Данная работа была подготовлена для школьной научно-практической конференции учащихся 8-11 классов "ЭРГО", где заняла 2 место. На Республиканской научно-практической конференции "Сибирская весна" учащаяся с этой работой получила диплом лауреата в номинации "Литература Бурятии"
Вложение | Размер |
---|---|
образ "низкого" героя в бурятской бытовой и волшебной сказках | 102 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»
XIV Республиканская научно-практическая
конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам
«Сибирская весна»
Номинация: Литература Бурятии
Тема: Образ «низкого героя» в бурятских сказках
Автор: Шеметова Анастасия, 11 класс «А» МАОУ СОШ № 43 г. Улан-Удэ
Руководитель: Цыдыпова Ю.В.,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ
2013
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава I. Персонажи волшебной сказки
§1 Герои сказок
§2 «Низкий» герой волшебной сказки
Глава I I . «Низкий» герой в бурятских сказках
§ 1 Образ «низкого» героя в волшебной сказке.
§ 2 Образ «низкого» героя в бытовой сказке.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Впервые научный интерес к волшебным сказкам был проявлен в XVIII веке (работы И.Г.Гамана, К.Ф.Моритца). Известны исследования символической школы (Г.Гейне), которая считала сказку отображением глубинной философской мысли, мистическим учением о сокровенных истинах касающихся Бога и устройства мира. Многие историки и этнографы XIX века, обратившие внимание на общность сюжетов сказок разных народов, предприняли попытку отыскать их первоистоки в Индии (Т.Бенфей), в Древнем Вавилоне (А.Йенсен), а также создать их типологию (например, исследователи так называемой «финской школы» К.Крон и А.Аарне). Существуют многочисленные литературоведческие, фольклористские и лингвистические исследования сказок. Среди исследований русских ученых наиболее известны фундаментальные труды по волшебной сказке В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, Н.В.Новикова и др.
В изучении прозаических жанров бурятского фольклора достигнуты определенные результаты, особенно в освещении сказок. Крупными специалистами в области сказковедения являются Е.В. Баранникова, С.С. Бардаханова, Н.О. Шаракшинова, В.Ш. Гунгаров и др.. Ими собрано огромное количество сказочных текстов. По отдельным жанровым разновидностям бурятских сказок выпущены монографии Е.В. Баранниковой «Бурятские сатирические сказки» (1963), «Бурятские волшебно-фантастические сказки» (1979); С.С. Бардахановой «Бурятские сказки о животных» (1974), «Система жанров бурятского фольклора» (1992), «Фольклор Курумчинской долины» (1999); раздел работы «Бурятский фольклор» (1959) Н.О. Шаракшиновой, посвященный народным сказкам. Осуществлены публикации текстов сказок, в том числе такие академические издания, как 3 тома «Бурятских народных сказок» (1973, 1976, 1981), 2 тома в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», «Бурятские волшебные сказки» (1993), «Бурятские народные сказки о животных. Бытовые» (2000).
В работах бурятских ученых выявлены закономерности исторического развития традиционных жанров фольклора, в том числе и сказок, раскрывается поэтический мир образов, дается характеристика роли женских персонажей, функций художественного времени, традиционных формул и цветовой символики. Однако образ мнимо «низкого» героя не анализируется.
Все вышесказанное говорит об актуальности темы нашего исследования.
Объектом данной работы являются бурятские волшебные (героические и волшебно-фантастические) и бытовые сказки. Предметом - образ «низкого» героя в этих сказках.
Цель данной работы: исследование особенностей образа «низкого» героя в бурятских сказках.
Данная цель предполагает решение ряда частных задач:
При написании работы были использованы теоретические (изучение литературы, в том числе ресурсов Internet) и практические (сопоставление, анализ) методы исследования.
Глава I. Персонажи волшебной сказки
§1 Герои сказок
Сказка — один из древнейших видов словесного искусства. Она
уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего
дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное
наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной
мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся
столетиями мысли и чувства народа.
Проблема героя в волшебных сказках рассматривается в трудах В.Я.Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М.Бухурова (на примере адыгейских сказок), С.Ю.Неклюдова и др..
