Религия существует много веков, так же долго, как существует человечество. Тема религии актуальна сегодня , ведь и во втором тысячелетии современной цивилизации все семь миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что его нет, люди верят в прогресс, справедливость, разум. Не исключение и Пермский край. Актуальность данной работы в том, что она объединяет сведения о различных конфессиях Пермского края, Березников и др.
Цель работы. Познакомиться с основными конфессиями Пермского края, Березников и восьмиклассников школы № 29.
Задачи. Изучить, какие религии распространены в Пермском крае. Рассмотреть религиозную жизнь в Березниках. Сравнить религиозный состав восьмиклассников школы № 29 с религиозным составом населения Пермского края.
В ходе работы выяснилось, что Пермский край отличается конфессиональным разнообразием. Проникновение разнообразных религий началось ещё в 9 веке, продолжается и по сей день. Структура религий в Пермском крае не отличается от соотношения религиозных конфессий в России в целом. Самой распространенной религией среди жителей Прикамья является православие (70%). На втором месте, с большим отрывом, по числу верующих стоит ислам (2%). Незначительную долю верующих составляют представители старообрядничества, католицизма, протестантизма, иудаизма и др. Город Березники отражает конфессиональную ситуацию Пермского края. Религиозная структура Прикамья нашла свое отражение в исследовании конфессионального портрета восьмиклассников нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
слайды презентации | 1.35 МБ |
реферат | 139 КБ |
XXII городской открытый конкурс научно-исследовательских
и учебно-исследовательских работ учащихся
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
Направление: социально – гуманитарное (краеведение)
« КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРИКАМЬЯ»
Авторы: Петрова Наталия
Веревкина Ольга
учащиеся МБОУ СОШ № 29
8 «А» класса
Руководитель:
Малкова Тина Алексеевна.
учитель географии
МБОУ СОШ №29
г.Березники, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИЙ
В ПРИКАМЬЕ. 5
Глава 2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. 7
Глава 3. ИСЛАМ. 10
Глава 4. ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. 13
4.1. Старообрядчество. 13
4.2. Католичество. 14
4.3. Протестантизм. 16
4.4. Иудаизм. 18
4.5. Секты. 19
Глава 5. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ БЕРЕЗНИКОВ. 21
портрета г. Березники. 21
восьмых классов МБОУ СОШ № 29. 22
Заключение. 24
Список литературы. 26
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы « Конфессиональный портрет Прикамья». Данная тема выбрана не случайно. Неподдельный интерес к религии возникает из-за её мифического происхождения, её неоднозначности, загадок.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Современная наука полагает, что «человек разумный» появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры. Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа.
Тема религии и веры актуальна сегодня, ведь к концу второго тысячелетия современной цивилизации все семь миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Основным источником для написания данной работы была выбрана книга М.Г.Письменника и др. «Религия в истории и культуре», а также Интернет ресурсы. Хочется отметить, что материалов по данному вопросу очень мало, и эта тема мало изучена.
Цель данной работы познакомиться с основными религиозными конфессиями Пермского края, Березников и восьмиклассников нашей школы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить, какие религии распространены в Пермском крае.
- Рассмотреть религиозную жизнь в Березниках.
- Сравнить религиозный состав восьмиклассников школы № 29 с религиозным составом Пермского края.
Глава 1.
История распространения религий в Прикамье.
