«В нашем рождении участвовали
камни гор и воды рек, травы степей
и клики пролетающих когда-то птиц;
нас согревает не одно лишь солнце
нашей жизни, но и солнце светившее
предкам»
Валентин Распутин
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимые ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования, как одного из важнейших ресурсов стабильности современного общества. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Тема данной работы была выбрана мной не случайно. Современные преобразования всех сфер общества затрагивают проблемы национальных, общечеловеческих ценностей. Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, социальных отношений вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов. Появилась определённая тенденция межэтнического расслоения и зачастую не всегда мирных отношений между представителями различных этносов.
Актуальность исследования состоит в том, что одним из ведущих механизмов преодоления этих негативных процессов в социальной жизни, формирования межнациональных отношений в обществе является уважительное, толерантное отношение к культурам этносов, живущих на территории Российской Федерации и Войска Донского. Сохранения их, как весомой доли в культурном наследии мира, понимание их важного вклада в развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение культурного наследия своих народов и передачу его последующим поколениям.
Объектом исследования в данном случае является культура древнейшего этноса - курдов, в результате трагических обстоятельств, попавшего на территорию нашего региона.
Субъекты исследования – семьи курдов, живущие в станице Романовской, Волгодонского района Ростовской области.
Цель этой работы - показать историю этого народа, его культуру, а главное - уважительное отношение к обычаям народов, населяющих территорию Войска Донского. Рассказать об этносе, который сохранил свою самобытность, живя в изоляции от основной части народа.
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorodskaya_otkrytaya_nauchno.docx | 68.3 КБ |
V городская открытая научно-практическая конференция
Академия юных исследователей
Секция «Фольклор и этнография»
Исследовательская работа
Тема: «Национальное самосознание этносов,
живущих на Донской земле»
Автор работы:
Ли Юлия
ученица 7 кл. МОУ СОШ №7
имени Героя РФ полковника
М.В. Ревенко
Руководитель:
Кузина Наталья Геннадиевна
учитель истории и
обществознания МОУ СОШ №7
имени Героя РФ полковника
М.В. Ревенко
г. Волгодонск
2013 год
Содержание
Введение.
1.Историография.
2.Этническая история курдского народа. Этногенез (происхождение)
3.Территориальное расселение (стихийная миграция в Россию).
4.Природные условия проживания.
5.Традиционные занятия.
6.Религиозные верования (курды-суниты, курды-шииты, курды-езиды)
7.Национальная одежда.
8.Жилища и их внутреннее убранство.
9 .Традиционная пища.
10.Нравы и обычаи курдов:
а) женщина (её жизнь, права и общественное положение и т.д);
б) семейные обряды (рождение, обрезание, свадьба, похороны и т.д.)
11.Развитее культуры:
а) Литература (фольклор);
б) Музыкальная культура (героические и любовные песни курдов, романс).
12. Современные проблемы этноса.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«В нашем рождении участвовали
камни гор и воды рек, травы степей
и клики пролетающих когда-то птиц;
нас согревает не одно лишь солнце
нашей жизни, но и солнце светившее
предкам»
Валентин Распутин
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимые ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования, как одного из важнейших ресурсов стабильности современного общества. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Тема данной работы была выбрана мной не случайно. Современные преобразования всех сфер общества затрагивают проблемы национальных, общечеловеческих ценностей. Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, социальных отношений вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов. Появилась определённая тенденция межэтнического расслоения и зачастую не всегда мирных отношений между представителями различных этносов.
Актуальность исследования состоит в том, что одним из ведущих механизмов преодоления этих негативных процессов в социальной жизни, формирования межнациональных отношений в обществе является уважительное, толерантное отношение к культурам этносов, живущих на территории Российской Федерации и Войска Донского. Сохранения их, как весомой доли в культурном наследии мира, понимание их важного вклада в развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение культурного наследия своих народов и передачу его последующим поколениям.
Объектом исследования в данном случае является культура древнейшего этноса - курдов, в результате трагических обстоятельств, попавшего на территорию нашего региона.
Субъекты исследования – семьи курдов, живущие в станице Романовской, Волгодонского района Ростовской области.
Цель этой работы - показать историю этого народа, его культуру, а главное - уважительное отношение к обычаям народов, населяющих территорию Войска Донского. Рассказать об этносе, который сохранил свою самобытность, живя в изоляции от основной части народа.
Моё обращение к теме вызвано ещё и особой социальной ситуацией региона: возрождению Донского казачества, как этносу, живого и уважительного интереса к его истории и культуре.
Исходя из этого, я поставила перед собой задачи:
1. Изучить историю, культуру курдского народа.
2. Рассмотреть современные проблемы жизни курдов.
3. Непосредственно стать участницей курдских обрядов и ощутить на себе все проявления культуры этноса.
Данная работа может быть использована для проведения уроков истории, краеведения, философии, мировой художественной культуры.
Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
1.Историография.
Исследование курдского этноса представляло и представляет значительные трудности. Народ, насчитывающий более 16 млн. человек, на протяжении всей своей истории вследствие ряда причин не смог создать единого государства и различных государственных объединений.
Вся история курдов - история мужественной борьбы народа, отстаивающего свою культурную самобытность и право на автономное существование. Эта борьба зачастую велась на пределе человеческих возможностей и требовала максимального напряжения сил, не оставляя времени для занятий наукой и искусством. Однако в сочетании с достаточно суровыми климатическими условиями жизни курдов весьма закалила этот народ, вынужденный постоянно держать экзамен на жизнеспособность. В результате выковался чрезвычайно жизнеустойчивый, приспособленный к тяжелейшим условиям политической и экономической ситуации этнический тип народа - воина, скотовода и земледельца.
Курдистан (перс, буквально - страна курдов), горная область в Юго-Западной Азии, населенная в основном курдами. Курды, курд или курмадж (самоназвание) - автономнное население Курдистана, проживающего на территории Ирана (5,5 млн.), Турции (6,5 млн.), Ирака (4 млн.), Сирии (720 тыс.). Всего, по ориентировочным данным, общая численность курдов более 16 млн. человек (по некоторым данным - свыше 20 млн. человек). В России проживает около 5 тыс. человек, преимущественно в Краснодарском крае, Ростовской области, Поволжье. Название "курды" применяется главным образом в этногеографическом значении, т.к. фиксированных границ Курдистан не имеет. Раздел Курдистана между Турцией, Ираном, Ираком, Сирией привел к созданию Турецкого, Иранского, Иракского, Сирийского Курдистана, что препятствует развитию единой культуры, способствует межгосударственным, межнациональным, межконфессиональным конфликтам, ассимиляции народа. [Арутюнов С.А. "Народы и культуры" ]
В дореволюционной русской литературе курдов называли: курдины, куртины, куртинцы. По географическим признакам называют дерсими, хаккари, сулеймани, языковому признаку - заза, сарани, религиозно-культовому - езиди, али - аллахи. Курды говорят на курдском языке, относятся к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы.