Анализ бытовой сказки относительно прост, так как социальные
мотивы получают в ней прямое, наглядное выражение[1]. Когда изображаются
жадный поп или кулак, который морит голодом работников, и
смелый находчивый батрак, сумевший проучить хозяина, или умница-
солдат, преуспевший больше генералов, либо бедный брат, обижаемый
скупым богатым братом, общественный смысл сказки, ее народная
оценка и художественная цель достаточно ясны. Если батрак, солдат
или бедный ремесленник становится героем сказки, а помещик, кулак,
иногда богатый купец — его антагонистом, нет сомнения в том, что
здесь отражена классовая борьба народа, в первую очередь крестьянства,
против поработителей.
Но волшебные сказки значительно сложнее. В них тоже есть образы
и мотивы, непосредственно выражающие классовые отношения буржуазно-
крепостнической эпохи (богатый и бедный брат, злой царь, которого
хитростью побеждает герой-крестьянин, и т. д.), но образы эти
встречаются редко, их почти нет в сказках, написанных в XIX в[2].
Волшебная сказка рисует «семейную» ситуацию. Типичный герой
волшебной сказки — крестьянский юноша, младший сын, падчерица
или сирота, которых с теплым юмором называют «золушкой» или «дурачком». Героем может быть и царский сын; в русской сказке это Иван-
царевич. В волшебной сказке действуют фантастические силы — чудесные
лица и предметы. Они и придают ей особый колорит, выражают ее
внешнее своеобразие.
Рассказ о чудесном рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, перипетиях героического детства может предшествовать описанию важнейших подвигов героя сказки. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты и ее отца, особенно в сказке, (см. Иван дурак, Иван Царевич), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемой часто в качестве временного ухода в иной мир (ср.Вяйнямёйнен) с сохранением перспективы возвращения/воскрешения[3].
§2 «Низкий» герой волшебной сказки
В волшебной народной сказке два основных типа героев. Один из них – эпический. Его делают героем «благородное» происхождение, юношеские подвиги и красота (Иван-царевич, принц из марийской сказки «Волшебный меч» и др.).
Другой – «низкий», «не подающий надежд»[4]. Он занимает низкое социальное положение, плохо одет, презираем окружающими, на вид ленив и простоват, но неожиданно совершает героические подвиги либо получает поддержку волшебных сил и достигает сказочной цели.
При выделении этого типа героя исследователи пользуются различными терминами. Такими являются, например, "иронические удачники" (М. Горький, Н.В. Новиков, Н.И. Кравцов, А.И. Алиева и др.), "низкий" герой, "не подающий надежд" (Е.М. Мелетинский).
Как указывал Н.В. Новиков, "иронические удачники" обычно не наделяются от рождения ни физической силой, ни красотой. Напротив, они, как правило, выглядят замарашками, забитыми, загнанными, ничтожными и всеми презираемыми существами. Счастье "по случаю", физическая сила и красота к ним приходят со временем, с помощью волшебных животных, прежде всего коня и рыбы–щуки"[5]. Таким образом, по мнению учёного, "в судьбе сказочных "иронических удачников" животные, покровители, помощники и дарители играют исключительную роль"[6].
По справедливому замечанию А.И. Алиевой, "иронический удачник" прибегает к помощи чудесных помощников (жена, старуха, конь) или чудесных предметов (гребешок, ножницы, зеркало), которые в случае необходимости превращаются в препятствия на пути его врагов. Но решающее значение и здесь имеют "скрытые" до поры до времени его богатырские качества, благодаря которым становится ясно его превосходство над чванливыми и хвастливыми окружающими"[7].
«Низкие» герои характерны для сказок многих народов. Таковы, например, грязный мальчик – бедный сирота в сказке индейцев, Золушка – в западноевропейском, запечник – в североевропейском, Иванушка-дурачок – в восточнославянском фольклоре, «лысый паршивец» - в тюркских сказках. Наиболее своеобразен и глубок образ Иванушки-дурачка. В отличие от других сходных типов он содержит элементы иронии и юмора. Это уже в какой-то степени разработанный характер «фольклорного чудака». Наиболее сложен мотив дурачка-безумца. Этнографии известны примеры почитания ритуального безумия, играющего известную роль в обрядах «посвящения», в шаманизме и т.д. В первобытных легендах почитание безумия, «дурачества» часто сплетается с почитанием магической лени, безделья, подготовляющего к «откровению».
