Настоящая работа представляет исследование учащейся Олемской Юлии (9 класс) в рамках областного конкурса "Край Воронежский православный". Работа победила в номинации "За веру и достоинство".
Вложение | Размер |
---|---|
svyatoy_prazdnik_ioanna_bogoslova.doc | 373.5 КБ |
МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области
XI областной краеведческий конкурс среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный»
Номинация: Школьники 14 – 17 лет
Исследовательская работа
«Праздники народного календаря на примере праздника в честь Иоанна Богослова в селе Колыбелка Лискинского района Воронежской области»
Работа выполнена: Олемской Юлией,
Ученицей 9 класса
Руководитель: Лущикова Галина
Степановна, учитель
истории и общество-
знания I кв. категория
Колыбелка- 2012
Содержание работы:
III. Заключение.
Основные цели моей работы:
«Колыбелка, край мой милый –
Колыбель моих надежд.
Ты источник моей силы ,
Ты последний мой рубеж»
Товкациер А.Б.
Сложна и тяжела многовековая история нашей Родины, нашего Отечества. Есть у нее и светлые, и темные страницы. Как в прошлое, так и в нынешнее время история складывалась и складывается огромными физическими и интеллектуальными усилиями народов, ее населяющих, а в самые суровые годы и на крутых виражах – оплачивается дорогой ценой невосполнимых человеческих потерь. И у каждого человека есть своя маленькая Родина, свой милый сердцу уголок, где он родился, вырос, сделал свои первые шаги, добился своих первых побед и признаний. У меня тоже есть такое место – это маленькая точка на карте нашей огромной страны, расположенная в самом сердце российского Черноземья, это мое родное село с таким красивым, поэтическим названием – Колыбелка! Село, каких много на карте Лискинского района Воронежской области, и село, каких лучше и краше для меня нет!
Вы спросите, почему? Что есть в моей малой Родине такого, какого нет в других местах нашей необъятной страны? Я считаю, что это его самобытная история, его замечательная природа, его люди, которые создавали, приумножали, в лихолетье сохраняли те традиции, которые отличают один народ от другого, в которых выражается сама душа народа. А, как сказал кто-то из великих, «народность есть выражение любви к Отечеству». Одним из выражений народности является традиционный русский календарь, который совмещает два пласта национальной культуры: земледельческий календарь и церковный календарь.
Я хотела бы остановиться на церковном календаре и познакомить всех с Престольным праздником села Колыбелка, который отмечается 9 октября. Это день в честь Иоанна Богослова, одного из самых любимых апостолов Иисуса Христа. Несмотря на тяжелые времена, этот праздник сохранялся и отмечался даже в советское время, как День села.
Перед собой в своем исследовании я поставила следующие задачи:
1. Показав роль праздника в нашем социуме, способствовать возрождению духовности.
2. Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине.
3. На основе знакомства с традиционным праздником нашего села, способствовать приобщению моих сверстников к отечественной культуре, самобытным традициям моего народа.
Кто же такой Иоанн Богослов? Почему ему посвящен праздник нашего села? Почему его имя носила маленькая церковь, построенная переселенцами с Украины казаками – черкасами, а потом и красавец храм, который считался «жемчужиной Правобережья Дона»? За ответами на свои вопросы я обратилась к нашему церковному старосте Мошонкиной Александре Федоровне, а затем к ресурсам Интернета. Я выяснила, что и церковь, и храм освящались 9 октября, а этот день как раз и посвящен Святому Апостолу Иоанну Богослову.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын твой" и к нему: "Се Мати твоя". С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Эфес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Эфес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. Последние годы жизни провёл в городе Ефесе (Эфесе),где и написал одно из четырех Евангелий. О жизни апостола Иоанна в Ефесе существует несколько преданий, есть предание и о его кончине. В нём рассказывается, что в возрасте более 100 лет, почувствовав время отшествия к Богу, святой Иоанн с учениками вышел из Ефеса, повёл приготовить для себя могилу и лёг в неё, приказав засыпать её землёй. Ученики исполнили это, когда же другие ученики апостола узнали о случившемся и раскопали могилу, то ничего в ней не нашли. Из могилы же ежегодно в один из дней стал выступать тонкий прах, исцелявший верующих от многих болезней. Перу Иоанна Богослова принадлежит не только одно из Евангелий, но и пророческая книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова», в которой содержится таинственное символическое изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. Книга эта завершает Новый Завет.
Евангелист Иоанн Богослов почитается наставником живописного, иконного дела, так как, по преданию, он из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца. По данным А.С. Ермолова, к этому дню «должен быть закончен озимый сев в юго-западной России, где вообще сеют гораздо позднее, нежели в остальных губерниях». Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 9 октября по новому стилю. Существует целый ряд примет, которым верят в нашем селе и в наши дни. И, как ни странно, приметы эти сбываются.
Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день.
Дождь со снегом в этот день - трижды в январе ждите сильных оттепелей; солнечно и тепло - июнь будет дождливым и холодным.
В некоторых местах в этот день опасаются есть чеснок и лук, чтобы не появились на теле чирьи.