Этноконфессиональная ката Прикамья характеризуется исторически сложившимся религиозным многообразием. Аборигенное население Урала (коми-пермяки, удмурты, ханты, манси) вначале 2 тыс. н. э. исповедовало язычество, включавшее в себя как родовые и охотничьи культы, так и более сложные мифологические системы. В южных районах края среди башкирских племен с 10 в. распространяется ислам, принесенный сюда из Волжской Булгарии. Христианство проникает на Урал с 12-13 вв. с приходом русских в эти края. Распространение православия связано с миссионерской и просветительской деятельностью Стефана Пермского (14 в.), Трифона Вятского (16 в.) и сопровождалось строительством церквей и монастырей, крещением местного населения. В 1387 г. была создана Пермская епархия с центром в Усть-Выме, с 1571 г. она именовалась Вологодской и Великопермской с центром в Вологде, в 1789 г. образована самостоятельная Пермская епархия с центром в г. Перми. Первый епископ Пермский – Иоанн (Островский). РПЦ по числу верующих и количеству храмов была и остается самой многочисленной в Прикамье.
После раскола в РПЦ на территорию Урала в течение 17-19 вв. проникает старообрядчество разных толков. Старообрядцы селились в отдалённых районах; сохранили свою веру и традицию до настоящего времени (2000-е гг.). В 19 веке предпринималась попытка объединения православия и старообрядцев созданием единоверческих церквей.
Католическая община стала складываться в Перми из поляков-чиновников и ссыльных участников польских восстаний 19 века. По ходатайству польской общины в Перми был возведён и в 1875 г освящён католический собор.
Первыми лютеранами в Прикамье были пленные шведы, оказавшиеся после Северной войны в Соликамске. В 18 -19 веках в Перми постепенно складывается немецкая община, основавшая в 1861 г. евангелическо-лютеранскую общину. В 1864 г. был освящен храм, построенный на деньги прихожан.
В 17-18 веках в Прикамье возрастает число исповедующих ислам – за счёт татар, пришедших на Урал после разгрома Казанского и Сибирского ханств. Татары селились в южных землях Перми Великой, сближаясь с башкирским населением, и в городах, занимаясь торговлей и ремеслом.
Еврейская община в Пермской губернии стала складываться во 2-й пол. 19 в. В 1869 г. были открыты молельный дом и еврейская школа, в 1886 г. – первая синагога.
В конце19 века в Пермской губернии имелось православных соборов и церквей – 805, монастырей – 12, часовен – 1573, верующих – 2 381 552 чел.; единоверческих церквей – 74, часовен – 19, верующих - 155 199; старообрядческих молелен – 53, скитов – 17, верующих – 127 755; римско-католических церквей – 2, верующих – 1421; лютеранских кирх – 2, верующих – 699; синагог – 4, верующих – 1407; мечетей – 195, верующих – 132 050; язычников – 18 754. До настоящего времени язычество сохранилось у марийцев и удмуртов, поселившихся в результате миграций 16-17 вв. в южных районах Пермского края.
На сегодняшний день в составе религиозных граждан православных - 70%, мусульман – 4%, 2% - старообрядцев, около 2% населения Прикамья относят себя к другим конфессиям, и, наконец, около 20% населения не связывают себя с определенной конфессией.
Глава 2.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Русская Православная Церковь - самая крупная из 15 восточных Православных автокефальных Церквей. Русь приняла христианство в 988 году еще до его разделения на Западную и Восточную церкви. Священный Синод. Патриаршество было восстановлено в 1917 году
В качестве самостоятельной Пермская епархия была утверждена 16 октября 1799 года. Ее первым епископом стал Иоанн (Островский). Епископы первоначально носили титул «Пермский и Екатеринбургский», затем «Пермский и Верхотурский», а с конца XIX века, после выделения Екатеринбургской епархии в самостоятельную структуру - «Пермский и Соликамский».
С 2002 года и по настоящее время Пермской епархией управляет епископ Иринарх (Грезин).
Каноническая территория Пермской и Соликамской Епархии совпадает с территорией Пермского края. Пермская епархия состоит из 215 приходских и монастырских храмов, объединенных в 13 Благочиннических округов (Всехсвятский Монастырский; Петропавловский; Успенский; Закамский; Нытвенский; Добрянский; Верещагинский; Северный; Коми-Пермяцкий; Кунгурский; Лысьвенский; Южный. )
В епархии зарегистрированы и действуют 5 мужских и 9 женских монастырей:
МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ
ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ
В крае действуют разнообразные православные духовные учебные заведения :
При Успенском женском монастыре Перми проводятся занятия на катехизаторских курсах.
