Несмотря на то, что компьютеры и ноутбуки играют очень важную роль (а порой и вовсе незаменимы) в жизни современного человека, продолжительное (более 2 часов в день) пользование ими неминуемо приводит к стойкому ухудшению здоровья с формированием специфических заболеваний.
Я решил провести исследование среди учащихся моей школы и выяснить, а знают ли они о том, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить своему здоровью.
Вложение | Размер |
---|---|
fomenko_v_kompyuter_i_chelovek.doc | 177 КБ |
Краевая научно-практическая конференция школьников «Эврика - Юниор».
Россия
Краснодарский край
Научно-исследовательская работа
КОМПЬЮТЕР И ЧЕЛОВЕК
Секция: Естественно-научная.
Автор:
Фоменко Владислав Дмитриевич
Учащийся 5 «А» класса, МОБУ СОШ №1
Краснодарский край, г. Кореновск,
ул. Мира д. 212.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1, г. Кореновска
Евтухова Татьяна Владимировна
г. Кореновск, 2011
«Компьютер и человек»
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Влияние компьютера на человека………... ...………………………………..........................5 Описание проведенного исследования………………………………………………………..8
Заключение.…………………………………………………………………………………….11
Список литературы……..……………………………………………………………………...13
Приложение……………………………………………………………………………………14
«Компьютер и человек»
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Введение
Революционным изобретением XX века стал компьютер. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых.
В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Париже или маленьком городе. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны.
С другой, – множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз, и ожирение, – можно перечислит еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой “компьютерной зависимости”, когда ребенок или взрослый проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.
О чем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.
Почему же именно компьютер вызывает такой накал страстей? А то, что во многих публикациях речь идет именно о таком “страстном” отношении к компьютеру доказывает “черно-белый” характер большинства публикаций – компьютер или друг, или враг третьего не дано. На мой взгляд, это связано с тем, что компьютер для большинства взрослых – относительно новое явление. Примерно так же в 40–50 г.г. относились к телевидению, возлагая на него большие надежды и ожидая всяческих бед. Время прошло. Телевизор стал обычным бытовым предметом, и теперь все понимают, что дело не в нем, а в том, насколько мы научились правильно относиться к нему: выбирать программы для просмотра, соблюдать гигиенические требования и т.п.
Так же и с компьютером. Ведь многие проблемы, которые описываются, как связанные с компьютером, на самом деле могут быть описаны и в связи с многими другими аспектами жизни. Например, чтение – столь же “сидячая деятельность”. оно часто также отрицательно влияет на зрение, может способствовать ожирению и т.п. Дети, которые всему предпочитают чтение книг, часто бывают неловкими и неумелыми. И, думаю, все мы знаем, что далеко не всякая книга является “учебником души”.
Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых – компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей (и, кстати, взрослых тоже), которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь (отсюда взрослые “трудоголики” и ограничивающие свою жизнь только учебой школьники).
Хотим мы или не хотим этого (а мне кажется, что очень многие взрослые этого хотят) компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому, на мой взгляд, нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.
«Компьютер и человек».
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Влияние компьютера на человека
Компьютеры появились очень давно в нашем мире, но только в последнее время их начали так усиленно использовать во многих отраслях человеческой жизни. Ещё десять лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер — они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь самих обитателей дома.
Сейчас невозможно представить себе жизнь и работу человека практически любой профессии без этой поистине уникальной вещи. Современный врач, к примеру, не имея возможности отслеживать изменения в диагностических критериях и лечебных схемах, невосполнимо отстаёт, утрачивая свою квалификацию. Экономист или юрист просто обязан быть в курсе всех изменений в законодательстве. И делать это невозможно без компьютера. Однако постоянная работа не только за монитором, но и вблизи с компьютером и периферическими устройствами неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья человека.