Курды относятся к иранской языковой группе индоевропейской семьи. Курдский язык в свою очередь делится на два разветвления:
1) Шималы - Гябр, т.е. "курманджы" - северное.
2) Дженуби - Шярне, т.е. "сорани" - южное.
Среди курдов, населяющих Россию по большей части распространено "курманджи".
В средневековье в письменности курдов использовалась арабская азбука. С 1930 года они перешли на латиницу и уже потом - на кириллицу. Письменность имеет арабскую графическую основу, в Турции и Сирии на латинскую графическую основу, в странах СНГ русскую графическую основу.
2. Этническая история курдского народа. Этногенез (происхождение)
На этническую историю Курдов оказывали влияние миграционные, демографические, ассимиляционные процессы. Существование в Закавказье отдельных курдских родоплеменных конфедераций относится к 10 веку, а известная курдская династия Шедцадидов правила во II в. на большей территории от г. Елисаветполь (совр. Азербайджан) до г. Ани (совр. Турция). К концу 19 в. усилились миграционные процессы курдов из Турции и Ирана в Закавказье, где курдское население в основном сосредотачивалось в Александровском, Шаруто-Даралагезском, Эриванском уезде Эриванской губернии, в Елисаветпольской губернии, в Тифлисской губернии. Некоторые родоплеменные группы оказались в Закавказье после русско-персидских и русско-турецких войн. Это были жители тех семей, которые согласно условиям Гюлистанского, Туркманчайского, Адрианопольского и др. договоров перешли в подданство России, либо мигрировавшие курдские кочевые и полукочевые племена. Существовавшие в 14 - 18 вв на территории Курдистана союзы курдских племен и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. [Арутюнов С.А. "Народы и культуры" ]
3. Территориальное расселение.
Курдистан занимал чрезвычайно выгодное стратегическое и географическое положение и издавна привлекал к себе особое внимание иноземных завоевателей и с начала XVI в. Курдистан стал ареной беспрерывных войн. В 1639 г. согласно Зохабскому договору, Курдистан был разделен между двумя державами: Османской империей и Сефевидским Ираном. После Первой мировой войны, спустя почти три столетия, эту территорию вновь разделили, но теперь между четырьмя государствами: Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Так, многочисленный народ оказался без своего государства, разделенный границами.
Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918г. - Турции, Ирака, лишить курдов всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям.
Для России Курдистан всегда был и остается регионом исключительного военно-стратегического интереса. Значительная часть южных границ Росси и ныне близка к Курдистану, а некоторых стран СНГ -сопредельна с ними. Каждый раз, когда возникала военная угроза российским владениям на Кавказе, как со стороны Турции, так и других соперников России на Ближнем Востоке, царское правительство пыталось привлечь на свою сторону курдов. Так, в ходе военных действий на русско-турецких фронтах курдские боевые отряды сражались вместе с русской армией против турецких янычар. Были заключены союзы между командирами курдских военных организаций и военачальниками русской армии на кавказском фронте. Один из курдских командиров Али-Афрафала Шамшадинов был удостоен звания генерала русской армии. Однако каждый раз после того, как Россия одерживала победу над врагом и укрепляла свои южные границы, она оставляла без внимания своих стратегических союзников - курдов. Политика османских и персидских властей по отношению к курдам была настолько жестокой, что многие из них вынуждены были покидать свою родину и переселяться в более безопасные места. Поток курдских беженцев все больше устремлялся на территорию Российской империи, в частности в Елизаветпольскую губернию, куда вошла часть земель, отошедших от Персии к России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. Значительное количество курдов очутилось в пределах России, когда по Туркманчайскому договору 1828 года. По нему от Персии отошли территории Эриванского и Нахичеванского ханств. В 1878 году их число в пределах России возросло за счет карских и ардаганских курдов.
Часть переселенцев обосновалась у подножья горы Арагац (Эриванская губерния) и наряду со скотоводством стала заниматься земледелием. Небольшая часть курдов селилась в крупных городах Закавказья, в основном в Тифлисе, занимаясь там физическим трудом. В начале 19 века они обращались к русским властям на Кавказе с просьбой разрешить им поселиться в России и принять русское подданство. В миграционных путях курды учитывали в основном религиозную принадлежность: территорию Азербайджана занимали курды - мусульмане; Армении и частично Грузии -курды-йезиды. Курдские селения в Азербайджане находились в Кельбаджарском, Лачинском, Курбатлинском, Заниланском районах, из которых в 20-х годах 20 в., был создан Курдистанский уезд с центром в г. Лачине. В 1929-1930 образован Курдистанский округ, но вскоре упразднен. В 20-е годы в Закавказье началось движение курдов за автономный Курдистан, национализацию земли, переход кочевников к оседлости, перераспределение пастбищ и пахотной земли. В движении выделялись национально-культурные проблемы (образование, создание школ с обучением на родном языке). В г. Лачине выходила газета "Советский Курдистан".
Но уже в 1937 году Курдский народ из Армении и Азербайджана, а в 1944 - из Грузии был депортирован в Казахстан, Среднею Азию. Сталинские репрессии не обошли курдов стороной.
В целом же и после смерти Сталина положение курдов в СССР продолжалось оставаться весьма трудным. Во многих местах проводилась политика их ассимиляции. К 1980 году десятки тысяч советских курдов вынуждены были стать азербайджанцами, туркменами, киргизами, таджиками и т.п. В официальных данных о национальном составе населения СССР численность курдов преуменьшалась. И в повседневной, и в общественной жизни постоянно ущемлялись их права и интересы. В дальнейшем, в связи с событиями в республиках бывшего СССР курды Средней Азии, Казахстана, Закавказья бежали в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, Адыгеи. В 20 в. у курдов развиваются процессы консолидации, особенно в Ираке, Иране.
4. Природные условия проживания.
Чтобы лучше постичь жизнь курдов, необходимо познакомиться немного с родиной этого замечательного народа ... "Там, где на юге заканчивается Армянская возвышенность, там же мало-помалу исчезает и армянское население. Высокий хребет Тарвских гор на своем продолжении из Киликии придвигается сначала к Ефрату, образуя значительное плоскогорье, а затем изгибается к востоку, прерываемый в этом месте тянущимся на 20 миль потоком (линия водопадов между Малацией и Самозатом). Этот хребет, на вершинах которого находятся оба истока реки Тигр, и составляет собственную границу между Арменией и Курдистаном.
По отношению к своей величине он сравнительно мало разветвлен, больших поперечных долин не имеет, но зато богат живописными видами, настоящими чудесами природы: повсюду смена скал и лесов, отлого спускающихся долин, мрачных, диких высот, ужасных пропастей и непреступных ущелий ... За этими природными крепостными валами искали некогда свободные племена спасения и защиту от завоевателей османов. Роскошнейшие пастбища, настоящий рай для кочевых племен, находятся под скалистыми вершинами главного гребня, а в долинах тянутся плодородные, обработанные полосы мирных земледельцев. Как любят курды это горное уединение! Доказательством этого служит одна из простых песен:
Лучше и выше всего
Эта зелень на высях гор -
То номадов душистых луга,
Народ славит их с давних уж пор.
