Работа выполнена ученицей 5 класса. В работе анализируется отношение древних людей к солнцу, рассматриваются Боги Солнца в разных религиях.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_solnca_v_rannih_religiyah.docx | 37.58 КБ |
prezentaciya_obraz_solnca_v_rannih_religiyah.pptx | 2.31 МБ |
МОУ средняя общеобразовательная школа пгт АТАМАНОВКА
УО МР Читинский район Забайкальский край
Исследовательская работа
Образ солнца в ранних религиях.
Автор: Смольникова Дарья, ученица 5-а класса
Руководитель: Чугунова Ольга Павловна, 13 разряд
Атамановка, 2013г.
Введение
Так прекрасно светишь ты, Солнце,
На светлой поверхности неба, полное живой жизни,
Положившее вначале начало самой жизни…
Аменхотеп 4, 14 век до н.э.
Как грустно в холодный дождливый день без солнышка! И как мы радуемся, когда оно, наконец, проглядывает из-за туч.
Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.
Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.
Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце — это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку — становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать — наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная — это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый — Луной, а голос — громом.
Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.
Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе.
Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.
Моя работа состоит из частей:
Аполлон
Аполлон – бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков. Аполлон-сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог-охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида—Луну).
Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон-покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др. греч. Фойбос, чистота, блеск, («лучезарный»- в греческой мифологии ). Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты Аполлона-лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлона в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.
Митра
Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.
У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь к людям солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.
Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооружённый ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвящённые убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.
Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легион
Тонатиу
Тонатиу в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов. Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых Солнцем были различные боги. В текущей, пятой, эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин.
В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца»- огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далёком прошлом. В центре камня изображён Тонатиу Майя – бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырёх предшествующих эпох.
Камень Солнца - «Ацтекский календарь», монумент ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни.
В центральной части диска изображён лик бога Солнца Тонатиу. В камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая старая из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э.
Молох
Молох - нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом – покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком –«их царь»,3 Цар. 11, 7 ) и жителей Тира (Мелькарт-«царь города). Молохом называли верховного бога и еврейские равнины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне-с Сатурном. Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (геенне), в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простёртые руки идола, имевшего лицо тельца , внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Традиционно Молох изображался в виде раскалённого круторогого Быка, в огненное чрево которого кидали приносимых в жертву младенцев и детей («проводили через огонь»). Однако позднее (в эпоху раннего средневековья) Молоха стали отождествлять с его посланником (геральдом) – «Рогатым Филином», символизировавшем всезнание и всепроникновение (сова видит во тьме и имеет угол обзора зрения в 270 градусов). Именно такой Филин – гигантский 12-метровый каменный идол (Great Owl, разумеется, с рогами) установлен в центре Богемной Рощи на берегу озера за алтарём,<…> на котором совершается ритуальная кремация «Гнетущей Заботы». В самом Богемном Клубе аналогию с Молохом особо не скрывают: «Гнетущая Забота и её творенья не более чем сон. Как канули в веках Вавилон и благообразный Тир, исчезнет и она» (слова Третьего Жреца в «Кремации Гнетущей Заботы»). Впрочем, никакой «чистоты веры» у «бохосов» не прослеживается: вокруг ханаанского истукана преспокойно разгуливают в чёрных и красных рясах жрецы, явно позаимствованные из мистерий друидов. Те же кельтские корни и у древесной фейри Хамадреяды.
Ярило
Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъярённый. Ярица - поле пшеницы. Словом, всё это время предаётся буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Бывало, что на празднике Ярилы парни из – за какой-нибудь красавицы устраивали настоящее побоище.
На празднике выбирали для Ярилы невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хоровод и пели песни.
Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, - Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты – соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать – с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.
Имя Ярилы сохранилось в названии многих славянских селений. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белорусии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.
Бог РА (РЕ)
Это верховный бог, стоящий у истоков всего сущего.Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.
Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА
( В иной транскрипции – Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.
Ра – многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!
Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.
Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змею. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри – восходящее солнце, Ра – полуденное солнце, Атум – предзакатное солнце.
Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течении одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается , значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.
Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей.
Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку».
Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око, и садиться в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становится потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтает об этом: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.
Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года. Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней. Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась о беременности. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь – над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться. Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей, он обратил своё око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица ассоциируется с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании.
Культ бога Ра очень рано распространился по всему Египту. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить»
Но Ра столкнулся с противниками его культуры, которые заставляли народ принять других богов. Возросло значение бога Амона. Так, при фараонах Рамсесах земли святилища Ра составляли лишь шестую часть земель Амона. Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. В период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Аменхотеп 4 даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось не долго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.
Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога – два лики одной великой «божественной души».
Абу – Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны 5 династии возвели в честь бога Солнца. Крупнейшие из них были построены по велению Ниусерры. Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе 5 династии (приблизительно 2500 год до н.э.). Гелиополь – древнегреческое название столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Богу Ра воздавались почести и в других святилищах, например в Хмуне, Нехене, Дендере, Эдфу и Карнаке.
А фараон Хефрен закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бог.
Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри – Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя». С него всё начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра – Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он – властелин неба, которое пересекает. Достигнув вечера, стареющий Атум – Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх. Он может быть изображен и в виде кота.
Заключение
С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца — яркого диска на небе, несущего свет и тепло.
Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града.
Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.
Наши предки не знали, что Солнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.
От солнца зависит наше настроение, желания, эмоции. Солнце дает возможность выращивать фрукты и овощи, ведь большинство живых организмов на Земле существуют благодаря солнцу. Именно это знали о солнце древние люди и поэтому почитали его и верили в его силу.
Список литературы:
В. Калашников. Боги древних славян. Москва,2009г.
Журнал «Тайны Богов Египта», 2012 г., выпуск № 2.
Интернет – ресурсы:
А. Хвощова. Солнечные Боги. 2010г.
Содержание.
Слайд 1
Образ Солнца в ранних религиях. Смольникова Дарья, 5-а класс 2013гСлайд 2
«Так прекрасно светишь ты, Солнце, На светлой поверхности неба, полное живой жизни, Положившее вначале начало самой жизни …» Аменхотеп 4, 14 век до н.э .
Слайд 3
Гипотеза: Возможно , ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе . Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.
Слайд 4
Аполлон – древнегреческий Бог Солнца Мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего.
Слайд 5
Митра – древнеперсидский и древнеиндийский бог солнца Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.
Слайд 6
Тонатиу – бог Солнца у ацтеков Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях.
Слайд 7
Молох – библейский бог Солнца Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий .
Слайд 8
Ярило – славянский Бог Солнца Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды.
Слайд 9
Амон-Ра – древнеегипетский Бог Солнца Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.
Слайд 10
Заключение С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца — яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.
Лист Мёбиуса
Цветение вишни в лунную ночь
Иван Васильевич меняет профессию
Вокруг света за 80 дней
Свинья под дубом