У людей, систематически работающих за мониторами компьютеров от 2 до 6 часов в сутки, функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем у людей, которые не пользуются компьютерами. Болезни дыхательной системы регистрируются в среднем в 1,9 раза чаще, болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раза чаще. С увеличением средней продолжительности работы на компьютере соотношение здоровых и больных среди пользователей резко возрастает.
Сейчас стало модно покупать детям компьютер и радоваться, глядя, как ребёнок «режется» в компьютерные игры. Родителям, да и самим подросткам, следует знать, что длительное «завороженное» сидение за компьютером — видеомания — может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна. И не только у детей. Если у человека бывают невротические расстройства, надо вообще уменьшить время занятий, поскольку компьютер может усилить отклонения. По мнению многих врачей, компьютерные игры по своему воздействию подобны наркотикам.
Интересно привести несколько примеров показательных исследований влияния компьютеров на здоровье человека, проводившихся в различных странах мира. (1)
1. У пользователей ПК в 8 раз больше дней нетрудоспособности по болезни (США, 1982-1990 гг.);
2. Обследование 1583 женщин, проведенное в Окленде (штат Калифорния, США) Кайзеровским медицинским центром, показало, что для женщин, более 20 часов в неделю пользующихся компьютерами, риск выкидыша на ранних и поздних стадиях беременности на 80% выше, чем для женщин, которые выполняют ту же работу без дисплейных терминалов.
3. По данным ученых Швеции, существует 90% вероятности, что у женщин-пользователей ПК в 1,5 раза чаще случаются выкидыши; у них рождается детей с врожденными пороками в 2,5 раза больше, чем у женщин других профессий.
4. У людей, проведших за компьютером 45 минут, значимо изменяются гормональное состояние и биотоки мозга (ЦЭМБ РФ);
5. У пользователей появляются рези в глазах, головные боли, повышенная утомляемость, нервозность, половые расстройства, расстройства сна, наблюдаются выпадение волос, боли в пояснице, в животе, в кистях рук.
6. У школьников в возрасте 10 лет за 20 минут работы за ПК в 1,5 раза снижается умственная активность, происходит резкое изменение химического состава мочи. Из научных данных известно, что аналогичное по минеральному составу изменение соответствует онкологическим заболеваниям и заболеваниям, связанным с умственной отсталостью;
7. У более чем 1200 обследованных служащих, работающих на ПК в течение трех месяцев, наблюдалось: ухудшение зрения (46,6%), раздражительность (36,7%), осложнения беременности (27%), выкидыши (20%) (Япония).
В экономически развитых странах, где давно уже принято обращать внимание на сохранение здоровья работающего населения, существует даже перечень профессиональных заболеваний лиц, чья работа сопряжена с постоянным пользованием компьютером. Приведу некоторые из них.
К зрительному утомлению пользователя ПК относят целый комплекс симптомов: появление «пелены» перед глазами, глаза устают, болят; появляются головные боли, нарушается сон, изменяется психофизическое состояние организма. Необходимо отметить, что жалобы на зрение могут быть связаны как с упомянутыми выше факторами работы с монитором, так и с условиями освещения, состоянием зрения оператора и др. Существуют данные о развитии миопии (близорукость) у пользователей ПК. По данным исследования, проведённого в Калифорнийском университете (США), из 150 человек, работающих у мониторов в среднем по шесть часов в день в течение 4 лет, у 100 человек наблюдалась проблема с фокусировкой зрения.
Синдром длительной статической нагрузки (СДСН). У пользователей компьютеров развивается мышечная слабость, изменения формы позвоночника. В США признано, что СДСН - профессиональное заболевание офисных работников с самой высокой скоростью распространения. При вынужденной рабочей позе, при статической мышечной нагрузке мышцы ног, плеч, шеи и рук длительно пребывают в состоянии сокращения. Поскольку мышцы не расслабляются, в них ухудшается кровоснабжение; нарушается обмен веществ, накапливаются биопродукты распада, и в частности молочная кислота. У женщин с синдромом длительной статической нагрузки делали биопсию мышечной ткани, в которых было обнаружено резкое отклонение биохимических показателей от нормы.
