статья на исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
статья на исследовательский проект | 23.19 КБ |
презентация на исследовательский проект | 2.39 МБ |
Е.Л.Иванова, Е.А. Мартюшева
Учитель экономики и обществознания МБОУ СОШ №7, ученица 10 класса МБОУ СОШ №7
Россия, г. Каменск – Уральский
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ИМИДЖА (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»)
В современных социально-экономических условиях жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения.
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо.
Во-первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности.
Во-вторых, обуславливается сокращением численности учащихся. В подобной демографической ситуации проблема набора учащихся встанет достаточно остро, и коснется она не только начальной школы, но и старших профильных классов общеобразовательной школы - государственной и негосударственной.
В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают [1].
Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:
- сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования;
- дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования;
- сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;
- многочисленными запросами социальной практики;
- потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе;
- наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.
Цель исследования: на основе проведенного исследования разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа школы.
Задачи исследования:
- провести исследование по выявлению имиджа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7;
- разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа образовательного учреждения.
Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.
В качестве инструментария исследования использована методика Музалевской А.Н. и Филимоновой Н.А., адаптированная применительно к образовательному учреждению.
Хронологические рамки исследования: декабрь 2012 года - январь 2013 года.
Выборка составила 147 человек:
Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.
Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно руководителям образовательных учреждений, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и во мнении своих учеников.
Объектом исследования послужил имидж общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7».
Проведенное исследование показало, что у анализируемого учебного заведения имеются положительные стороны в деятельности:
- 75% родителей испытывают потребность в получении дополнительного образования своими детьми.
Ранжирование потребностей в дополнительном образовании показало, что наиболее значимыми являются:
- получение знаний, умений и навыков работы на компьютере (22,2% от общего числа ответов);
- получение знаний, умений и навыков в сфере «Психология общения» (16,6% от общего числа ответов);
- получение знаний, умений и навыков в сфере «Школа социального успеха» (16,6% от общего числа ответов);
- получение финансово-экономических знаний, умений, навыков (16,6% от общего числа ответов);
- углубленное изучение английского языка (11,1% от общего числа ответов).
- 75% родителей учащихся согласны оплачивать дополнительные образовательные услуги.
- у 62,5% - мотивом выбора данного ОУ послужило близкое расположение к дому, у 37,5% - мотивом выбора послужили хорошие отзывы знакомых.
- 52% педагогов рассматривают свою работу, как возможность реализовать себя, как экономическую защищенность – 32%, оценивают свою работу как атмосферу творчества – 12%.
- в качестве перспективы профессиональной деятельности педагоги рассматривают: повышение заработной платы, участие в аттестации с целью получения категории, повышение в должности, улучшение профессионального уровня, увидеть успехи своих воспитанников.
По степени значимости для самих педагогов, качества, необходимые педагогу, распределились следующим образом:
- профессионализм (так считают 25 чел.- 1 место в рейтинге);
- инициативность, творческий подход, изобретательность и организаторские способности (2 и 3 место в рейтинге).
По мнению учащихся, знания и умения, которые они получают в школе, имеют значение для будущей профессии (79,3%); считают, что школа по-настоящему готовит к самостоятельной жизни (57,3%); постоянно узнают много нового (69,5%).
52% педагогов получают поддержку со стороны коллег, 24% педагогов - со стороны своих воспитанников.
Общая оценка имиджа образовательного учреждения позволила определить слабые стороны в деятельности образовательного учреждения.
Результаты исследования показали, что слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению учащихся являются:
- не все педагоги учитывают психологические особенности каждого ребенка в учебном процессе (-0,3 балла);
- стиль оформления школы оставляет желать лучшего (-0,8 баллов);
- отсутствие единой формы одежды учащихся (-0,2 балла).
Слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению педагогов являются:
- недостаточное внимание руководителя школы развитию образовательного учреждения (-0,4 балла);
- недостаточно продуманный стиль оформления школы (-1 балл);
- низкий культурный уровень учащихся школы (-0,2 балла).
Слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению родителей являются:
- отсутствие единой формы одежды учащихся (-0,2 балла).
В связи с этим, предложены мероприятия, направленные на укрепление имиджа образовательного учреждения.
Предлагаемые направления рассмотрены в рамках внутренне среды и внешней среды образовательного учреждения.
Для повышения конкурентоспособности ОУ необходима реализация следующих мероприятий, направленных на укрепление имиджа образовательного учреждения:
- развитие сотрудничества с социальными и педагогическими партнерами школы;
- использование средств Интернета для получения оперативной «обратной связи» при решении различных вопросов деятельности ОУ;
- повышение активности участия социальных партнеров в совместной деятельности.
