Исследовательская работа об основных темах и мотивах творчества местного поэта
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_po_teme_camobytnyy_talant.doc | 132.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Самобытный талант
Работу выполнила
Старикова Елизавета,
ученица 9 класса, 15 лет
Руководитель
Старикова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
п. Украинский 2013
Косихинский район Алтайский край
Оглавление
I. Вступление……………………………………………………………………..3
- актуальность проекта;
- цель проекта;
- задачи исследования;
- методы исследования;
- этапы работы над проектом
II. Основная часть.
– тема
- мотив………………………………………………………………………5-7
- тема малой родины
- патриотическая и гражданская лирика
- интимная лирика (лирика дружбы, любви)
- философская лирика
Ш. Заключение………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………..13
Аннотация проекта
Проект позволяет познакомиться с творчеством местного поэта Калмыкова В.Д. Оформлена папка материалов, в которой описывается биография поэта, собраны ксерокопии журнальных статей Калмыкова – сотрудника газет «Заветы Ильича», «Ленинская искра» г. Экибастуза, ксерокопии нескольких его стихотворений.
Сколько в поле берез?!
Я их здесь не считаю.
Вот, счастливый до слез,
Я иду по Алтаю!
В.Д. Калмыков
Вступление
Я очень люблю читать стихи, знакома с творчеством писателей и поэтов разного времени. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это Вильям Шекспир, Д. Байрон, из отечественных - А. Пушкин, С. Есенин, М. Лермонтов.
Их произведения таят в себе какую – то вечную загадку для меня, которая будет существовать всегда. Все они жили в разные времена и писали каждый о своем и по - своему. От меня они далеки по времени и по расстоянию.
Но есть люди, которые живут рядом и тоже обладают удивительным даром дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим людям. В данной работе я рассмотрела творчество мало кому известного нашего односельчанина, юриста, сотрудника нескольких газет - В.Д. Калмыкова, который тоже может назвать себя поэтом, т.е. человеком, дарящим свой мир другим.
Актуальность проекта
Сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края. Актуальность темы своего проекта вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий, в свете проблем развития России лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Об этом я хочу рассказать в своей работе на примере творчества В.Д. Калмыкова.
Цель проекта
Задачи исследования
Методы исследования
1.Эмпирический: беседа, интервью с поэтом, сбор материала
2.Теоретический: анализ, классификация, обобщение, систематизация полученных результатов.
Этапы работы над проектом
Чтобы понять поэта, надо попытаться понять эпоху, в которую он жил. В какой эпохе жил В.Д. Калмыков? Кажется, в совсем близкой – в конце 20 века. Он ровесник моих дядей и теть, родившихся во второй половине 20 века, которую называют «временем гласности», «годами перестройки».
В.Д. Калмыков родился в 1936 году в небольшом поселке Соколовка (50 дворов) Михайловского района в семье крестьянина. Отец работал фельдшером. В семье было 10 человек, он девятый ребенок. Ему было примерно 5 лет, когда началась война. 3 брата и отец ушли воевать. Один брат погиб под Старой Руссой. После войны Владимир Дмитриевич ездил по местам, где проходили бои его дивизии, в память о нем написано не одно стихотворение.
Школа в селе - 4 класса, экзамены ходили сдавать за 4 километра в соседнее село Покровка. С 5 – 7 классы учился в Покровке. Зимой жили на квартирах. Закончил здесь семилетку. 8-10 класс учился в районном центре Михайловка. Жили на квартирах, домой ездили на праздники. Запомнился учитель литературы Иван Андреевич Свириденко. Он предлагал после школы стать учителем литературы, но Владимира Дмитриевича сразу после школы призвали в армию. Сам попросился в Германию, чтобы не оставаться писарем в Бийске. Привезли в Наумбург. Здесь отслужил 3,5 года старшим писарем. После демобилизации не хотели отдавать паспорт в милиции, чтобы удержать в колхозе.
Вскоре родная Соколовка присоединилась к Покровке: произошло укрупнение колхозов. Нужно было или переезжать туда жить, или уехать совсем. Жить в Соколовке стало совсем трудно.
Недалеко был Казахстан. В Экибастузе добывали открытым способом уголь. В 50 –е годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. Начали строить город: требовались рабочие. Строилось жилье - бараки из 19 комнат. Все ринулись туда.