Там пасет свое стадо пастух,
И лежит долго снег на горах,
Там курдов палатки стоят,
Молодежь там гуляет в лугах.
Лучше, прекрасней всего
Эта зелень на высях гор…
Народ славит их с давних пор. Курд вправе восторженно любить свое Отечество, потому что с незапамятных времен он сам - властелин этой области. Несмотря на дикость и воинственность курдов, в них есть что-то рыцарское ..." Так удивительно красиво описывает природу и географическое положение родины курдов Швейтир-Лерхенфельд - историограф 18 века, часто рассматривающий в своих трудах жизнь Азиатских народов. [А.Ф. Швейгер - Лерленфельд "Женщина ее жизни, нравы и общественное положение у всех народов земного шара"]
5. Традиционные занятия.
Традиционным занятием курдов было отгонное скотоводство, сочетавшееся с богарным земледелием (зерновые, табак). Значительную роль в хозяйстве занимали кустарные промыслы: ковроделие, шерстяные предметы одежды, быта, мешки для зерна и т п. Курдские ковры отличаются редким своеобразием рисунка, оригинальностью выработки, высоким качеством сырья (смесь овечьей и козьей или верблюжьей шерсти). Из ремесел известно производство медной, керамической утвари без поливы, обработка камня (сосуды для воды, ступы, надгробья в виде льва, лошади, бараны). Глиняные кувшины служат не только для воды, но и для хранения мясо-молочных полуфабрикатов, зерна. Распространена чеканка по металлу, резьба по дереву, ювелирное дело.
Курдские ковры, которыми они украшали свои жилища, известны всему миру, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина-религиозная символика езидов, рогов-символов скотоводства, паука-символа ковроделия. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальной каймы; распространены также полосатые ковры типа паласов.
Изготавливаются валяные кошмы с геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и белья для поясов и конской сбруи. Из дерева вырезают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шелковые сюзане. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Ванна (Турция), Сенендежда (Иран) и в северных районах Ирака. Эти занятия курдов способствовали развитию декоративно-прикладного искусства. В России, курды заняты в сельском хозяйстве, промышленности, сложилась собственная интеллигенция. [Арутюнов С.А. "Народы и культуры", ж. "Дружба народов" №3 ]
6. Религиозные верования.
По разнообразию религиозных верований Курдистан представляет собой исключительно самобытное явление, можно с уверенностью согласиться с тем, что Курдистан называют «заповедником религий». На сегодняшний день приблизительно две трети курдов исповедуют ислам (в основном мусульмане-сунниты, но есть и небольшая часть шиитов). Среди курдов есть носители домусульманской государственной религии иранского мира – зороастризма - древнейшей из мировых религий откровения. В курдском обществе известны так же приверженцы христианства. Значительное число курдов исповедуют религию Ахл-и-Хакк, которая корнями восходит к раннему зороастризму. Наиболее древней и самобытной религией у курдов является езидизм, истоки которого, по-видимому, следует искать в религии времен индоиранской общности (основные идеи этой религии позднее были восприняты ведической традицией и зороастризмом).
Сложная история езидизма, полная постоянных преследований и притеснений езидов, напрямую связана с историей курдов. Истории известно много случаев, когда державы прибегали к вопросам вероисповедания для разжигания религиозных конфликтов и даже войн. На протяжении нескольких столетий представителями мусульманского мира не раз были предприняты попытки полного уничтожения езидов. Своего апогея они достигли в начале XX в., когда, по приказу турецких правителей, бесчеловечному уничтожению были подвергнуты сотни тысяч приверженцев национальной религии курдов. В Турции права курдов нарушались и нарушаются очень сильно. "Парадоксально, что курды, составляя большинство этнического населения в Турции и по количественному критерию превосходя даже самих этнических турок, являются самым угнетаемым национальным "меньшинством" (!) в стране, где курды, как нация, не признаются. Во время геноцида езидов властями Османской империи были подняты против езидов и некоторые курдские племена и многие из них были вынуждены мигрировать на территорию Армении и в дальнейшем Грузию, а оттуда на территорию России. Однако целые езидские поселения (!) были вынуждены эмигрировать в Европу (в основном в Германию) и в 80-е годы ХХв.
Массовому уничтожению езидов подвергли позже, во время проведения масштабной компании "Анфаль" (серия военных операций в 1988 г, проводимая Саддамом Хусейном и направленная на полное физическое истребление курдов Ирака (сопровождалась грубейшими нарушениями прав человека, использованием химического оружия против мирных граждан; во время компании "Анфаль" было убито больше миллиона курдов)). Езиды пострадали вдвойне, поскольку они курды по этносу и не мусульмане.
В связи с этим курдам-езидам приходилось покидать родные края и находить политическое убежище в странах Европы, в связи с чем очень остро возникает вопрос об этнической идентичности курдов-езидов, проживающих как на территории Курдистана, так и в Европе и России. "Как нам представляется, у народов, не испытывающих угнетения и посягательства на их национальные права, в меньшей степени встает вопрос об этнической идентичности и даже иногда этничности как таковой.
В связи с острым ощущением нестабильности окружающего мира, курды-езиды проявляли особый интерес к своим "корням" и сегодня большинство езидов легко перечисляют имена, как минимум, десяти поколений своих предков. Знание истории своего рода дает для езидов важную роль самосохранения".
Отношение к религии влияло на миграционные пути курдов: территорию Азербайджана занимали курды-мусульмане; Армении и частично Грузии жили курды езиды. На территории России ныне проживают курды - представители всех этих (вышеперечисленных) религий.
У некоторых курдов, проживающих в России, например, более 15 - 70 лет и получивших уже российское образование, нередко формируется биэтническая идентичность, когда человек идентифицирует себя с двумя этническими группами. Имеющие такую идентичность люди обладают психологическими особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и обладают бикультурной компетентностью. Некоторые курды, например, уверенно отвечая на вопрос: "К какой этнической группе они бы себя причислили?", отвечают: "К курдской", однако, признают, что по характеру они, возможно, близки к русским (в России), и переняли в какой-то мере мировоззрение русского человека. В России, особенно в столичных городах Москве и Санкт - Петербурге, представлено полиэтническое общество, что позволяет курдам в России органично воспринимать и сочетать в себе разные ракурсы восприятия мира, а также знать и уважать богатую русскую культуру, без ущерба для ценностей своей собственной. Сохраняя курдский язык, культуру, мировоззрение, духовные ценности, обычаи и праздники, они довольно гармонично сочетают в себе и русское мировоззрение.
Несмотря на сильнейшее влияние на протяжении веков доминирующих чужих культур у курдов всех вероисповеданий, в большинстве случаев совпадает понятие "этничности" с "этнической идентичностью". Сохраняя свою курдскую культуру, они находясь в Ираке, Турции, Сирии или Иране, Европе или России, причисляют себя к курдам.