В Свято-Троице-Стефановом мужском монастыре Перми успешно работает школа православия для молодежи.
При православных общинах Прикамья действуют воскресные приходские школы и катехизаторские курсы.
Пермская епархия ведет широкую культурно-просветительскую, благотворительную, социальную и иную гуманитарную деятельность.
Ежемесячно выпускается газета «Православная Пермь». В качестве приложения к ней выходят вероучительные, миссионерские и проповеднические издания.
В январе 2005 года создан Православный религиозно-философский клуб «Логос» - место встречи науки и религии, философии и богословия, общества и Церкви.
Ведется активная работа по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством.
Активно действует православная молодежная организация и проводится миссионерская работа.
Духовенство Пермской епархии проводит активную работу по окормлению лиц, находящихся в местах лишения свободы. На территории пенитенциарных учреждений созданы и действуют 7 храмов и 23 молитвенные комнаты (помещения).
На конец июня сего года Пермская епархия насчитывала 192 прихода. Это не так уж и много на фоне свыше 500 приходов, существовавших в нашем крае в дореволюционном прошлом. С другой стороны, все нынешние прихожане - это действительно верующие люди. Тогда как до революции в храм нередко ходили "для галочки". Вспомним хотя бы чиновников тех лет, служебная карьера которых зависела и от исполнения ими "христианского долга". Статистических данных о количестве православных нет. Но по результатам исследований профессора М. Г. Писманника известно, что около 87,9% верующих Пермского края составляют приверженцы Православной Церкви.
Глава 3.
ИСЛАМ
Временя появления ислама на территории Пермского края X век. Скорее всего, ислам был привнесен в Прикамье башкирскими племенами и казанскими татарами при переселении. В конце XIX – начале XX века исламские традиции играли значительную роль в бытовой жизни татар и башкир. В религиозных праздниках и обрядах татар и башкир Прикамья проявляются общемусульманские традиции.
Применительно к Пермскому краю можно говорить о мирном, постепенном утверждении ислама посредством торговых контактов с соседними регионами. Первые письменные источники по истории пермских мусульман датируются кон. 18 века. По данным Х. Мозеля, в конце 18 в. в Пермской губернии проживало 789109 человек, среди которых 379874 русских, а остальные – “иноверцы” (магометане, лютеране и католики). По переписи 1897 г. в Пермской губернии проживало 151495 мусульман. В г. Перми первая мусульманская мечеть появилась в кон. 19 в
К 1990-х гг. наметились кризисные явления во внутриобщинном управлении и духовной жизни. Возрождение началось несколько позже, чем в соседних регионах. В 1989 г. общине верующих было передано здание Соборной мечети. В 1992 г. образовано Мухтасибатское правление во главе с имамом – мухтасибом Н. Сахибзяновым (1992-1994 гг.). По приблизительным подсчетам, в крае проживает ок. 200.000 мусульман. Большинство из них исповедует суннизм. С 1990-х гг. численность пермских мусульман увеличивается за счет притока мигрантов из бывших советских республик. В крае зарегистрировано 77 мусульманских организаций (37 % от всех зарегистрированных религиозных организаций в крае, шестое место по числу среди регионов ПФО и 19-е место по стране).