Работал здесь сначала автослесарем (немного научился в армии). Вскоре забрали инструктором отдела пропаганды и агитации в горком комсомола. Поступил на заочное отделение в БЮЗИ юристом. Консультационный пункт находился в Барнауле, сам институт - в Москве. Сдал экзамены за 1 курс. А вскоре пригласили работать сначала дознавателем, а потом следователем в милицию. Поступил в высшую школу. Примерно 15 лет работал следователем.
Рядом в Караганде начали строить ГРЭС. Ушел работать сюда в строительное управление “Экибастузский ГРЭС” юрисконсультом. 2 раза ездил на повышение квалификации в Москву. Любовались достопримечательностями. Был в Петербурге: до обеда - на занятиях, после обеда ездили на экскурсию.
В 1960 году женился, в 1996 году ушел на пенсию. В это время распался СССР, Казахстан стал самостоятельным, независимым. В 1961 и в 1962 родились сыновья, а в 1974 году родилась дочь.
Первое стихотворение написал в школе по просьбе учителя литературы. Это было стихотворение о войне. Потом, в Казахстане, Владимир Дмитриевич сотрудничал с местными газетами: писал заметки о работе следственных органов, о необходимости назвать одну из улиц города именем Солженицыне, о войне, писал, конечно, и стихи.
На Алтай он приехал в 1997 году. Сейчас он с удовольствием читает различные мемуары, с удовольствием перечитывает стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, продолжает писать стихи.
Теоретическая часть исследования
Чтобы достичь цели своего исследования, я решила сначала изучить, что такое «тема» и «мотив лирического произведения». Для этого я нашла толкование этих понятий в кратком литературоведческом словаре и в материалах одного из сайтов Интернета.
1) «Тема – (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.[1]
Тема литературного произведения (от греч. thema — то, что положено в основу) — круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.[2]
В литературе существуют так называемые вечные темы – любовь и смерть, свобода, долг, смысл жизни. Совокупность тем, отраженных в произведении, есть тематика.
Выбор той или иной темы объясняется своеобразием социально-исторических условий, в которых живет писатель, его взглядами, отношением к жизни, творческой индивидуальностью.
Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так, по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.[3]
Самыми распространенными по тематике являются:
Интимная лирика (дружбы, любви) – выражает чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека.
Пейзажная лирика – выражает отношение к природе.
Патриотическая и гражданская лирика - выражает понимание поэтом современной ему общественной жизни.
Философская лирика – выражает размышления о смысле человеческой жизни.
2) Неразрывно с темой связано понятие «мотива».
Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях.[4]
Есть традиционные мотивы в лирике: мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
Мотив – 1. Мельчайший элемент сюжета; простейший неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). [5] Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Мотив бывает иногда очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает, тем большее содержание может нести в себе.[6]
Ведущие темы и мотивы в творчестве русских писателей и поэтов
Приведу некоторые примеры.
Для всего творчества М. Ю. Лермонтова характерна тема одиночества. Мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место.
Лирика Ф. И. Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, гражданскую, философскую. Эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах народов и России.
Основные темы поэзии А. А. Фета - это природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
Тема Родины - одна из главных в лирике С. Есенина.
Темы в литературе 50 – 80 годов XX века – проблема исторической памяти, тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора, тема охраны и бережного отношения к нашей природе, нравственные проблемы, поиски ответа на «вечные» вопросы. Патриотическая тема, тема родины становится основной в творчестве многих поэтов и писателей, болеющих за судьбу народа, своей страны.
Вывод
Таким образом, тщательно изучив, что такое тема и мотив, я могу сделать выводы, какие темы были самые распространенные в творчестве русских поэтов IX и XX веков. Это тема природы, тема Родины, тема любви, философская тема.
Темы и мотивы творчества В.Д. Калмыкова
Только после знакомства с жизненным путем Владимира Дмитриевича Калмыкова я начала понимать многие его стихотворения. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строке.
Думаю, что стихи Владимира Дмитриевича Калмыкова понравятся всем. Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что некоторые важные аспекты лирического творчества автора я смогла понять.
Что такое малая родина для каждого из нас? Для кого-то это всего лишь отметка в паспорте, не более. Для Владимира Дмитриевича это прежде всего родная Соколовка, в которой он родился и вырос, закончил 4 класса, её природа, люди. Это не может не волновать, не пробуждать воспоминаний и чувств. Сегодня от деревни не осталось и следа. Об этом с болью пишет поэт в одном из своих стихотворений.
Я гляжу из оконца
В беспроглядную даль.