Среди курдов есть секта так называемых поклонников дьявола, о которой я кое-что сообщу, используя материалы историографического очерка Швейгра - Лерхенфельда. Это уже знакомые нам езиды. "Сами они называют себя гезидами от Азеда (старое название Бога) и по вере, в сущности, ультрашииты, так как веруют воплощению Бога в пророка, и в этом смысле высокочтимый ими шейх Ади настолько же орудие Божие, как и сам Бог. Верят они также в будущее восстановление "падшего ангела", вследствие чего их называют поклонниками дьявола, что навлекло на них ненависть и преследование других верующих, особенно магометан. Одно время турки похищали много гезидских женщин, но так как спрос на поклонниц дьявола на стамбульском рынке был не очень велик, то торговля прекратилась сама собою. Гезиды имеют свои национальные праздники, и важнейший из них, в честь шейха Ади, должен производить сильное впечатление».
На территории, бывшего СССР курды молились в азербайджанских мечетях; в Армении и Грузии, где преобладали езиды, религиозные отправления население совершало в доме шейха. Мечетей для курдов-мусульман и специальных домов-молелен для курдов - езидов не строили. [Логашев Б.В. "Народы и религии", М., ж. "Этнографическое обозрение", №6 (1997 год)]
7. Национальная одежда.
Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы - широкие шерстяные шаравары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи (факиана), пояс (пэштэн), шерстяной жилет, а в холодное время шерстяная куртка или длинная войлочная накидка, головной убор (колав), сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Костюм Курдов дополнял кинжал за поясом.
Национальная одежда женщин очень интересна, сохраняется и используется сегодня пожилыми женщинами, но и в современных курдских семьях есть у девочек и молодых женщин. В традиционный комплекс входят: рубаха (крас), шаравары (хэвалкрас), жилет (элекс), юбка (навдэрэ, туман), передник (шалэк), нарукавники (давзанг), шерстяной пояс (бэне пэштэ), головной убор (кофи, фино) или головные платки, шерстяные чулки (горэ), обувь. Обязательным дополнением служат старинные и современные украшения (головные, нагрудные, ручные, ножные). В прошлом распространено носовое украшение (кэрэфил).
Вот как рассказывает нам о внешности и одежде курдянки историк и этнолог Швейгер - Лерхенфельд. "Что касается внешности курдинок, то, в общем, они производят выгодное впечатление. В некоторых местностях распространен обычай татуировок, и иногда курдинки носят, как многие азиатки, пуговицы и серьги в ноздрях, но в общем - то их лица добродушны и выражают внутренне довольство собою. В большинстве случаев они крепкого телосложения с хорошо развитыми округленными формами, все их движения выказывают гибкость и непринужденность стана. Но если кто заключит из этого, что курдянки смелы и нескромны, тот очень ошибется. При своей естественности и целомудрии они строго следуют обычаям страны и относительно чужестранца часто держат себя робко и всегда скромны. По выражению лица курдинок можно разделить их на два редко отличающихся друг от друга типа: у женщин ассирети (каста воинов) более или менее круглые головы и широкие лица, при этом большей частью темные волосы и такие же глаза; крестьянки вообще красивее, и между ними чаще можно встретить светло-русые волосы и кроткие голубые глаза, причем все черты лица гораздо благороднее.
Все курдинки любят украшать свои береты или волосы связками монет и разными блестящими погремушками. Наряд в целом очень удобен: красные, доходящие до щиколоток шаровары, красное или белое платье вроде длинного плаща, надевающейся сверху кофточки, богато украшенной стеклянными бусами, золотым шитьем, металлическими погремушками, монетами или цепями, но так, что кофточка эта видна. Большая часть курдинок ходит без покрывала; только супруги знаменитых вождей племен делают уступки Корану, не показываясь в толпе с открытым лицом». [А.Ф. Швейгер - Лерленфельд "Женщина ее жизни, нравы и общественное положение у всех народов земного шара"]
Интересно описание Е.И. Васильевой и Дж. Хайдари, переведших курдского историка и этнографа Мела Махмуда Баязиди. "Большинство бедных женщин ходят босиком весной, летом и осенью». По свидетельству X. Абоявяна (историка и этнографа изучавшего жизнь курдского народа) курдинки иногда ходили босиком по каменистым горным тропинкам даже в сильные зимние морозы. "Но долей своей, - заключает Мела Махмуд Баязиди, - они тем не менее довольны." [Е.И. Василь Васильева, Дж. Хайдар "К вопросу социализации курдских детей"].
8. Жилища и их внутреннее убранство
Основным типом традиционного летнего жилища являются шатер (кон, чадыр, решмал) без конька из нескольких рядов жердей покрытых шерстяной материей - для, кочевого и полукочевого населения.
Стационарное жилище зимнее в горных районах Курдистана и у Закавказских курдов - землянка (мал, хани), полуземлянка - для полукочевого и оседлого населения. Курдское жилище представляет собой единый горизонтально расположенный хозяйственно-жилой комплекс, состоявший из жилого помещений, конюшни, овчарни, кладовой. В некоторых районах Азербайджана встречается вертикальное расположение жилого и хозяйственного помещений. Основной строительный материал - сырцовый кирпич, неотесанный камень, туф. Крыши домов на равнинах плоские, в горах - куполообразные. В потолке - светодымовое отверстие (колэк). Потолочные балки опираются на деревянные столбы (стун) внутри жилого и хозяйственного помещений, очаг (тандур) в земляном полу служит не только для обогрева жилища по-черному, но и для приготовления пищи, выпечки хлеба (не всегда), для совершения многих ритуальных обрядов.
Вне жилища выпекают хлеб на круглом, выпуклом железном листе (садж, сель). Современные дома очень красивые, как правило, двух этажей из тесаного камня, туфа с дорогим внутренним убранством. В домах состоятельной части населения - стенные камины. Швейгер - Лернфельд так описывает жилище курдов: "За домашним бытом следит курдинка, отличаясь при этом неутомимым усердием. Дом у номадов состоит из черной войлочной палатки (капа - чадир), у отдельных же курдов из низеньких каменных построек с плоской крышей. Летом на лугах, а зимой в защищенных горами домиках виднеются длинные ряды или тесные группы этих первобытных поселений. В них живут и знаменитейшие предводители.
9. Традиционная пища
В традиционной кухне курдов преобладает мясо-молочно-растительная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей-бамии, в горных районах из съедобных растений. В отличие от своих мусульманских собратьев езиды пьют вино. По их поверью, вино - это кровь Христа, и они пьют его с большой осторожностью - чтобы не пролить. Обедают курды так: жена ставит на ковер или циновку, покрывающую пол палатки, дымящуюся жаровню с любимыми кушаньями «куфдой» и «пилавом». В самой трапезе она, конечно принимать участие не должна, и только когда мужчины насытятся и уйдут, доходит дело до женщин семьи.