Наверное, престольный праздник в честь Иоанна Богослова отмечался в нашем селе еще с XVII века, когда возникла на берегу Дона и маленькой речки Колыбелочки Полковничья слобода, основанная казаками атамана и острогожского полковника Ивана Дзиньковского. Переселенцы были православными христианами, поэтому построили небольшую деревянную церковь, которая сгорела в конце XVIII века. В 1808 году Владимир Степанович Тевяшов, владелец Колыбелки, на свои средства построил каменный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который считался самым красивым храмом Правобережья Дона, его жемчужиной. Храм в разные годы посещали Воронежские архиепископы Арсений, Антоний, Епильдефор, Игнатий, Иосиф, Серафим. Престол храма праздновался 26 сентября (9 октября). И во все времена день этот отмечался божественным служением в Храме, играми, выступлениями знаменитого хора (существовал со второй половины XIX века), театральными постановками, в которых принимал участие и сам владелец села. Нужно, наверное, сказать, что до разрушения храма в 1958 году село было одним из непьющих и грамотных.
А с разрушением храма духовность как- будто ушла с колыбельской земли, все больше людей спивается и погибает.
90-е годы ХХ века принесли людям возможность собираться в храмах, верить в Бога. Но храма на колыбельской земле не было. Вот и приспособили местные верующие под руководством церковного старосты Мошонкиной Александры Федоровны под церковь старое здание тевяшовских складов, где когда-то был магазин. Очистили помещение, принесли иконы, три из которых из старого храма, повесили 2 самодельных маленьких колокола. И начали проводить здесь службы приезжающие из города священники отец Иоанн и отец Василий. И приходят люди в храм, чтобы помолиться, стать чище душой. Приходят не только пожилые бабушки, но и молодые люди. Но жива у народа надежда на возрождение храма. Бывший глава администрации Колыбельского сельского поселения Лущиков Николай Васильевич поддержал односельчан. Он обращался с просьбой к лискинским священнослужителям о помощи в возрождении храма на базе сохранившейся церковно-приходской школы. Идею поддержали, но помочь обещали только в установлении Креста при въезде в село, чтобы было оно как бы освящено, и обходили бы его стороной все беды. А колыбельцы стали собирать деньги сами, кто сколько может, на возрождение церкви. Правда, сегодняшний кризис приостановил это движение, но я думаю, что начатое хорошее дело когда-нибудь приведет к доброму завершению. И колыбельский Иоанно Богословский храм будет возрожден! А праздник в честь Иоанна Богослова в советское время стал называться Днем села. Хотя и старые, и молодые люди называют его по – старому Богословом. Сколько помню себя, к этому дню отношение в моей семье особое: к этому дню затевается большая уборка в доме и во дворе, готовятся разнообразные угощения, бабушка всегда подолгу стоит у икон и тихо молится. А утром начинается перезвон маленьких колоколов нашей церкви, иногда приезжают на службу священники из Лисок и там собирается большое количество народа. Ведь жива вера у людей! Приезжают гости из разных мест, и начинается Праздник. Как рассказывала мне бабушка, и в советское время он сопровождался спортивными мероприятиями, играми (например, лазили на столб за подарками, перетягивали канаты), большим концертом в сельском Доме культуры, в котором и я принимаю участие. Иногда приезжают артисты из других сел и из районного центра. А последние 4 года праздник заканчивается большим вечерним фейерверком. Кроме этого проводятся ярмарки, где можно купить всякую всячину. И кругом радостные лица, веселье!
Заключение.
Свою работу я писала с уверенностью, что нас, членов краеведческого кружка «Поиск» при школьном музее «Колыбельский родничок», услышат люди, у которых есть душа, живы традиции меценатства, которыми сполна обладал род Тевяшовых, построивших храм в Колыбелке. И тогда не погибнут те здания, которым сегодня уже под 200 лет: здание церковно- приходской школы, дом управляющего, склад, а также памятник природы - панский сад, которому идет 2-я сотня лет, а он продолжает плодоносить и радовать нас своей красотой. Что постепенно возродятся традиции моего родного села, так богатого талантливыми людьми. И еще хочется надеяться, что нам помогут в возрождении утраченной души колыбельской земли – храма Иоанна Богослова. Просто очень хочется в это верить!
Для написания своей работы я использовал следующую литературу:
1) Афанасьев И.А., ТовкациерА.Б. Колыбелка. Хроника старинного русского села. Лиски, 2003 г
2)Афанасьев И.А. Под сенью Богословской церкви. «Лискинские известия» от 4 апреля 2000 г
3) Афанасьев И.А. Был красивым, право слово, храм Иоанна Богослова. «Лискинские известия» от 5 июня 2001 г
4) Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь. С –П., «Азбука – классика», 2009.
5) Скузоватова О. Жемчужина Правобережья Дона. «Молодой коммунар» № 86 от 7 августа 2010 г г
6) Сборник «Люби и знай родной край» под ред. Б.Я.Табачникова. Воронеж, 2008г
7) Ресурсы Интернета.
8) Записи рассказов местных жителей.
Сказка об осеннем ветре
Император Акбар и Бирбал
Отчего синичка развеселилась
5 зимних аудиосказок
Снежная сказка