:
Уверенность в себе | 13% |
Умение высказывать свои мысли | 15% |
Самоорганизация | 20% |
Желание отказаться от вредных привычек | 26% |
Бросил курить | 4% |
Появились друзья | 9% |
Аккуратность | 1% |
Пунктуальность | 14% |
Вера в себя | 12% |
Выводы:
Проанализировав создание «Ситуации успеха» через творчество, можно сделать выводы, что внеучебная занятость играет немаловажную роль в становлении личности. «Ситуация успеха» особенно важна в работе с учащимися, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность, приобрести положительные качества характера, уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Выявлена необходимость дальнейшего расширения деятельности Центра., которая формирует конкурентноспособную, успешную личность, готовую к различным уровням коммуникаций в современном мире.
Рекомендации:
ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей№5» рекомендует ознакомиться с результатами данного исследования руководителям образовательных учреждений начального профессионального образования. При изъявлении желания использовать опыт создания «ситуации успеха» для учащихся «группы риска» педагогический коллектив Центра окажет методическую и организационную помощь.
Использованная литература
1. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. 2005. - №1
2. Акимова JI.A. Социология досуга /Л.А. Акимова. М., 2003.
3. Андреева. И.Н., Новикова Л.Г. Субкультурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи. Москва. 2002.
4. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования / В.А. Артемов. Новосибирск, 1987.
5. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. Мн., 2000.
6. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П. И. Бабочкин. — М., 2000.
7. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества //* Методологические проблемы исследования молодежи // Сост. П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин. М., 1998.
8. Безручко С.Е. Управление туристско-рекреационной сферой в современном российском обществе. Автореф. дис., Майкоп, 2006.
Рукавичка
Компас своими руками
Император Акбар и Бирбал
Кто чем богат, тот тем и делится!
Колумбово яйцо