10. Нравы и обычаи курдов
Женщина (её жизнь, права и общественное положение)
«Суровая жизнь, насыщенная постоянной борьбой и опасностями, тяжело ложилось и на мужские и на женские плечи». И до сих пор, курдская женщина в деревне выполняет значительный объем работы в поле и дома - об этом свидетельствуют современные и предшествующие авторы. Она ухаживает за скотом, носит воду, карабкается по горам к стаду, чтобы подоить животных, делает сыр и масло, собирает и заготавливает топливо, ткёт, вяжет, шьет, разбивает и складывает палатки , не имея ни минуты отдыха. Курдская женщина вечно занята, писал известный армянский просветитель Х.Абовян, « делает из шерсти прелестнейшие ковры, одеяло, мешки... и множество других мелочей; сама составляет краски для шерсти и притом всюду успевает...». Самой неприятной и тяжелой среди обязанностей курдской женщины С.Дж.Эдмондс называет ношение на спине в любое время года и любую погоду мокрых бурдюков с ледяной родниковой водой- «мужчина этого не делает некогда».
Особенно тяжелой была доля женщин кочевых племен. Кочевая жизнь с переездами и перегоном скота на большие расстояния в условиях высокогорья, сопряженная с массой трудностей, описана многими авторами. Это длинные вереницы людей, лошадей, мулов, навьюченных мешками с зерном и палатками, нескончаемые стада овец и коз на женщин полностью возлагалась забота о семье и поклаже. Женщина курдов-кочевников, писал во второй половине 19 века курдский историк и этнограф Мела Махмуд Баязиди, и впрямь редкость в своем роде: она и жена, и работница, и сторож, и помощник в сражении, добрый друг в доме и хороший товарищ. Если надо, она пойдет ночью в опасное место на любое дело. Женщины встают на рассвете, выпускают коней пастись, выгоняют скот, подметают дом и двор, сбивают в бурдюке масло, греют молоко, заквашивают его, делают сыр. Если в доме нет топлива, они идут и собирают его, пекут хлеб, готовят пищу. Мужья, их совсем не касаются ни какой домашней работы - все заботы о домашнем очаге лежат на женщинах.
Курдские женщины, по свидетельству многих авторов (М.Баязиде, К.Рич, Х.Абовян и др.), отличались храбростью и неустрашимостью. Одетые и вооруженные, как мужчины, они нередко следовали за мужчинами на войну. И принимали участия в сражениях. К.Рич рассказывает в своём дневнике (1820г.), что среди охранников одного багдадского сановника ему указали на крепкого парня, одетого по - курдски, голова его была обмотана пёстрой шелковой шалью. Как оказалось, это была переодетая в мужской костюм девушка из курдского племени билбаси. Она считалась превосходной наездницей и храбрым воином. Первого, кто осмелился посягнуть на её честь, она проткнула копьём и обещала в подобном случае поступать так же с хозяином.
Таким образом, курдская женщина - не только хранительница домашнего очага. Почти на равных с мужчиной она выполняет тяжелую работу, а временами становится и воином на поле брани. Среди курдов распространена поговорка «Одна вооруженная курдянка стоит четырёх вооруженных мужчин иной народности.
В отличие от других этносов женщина курдянка обладает большой авторитетностью. Курдские женщины не закрывают лица. Многие девушки носят брюки, что бывает очень полезно при езде на лошадях. Курдские женщины носят украшения из серебряных и золотых монет.
Вот как описывает жизнь женщины этнограф Швейгер-Лерхенфельд. «Она отличается целомудрием, весёлостью и ловкостью в предоставленных ей домашних работах. С утра до вечера хлопочет курдянка и внутри и вне палатки: нянчит детей, приготавливает пищу, чистит оружие и любимого коня своего повелителя и, когда тот уезжает на охоту или войну, вплетает цветные ленты в гривы умных горных скакунов. Работая, она всегда весела и, вертя веретено или сидя за домашним ткацким станком, распевает песни, далеко разносящиеся в чистом горном воздухе...
...Часто сами женщины принимают участие в войне. В этом отношении амазонка курдов Кара-Фатьма(Чёрная Фатима)приобрела даже историческую известность. Она была родом из дикого горного округа Ровандица и собрала вначале Крымской войны целую толпу удальцов она ехала в мужской одежде на молочно-белом скакуне, которым управляла с ловкостью настоящей предводительницы клана. Уже с юности привыкшая к войне, она имела совершенно мужскую закаленную внешность, и никто никогда бы до конца её жизни не узнал в ней женщину. Конечно, тут не было такого очарования, которое окружает Хадию, арабскую богиню сражений и Кара Фатьма не представляла материала для поэзии, так как не имела в себе решительно ничего женственного. Намерение её принять участие в войне с Россией не осуществилось, и когда она со своей свитой возвратилась в отечество, слухи о ней совершенно замолкли,...Может быть, где-нибудь, на недосягаемых высотах скал, в округе Ровандицы, в ее честь возвышается белый памятник, украшенный высеченными мечами, секирами и копьями, как приличествует настоящей могиле воина-курда.
В глазах курда у женщины те же наклонности, те же добродетели и те же пороки, что и у мужчины. В результате достаточно распространенным явлением в курдской среде было выдвижение из правящих кругов умных женщин, которые играли важную роль в политической жизни того или иного курдского княжества либо племени. Нередко женщина стояла во главе целого племени. Достаточно сказать, что единственная (до конца XIX в.) на весь Ближний и Средний восток женщина - историк была выходцем из арделанских курдов (Иранский Курдистан). Ее имя - Мах Шараф - ханум Курдистани, годы жизни - 1805-1847. [А.Ф. Швейгер - Лерленфельд "Женщина ее жизни, нравы и общественное положение у всех народов земного шара"]
Семейные обряды
Курдская семья, по свидетельству различных авторов, в основном была моногамной, только в зажиточных слоях курдов мужчины имели по нескольку жен. Ислам, как известно, разрешает иметь до четырех законных жен. Представители курдских феодалов часто были обладателями многочисленных гаремов. Любопытный тому пример приведен в хронике курдского автора XVI в. Шараф - хана Бидлиси "Шараф - наше". Один из курдских правителей Диярбаныра и Джезире, Ахмад ибн Марван, по словам историка, имел 360 жен, "каждую ночь проводил в обществе одной из них, и за год ему не приходилось с одною сожительствовать дважды". Религия езидов, исповедуемая в некоторых курдских районах, более исповедуемая в некоторых курдских районах, более строга в этом отношении, но среди знати и духовенства многоженство достаточно распространено.
Для курдов, особенно для крестьян, наиболее типична нуклеарная семья, состоящая из семейного ядра: муж, жена и неженатые (незамужние) дети. Иногда в ней живет старик отец, мать, дядя или тетя. Если у мужчины более одной жены - привилегия богатого, которая теперь исчезла, - то жены имеют отдельные комнаты, но как члены одной семьи вместе готовят еду, доят скот и т.п.