В небе вроде бы солнце,
А на сердце печаль.
Жили люди когда-то,
Все росло и цвело.
В чем же, в чем виновато
Это наше село?!
Здесь как надо трудились,
Засевали поля…
В чем же, в чем провинилась
Ты, родная земля?!
Подрастали, любились,
Было нам хорошо…
За какую ж немилость
Как Мамай здесь прошел?..
Затопили деревню,
Как нам жить с той бедой?
И гробы наших предков
Все теперь под водой.
Ты прости, деревушка,
За печальный конец.
Не кукует кукушка,
Не поет нам скворец…
Твою горькую долю
Как нам всем пережить?
И с сердечною болью
Можно ль радостно жить?..
Почти 40 лет Владимир Дмитриевич жил в Казахстане, куда уехал почти сразу после армии. Он стал для него второй родиной.
Ощущал ли кто-нибудь себя вместе со своим домом частью огромного, манящего и открытого мира, который мы называем родным краем и который потому любим, бережём и созидаем? Именно такая любовь к родным местам стимулирует творческое вдохновение, становится для поэта двигателем интереса к жизни и предметом ярких художественных обобщений. Такое состояние описывается Владимиром Дмитриевичем в замечательном стихотворении «Экибастузская новогодняя»:
Экибастуз – край юности тревожной,
Экибастуз – наш жизненный причал.
Мы для тебя творцы, покоя щит надежный,
А ты для на с – начало всех начал.
Уходят в ночь составы с черным золотом,
И держат небо трубы нашей ГРЭС.
Стучит Экибастуз, стучит рабочим молотом,
Кует страны невиданный прогресс.
Восходит солнце, день погожий будет.
В сияньи вечных ленинских идей
Живите счастливо в труде и в мире, люди,
Экибастуз, цвети, расти и молодей!
Так сложилось, что спустя годы поэту пришлось вновь оказаться на Алтае и связать свою судьбу с этими дорогими сердцу местами.
Я иду по Алтаю.
Сколько в поле берез?!
Я их здесь не считаю.
Вот, счастливый до слез,
Я иду по Алтаю!
Даже страшно сказать-
Сорок лет я здесь не был.
И теперь вот опять
Это русское небо…
Показалося мне:
Снова в детстве я вроде…
И солодка в стерне
Машет: «Здравствуй, Володя!»
Несколько стихотворений Владимир Дмитриевич посвятил нашему поселку Украинскому, в котором он живет с 1997 года, когда вместе со своей семьей переехал в Косихинский район. Прошлое поселка никого не оставит равнодушным: его строили бывшие «кулаки», высланные в наши степи с Украины. Состраданием к ним проникнуты строки:
Земляк! Свои плечи не горби –
Ведь первым трудней. Чем вторым…
Вспомни, как эшелонами скорби
Везли «кулаков» в Нарым.
А что их жалеть… мироедов?..
Ведь главная цель сейчас –
Для полной колхозов победы
Трудяг уничтожить как класс!..
А людям (не будем наивны)
Охота и чай подсластить.
Но лишь «кулаки» С Украины
Умели ту свеклу растить.
Сгрузили людей на полянке…
- Молчком покоритесь судьбе,
Пока здесь копайте землянки
И стройте поселок себе.
Стоит «Украинский» поселок
В степи среди русских берез,
Для всех молодых и веселых
Как память мучений и слез.
Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские стихи - стихи о волнующих общество проблемах. Его волнуют мысли о современной России, об исторической памяти, о душе человека. Он размышляет об актуальной сегодня проблеме - проблеме номер один для нашего общества – пьянстве и алкоголизме:
Немцы спешат в Германию,
Евреи – к Земле обетованной.
А русские … - в Алкоманию,
К пивнушке, судьбой уготованной.
Что посеяли, то и уродится.
Пожинать будем молча, без «ах»,
Скорбно смотрит с небес Богородица
Со вселенскою скорбью в глазах.
Особое место в лирике В.Д. Калмыкова занимает тема памяти перед теми, кто ушёл в вечность.
К обелиску
Боль утрат до сих пор не измерить.
Скорбный список: мужья и сыны.
Здесь перечислены наши потери,
Безвозвратные потери войны.
Здесь не значится, на какой дороге
Упали вы на землю убитыми.
Мы знаем: погибшим на священной войне
Не быть никогда забытыми!
И разницы нет: километров и лет
Кем больше с боями пройдено.