В настоящее время на территории Пермской области действуют десять мухтасибатов: Первый, Второй и Третий Бардымский Мухтасибаты (Бардымский и Осинский районы), Уинско-Ординский (Уинский и Ординский районы), Октябрьский (Октябрьский район), Кунгурский (Кунгурский, Лысьвенский, Березовский, Кишертский, Суксунский районы), Чернушинский (Чернушинский, Куединский и Чайковский районы), Березниковский (г. Березники, Соликамский, Усольский, Красновишерский, Чердынский районы), Кизеловский (Кизел, Губаха, Александровск, Гремячинск, Чусовой) и Пригородный (Пермский район). Руководителем мухтасибата является имам-мухтасиб. Имам-мухтасиб назначается Указом регионального Муфтия. В начале 90-х годов XX века в нашем регионе действовало 2 мечети: в микрорайоне Крылова г. Перми и в с. Кояново. В 1992 г. было создано Мухта-сибатское Правление мусульман Пермской, Кировской областей и Удмуртии. IV Меджлис (съезд) мусульман региона, прошедший 28 января 2006 г. принял устав Муфтията в новой редакции и 16 февраля 2006 г. Муфтият был перерегистрирован под названием Централизованная религиозная организация «Духовное Управление мусульман Пермского края». При Пермском муфтияте существует Исламский центр по противодействию псевдорелигиозным течениям, экстремизму и терроризму. Муфтият выпускает газету «Халык авазы» («Глас народа»). В Пермском Муфтияте применяются различные методы социального служения: волонтерский уход за престарелыми, служба содействия по усыновлению детей сирот и беспризорных, благотворительные программы помощи бедным, обездоленным, престарелым и многодетным семьям. Приходы Муфтията оказывают благотворительную помощь на местах детским домам, домам престарелых, детским садам и школам. В некоторых приходах организованы благотворительные столовые. Муфтият ведет целенаправленную работу по взаимодействию с представителями академической науки в целях изучения истории башкир и татар, Ислама в Прикамье. Весной 2000 года, в Пермской области создано представительство Духовного Управления Мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Духовным центром от мусульманской общины ДУМЕР стала Соборная мечеть г. Перми. Соборная мечеть г. Перми издает собственную газету «Ислам в Пермском крае». Также при Соборной мечети г. Перми работают воскресные курсы изучения основ Ислама. Летом 2006 г. зарегистрировано учреждение специального религиозного мусульманского образования «Медресе г. Перми».
Глава 4.
ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ.
4.1. СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Таково общее название религиозных течений, возникших во второй половине XVII века в результате раскола в православной церкви, вызванного церковной реформой патриарха Никона, внесшего исправления в церковные книги и отдельные обряды.
В Прикамье старообрядцы поселяются уже во второй половине XVII века. Особенно много их было в Осинском уезде, в горно-заводскик поселениях. К 1917 году на территории области действовало около 100 старообрядческих церквей.
До 1932 г. Пермь являлась центром Пермско-Тобольской епархии, последний епископ которой Иоанникий был расстрелян в 1932 г. На соборе 1999 г. (в Москве) восстановили Уральскую епархию с центром в г. Перми. В епархию входят: Пермская, Свердловская, Челябинская, Курганская области, Башкирия, Коми-Пермяцкий округ, Оренбургская область. В пределах Пермской области официально зарегистрированы приходы в Перми, Очере, Верещагине, Чайковском, Кудымкаре, на станции Менделеево, в селах Бородулино, Сепыч, Путино, Лысьва, деревня Тойкино Большесосновского района.
В Пермской области находятся два прихода Новозыбковской архиепископии (г. Соликамск и деревня Ваньково).
Общины Древлеправославных христиан-старообрядцев действуют в Красновишерском районе и в г.Соликамске.
В Лысьве функционирует община поповцев часовенного согласия.
4.2. КАТОЛИЧЕСТВО
Одна из основных и самая распространенная христианская конфессия (более 1 млрд. человек). Имеет своих приверженцев практически во всех странах мира . Главою Римо-католической Церкви является Римский папа. С 2005года им является Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер). Резиденция папы и основные органы управления находится в Ватикане (Рим, Италия).
Католическую веру в Прикамье принесли в 30-х годах XIX века ссыльные поляки. В 1838 году в Перми в доме помещика Яковлева на Большой Ямской (сейчас улица Пушкина) состоялось открытие католической часовни. Но в 1842 году она была разрушена пожаром, вместе с которым сгорели документы и церковная утварь.