Главой в курдской семье является муж, он распоряжается всем. Ему принадлежит лучшее место в доме, в его присутствии члены семьи не могут ни сесть, ни разговаривать без его разрешения. По мнению Мела Махмуда Баязиди, жена находится в полном повиновении у своего мужа: "Если случится, то муж прибьет, она никогда не поднимет на него руку и не обижается". При посторонних жена оказывает мужу различные знаки почтения, он же относится к ней несколько пренебрежительно. Однако такая почтительность и безответность курдской женщины в действительности, как заметил О.Л. Вильчевский, носили в значительной степени показной характер. Ни одно сколько-нибудь серьезное дело (3 курдской семье не решается без участия жены, и почти во всех случаях так, как она находит нужным. По сути дела, этого не отрицает и Мела Махмуд Баязиди отмечая, что дома курдская женщина - полновластная хозяйка. При наличии нескольких жен хозяйка - старшая жена, но большим уважением пользуется та, у которой больше сыновей.
Все курды, как правило (это отмечено многими авторами), очень любят детей, и дети у них, писал К. Рич, прелестные. Предоставленные самим себе, плохо одетые, они закаляются с малых лет. Курды произвели на К. Рича впечатление крепких и здоровых людей. "Дети у них, - читаем мы в его дневнике, - тоже с чистой кожей и румяные»
Особой любовью пользуются сыновья; если женщина рождает только девочек, к ней относятся с состраданием. "Дом с сыновьями, - что дом с жемчужинами", "Дом, где много золота, разорится, а дом, где много мужчин, - нем", "Дочка -светильник для чужих" - так суммирует народная мудрость, заключенная в курдских поговорках и пословицах. Любопытно в этом плане отметить, что в хрониках курдских авторов при перечислении потомков того или иного курдского правителя упоминаются только сыновья. Старший сын занимал особое место в семье.
Детей в курдской семье всегда рождалось много, особенно при наличии нескольких жен. Как пишет в "Шараф - наме". Шараф хан Бидлиси, у курдского правителя Килиса - Джач - Фулад - бека ибн Касим - бека было 70 сыновей. Но детская смертность в Курдистане, обусловленная суровыми условиями жизни, была чрезвычайно высокой. В живых осталось лишь десяток его сыновей. Перед рождением ребенка, курды (особенно в деревенской среде обращались к мулле, который писал талисман - доа (буквально "молитва"), чтобы у роженицы все обошлось благополучно. После рождения ребенка этому талисману придавалось новое магическое назначение - поддерживать в полном порядке здоровье матери и новорожденного. Для новорожденного мулла писал и специальную молитву (невишти), которую зашивали в треугольную Ладанку и закрепляли на плече младенца.
Талисманы в курдской среде считались весьма действенным средством для оберегания детей от дурного глаза, злых духов, болезней и всевозможных напастей. Многочисленные свойства приписывались хлебу. Для курдов вообще характерно бережное, благоверное отношение к хлебу. "Хлеб не бросай; если видишь, подними, поцелуй и положи", - гласит народная мудрость. Хлеб клали в качестве талисмана в колыбель младенца. Если ночью кто-то выходил из дома, хлеб давали ребенку в руку или клали ему на грудь, чтобы уберечь от злых духов, которые якобы бродят в ночное время. В деревнях талисманы для детей были весьма распространены. В.П. Никитин, будучи в Иранском Курдистане, видел в деревне Мола-Ахмедлу малыша, сплошь покрытого талисманами: на плече у него были прикреплены вышитая на черной квадратной тряпочке молитва, раковина, металлическая пластина; на спине - вторая доа в виде треугольника и нескольким жемчужин, нанизанных на цветные шерстяные нитки. У другого ребенка на левом плече развевались маленькие кисточки из красных и желтых шерстяных ниток; к одной кисточке было привязано несколько жемчужин, подвесок и бубенчиков.
У курдов, как отмечал Мела Махмуд Баязиди, существовал обычай купать новорожденных в холодной воде, чтобы закалить их. При рождении ребенка послед прятали закапывая в землю так, чтобы никто не видел. У турецких курдов, по свидетельству Баязиди, существовало поверье: будущее ребенка зависело от того, чем ему перережут пуповину. Так, если пуповину мальчика перережут мечом, то он научится искусно владеть им и будет героем, если каламом (тростниковое перо) - станет ученым, муллой или писцом. Если пуповину девочки перережут пластинкой золота или каким-нибудь золотым украшением, то ее ждут богатство и знатное положение, а если сурьмой или басмой - девочка будет очень красивой.
Имя новорожденному давала мать совместно с другими женщинами. Они собирались на совет у роженицы и выбирали имя.
По описанию В.П. Никитина (речь идет, по-видимому, об иранских курдах), новорожденного, тщательно запеленатого, на первые десять дней клали в решето. В течение этого срока ни повивальная бабка, ни женщина, присутствовавшие при родах, не должны были выносить какие-либо предметы, принесенные для родов, особенно ночью. Эти женщины могли покидать дом только днем и к концу дня возвращаться. В противном случае, по курдским поверьям, злые духи убьют мать и ребенка. Чтобы отгонять духов, в эти десять дней в доме всю ночь поддерживали свет.
На седьмой день собираются все родственники.Сорокадневный период после родов называется зистани (от курдского "зайстан" - "недавно разрешившаяся от беременности"). Роженице уделяют особое внимание, дарят подарки.
Детей кормят грудью как можно дольше - иногда до 2 - 3 лет, наиболее нежно относятся в семье к первому и последнему ребенку. За ребенком ходит мать или бабушка, незамужняя сестра или старшая дочь, но, как правило, до 4-5 лет в основном окружен материнской заботой. Мальчик -
объект особых забот. После 4-5 лет ему начинает уделять больше внимания отец. С этого возраста с ним обходятся более строго, желая воспитать в нем смелость и мужской характер. По свидетельству Мела Махмуда Баязиди, курды учили своих детей сызмальства военному делу - состязанию на копьях, верховой езде и стрельбе.
Детей наказывают в зависимости от провинности более или менее строго: лишают любимых игр, закрывают одного в комнате и даже бьют. Поощряют в основном подарками. Детям стараются привить, прежде всего, смелость, честность, послушание и уважение к старшим. Они не должны вмешиваться в беседы старших даже присутствовать при их разговорах. Почтительное отношение к старшим в семье, сохраняющейся до конца жизни, глубоко укоренилось в обычае курдов, что отмечают многие авторы.
Молодые курды не могли сидеть в присутствии старших. Они их обслуживали, поднося кофе, трубки . Если в палатку входил молодой человек, он целовал руку у тех, кто старше его по возрасту, а старшие целовали его в лоб...
Почтительность курда к матери освещена мусульманской религией. «Рай под ногами матери»,-гласит один из халисоф , которые почитаются мусульманами наравне с Кораном .