Вы жизни отдали во имя победы -
Вас чтит благодарная Родина!
А это стихотворение посвящено памяти погибшего под Старой Руссой брата и его боевых товарищей. Оно написано под впечатлением от встречи с теми солдатами, которые остались живы. Они пригласили Владимира Дмитриевича побывать в тех местах, где когда – то гремели бои.
Солдаты Старой Руссы
На земле новгородской деревья шумят,
В небе птицы кружат и алеют закаты.
А в земле вечным сном наши воины спят,
Стражи русской земли –
Старой Руссы солдаты.
Они грудью стояли за Родины честь,
За свободный полет нашей песни крылатой.
Сколько вынесли вы, не измерить, не счесть,
Стражи русской земли –
Старой Руссы солдаты.
На прорыв окруженья водил вас комдив,
Перед боем сказал он: «Прорвемся, ребята!»
И шагнули в бессмертье, смертью смерть победив.
Стражи русской земли –
Старой Руссы солдаты.
В небо новой деревни взметнул обелиск
И победный давно отгремел Сорок Пятый,
Но незримо вовеки в строю остались
Стражи русской земли –
Старой Руссы солдаты.
Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви к своим близким. Ведь поэзия – это состояние души, а душа – это любовь. Не меньше половины всего написанного так или иначе связано с семьей, родственниками, знакомыми, друзьями.
Поздравляем! (С. Д. Калмыковой)
Все дети, и те, и эти –
Гордятся своими мамами.
На то они мамы и дети.
Только ты у нас САМАЯ – САМАЯ!!!
Ты вышла из сказки и были
Земная и чуть небесная.
Кого б мы еще любили,
Скажи нам, родная, чудесная?!
Всегда оставайся красивой,
Пусть жизнь будет ясной и длинной.
Желаем быть очень счастливой.
Владимир, Борис, Магдалина.
Один из излюбленных жанров поэта – ода. И это не случайно: он умеет ценить дружбу!
Гляжу в Украинке вокруг –
Народу тьма, почти что – тысячи.
Но лишь один душевный друг:
Пал Палыч – старый мой дружище!
Добру открытая душа,
Историк волей Божию,
Идет по жизни не спеша
Тропой, с военной схожею.
Сегодня восемьдесят семь…
Не думай: сколько их осталось?..
Ты жизни радуйся во всем –
Забудет сердце про усталость.
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. Размышления о назначении человека, о жизни и смерти присутствуют в творчестве почти каждого поэта. В.Д. Калмыков посвятил этой теме, на мой взгляд, очень выстраданные строки:
Тройка – жизнь колесит – не догонишь.
Вот уже не единожды дед.
Значит, все же чего – то ты стоишь
И не зря ты коптишь белый свет!
Не хватал ты чины и тыщи.
Жил не подличал, не «лизал»…
И твоя ли вина, дружище,
Что не все то, что мог, сказал?
Жизнь прожил ты в эпоху застоя,
Где трамплин – партбилет и блат.
Голова – это дело шестое,
Это мыслей ненужных склад.
Ах! Дружище, все так быстротечно,
Жизнь не пряник, да черта ли в нем?!
Лишь бы совесть была безупречной,
В остальном как – нибудь проживем!
(«Себе любимому»)
Заключение
Рассматривая направления творчества поэта, я поразилась тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Его лирика совершенно особая. Картины быта, природы не нашли широкого и глубокого отражения в ней. Наиболее эмоционально в стихах выразилось личное «я» поэта. Тема души звучит очень волнующе, пронзительно. В каждой строчке поэт передает свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры.
Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики В.Д. Калмыкова.
Результаты исследования
Использованная литература:
.1. http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова. 2005
2.www.literatar.ru - Литература. Краткий словарь литературоведческих терминов
3 http://fb.ru/article/41053/chto-takoe-lirika-ee-vidyi. Что такое лирика, ее виды.
4. http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/
5. http://slovo.yaxy.ru/61.html - Краткий словарь литературоведческих терминов
6. http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b6bc8a5.pdf- Мотив
[1] http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова. 2005
[2] www.literatar.ru - Литература
[3] http://fb.ru/article/41053/chto-takoe-lirika-ee-vidyi. Что такое лирика, ее виды.
[4] http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/
[5] http://slovo.yaxy.ru/61.html - Краткий словарь литературоведческих терминов
Белый лист
Весёлые польки для детей
Огонь фламенко
Сказки пластилинового ослика
Загадка Бабы-Яги