В 50-х годах XIX века начинается вторая волна ссылок, что увеличивает численность католиков в Перми и ее окрестностях. В 1875 году по проекту архитектора Карвовского был построен новый католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание выполнено в готическом стиле. К моменту постройки в нем числилось около 1000 прихожан. В 1936 году храм был закрыт. Ряд прихожан и священник Франциск Будрис были расстреляны. В 1958 году Франциск Будрис и все проходившие с ним по делу люди были реабилитированы.
Католическая церковь всегда была местом, где помимо богослужений проходила культурная и общественная жизнь прихожан. В храме проводятся собрания, беседы и концерты.
Возрождение католичества началось в 1993 году, когда группа пермских верующих создала общину. Католическая община добилась возвращения здания храма в 1994 году.
Пермская католическая церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - один из немногих католических храмов на территории России, переданных государством Католической Церкви и окончательно восстановленных. Пермская католическая церковь была объявлена Юбилейным Храмом (в котором можно получить индульгенцию – освобождение от временного наказания за грехи, в которых верующий уже покаялся). Всего таких Юбилейных Храмов на территории Европейской части России только четыре (кроме Перми - в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде).
. А в 1998 г. было завершено восстановление храма, и архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил повторное освящение церкви.
Пpи церкви работают: Воскресная школа для детей и взрослых
Международная благотворительная организация «Каритас». Занимается духовной и материальной поддержкой малообеспеченных слоев населения. Паломническая служба. Центр психологической реабилитации людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Семейная консультация. Сотрудники консультации оказывают психологическую и методическую помощь в регулировании семейных и супружеских отношений. Церковный хор. Пермский Центр Польской Культуры. В этом Центре взрослых и детей обучают польскому языку и знакомят с историей и культурными традициями Польши. Приходская библиотека.
Община «Матери в молитве». В этой общине, которая является частью Международного молитвенного движения мирян «Матери в молитве», матери молятся за своих детей и за детей всего мира.
Община монашеского ордена Миссионерок Любви (Сестры Матери Терезы из Калькутты) и орден сестер Святого Креста
В настоящее время в католическом приходе ежедневно проходят богослужения на русском, польском, немецком и латинском языках. Также при приходе работают воскресные школы для детей и взрослых. В помещении храма проводятся беседы и лекции, звучат концерты классической и духовной музыки.
4.3. ПРОТЕСТАНТИЗМ
Это одно из трех (наряду с православием и католицизмом) основных направлений в христианстве. Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных конфессий, связанных своими корнями с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Протестанты отвергли авторитет Папского престола, упразднили церковную иерархию и институт монашества, отказались от пышности богослужений, отбросили ряд католических обрядов , оставив лишь таинства крещения и причащения. В качестве важнейших принципов протестанты провозгласили: исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения, священство всех верующих и возможность спасения личной верой.
Протестанты особенно распространены в США, Канаде, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии и скандинавских странах.
Протестанты (главным образом, лютеране) начинают появляться в России уже в XVI веке. В Прикамье первые протестанты появились при Петре I (пленные шведы-лютеране в Соликамске). В начале XIX века в Пермской губернии стала интенсивно развиваться промышленность и процветать торговля. Это потребовало приезда специалистов-мастеров из Прибалтийских стран и Германии. Постепенно в г. Перми образовалась Лютеранская община, и было решено построить на пожертвования прихожан Лютеранскую церковь. 12 февраля 1864 г. новая церковь (кирха), построенная в центре Перми была освящена. Регулярные богослужения с этого времени проводились пасторами Перми и Екатеринбурга.