В возрасте от 3 до 5 лет в соответствии с предписаниями ислама курдским мальчикам делают обрезание. По прежнему-это большой праздник.
Этот обычай обставлен очень торжественно. Родители ребенка по этому случаю готовят хорошее угощение. «Кума» по возможности ищут в богатой семье, поскольку после обрезания кум становится ближайшим кровным родственником семьи обрезанного. Отец приглашает на угощения, и отказ равносилен кровному оскорблению. Кум пригоняет две овцы, отец ребенка их режет и устаревает пир. За тем гости расходятся и остаются только ближайшие родственники; в их присутствии происходит обрезание. Обрезание сейчас делает хирург. В Волгодонске их два, оба очень уважаемы и по вероисповеданию являются мусульманами. В течении трёх дней дважды в день из дома кума приносят угощения. Через три - четыре дня он сам приходит узнать о ребенке и приносит котелок плова, большой хлеб, молоко, мед, яйца, масло (сейчас это могут быть деньги и другие подарки).
С появлением первых признаков полового созревания начинается отделение девочек от мальчиков. Родители начинают уделять больше внимания украшениям и одежде девочек. Девочка начинает более активно помогать по дому.
Наступление половой зрелости сына, особенно если он единственный, в курдской семье отмечается покупкой охотничьего ружья, снаряжения для охоты, новой одежды. А самое главное, сын теперь получает право принимать участие в беседах взрослых.
Девочки в 9 - 10 лет по случаю религиозных праздников или свадьбы красят пальцы ног и ладони рук хной (сейчас это очень популярно).
В брак вступают по достижении половой зрелости. Нередко случается, что на юге Курдистана замуж выходит 10 - 12-летняя девочка.
В этой связи следует коротко остановиться на суровой морали изучаемого этноса, связной с вопросами пола. Девушку, утратившую до замужества девичью невинности, ждало всеобщее осуждение и неминуемая кара. "Не дай Бог если невеста не окажется девушкой, - писал Мела Мазмуд Баязиди, - это страшный позор. Невесту отправляют назад в дом отца и отбирают выплаченный калым, и родственники (невесты) убивают ее ... иногда бывает, что если невеста не девушка, то она, зная, что ее ждет, во время приготовлений к свадьбе принимала яд, и умирает до свадьбы, и этим предотвращает день (свадьбы)". Та же участь была уготована и замужней женщине, нарушавшей супружескую верность. Убивали виновных в прелюбодеянии и мужчину, и женщину, и такое убийство в курдской среде не влекло за собой кровной мести. Суровая жизнь курдов, постоянные опасности и лишения, которым они подвергались, приучили их ревностно оберегать семью и отсекать безжалостно все, что могло ее ослабить.
В настоящее время курдские дети начинают ходить в школу, как и российские в 6, 7 лет, получая после окончания школы высшее профессиональное или среднепрофессиональное образование. Однако и в нашей стране в условиях сельской местности встречаются случаи, когда курдские дети были довольны начальным 4-х летним образованием.
Национальные детские игры сохранились до сих пор лишь в деревенской среде. В деревне в Курдистане дети - и девочки, и мальчики -играют все вместе до 10 - и лет. Самые распространенные игры: чав шилкане - прятки; кашойаже - похоже на хоккей, играют весной на траве самодельными деревянными клюшками; топ - топане - игра в мяч типа гандбола; келиени - игра в разрисованные бумажки, напоминающие карты (играют дети 9-10 лет); джиг джигане -игра в кости и др.
Семейные обряды курдов, в чем-то совпадают, а в чем-то отличны от обрядов других народов Востока. Еще в 60-е годы прошлого столетия Мела Махмуд Баязиди, посвятил специальное исследование правам и обычаям своего народа.
К описанию свадебного обряда, добавлю, что у курдов не считается предосудительным похищение девушки, если оно случилось из согласия последней. Что же касается курдской женщины, то она имеет права выбирать себе мужа и чаще всего ее выбор и выбор ее родителей совпадает, однако в случае противного она не может противиться, если отец или брат захотят выдать ее замуж насильно. У курдов считается страшным позором, если девушка скажет избраннику отца или брата "нет".
Вообще на курдских свадьбах много поют. Эти песни называют бриге. Исполняют их народные певцы - (дени - бежи) – сказители.
Курдкая свадьба длится от трех до семи дней, в зависимости от возможностей хозяина. Если родственники жениха и невесты разделены большим расстоянием, то празднуются две свадьбы - со стороны жениха и со стороны невесты, но если они проживают рядом то они объединяются в одну свадьбу. Свадьба стоит больших денег (чем больше родственников будет приглашено - тем больше их надо), и поэтому деньги на свадьбу сына копятся в течении долгого времени. И чтобы окупить эти расходы во время свадьбы каждый гость одаривает молодых деньгами или овцами. Обычно собранного достаточно, чтобы с лихвой покрыть свадебные расходы. Свадьбу устраивают весной.
На свадьбе и других праздниках угощение состоит из мяса и риса. (Для этого для свадьбы специально режется несколько баранов либо телят). Нам довелось наблюдать курдскую свадьбу в станице Романовской. Это празднество было устроено в палатке во дворе дома. Садятся там на деревянных скамейках и едят за деревянными столами. На одну из стен палатки, за спинами новобрачных вешают самый красивый ковер. При этом следует отметить, что курды сохраняют патриархальный обычай: и мужчины и женщины празднуют свадьбу порознь в различных палатках. Мужчинам прислуживают юноши.
Курдский похоронный обряд так же имеет свои специфические черты. Покойного курдов обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной ткани, затем кладут на ложе лицом к юго-западу (лицом к Мекке). Рот, нос и уши покойного затыкают ватой. Если умершего не хоронят в день смерти, то на грудь его кладут камень и зеркальце, обращенное лицу. При выносе тела из дома женщины начинают плакать и дико кричать, разрывая на себе одежды, посыпая головы землей и пеплом.
11. Развитие культуры
Литература
История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет еще точной датировки творчества поэтов средневековья. Курдский фольклор богат, разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.
Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (около 11 в), автор дивана лирических стихов, написанных живым, народным языком. Перу Али Термуки приписывают поэмы "Единствнное слово", "Сыновья отчизные" «Поистине жизнь - это сон" и "Рубиновое ожерелье". Много лирических стихов оставили Мелае Джизри (12 в), Мела Баже ...
Большое внимание на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шемус Джегархун (1903 г.р.), Абдаллак Слеман Горан (1904 - 62)...
Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917 г. Основной центр ее - Армянская ССР. В 1931 г. вышла на русский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова "Курдский пастух", он также автор романов "Рассвет", "Счастливыя жизнь" (1959) и др.
В 30-е годы появились коллективные сборники "Первые произведения" (1932), "Курдские писатели" (1934), "Третья книга" (1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература охватывает нашу современную действительность, курдские советские писатели создавали и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освобительной борьбе (поэма Бако "Сайд", 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.)