Пользователи компьютеров и ноутбуков часто находятся в состоянии стресса. По данным Национального института охраны труда и профилактики профзаболеваний (США), пользователи ПК в большей степени, чем другие профессиональные группы, включая авиадиспетчеров, подвержены развитию стрессовых состояний. При этом у большинства пользователей работа на компьютере сопровождается значительным умственным напряжением.
Показано, что источниками стресса могут быть: вид деятельности, характерные особенности компьютера, используемое программное обеспечение, организация работы, социальные аспекты. Работа на ПК имеет специфические стрессорные факторы, такие как время задержки ответа (реакции) компьютера при выполнении команд человека, «обучаемость командам управления» (простота запоминания, похожесть, простота использования и т.н.), способ визуализации информации и т.д. Пребывание человека в состоянии стресса может привести к изменениям настроения человека, повышению агрессивности, депрессии, раздражительности. Зарегистрированы случаи психосоматических расстройств, нарушения функции желудочно-кишечного тракта, нарушение сна, изменение частоты пульса, менструального цикла. Пребывание человека в условиях длительно действующего стресс-фактора может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Экспериментально было доказано, что электромагнитные поля возле монитора ноутбука способствуют отложению аэрозольных частиц на лице и что в зависимости от природы аэрозольных загрязняющих частиц у некоторых чувствительных лиц могут возникать те или иные кожные реакции. В научной литературе описаны случаи развития дерматита на лице у пользователей ПК. Дерматит исчезал, если пользователей отстраняли от работы с компьютером. Высказывается предположение, что экзема развивается из-за наличия электростатического поля.
Весьма распространенным у пользователей ПК является поражение сухожилий кистей рук, т.н. «запястный синдром». Люди жалуются на боли в запястьях. В дальнейшем возможно развитие контрактур. Надо быть просто слепцом, чтобы не признать состоявшимся фактом крайне негативное влияние на здоровье человека компьютеров. (1)
Несмотря на то, что компьютеры и ноутбуки играют очень важную роль (а порой и вовсе незаменимы) в жизни современного человека, продолжительное (более 2 часов в день) пользование ими неминуемо приводит к стойкому ухудшению здоровья с формированием специфических заболеваний.
Этим летом компьютер появился в моей жизни и стал занимать все мое свободное время. Это очень обеспокоило моих родителей, и они мне предложили узнать о влиянии компьютера на здоровье человека. Я стал изучать статьи ученых и понял, что был совсем безграмотным пользователем компьютера. Я решил провести исследование среди учащихся моей школы и выяснить, а знают ли они о том, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить своему здоровью.
Описание проведенного исследования.
Учащимся 3-11 классов была предложена анкета, которая содержала 8 вопросов.
