Данная работа получила Диплом лауреата регионального конкурса исследовательских работ "Я - исследователь"
Вложение | Размер |
---|---|
vlijanie_fizicheskoj_nagruzki_na_chastotu_pulsa.zip | 2.76 МБ |
2.1. Что такое сердце и как оно работает.
2.2. Кровеносные сосуды.
3.1. Характеристика метода исследования.
3.2. Анализ результатов исследования пульса.
Цель исследования:
2.Исследовать пульс у детей начальных классов МОУ Большетумановская СОШ.
Задача исследования:
Определить влияние физической нагрузки на частоту пульса.
Объект исследования:
Учащиеся 2, 3, 4 классов МОУ Большетумановская СОШ – 20 человек.
Метод исследования: пальпация.
Этапы проведения исследования:
1. Сбор информации.
2. Обзор литературы.
3. Проведение исследования.
4. Написание работы.
5. Анализ полученных результатов.
Исследование включало в себя измерение пульса до физической нагрузки, сразу после нагрузки, спустя 10 мин. после нагрузки.
I.Введение.
Я самый обыкновенный мальчик 10 лет, который, как и многие другие мальчишки моего возраста любит играть в подвижные игры, футбол, гонять на велосипеде. Я заметил, что во время этих занятий моё сердце начинает учащённо биться, а положив руку на запястья, я ощущаю какие – то странные толчки. Я подошел к маме и спросил: «Что это за толчки?»
- Это пульс, - ответила она.
- Что такое пульс?
Я очень заинтересовался этим вопросом и решил узнать, что такое пульс, почему он бьётся то часто, сильно, то его не ощущаешь? Я стал искать эти ответы в энциклопедиях, медицинской литературе.
II. Теоретическая часть.
Пульс – это толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванные движением крови, выбрасываемой сердцем. Наше сердце – это мышечный полый орган, размером примерно с наш кулак. Он расположен почти в центре грудной клетки за грудиной и немного смещён влево.
Сердце представляет собой мышечный насос, который постоянно перемещает кровь и содержащие в ней кислород и питательные вещества по всему организму. Сердце ритмическими сокращениями приводит в движение всю кровь в кровеносных сосудах.
Кровеносные сосуды оплетают все органы и проникают во все ткани тела человека.
Сосуды, которые доставляют кровь от сердца к другим органам, называют артериями – по ним течёт артериальная кровь. Она ярко–красная, обогащённая кислородом.
Сосуды, через которые кровь возвращается к сердцу от органов, называют венозной. По ним течёт обеднённая кислородом и поэтому более тёмная венозная кровь.
Самые мелкие (тончайшие) сосуды называют капиллярами, именно через их стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями.
В медицинской литературе я прочитал, что механизм образования пульсовой волны таков: кровь ритмично выбрасывается в аорту левым желудочком сердца, создаёт колебания внутри артериального русла и приводит к эластичному растяжению и спаданию стенок артерий.
Различают следующие свойства пульса.
1.Частота.
2.Ритм.
3.Напряжение.
4.Наполнение.
5.Скорость.
Частота пульса – это количество пульсовых волн в 1 минуту. Она зависит - от возраста: у новорождённых детей 125 – 160 уд/мин., у детей 5 лет – 80 – 100 уд/мин., у детей 10 лет – 75 – 85 уд/мин., у взрослых – 60 – 80 уд./мин.
- от пола: у женщин чаще, чем мужчин;
- от физической нагрузки: чем интенсивнее нагрузка, тем чаще пульс;
- от температуры тела и окружающей среды: учащается при повышении температуры;
- от эмоционального состояния – повышается при психическом напряжении, волнении.
У здорового человека сокращение сердца и пульсовые волны следуют друг за другом, через равные промежутки времени. В этом случае пульс называют ритмичным. В противном случае – аритмичным.
Напряжение пульса – сила, которую нужно приложить при надавливании на артерию, чтобы прекратить пульсацию. Наполнение пульса определяется количеством крови, образующие пульсовую волну. При хорошем наполнении можно нащупать пальцем высокую пульсовую волну, а при плохом - пульс слабый, пульсовые волны плохо различаемы. Скорость пульса – это учёт быстроты подъёма пульсовой волны.