В 1918 г., по декрету Советского правительства, церковь перешла в государственную собственность, но служба в ней не прекращалась до 1935 г. 22 мая 1935 г. церковь закрыли. В 1981 г. в Перми вновь стала формироваться Лютеранская община. Первоначальная численность пермских лютеран составляла 10-12 человек: они собирались на частных квартирах. В декабре 1991 г. облисполком передал общине здание пастората. Община была официально зарегистрирована. С этого времени проповедники К. Вибе и П. Паульс проводили богослужения в пасторате. В апреле 1995 г. здание церкви было передано в собственность верующим. Главную роль в Лютеранской Церкви играет община, которая избирает совет общины на общем собрании. Общее собрание общины избирает пастора, по представлению Епископа. В общинах, где нет пастора, его обязанности выполняет проповедник.
Три и более общин объединяются в пропство. К Пермскому пропству относятся: общины Перми, Соликамска, Березников, Гремячинска, Губахи, Кизела (шахта Широковская), поселков Голдыревский и Новоильинск. Во главе пропства стоит пастор Рерих Давид Давидович.
Так же в Прикамье действуют и другие направления протестантизма. Пресвитерианские церкви г. Березники и г. Соликамске. Евангельские христиане-баптисты - две общины в Перми местные общины евангельских христиан действуют в городах Чайковский, Березники, Чусовой, Краснокамск, Чермоз и Чернушка.
Старшим пресвитером общин регионального объединения Пермской области является Вечерковский Роман Борисович.
4.4. ИУДАИЗМ
Иудаизм (от др. евр. «егудим» - жители древней Иудеи) - национальная религия евреев. Иудаизм древнейшая в истории монотеистическая (единобожная) религия. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам.
Иудейская община сформирована в Перми в середине XIX века и прекращала свою официальную деятельность лишь с 1934 по 1943гг. К 1917г. в Перми было три синагоги. Действующая сегодня синагога построена в 1913г. на пожертвования общины. После революции синагога была национализирована большевиками и лишь в 1993г. возвращена верующим.
Иудейская община г. Перми входит в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.
Синагога проводит благотворительную деятельность, в здании действует Пермская еврейская национально-культурная автономия, работает воскресная школа, библиотека, музей. Главным раввином г. Перми и Уральского региона является раввин Шмуэль Корень (Израиль).
4.5. СЕКТЫ.
В историческом контексте Прикамья в силу этнической специфики межрелигиозные отношения складывались в первую очередь в русле взаимодействия Православия и Ислама. В XVIII-XIX вв. в эти отношения включились также иудеи, католики и лютеране. Характерно, что до начала ХХ века принадлежность к той или иной религиозной конфессии определялась в основном принципом этнической идентичности. Другими словами, римо-католицизм исповедовали главным образом поляки, иудаизм – евреи, лютеранство – немцы и т.д. Несколько изменилась ситуация в первом десятилетии ХХ века, когда в Перми появились баптисты и адвентисты седьмого дня. Однако общий религиозный фон региона от этого изменился мало. Лишь с начала 1990-х годов появляются так называемые «новые религиозные образования», которые, ведя шумные рекламные компании и активную вербовочную деятельность, очень скоро приобрели большое число последователей.
Расцвет сектантства в современной России во многом является закономерным следствием того, что в нашем обществе почти семьдесят лет практически не велась и была под запретом религиозная жизнь.
Пользуясь элементарной религиозной безграмотностью населения, новоявленные пророки и гуру за короткое время завлекли в различные секты большое число доверчивых граждан.
На сегодняшний день в Пермском крае зарегистрировались и действуют 370 религиозных организаций и сект. Из наиболее заметных сект в нашем крае активно действуют такие, как «Церковь» сайентологии, Международное общество сознания Кришны, Общество Свидетели Иеговы , «Церковь» Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), организация «Церковь - Семья Божия», а секта «Новый Завет» вообще по численности последователей уверенно занимает 3 место в регионе после православных и мусульман.
Следует подчеркнуть, что во многих странах вышеперечисленные секты запрещены государственным законодательством.