Музыкальная культура
Очень интересны курдские песни. Слушатели собираются в кружок, завернувшись в пестрые полосатые Абаи, с остроконечными именами или большими тюрбанами на головах. Музыкант исполняет прелюдию на битва - род первобытной флейты, - в то время как женщины и девушки с шепотом теснятся друг к другу, певец начинает свой романс. Передает он его меланхоличным голосом. Потом его голос крепнет и наконец, переход в дикие и сильные звуки, вдохновляющие слушателей к еще более дикой хоровой песне. [Юпусов В.Н. "Ислам и музыкальные культурные традиции", ж. "Этнографическое обозрение", №2]
12. Современные проблемы этноса.
Курды очень уважительно относятся к представителям других религий и религиозных конфессии. При сохранении обрядов своей конфессии они уважают, и зачастую даже участвуют в религиозных церемониях других конфессий, уважают их святых, места их поклонения. Так в станице Романовской курдов можно увидеть в православном храме, на праздновании Масленицы и т.д. Случаи религиозного нетерпения очень редки среди курдов и чаще всего являются элементом других противоречий: экономических, политических, социологических ... Курды не считают свою нацию исключительной. Когда они говорят на курдском - их сердце наполняется радостью, оно поет. Стоит вам заговорить на курдском - как курд обрадуется вам, как близкому родственнику. Они мирно сосуществуют с ними уже многие годы, вступают в брак, делят хлеб, горести и радости, вместе справляют праздники. Конфликты возникают тогда, когда курдам пытаются навязать что-то (язык, обычаи, порядки), когда их пытаются лишить права национальной самобытности, самоопределения. Курды уважают людей сильных, влиятельных, политически дальновидных, умных, которые достигли определенных высот благодаря своему таланту. При этом следует отметить, что понятие "сильный человек" отличается от понятия "человек обладающий силой". Можно обладать чем - либо (талантом, властью, деньгами), но не уметь этим пользоваться рационально либо не пользоваться преимуществами по какой-либо причине (нравственной, этической, психологичекой, социальной) Таких людей курды презирают.
Курд уважает того, кто обладая силой пользуется ей ему в ущерб. Однако при этом к уважению прибавляется элемент неприязни (ненависти).
Важнейшими этнодифференцирующими признаками сейчас принято считать родной язык и культуру, однако, к такому, говоря о курдах нужно причислить и религиозную принадлежность. Что касается курдов - езидов, то помимо общей религии - езидизма, они так же, как и все курды связаны со своей родиной. Езиды более консервативны (в отличии от курдов других вероисповеданий) и очень ревностно сохраняют свою культурой выражается это, в первую очередь, в строгой энтогамии: браки с иноверцами считаются одним их трех смертных грехов. Все езидское общество основано на кастово-теократическом принципе деления, где каждый езид уже рождается в определенной касте, поскольку браки категорически запрещены и среди существующих трех каст езидов. Езид, в отличие от курда - мусульманина или курда - христианина, на вопрос "Кто он?" может ответить как "Курд", так и "Езид".
Благодаря политическим процессам, происходящим в Курдистане -организованной вооруженной борьбе, которую в Турции возглавляет "Партия рабочих Курдистана" (ПРК), создавшая Армию освобождения народов Курдистана, Фронт национального освобождения Курдистана, образованию Парламента Курдистана в изгнании, возникновению собственного радио и телевидения - курдская проблема, по существу, вышла за пределы ближневосточного региона и обрела международный характер. Это, в свою очередь, способствует укреплению единства и сплоченности бывших советских курдов. Ныне в Москве действует "Курдский дом", который объединяет Информационное агентство "Комитет Курдистана", Международный союз курдских общественных организаций, Ассоциацию курдских ученых и интеллигенции, Союз курдских женщин стран СНГ, общество дружбы русского и курдского народов. Издается газета "Стон Родины", журналы "Курдистан рапорт" и "Дружба". В каждой стране СНГ, где проживает курдское население, созданы национально-общественные организации и культурные ассоциации. В их задачи входит развитие национальной культуры, сохранение языка, традиций и обычаев, поскольку курдам, рассеянным по обширной территории стран СНГ, угрожает опасность ассимиляции.
Таким образом, под влиянием борьбы за освобождение Курдистана происходит рост национального самосознания и консолидации общественно - политических сил курдов, которые связывают свои судьбы и надежды с освобождением своей исторической родины - Курдистана.
Курдская проблема, несмотря на ее масштабность и значимость, вплоть до последнего времени, не была включена в реестр проблем постоянного геополитического внимания России. Поэтому она не получила легального всестороннего и глубокого освещения в средствах массовой информации, особенно в части ее геополитических и геостратегических аспектов. Россия должна не только определить свою позицию в курдском вопросе, но и быть активным и заинтересованным участником в его решении.
В мире растет убеждение в том, что курдская борьба - это борьба справедливая, и достойная уважения. Россия должная более решительно утвердиться в этом мнении и сделать это как можно скорее. [Евгений Трифонов "Война после войны", "Ирак NON STOP", ж "Новое время" № 52]
Заключение
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что Российское культурное наследие станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения национального достояния всех народов, живущих в Российской Федерации.
Общение с курдской семьёй, живущей в станице Романовской, позволило мне не только узнать об обычаях этого древнего народа, но и утвердится в мысли, что приобщение детей к своей национальной культуре, традициям казачества необходимо для сохранения его (казачества), как этноса. Это возможно, при воспитании и вовлечении растущей личности в цивилизованные процессы, опирающиеся на национальные, общероссийские, общечеловеческие ценности и знакомство с историями появления других этносов на территории Войска Донского, их культурой, традициями.
Результатами работы стало создание презентации, которая была показана ученикам школы. Она вызвала большой интерес, так как никто до этого не знал ничего о курдском этносе и его тесной связи с Россией в разные исторические периоды.
Нужно признать, что в развитии региона и России все этносы внесли огромный вклад. Через многообразие национальных культур нужно и можно воспитывать у школьников общечеловеческие ценности, чувства равенства, достоинства, культуры межнационального общения, обеспечивающих равноправие культурного диалога представителями различных национальностей.
Литература
1. Евгений Трифонов "Война после войны", "Ирак NON STOP", ж "Новое время" № 52 (2004 год).
2. А.Ф. Швейгер - Лерленфельд "Женщина ее жизни, нравы и общественное положение у всех народов земного шара", М. 1988 "Куаре-Н."
3. Арутюнов С.А. "Народы и культуры", ж. "Дружба народов" №3 (1992 год)
4. Юпусов В.Н. "Ислам и музыкальные культурные традиции", ж. "Этнографическое обозрение", №2 (1996 год)
5. Логашев Б.В. "Народы и религии", М., ж. "Этнографическое обозрение", №6 (1997 год)
6. Е.И. Василь Васильева, Дж. Хайдар "К вопросу социализации курдских детей".
Смекалка против Змея-Горыныча
Алые паруса
Ералаш
Рисуем кактусы акварелью
Тупое - острое