Как отмечает Е.М.Мелетинский, мнимо «низкий» герой, герой, «не подающий надежд», лишь незаметно и постепенно обнаруживает свою героическую сущность, торжествует над своими врагами и соперниками. Первоначально низкое положение героя может получить социальную окраску, обычно в рамках семьи: сирота, младший сын, младшая дочь, падчерица (гонимая злой мачехой) и т. п. Социальное унижение преодолевается повышением социального статуса после испытаний, предшествующих заключению брачного союза с принцессой (принцем), и получением «полцарства». Мотив героя, «не подающего надежд», иногда эксплуатируется и в героическом мифе, начиная с «подкидыша» Мауи или американо-индейского мальчика-героя, выброшенного из вигвама в кустарник, и кончая библейским пастухом Давидом, неожиданно поразившим Голиафа. В бытовой сказке место волшебных сил занимают собственный ум героя и его счастливая судьба, в ней заметно колебание между сообразительным хитрецом и удачливым простачком.
В ходе развития сюжета все «низкое», неприглядное вокруг героя и в нем самом превращается в «высокое», но в ином смысле, чем в первобытном фольклоре. Сказка не объясняет ритуальное значение золы, лежания дурачка на печи и т.д. Но герой, «не подающий надежд», бедняк-сирота, младший, некрасивый, грязный, «дурачок» достигает сказочных целей, недоступных его «умным» старшим, знатным соперникам.
Глава I I . «Низкий» герой в бурятских сказках
§1 Образ «низкого» героя в волшебной сказке.
Бурятские сказки (онтохонууд) созданные многими поколениями талантливых сказочников (онтохошинов) - один из богатейших разделов устно-поэтического наследия народа.
Нами проанализировано 25 волшебных сказок из сборника «Бурятские волшебные сказки»[8] и 11 волшебных сказок из сборника «Бурятские народные сказки»[9].
В результате анализа героических и волшебно-фантастических бурятских сказок мы выяснили, что образы «низких» героев (герои типа "иронических удачников" русских сказок: Емеля, Иванушка и т.п.) принадлежат к числу излюбленных персонажей.
Вместо имен у них прозвища:, например, Парень-сирота - Уншэн хубуун, (сказка «Молодец и его жена Лебедь), или Плохой парень - Муу хубуун (сказка «Сирота-парень, сын Хулдая, и его саврасый конь»), Бедный Боролзой[10] (сказка «Бедный Боролзой») и другие (см. Приложение 1). С такими прозвищами, говорящими о низком происхождении или внешней непривлекательности, контрастируют выпадающая этим героям удача и неизменные симпатии аудитории, что особенно связано с их противостоянием ханам, нойонам, представителям духовенства.
Образы «низких» героев имеют традиционно внешне «низкое» положение. Например, сирота, младший сын, дурак-сын, бедняк, старший нелюбимый сын. Кроме того, они всегда социально унижаемы: батрачат, не получая денег за работу; их обманывают ханы, ламы, нойоны, односельчане.
Однако, пройдя испытания, эти герои получают награду (ханство) и заключают брачный союз с дочкой хана. (сравнительную таблицу см. в Приложении 2).
Таким образом, в обрисовке "иронических неудачников" используется прием обратной гиперболы. Истинные герои сказки скрываются под видом неказистых и жалких персонажей, а подлинная их сущность раскрывается лишь по мере развития сюжета. В итоге и Бедный Боролзой, и Сирота Боро, и все другие, подобные им, одерживают верх над своими антагонистами, часто занимают ханский престол, и для всего народа наступает мирная и счастливая жизнь.
§ 2 Образ «низкого» героя в бытовой сказке.
