Статья освещает вопрос влияния молодежной моды в ее проявлении-субкультура на формиорование имиджа.
Вложение | Размер |
---|---|
sharevich_subkultury_i_formirovanie_molodezhnogo_imidzha.doc | 42.5 КБ |
СУБКУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
МОЛОДЕЖИ
Шаревич К. С.
ОГБОУ СПО « Белгородский механико-технологический колледж»
г. Белгород
Актуальность данной темы продиктована современной политической, экономической и социокультурной ситуациями в российском обществе. Молодые люди в демократическом государстве получили свободу самовыражаться, используя при этом самые различные способы и средства: начиная с внешнего вида заканчивая свободой художественного творчества. Широкое и многостороннее развитие способов проявления, самоидентификации, выражения идей порождает не только новые формы, но и разнообразие знаково-символического содержания, изучение которого приближает к пониманию молодежных субкультур как феномена современной культуры.
Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблематике имиджа. Имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации), пола имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности. На современном этапе развития российского общества наблюдается многокрасочная социальная картина, состоящая из различных групп молодежи. Все эти группы в той или иной степени представляют собой молодежную субкультуру, с определенными ценностями, установками, способами поведения. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. Мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе. Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.
В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал, в личностной самореализации, которая лишь отчасти удовлетворяется имиджам. Под субкультурой социальных групп следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Одним из основных средств протеста молодежь выбрала такую форму манифестации как одежду, кардинально меняющуюся с приходом каждой новой субкультуру. Миролюбивые хиппи, отличавшиеся пристрастием к ярким восточным мотивам и естественности, "передали эстафету" агрессивным, воинственным панкам, после которых стало практически невозможно разобраться в бурно нахлынувшем субкультурном потоке. В современную эпоху постмодернизма субкультуры уже не следуют одна за другой, а возникают практически одновременно, используя все ту же форму манифестаций – отличительный внешний вид. Подобно членам племенных сообществ "маркирующих" соплеменников особыми метками, в молодежной среде своеобразные отличия позволяют идентифицировать их обладателей со своей группировкой. Например, у байкеров черные кожаные куртки с различными знаками, потрепанные джинсы, тяжелые мотоциклетные ботинки, отечественные стиляги (современное название этой субкультуры-мажоры) середины 1950-х напоминали экзотических ярких птиц среди стаи одинаковых воробьев. Позднее, развилось подражательное панк движение. За угрожающей внешностью панков скрывалось стремление, во что бы то ни стало привлечь внимание общества к своим проблемам. Увлечение новым музыкальным направлением, хард-роком, привело к появлению "металлистов" или "рокеров".
В нашей стране подражательные субкультуры появлялись с некоторым запозданием, когда постмодернизм уже успел повлиять на все сферы культуры. История советских (российских) молодежных субкультурных движений миновала первоначальную фазу линейного развития, пройденную на Западе. В нашей стране одновременно возникало и сосуществовало множество молодежных субкультур. В настоящее время молодежные субкультуры в России получили возможность глубже узнать не только о внешности, но и о внутренних, теоретических основах западных "собратьев".
Термин "имидж" правомерно употреблять и по отношению к конкретной субкультуре. Внешний имидж молодежной субкультуры складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт. Разнообразие стилей жизни в современном обществе порождает разнообразие имиджевых массовых действий, открыто выражающих свои интересы и лозунги, которые наполняются особым смыслом и значением и понимается уже как знак протеста или поддержка чего-либо, обладающая определенной идеей. Таким образом, можно говорить об имидже, как о знаковой системе, которая представляет собой комплекс внешних символов и поведенческих (внутренних) установок конкретного человека или группы лиц.
Имиджевые действия - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной социальной группы, например, молодежной субкультуры. Все это доказывает значимость имиджа в молодежной субкультуре.
В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Несмотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу. Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.
Имиджевые действия - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов самовыражения.
Имидж не только играет важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.
Имидж выступает как в роли знака идентификации молодых людей, так и в роли символа протеста современному обществу. Для некоторых молодежных субкультур этот протест превращается в политический, на основе такого манифеста и зародилась субкультура панков, которая всем своим внешним видом символизируют несогласие и неподчинение общественным нормам и законам государства.
Таким образом, имиджевые действия - это комплексная, знаковая система, включающая в себя как символы внешнего облика молодежных субкультур, так и символы различных форм художественного творчества, духовного опыта молодых людей. Субкультуры, как социальное и культурное явление влияет и формирует в молодежной среде определенные взгляды, образ жизни и поведение.
Список литературы.
1. Гертман О. Молодежная (контр) революция. [Текст] / О. Гертман // Знание-Сила. - 2007. - янв. - с.46-58.
2. Ерохина Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект [Текст] / Н.Н. Ерохина. // Социологические исследования - 2006. - №11. - С.95-102.
3. Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. - М.: 2004. - с.381.
4. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические Исследования - 2002. - №10. - С.79-87.
5. Туркатенко. Молодежные субкультуры сегодня. [Текст] / А. Туркатенко // Знание - Сила. - 2007. - январь. - с.59-64.
6. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравится людям / Сост. Шепель В.М. - М.: 2002, с.258. .
Мост из бумаги для Киры и Вики
Привередница
Нора Аргунова. Щенята
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем зимние домики