Результаты исследования
Вопросы и ответы | Классы | ||||||||
3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
| |||||||||
гуляю, сплю | 50% | 10% | 30% | 30% | 30% | 30% | 20% | 10% | 20% |
- занимаюсь спортом, танцами, музыкой | 10% | 30% | 20% | 20% | 30% | 20% | 20% | 35% | 10% |
- за компьютером | 10% | 40% | 40% | 20% | 10% | 40% | 50% | 50% | 40% |
- читаю, смотрю телевизор | 30% | 20% | 10% | 30% | 30% | 10% | 10% | 5% | 30% |
| |||||||||
- да | 99 % | ||||||||
- нет | 1% | ||||||||
| |||||||||
- до 1 часа | 100% | 40% | 35% | 50% | 10% | - | 10% | - | |
- до 2 часов | - | - | 60% | 60% | 50% | 60% | 50% | 60% | 40% |
- более 2 часов | - | - | - | 5% | - | 30% | 50% | 30% | 60% |
| |||||||||
- да | 100% | 95% | 90% | 90% | 90% | 80% | 70% | 90% | |
- нет | - | - | 5% | 10% | 10% | 10% | 20% | 30% | 10% |
| |||||||||
- усталость | 10% | 20% | 20% | 20% | 30% | 20% | 30% | 20% | 20% |
- боль в глазах | 20% | 20% | 30% | 20% | 30% | 30% | 40% | 40% | 40% |
- боль в спине | 10% | 15% | 10% | 20% | |||||
| |||||||||
- подготовка к урокам | - | - | 10% | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% |
- общение | 10% | 10% | 20% | 10% | 20% | 30% | 40% | 30% | 20% |
- игры | 90% | 90% | 70% | 80% | 60% | 40% | 20% | 20% | 20% |
| |||||||||
- да | 5% | 5% | 15% | 10% | 5% | 10% | 15% | 5% | 10% |
- нет | 95% | 95% | 85% | 90% | 95% | 90% | 85% | 95% | 90% |
| |||||||||
- до 1 часа | 100% | 20% | 30% | 20% | 10% | 10% | - | - | |
- более 1 часа | - | - | 80% | 70% | 80% | 90% | 90% | 100% |
Выводы
Исходя из ответов, можно сделать вывод:
«Компьютер и человек».
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Заключение
Компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.
Почему же именно компьютер вызывает такой накал страстей? А то, что во многих публикациях речь идет именно о таком “страстном” отношении к компьютеру доказывает “черно-белый” характер большинства публикаций – компьютер или друг, или враг третьего не дано. На мой взгляд, это связано с тем, что компьютер для большинства взрослых – относительно новое явление. Примерно так же в 40–50 г.г. относились к телевидению, возлагая на него большие надежды и ожидая всяческих бед. Время прошло. Телевизор стал обычным бытовым предметом, и теперь все понимают, что дело не в нем, а в том, насколько мы научились правильно относиться к нему: выбирать программы для просмотра, соблюдать гигиенические требования и т.п.
Так же и с компьютером. Ведь многие проблемы, которые описываются, как связанные с компьютером, на самом деле могут быть описаны и в связи с многими другими аспектами жизни. Например, чтение – столь же “сидячая деятельность”. оно часто также отрицательно влияет на зрение, может способствовать ожирению и т.п. Дети, которые всему предпочитают чтение книг, часто бывают неловкими и неумелыми. И, думаю, все мы знаем, что далеко не всякая книга является “учебником души”.
Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых – компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей (и, кстати, взрослых тоже), которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь (отсюда взрослые “трудоголики” и ограничивающие свою жизнь только учебой школьники).
Хотим мы или не хотим этого (а мне кажется, что очень многие взрослые этого хотят) компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому, на мой взгляд, нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.
И самое главное необходимо быть грамотным пользователем и знать все правила работы за компьютером. Именно поэтому я хочу, чтобы мои друзья и старшеклассники нашей школы знали все правила и соблюдали их для того, чтобы оставаться здоровыми и успешными людьми.
«Компьютер и человек».
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Список использованной литературы.
Краевая научно-исследовательская конференция школьников
«ЭВРИКА-ЮНИОР»
ПРИЛОЖЕНИЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
КОМПЬЮТЕР И ЧЕЛОВЕК
Секция: Естественно-научная.
Автор:
Фоменко Владислав Дмитриевич
Учащийся 5 «А» класса, МОБУ СОШ №1
Краснодарский край, г. Кореновск,
ул. Мира д. 212.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1, г. Кореновска
Евтухова Татьяна Владимировна
г. Кореновск,
2011
Приложение 1.
«Компьютер и человек».
Фоменко Владислав Дмитриевич
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 5 «А» класс
Класс________________
А Н К Е Т А
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Почему Уран и Нептун разного цвета
10 осенних мастер-классов для детей
Тигрёнок на подсолнухе
В Китае испытали "автобус будущего"
Домик зимней ночью