Глава 5.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ БЕРЕЗНИКОВ.
портрета г. Березники.
В последние годы уровень религиозно ориентированных граждан составляет от 70% до 90% общей структуры населения Прикамья и Березников. Убежденные верующие образуют около трети всей численности религиозных граждан.[1]
В городе Березники действуют 15 религиозных организации, которые представляют более 10 конфессий.
Наиболее многочисленная конфессия Русская Православная Церковь - Пермская епархия. В городе епархия объединяет 2 зарегистрированные религиозные организации, которые используют для религиозных культов и обрядов 3 храма (храм Иоанна Предтечи, храм святой мученицы Татьяны, храм-часовня во имя целителя Пантелеимона) и 1 монастырь (Спасо–Преображенский женский монастырь)
Мусульмане представлены в городе 3 религиозными организациями, действует 1 молельный дом.
Католическая конфессия представлена «Приходом Царицы Мира. Римское католическое объединение».
Так же в городе действуют разнообразные религиозные объединения: - Церковь христиан Веры Евангельской Пятидесятников «Новый Завет»
- Церковь Христиан-адвентистов 7-го Дня
- Церковь Евангельских Христиан-Баптистов
- Храм сознания Кришны
- Религиозная группа лютеран
- Филиал Пермского общинного центра «ХаБаД» Любавич Ор Авнер»
- Общественная организация российских немцев «Возрождение»
- Березниковское городское отделение Пермской региональной благотворительной общественной организации «Гуманитарная миссия «Харе Кришна – пища для жизни»
- Церковь «Свет истины»
К огромному сожалению, не удалось найти достоверных статистических данных о религиозных предпочтениях березниковцев. Скорее всего, конфессиональный портрет Березников будет совпадать с конфессиональным потртретом Прикамья.
В последние годы религиозные организации расширили общественно значимую культурно-просветительскую работу, образовательную деятельность, больше уделяют внимания милосердию и благотворительности.
Выстраивая систему отношений с религиозными объединениями, администрация города придерживается концепции светского государства, содействует развитию взаимопонимания и терпимости, укреплению межконфессиональных отношений.
Религиозные организации все больше начинают участвовать в социальных проектах. Администрация города поддерживает социальное служение конфессий в области культуры, благотворительности, образования. Признавая роль православия в становлении и развитии духовности и культуры, уважая роль религий в духовно-нравственном воспитании населения, верующим возвращаются культовые здания. Администрация города оказывает помощь в восстановлении храмов – памятников истории и культуры, выделяет земельные участки под строительство новых культовых зданий.
Существование такого количества различных конфессий в едином пространстве зачастую влечет за собой разногласия и противоречия на религиозной почве, однако история города не знает примеров таких прецедентов.
5.2. Исследование религиозного состава учеников
восьмых классов МБОУ СОШ № 29.
Мы решили составить конфессиональный портрет восьмиклассников нашей школы.
Для этого мы сначала провели анкету в 8 классах, в которой задали ученикам два вопроса: 1) Какова ваша религиозная принадлежность? 2) Как часто вы посещаете религиозные службы? В анкетировании участвовал 81 человек, это ученики 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классов.
После анализа анкет выяснилось, что 64,1% восьмиклассников относят себя к православию. Правда, из них регулярно посещают церковь лишь 5,8%.
Ещё 3,7% учеников отнесли себя к исламу, из них службы регулярно посещают 1,9%.
Так же среди ребят нашлись представители католической веры и представители евангельских христиан баптистов менее 2,4%.
Атеистами и неопределившимися себя назвали 29,8% опрошенных.
В целом данные по опросу восьмиклассников очень близки с данными конфессионального портрета Пермского края.
Заключение.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).
Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и священных книгах содержатся непреходящие общечеловеческие ценность культуры и морали. Без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.
В ходе работы выяснилось, что Пермский край отличается конфессиональным разнообразием. Проникновение разнообразных религий началось еще в 9 веке продолжается, и по сей день.