- обеспечение открытости и доступности качественного образования.
- совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- корректировка программы духовно-нравственного воспитания;
- создание комфортных условий для учащихся;
- создание условий для реализации творческого потенциала учащихся.
- повышение качества и уровня преподавания, адекватного требованиям нового образовательного стандарта, а также образовательным запросам учащихся и их родителей;
- эффективное взаимодействие педагогического коллектива и администрации ОУ.
В результате реализации предложенных направлений ожидаются следующие результаты:
2. Повышение уровня образованности учащихся, их социализацию, успешное освоения ими федеральных образовательных стандартов нового поколения.
3. Развитие сети дополнительных образовательных услуг.
4. Расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие учащиеся школы.
5. Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи.
6. Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио учащихся.
7. Оптимизация программы работы с кадрами.
8. Развитие инфраструктуры образовательного учреждения.
9. Укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической комфортности, улучшение материально технических условий организации образовательного процесса.
Таким образом, гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции, в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.
Реализация предложенных мероприятий скажется на укреплении и формировании положительного имиджа образовательного учреждения, позволит повысить удовлетворенность образовательными услугами для всех участников образовательного процесса, и в целом повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.
Слайд 1
Исследовательский проект Тема: Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения путем формирования и укрепления имиджа (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7») Исполнитель: Мартюшева Е.А. Руководитель: учитель обществознания и экономики Иванова Елена ЛеонидовнаСлайд 2
Актуальность темы В современных социально-экономических условиях жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения.
Слайд 3
Цель : на основе проведенного исследования разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа школы. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения; - провести исследование по выявлению имиджа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»; - разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Предмет исследования : механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.
Слайд 4
В качестве инструментария исследования использована методика Музалевской А.Н. и Филимоновой Н.А. «Маркетинговые исследования в учреждениях дополнительного образования детей (Практический инструментарий)», адаптированная применительно к образовательному учреждению. Исследование проводилось в течение двух месяцев (декабрь 2012 года и январь 2013 года). В исследовании приняли участие 147 человек : - учащиеся школы – выборка 82 человека; - родители учащихся школы – выборка 40 чел. - педагоги школы – 25 чел. Гипотеза исследования : формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся. Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно руководителям образовательных учреждений, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и во мнении своих учеников.
Слайд 5
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 1 Результаты ответов родителей о потребности в получении дополнительного образования детьми, % Рис. 2. Ранжирование направлений в получении дополнительного образования для респондентов, %
Слайд 6
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис.3. Результаты ответов родителей об оплате дополнительных услуг образования, % Рис. 4. Результаты ответов родителей о мотивах выбора ОУ, %
Слайд 7
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 5. Результаты опроса педагогов на вопрос «Какое из утверждений в большей степени соответствует вашему представлению о своей работе?», % Рис. 6. Перспективы профессиональной деятельности, чел.
Слайд 8
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 7. Качества, необходимые для педагога, чел. 1 место в рейтинге
Слайд 9
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 8. Результаты ответов учащихся о степени согласия с утверждениями, средний балл
Слайд 10
Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 9. Кто оказывает педагогам поддержку, %
Слайд 11
Общая оценка имиджа образовательного учреждения
Слайд 12
Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа образовательного учреждения
Слайд 13
Ожидаемые результаты 1.Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования, методик и технологий обучения, способов оценки образовательных результатов, обеспечивающих успешное освоение учащимися программы федеральных образовательных стандартов. 2.Реализация программ сетевого взаимодействия с учреждениями системы дополнительного образования, учреждениями культуры, направленных на повышение уровня образованности учащихся, их социализацию, успешное освоения ими федеральных образовательных стандартов нового поколения. 3. Развитие сети дополнительных образовательных услуг (на бюджетной и хозрасчетной основе). 4. Расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров , в которых принимают участие учащиеся школы. 5.Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи. 6.Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио учащихся. 7. Оптимизация программы работы с кадрами , приведение ее в соответствие с новыми требованиями к квалификации управленческого и педагогического персонала. 8. Развитие инфраструктуры ОУ , повышение уровня информатизации образовательного процесса. 9.Укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической комфортности, улучшение материально технических условий организации образовательного процесса. 10. Формирование готовности педагогического коллектива ОУ к различным формам государственно-общественной оценки деятельности ОУ.
Слайд 14
Вывод Гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции, в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.
Дерево в снегу
Акварель + трафарет = ?
Невидимое письмо
Вокруг света за 80 дней
Притча о гвоздях