III.Практическая часть.
Я узнал, что пульс можно исследовать 2 способами.
1.Пальпацией.
2. Сфигмографией.
Меня заинтересовал метод пальпации.
Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию. Общепринятое место прощупывания пульса – лучевая артерия. Можно прощупать пульс на височных артериях, на сонной и бедренной артериях. Основным методом исследования пульса является ощупывание, которое производится обычно на ладонной поверхности предплечья у основания i пальца, на лучевой артерии. Рука должна лежать свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации. Исследование пульса на лучевой артерии надо обязательно проводить на обеих руках и только при отсутствии разницы в свойствах пульса можно ограничиться дальнейшим исследованием его на одной руке. Кисть свободно захватывают правой рукой в области лучезапястного сустава и помещают правой рукой на уровне сердца. При этом V палец располагают с локтевой стороны, а IV, III и II – с лучевой, непосредственно на лучевой артерии. В норме получается ощупывание мягкой, тонкой, ровной и упругой трубки, пульсирующей под пальцем. Нащупав пульсирующую артерию тремя пальцами, с умеренной силой прижимают её к внутренней стороне лучевой кости. Не следует сильно прижимать артерию, так как под давлением пульсовая волна может исчезнуть. Нельзя прощупывать пульс своим V пальцем, так как и в нём проходит пульсирующая артерия, что может ввести в заблуждение. Если пульс на лучевой артерии почему – то не прощупывается, то исследовать можно, прощупав на височной или сонной артериях.
Анализ результатов исследования.
В исследовании принимали участие 20 человек: 10 девочек и 10 мальчиков.
Наибольшее количество детей составляли дети 9 лет – 45%.
Рис.1. Распределение учащихся по возрасту.
Средняя частота пульса у девочек в покое до нагрузки составляет 84 уд/мин., у мальчиков – 85 уд/мин.
После нагрузки у девочек среднее значение пульса составляет 140 уд/мин., у мальчиков – 137уд/мин.
Через 5 мин. после нагрузки частота пульса у девочек в среднем 117 уд/мин., у мальчиков - 101 уд/мин.
Средняя частота пульса у девочек и у мальчиков представлена в виде диаграммы на рисунке 2.
Рис.2.
Таким образом, мы выяснили, что частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков. После нагрузки пульс действительно учащается у девочек в среднем на 56 ударов, а у мальчиков на 52 удара.
Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни.
Теперь сравним пульс у мальчиков, регулярно занимающихся спортом.
Объект исследования отражён в таблице 1.
№ п/п | Критерии | Количество детей. | % |
1. | Занимающиеся спортом. | 4 | 40 % |
2. | Не занимающиеся спортом. | 6 | 60 % |
3. | Итого. | 10 | 100 % |
Табл.1. Сравнение пульса у детей занимающихся спортом и не занимающиеся спортом.
Изменение частоты пульса у мальчиков в ответ на физическую нагрузку отражено на рисунке 3.
Рис.3.
Мы видим, что пульс в ответ на физическую нагрузку сильнее учащается у мальчиков, не занимающихся спортом. Следовательно, можно предположить, что спорт благотворно влияет на сердце.
IV.Заключение.
В ходе исследовательской работы я сделал следующие выводы:
1. Пульс в покое у мальчиков чаще, чем у девочек, хотя в литературе данные другие.
2. Во время физической нагрузки пульс учащается.
3. Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков.
4. В ответ на физическую нагрузку пульс сильнее учащается у мальчиков, не занимающихся спортом.
V. Литература.
1. Заликина Л.С. Учебное пособие по общему уходу за больными.-2-е издание. М.; Медицина, 1979г. – с.201 – 203.
2. Галкин В.А.. Внутренние болезни с уходом за больными и основами патологии. М.; Медицина, 1976г. с.159.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Лиса-охотница
Неньютоновская жидкость
Проказы старухи-зимы
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?