Структура религий в Пермском крае не отличается от соотношения религиозных конфессий в России в целом. Самой распространенной религией среди жителей Прикамья является православие (70%). На втором месте, с большим отрывом, по числу верующих стоит ислам (2%). Незначительную долю верующих составляют представители старообрядничества, католицизма, протестантизма, иудаизма и др. Среди пермяков есть 20 % атеистов.
Город Березники отражает конфессиональную ситуацию Пермского края. Очень четко религиозная структура Прикамья нашла свое отражение в исследовании среди восьмиклассников нашей школы.
Большая часть религий проповедует добро, любовь к своей стране и близким. На территории Пермского края и Березников обрели свой дом многие народы. Обладая своими религиозными традициями и обычаями, они всегда жили дружно. Никогда между ними не было серьезных конфликтов. Хочется надеяться, что мирное проживание нардов края продолжится, и что они не потеряют своей религиозной самобытности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение 1.
Статистические данные о зарегистрированных религиозных объединениях в Перми и Пермской области
№ | Наименование конфессии | Количество зарегистрированных единиц (церквей, приходов, общин и пр.) | |
Пермь | Пермский край | ||
1 | Русская православная церковь | 27 | 173 |
2 | Русская православная церковь за границей | 3 | 1 |
Старообрядцы: | |||
3 | Русская православная старообрядческая церковь | 2 | 8 |
4 | Древлеправославная церковь | - | 3 |
5 | Римско-католическая церковь | 1 | 2 |
6 | Армянская апостольская церковь | 1 | - |
7 | Ислам | 8 | 81 |
Иудаизм: | |||
8 | Ортодоксальный иудаизм | 3 | 1 |
9 | Прогрессивный иудаизм | 1 | |
10 | Евангельские христиане-баптисты | 3 | 8 |
11 | Евангельские христиане | 3 | - |
12 | Адвентисты седьмого дня | 3 | 6 |
13 | Евангелическо-лютеранская церковь | 2 | 2 |
14 | Христиане веры евангельской – пятидесятники | 8 | 37 |
15 | Пресвитерианская церковь | - | 3 |
16 | Свидетели Иеговы | 1 | 3 |
17 | Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны) | 1 | - |
18 | Ассоциация «Церквей Объединения» (Муна) | 1 | - |
19 | Сознание Кришны (Вайшнавы) | 1 | 1 |
20 | Вера Бахаи | 1 | - |
Иные вероисповедания: | |||
21 | Христианская религиозная организация «Церковь-Семья Божия» | 1 | - |
Приложение 2.
Зарегистрированные секты, действующие на территории Пермского края (на 1 января 2008 г.)
СЕКТЫ Количество зарегистрированных единиц (общин, групп, центров и пр.)
Постпротестантские
Евангельские христиане-баптисты 8
Адвентисты седьмого дня 7
Пермская Церковь Иисуса Христа 1
Евангельские христиане 1
Итого 17
Неопятидесятнические
«Новый Завет» 24
«Церковь Иисуса Христа» 2
«Новая жизнь» 1
«Армия Господа» 1
«Благодать» 1
«Освобождение в Иисусе» 1
«Молодежь с миссией» 1
«Западно-Уральская миссия» 1
«Единство во Христе» 1
«Свет Истины» 1
«Церковь Троицы» 1
«Новый путь» 1
Пермский центр христиан веры евангельской 1
Итого: 37
Неоиндуистские
Международное общество сознания Кришны 2
Итого: 2
Остальные
Общество сторожевой башни (Свидетели Иеговы) 4
Христианская религиозная организация «Церковь – Семья Божия» 1
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 1
Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства – церковь объединения (муниты) 1
Последователи веры Бахаи 1
Итого: 8
Два Мороза
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка "12 месяцев". История и современность
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
10 осенних мастер-классов для детей