Новеллистическая, или социально-бытовая сказка имеет одинаковую с волшебной композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
Герой бытовых сказок уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист - барин, богач, лама, хан. Герой в сказке всегда побеждает. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.
Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка не только самый популярный, но и самый национальный вид сказок.
Персонажем множества бытовых сказок любого народа обычно является проказник, хитрец и весельчак, защитник бедняков. Каждый персонаж народных сказок в действительности имеет свой сакральный смысл. Какой же смысл был вложен древними сказителями в образ хитреца? Именно такой персонаж, благодаря своей хитрости, а не силе, стечению обстоятельств, а не четко продуманному плану, может, по мнению народа, выйти победителем в конфликте с «власть имущими».
Бурятская сказка не стала в этом смысле исключением, подобный герой существует и в ней. Это Будамшу - народный герой бурятского фольклора, подросток (или юноша), герой многочисленных бурятских анекдотов и сказок. (см. Приложение 3)
Все в народе знают об этом герое. Недаром многие сказки начинаются так: «Все давно слышали и знали о находчивости и смекалке Будамшу…»
Какие же национальные черты отразил народ в своем герое? Проанализировав сказки о Будамшу, мы увидели, что он обладает следующими чертами:
Все эти черты делают образ Будамшу очень популярным в народе. Именно поэтому он является воплощением лучших черт национального характера.
Кроме сказок о Будамшу, мы проанализировали 15 сказок из сборника «Бурятские народные сказки»[11], и пришли к следующим выводам:
Заключение
В исследовательской работе, посвященной анализу образа «низкого» героя в бурятских волшебных и бытовых сказках, мы обратились к фундаментальным работам русских и бурятских ученых, посвященных сказке.
Нами проанализированы основные источники, в которых исследуется сказка и ее персонажи. Сделан вывод о том, что образ «низкого» героя – один из основных среди героев волшебной сказки. Для исследования образа «иронического удачника» в фольклоре мы взяли бурятские волшебные и бытовые сказки.
Во-первых, потому что сказка отражает бытность народа, особое место в волшебных и бытовых сказках занимает мнимо «низкий» герой.
Во-вторых, бурятским сказкам посвящено достаточно исследований, но в основном в них исследуются образы героические.
Рассмотрев в результате исследования образы «низких» героев в фольклоре, мы пришли к следующим выводам:
Литература
http://www.ruthenia.ru/folklore/novik8.htm
http://www.planetaskazok.ru/buryatskz
[1] Е.М.Мелетинский. Герой волшебной сказки. Изд-во «Традиция», 2005, с. 8
[2] Е.М.Мелетинский. Там же.
[3] Мелетинский Е.М. Мифы / Мифологический словарь в 2-х т. – М., 1991
[4] Тип “низкого” героя волшебной сказки характерен для фольклора всех народов мира. Широко разработал методику сравнительного анализа образа дурака в международном фольклоре Е.М. Мелетинский. В иностранных вариантах сюжета о герое -“запечнике”, “не подающем надежд”, слово “дурак” как определение героя встречается крайне редко. “Наивность и бесхитростность присущи обычно герою западноевропейской волшебной сказки, однако «дурачком» он называется редко (хотя иногда встречаются имена Jean L Idiot, Dumme Hans, Great fool)” // Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958, с. 223
[5] Новиков Н.В.. Образы восточнославянской сказки. – Л.: Наука, 1974. – С. 79.
[6] Там же.
[7] Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. – М.: Наука, 1986. – C. 86
[8] Сост. Е.В. Баранникова, СС. Бардаханова, В.Ш. Гунгаров. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 341 с - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 5)
[9] Бурятские народные сказки. Сост. Л.Е.Элиасов. – Бурятское книжное изд-во, Улан-Удэ, 1973. – 384 с.
[10] Нюсэгэн Боролзой хубуун; нюсэгэн - букв. "голый" - переведено по смыслу.
[11] Бурятские народные сказки. Сост. Л.Е.Элиасов. – Бурятское книжное изд-во, Улан-Удэ, 1973. – 384 с.
Рисуем ананас акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Как я избавился от обидчивости
Компас своими руками
Воздух - музыкант